.RU

*   *   * - Возникновение философии на фоне мифа


*   *   *
Идея сверхчеловека непосредственно связана с проблемой времени, с загадкой Сфинкса. В этом ее привлекательность и опасность, поэтому она так сильно действует на души людей.

Как было указано выше, современная психология утратила понимание опасности некоторых тем, идей и вопросов. В этом ее недостаток. Даже в самой примитивной философии, где подразделяли идеи на божественные и человеческие, лучше понималось существование разных порядков идей. Современное мышление совершенно не признает этого. Существующая психология и теория познания не учит нас различать порядки идей, не указывает, что есть идеи очень опасные, к которым нельзя подходить без долгой и сложной подготовки. Это происходит потому, что современная психология вообще не считается с реальностью идей, не признает эту реальность. Для современного ума идеи – это отвлечения от фактов; в наших глазах самостоятельного существования идеи не имеют. Потому, коснувшись некоторых идей, мы так больно обжигаемся. Для нас реальны "факты", которые в действительности не существуют, и нереальны идеи, которые только и существуют.

Древняя и средневековая психология лучше понимала положение человеческого ума по отношению к идеям. Она знала, что ум не может правильно относиться к идеям, пока ему не ясна их реальность. И далее, она понимала, что ум не может сразу и в беспорядке воспринимать какие угодно идеи, т.е. не может без всякой подготовки переходить от идей одного порядка к идеям другого порядка; она сознавала опасность неправильного и беспорядочного подхода к идеям. Вопрос в следующем: в чем должна заключаться подготовка? О чем говорят аллегории мистерии и магических ритуалов?

Прежде всего о необходимости соответствующих знаний для каждого порядка идей. Есть вещи, которых без предварительных знаний касаться нельзя.

Мы это прекрасно понимаем в других областях. Нельзя, например, без соответствующих знаний обращаться со сложной машиной; нельзя без знаний и практики управлять паровозом; нельзя, не зная всех деталей, касаться мощной электрической машины.

Человеку показывают электрическую машину, объясняют ее устройство и говорят: "Если дотронетесь вот до этих частей – смерть." И всякий понимает, что для знания машины нужно долго и упорно учиться. И понимает также, что машины разного рода требуют разных знаний, что, научившись обращаться с машиной одного рода, не удастся управлять всеми.

Идея – это машина огромной силы. Но именно этого не сознает современная психология.

Всякая идея есть сложная и тонкая машина. Чтобы обращаться с ней, нужно, прежде всего, обладать многими чисто теоретическими знаниями, а также иметь большой опыт и практическую подготовку. При неумелом обращении с идеей происходит ее взрыв, начинается пожар, идея горит и сжигает все вокруг.

С точки зрения современного понимания, вся опасность ограничивается неправильным выводом, на этом все кончается. В действительности, все не так. Один неправильный вывод влечет за собой целый ряд других. Некоторые идеи настолько могущественны, настолько потенциальны, что как правильный, так и неправильный вывод из них непременно даст огромные результаты. Есть идеи, которые затрагивают самые потаенные уголки нашей души и, раз затронув, навсегда оставляют в них след. И при этом, если идея воспринята неправильно, то и след от нее остается неправильной, сбивающий с прямого пути, отравляющий жизнь.

Именно так действует неправильно воспринятая идея сверхчеловека. Она отрывает человека от жизни, поселяет в его душе глубокий разлад, лишает его того, что у него было, ничего не давая взамен.

Но виновата в этом не идея, а неправильный подход к ней.

В чем же тогда должен заключаться правильный подход?

Поскольку идея сверхчеловека соприкасается с проблемой времени и с идеей бесконечного, то, не выяснив способов подхода к проблеме времени и к идее бесконечного, нельзя касаться идеи сверхчеловека. Проблема времени и идея бесконечности содержат законы действия машины.

Не зная этих законов, человек не будет знать, какое действие произведет его прикосновение к машине, поворот того или иного рычага.

Проблема времени – величайшая загадка, стоящая перед человечеством. Религиозное откровение, философская мысль, научное исследование и оккультное знание – все сходятся на одном, на проблеме времени, – и все приходят к ее одинаковому решению.

Времени нет! Нет непрерывного и вечного возникновения и исчезновения явлений. Нет вечного фонтана являющихся и исчезающих событий. Все существует всегда! Есть только вечное настоящее, Вечное Теперь, которого не в силах ни охватить, ни представить себе слабый и ограниченный человеческий ум.

Но идея "вечного теперь" вовсе не есть идея холодной и беспощадной предопределенности, точного и непременного предсуществования. Совершенно неверно сказать, что раз все уже существует, раз уже существует далекое будущее, раз наши поступки, мысли и чувства существовали десятки, сотни и тысячи лет и будут существовать всегда, – то значит нет жизни, нет движения, нет роста, нет эволюции.

Люди говорят так и думают, ибо они не понимают бесконечного и хотят измерить глубины вечности своим слабым, ограниченным, конечным умом. Разумеется, они получат самое безнадежное решение, какое только может быть. Все есть, ничто не может измениться, все существует заранее и извечно. Все мертво, все неподвижно в застывших формах, среди которых бьется наше сознание, создавшее себе иллюзию движения, движения, которого в действительности нет.

Но даже такое слабое и относительное понимание идеи бесконечности, которое доступно ограниченному интеллекту человека (при условии, что оно развивается в правильном направлении), достаточно для того, чтобы разрушить "этот мрачный фантом безнадежной неподвижности".

Мир есть мир бесконечных возможностей.

Наш ум следит за развитием возможностей всего в одном направлении. Но фактически в каждом моменте есть множество возможностей, огромное их число. И все они осуществляются, только мы этого не видим и не знаем. Мы видим только одно из осуществлений; в этом и заключается бедность и ограниченность человеческого ума. Но если мы попробуем представить себе осуществление всех возможностей настоящего момента, затем следующего момента и т.д. и т.п., мы почувствуем, как мир бесконечно разрастается, непрерывно множится и делается неизмеримо богаче, совершенно не похожи на тот плоский и ограниченный мир, который мы себе нарисовали. Представив себе это бесконечное многообразие, мы ощутим на мгновение "вкус" бесконечности и поймем неправильность и невозможность подхода к проблеме времени с земными мерками. Мы поймем, какое бесконечное богатство времени, идущего во всех направлениях, необходимо для осуществления всех возможностей, возникающих в каждый момент. И поймем, что сама идея возникновения и исчезновения возможностей создается человеческим умом потому, что иначе он разорвался бы и погиб от одного соприкосновения с бесконечным существованием. Одновременно с этим мы ощутим нереальность всех наших пессимистических выводов перед громадностью раскрывающихся горизонтов. Мы почувствуем, что мир бесконечно велик, и всякая мысль о какое-либо ограниченности, о том, что в нем чего-нибудь может не быть, покажется нам просто смешной.

Где же в таком случае искать правильное понимание "времени" и "бесконечности"? Где искать это бесконечное протяжение во всех направлениях от каждого момента? Какие пути ведут к нему? Какие пути ведут к существующему теперь будущему? Где найти правильные методы обращения с ним? Где найти верные способы обращения с идеей сверхчеловека? Вот вопросы, на которые современная мысль не дает никакого ответа.

Но человеческая мысль не всегда была так беспомощна перед этими вопросами. Существовали и существуют иные попытки разрешения загадок бытия.

Идея сверхчеловека принадлежит "внутреннему кругу". В древних религиях и мифах в образе сверхчеловека рисовали высшее "я" человека, его высшее сознание. И это высшее "я", высшее сознание изображали в виде существа, почти отдельного от человека, но как бы живущего внутри него.

От самого человека зависело или приблизиться к этому существу, стать им, или отдалиться от него, даже совсем с ним порвать.

Очень часто образ сверхчеловека как существа далекого будущего, или золотого века, или мифического настоящего символизировал собой это внутреннее существо, высшее "я", сверхчеловека в прошлом, настоящем и будущем.

Что было символом и что реальностью, зависело от характера мышления того, кто мыслил. Люди, склонные к объективному представлению, считали внутреннее символом внешнего. Люди, которые понимали по-иному и знали, что внешнее не означает объективного, считали внешний факт символом возможностей внутреннего мира.

Но в действительности идея сверхчеловека не существовала отдельно от идеи высшего сознания.

Древний мир не был поверхностно материалистическим. Он умел проникать в глубь идеи, находить в ней не один, а много смыслов. Наше время, конкретизировав идею человека в одном смысле, лишило ее всей внутренней силы и свежести. Сверхчеловек как новый зоологический вид прежде всего скучен. Он возможен и допустим только как "высшее сознание".

Что же такое высшее сознание?

Здесь, однако, необходимо заметить, что всякое деление на "высшее" и "низшее" (как, например, деление математики на высшую и элементарную) искусственно. В действительности, конечно, низшее есть не что иное, как неправильное, ограниченное представление о целом, а высшее – более широкое и менее ограниченное понимание. По отношению к сознанию этот вопрос о "высшем" и "низшем" стоит так: низшее сознание есть ограниченное самосознание целого, тогда как высшее сознание есть более полное самосознание.

Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя. Некогда вы были обезьяной, и даже теперь еще человек – больше обезьяна, чем иная из обезьян.

В этих словах Заратустры, разумеется, нет "теории Дарвина". Ницше говорил о мучительном разладе в душе человека, о борьбе прошлого с будущим. Он понимал трагедию человека, заключающуюся в том, что в его душе одновременно живут червь, обезьяна и человек.

В каком же отношении стоит такое понимание идеи сверхчеловека к проблеме времени и идее бесконечности? И где искать "время" и "бесконечность"?

Тоже в душе человека! – отвечают древние учения. – Все внутри человека, и ничего внешнего.

Как это нужно понимать?

Время – это не условие существования вселенной, а условие восприятия мира нашей психикой, налагающей на мир условия времени, потому что иначе она не может себе его представить.

Западная мысль, по крайней мере ее эволюционирующая часть, та, которая не ставит себе догматических преград, также находит "дальнейшие возможности изучения проблемы времени в переходе к вопросам психологии" (Минковский).

Этот "переход к вопросам психологии" в проблемах пространства и времени, о необходимости которого говорит Минковский, означает для естественных наук не что иное, как принятие положения Канта о том, что пространство и время суть формы нашего чувственного восприятия и возникают в нашей психике.

Но бесконечность невозможно представить без отношения к пространству и времени. Поэтому, раз пространство и время суть формы нашего восприятия и лежат в нашей психике, значит, и корни бесконечного нужно искать в нашей психике. Вероятно, ее можно определить как бесконечную возможность расширения нашего сознания.

Глубины, скрытые в сознании человека, хорошо понятны философам-мистикам, мысль которых связана с параллельными системами герметической философии, алхимией, каббалой и другими.

"Человек заключает в себе и небо, и ад", – говорили они и часто изображали человека, рисуя в нем разные лица Божества и мир темный и светлый. Они утверждали, что, углубляясь в себя, человек может найти все и достигнуть всего. Чего он достигнет – это зависит от того, что он будет искать и как искать. Они видели в этом не только аллегорию. Душа человека действительно рисовалась им в виде окна или нескольких окон в бесконечность. Человек в обычной жизни представлялся им живущим как бы на поверхности самого себя, не зная и не сознавая того, что именно находится в его глубине.

Если он думает о бесконечности, он мыслит ее как бы вне себя. В действительности же она в нем самом. Сознательно углубляясь в себя, человек может найти бесконечность и соприкоснуться с ней.

Гихтель, мистик XVII столетия, дает рисунок "совершенного человека" в своей замечательной книге "Практическая теософия".

Совершенный человек – это каббалистический Адам Кадмон, т.е. человечество, или человеческий род, копией которого является отдельный человек.

Рисунок представляет фигуру человека, на голове которого (во лбу) изображен Святой Дух; в сердце – Иисус; в солнечном сплетении – Иегова; верхняя часть груди с органами дыхания (и, может быть, с органами речи) изображает "мудрость", или "Зеркало Бога"; а нижняя часть тела с его органами содержит "Темный мир", или "Корень душ в центре вселенной".

Таким образом, на рисунке изображено пять путей в бесконечность внутри человека. Человек может избрать любой из них, и то, что он найдет, будет зависеть от того, каким путем он пойдет.

Человек потому стал таким темным и таким внешним, – говорит Гихтель, – что он ищет очень далеко, над звездным небом, в высшей вечности то, что совсем рядом с ним, во внутреннем Центре души.

Когда душа стремится отвлечь свою волю от внешнего созвездия и покинуть все видимое, дабы обратиться к Богу, в свой Центр, это требует отчаянной работы.

Чем более душа проникает в себя, тем более она приближается к Богу, до тех пор, пока наконец не предстанет перед Святой Троицей. Тогда она достигнет глубочайшего знания.

Внутреннее понимание идеи бесконечности гораздо правильнее и глубже, чем внешнее, и дает более верный подход к идее сверхчеловека, более ясное ее понимание. Если бесконечность пребывает в душе человека, и он может прикоснуться к ней, углубляясь в себя, то и "будущее", и "сверхчеловек" находятся в его душе, и он может найти их в себе, если, конечно, будет правильно искать.

-135-exercises-a-z-cisik-per-na-angl-yaz-a-z-cisik-minsk-bgmu-2010-212-s.html
-137-slesar-po-remohtu-selskohozyajstvehhih-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih.html
-14-7-osobennosti-pitaniya-tehnologiya-vozdelivaniya-saharnoj-svekli.html
-14-neologizmi-infinitiv-i-infinitiv-v-razlichnih-funkciyah.html
-14-pribavochnij-produkt-kak-sredstvo-formirovaniya-sposobnosti-k-tvorchestvu-apologiya-kapitala-politicheskaya-ekon-omiya-tvorchestva.html
-14-zuborezchik-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-etks-vipusk-2-chast-razdeli-litejnie-raboti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-po-discipline-metodika-prepodavaniya-ruchnogo-truda-v-skou-viii-vida-trudovoe-obuchenie-vo-vspomogatelnoj-shkole-neobhodimo-dlya-obshego-razvitiya-rebenka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-emocii-v-strukture-c-mislitelnoj-deyatelnosti-tihomirov-o-k-psihologiya-mishleniya-uchebnoe-posobie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-31-maya-2-iyunya-2008-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vse-narkozavisimie-lgut-allen-karr-legkij-sposob-brosit-pit.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rajonnaya-celevaya-programma-inostrannij-yazik-2007-2009-godi-pasport.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-principi-raboti-izmeritelnih-priborov-provesti-zameri-temperaturnogo-rezhima-v-uchebnom-kabinete-opredelit-otnositelnuyu-vlazhnost.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-tema-obshenie-cheloveka-i-rastenij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-uchitelej-nachalnoj-shkoli-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya-vospitatelyam-gruppi-prodlennogo-dnya-vvedenie.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-shpori-dlya-gosekzamena-chast-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hematologic-aspects-of-hivaids-gematologicheskie-aspekti-vichspida.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-provedeniya-aukciona-besplatno-kazhdomu-uchastniku.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-i-primeneniyu-v-doshkolnom-obrazovanii-igrushek-vudi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-struktura-i-smisl-esteticheskaya-emociya-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-delovie-i-rolevie-igri-1-dolya-zanyatij-provodimih-v-interaktivnoj-forme-po-trebovaniyam-fgos.html
  • books.bystrickaya.ru/ekspressiya-telomerazi-v-immunokompetentnih-kletkah-cheloveka-v-norme-i-pri-immunopatologicheskih-sostoyaniyah-14-03-09-klinicheskaya-immunologiya-allergologiya.html
  • student.bystrickaya.ru/0110-elektroenergiya-stranica-25.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lermontovskie-mesta-pyatigorska-chast-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-ponimaniya-pismennogo-teksta-leksiko-grammaticheskij-test-konkurs-pismennoj-rechi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-pedagogiki-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/229-istoriya-obekta-zadanie-na-diplomnij-proekt-podbor-literaturnih-istochnikov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-sankt-peterburge-predstavyat-knigu-izvestnogo-antropologa-spbgu-provodit-konkurs-molodezhnih-biznes-idej-sredi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shpora-chast-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-v-rossijskoj-ekonomike-chast-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskaz-s-kommentariyami-kotorih-ne-menshe-chem-sam-rasskaz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mrachnaya-shutka-vremya-novostej-romanova-natalya-09112006-206-str-7-gosduma-rf-monitoring-smi-9-noyabrya-2006-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-referata-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-1-kursa-obuchayushihsya-po-napravleniyu-521500-080500-68.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-osorevnovaniyah-po-sportivnomu-orientirovaniyu-na-lizhah-kubok-markirovki-2012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yadernaya-fizika-voprosi-k-ekzamenu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-1-chast-prednaznacheno-dlya-bakalavriata-po-specialnosti-08-00-05-menedzhment-krasnoyarsk-2008-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskovskij-komsomolec-11052011-pensii-uhodyat-v-neizvestnost-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-12-maya-2011-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/chrezvichajnie-situacii-ekologicheskogo-haraktera.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2003-g-stranica-24.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-paskalya-osnovnie-polozheniya-i-formuli.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-izdatelstvo-politehnicheskogo-universiteta-2006.html
  • education.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-drl-eyo-specifika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.