.RU

| 0 ^— о ^^ - страница 4



8

^ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рис. 1. Функциональная модель формирования компетентностного специалиста (процесс верхнего уровня)

гораздо раньше, еще на уровне дошкольного образования. Также должны быть определены подходы к формированию и развитию общих компетенций, которые должны достигать определенного компетентностного уровня при переходе к периодам общего и профессионального образования. Результат компетентностного подхода к развитию индивида должен быть согласован на всех этапах его образовательного и профессионального развития.

Состав общих компетенций не должен быть надуманным и составленным по непонятным принципам. В результате образовательного процесса мы готовим специалистов для дальнейшей трудовой и социальной деятельности. В этом смысле состав общих компетенций должен определяться не только работодателями, но и государством и обществом в целом. Должны быть определены стратегические цели и политика государства, на основе которых и должен определяться состав общих компетенций. Перечни профессиональных компетенций для каждого конкретного направления обучения также должны быть едиными. На рис. 1 и 2 представлены функциональная модель формирования компетентностного специалиста и ее детализация.

Функция планирования является основной и наиболее важной среди выделенных. Именно в данной функции планируется содержание двух остальных. Т.е. в последних двух функциях модели должно быть реализовано то, что уже спланировано в первой функции.

В реализации функции организации учебного процесса важную роль играет его обеспечение, что и должно быть определено при планировании. В функции планирования к итоговой аттестации определяются основные требования к данному процессу, а при ее реализации они должны неукоснительно выполняться.

Необходимо определить, как функционально должна быть реализована функция планирования процесса формирования компетентностного специалиста. На основании анализа разработанных в настоящее время моделей и технологий формирования компетенций, предложенных различными российскими вузами, определяем, что функция планирования процесса формирования компетентностного специалиста должна как минимум удовлетворять следующим критериям [2, 3, 4, 8, 9, 11, 12]:

• модульный подход к содержанию дисциплин;

• компоненты обучения;

• доли трудозатрат в выполнении функций;

• динамика движения деятельности студентов от учебной к профессиональной;

• блочно-модульный подход к содержанию учебного плана;

• процесс формирования компетенций;

• структурирование компетенций на учебные элементы по иерархическим уровням;

• структурирование знаний на учебные элементы по иерархическим уровням.

^ КАЧЕСТОО ИННОВАЦИИ 0БРА300АНИЕ

№0, 2000

i

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

9

Рис. 2. Детализация функциональной модели формирования компетентностного специалиста

Все перечисленные критерии непосредственно относятся к особенностям реализации компетентностного подхода в образовании. Но, как известно, результатом планирования образовательного процесса в высшем профессиональном образовании должны быть основная образовательная программа ВПО по специальности или направлению подготовки и учебно-методические комплексы дисциплин. Поэтому, кроме перечисленных критериев в результате планирования должны быть определены1,2:

• последовательность реализации ООП ВПО по годам обучения, включая виды и формы учебных занятий, практики, каникулы;

• цели освоения дисциплины (или модуля, практики) в компетентностной форме;

• содержание дисциплины (модуля), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в зачетных единицах;

• рекомендуемые технологии обучения;

• формы организации самостоятельной работы (домашние задания, консультации, рефераты, курсовые работы, проекты и др.);

1 Проект ФГОС ВПО. Утвержден заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А. Г. Свина-ренко 22 февраля 2007 года.

2 Разработана Министерством образования и науки Российской Федерации: "Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования".

• формы текущего и промежуточного контроля. Методика планирования процесса формирования

компетентностного специалиста представлена на рис. 3.

Все необходимые элементы планирования процесса формирования компетентностного специалиста размещаются в методическом комплексе по формированию и развитию компетенций, включающем в себя по каждой конкретной компетенции:

• карты формирования и развития компетенций;

• элементы воспитательной работы;

• методы оценки формирования и развития компетенций.

Рассмотрим содержание методического комплекса по формированию и развитию компетенций более подробно.

^ Карта формирования и развития компетенций

Определение предельных уровней шкал измерения компетенций направления подготовки

Планирование процесса формирования компетентностного специалиста должно начинаться с определения конечного результата.

Конечным результатом образовательного процесса вуза, основанного на компетентностном подходе, является компетентностный уровень выпускника. Что же представляет собой этот уровень?

№8, 2000

^ КАЧЕСТВО ИННОВАЦИИ ОБРАЗВВАНИЕ

i

10

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рис. 3. Методика планирования процесса формирования компетентностного специалиста

Как известно, ФГОС ВПО определяет обязательный перечень компетенций для каждого направления подготовки. Дополнительный перечень универсальных и профессиональных компетенций формирует вуз. Таким образом, первоначально определяются и утверждаются окончательные перечни компетенций, которые необходимо сформировать в ходе реализации учебного процесса.

Необходимо отметить следующее: входными данными функции планирования процесса формирования компетенций является перечень компетенций по направлениям подготовки, который должен обсуждаться с работодателями, преподавательским составом вуза (выпускающей кафедры) в соответствии с динамикой развития данной профессиональной деятельности и с учетом мнения специалистов в данной области, а также опыта передовых и зарубежных вузов.

Как показывает практика, работодателям бывает иногда не просто сформулировать основные компе-тентностные требования к выпускнику самостоятельно. Целесообразно проект перечня формировать в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и квалификационной характеристикой специалиста и предлагать его на обсуждение работодателям. Одновременно следует предложить работодателям оценить перечень компетенций с позиции важности и

приоритетности каждой из них для будущей профессиональной деятельности.

Это позволит более четко определить объем и качественное содержание учебного процесса по наиболее важным компетенциям. Фактически - это выполнение критерия «определение доли трудозатрат в выполнении функций». Со своей стороны вклад в качественное планирование могут внести и государственные департаменты, разрабатывающие квалификационные характеристики специалистов, определяя наиболее важные компетенции для каждой профессиональной деятельности.

При наличии перечня компетенций для каждого направления подготовки в конкретном вузе далее следует определить компетентностный уровень выпускника в виде определения конечного уровня шкалы измерения каждой компетенции, которого можно достигнуть при обучении в вузе. Как уже упоминалось ранее, для того, чтобы можно было установить результат обучения в новых условиях, необходимо определить и описать шкалы измерения всех компетенций, которые могут использоваться в различных направлениях подготовки.

Шкала измерения компетенций должна содержать все возможные уровни проявления компетенций: от уровня учебной до максимально возможного уровня профессиональной деятельности. Далее вуз

^ КАЧЕСТОО ИННОВАЦИИ 0БРА300АНИЕ

№0, 2000

i

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

11

Таблица 1. Пример оформления формы определения шкал измерения компетенции "Проектная деятельность" и их детализация

Уровни шкалы компетенции

Содержательные результаты развития компетенции

1. Знание базовых основ и общих подходов проектной деятельности

Студент должен знать:

• особенности проектной деятельности;

• фазы проекта и жизненный цикл;

• рамки (ограничения) проекта;

• основные характеристики проекта;

2. Знание инструментов (методы и методик) проектной деятельности

Студент должен знать:

• структуру и содержание основных документов проекта;

• методику структуризации целей проекта;

• методики определения плана мероприятий и промежуточных продуктов проекта;

• методики оценки риска проекта;

• сетевой график;

• календарный график;

• методику определения ресурсов проекта;

3. Знание особенностей формирования и функционирования команды проекта

Студент должен знать:

• требования к формированию команды;

• организационные и психологические роли участников проекта;

• этапы формирования команды;

• разрешение конфликтов в команде проекта;

определяет «вилку» (нижний и верхний уровень) возможного развития каждой конкретной компетенции при обучении в данном вузе. Перечень определенных уровней достижения компетенций и будет являться компетентностной характеристикой выпускника.

Если результат образовательного процесса определяется как перечень компетенций, то и планирование должно начинаться с определения процесса формирования и развития компетенций. Базовой основой для функции планирования будет являться шкала измерения конкретной компетенции до установленного уровня ее достижения. Структура шкалы измерения уровней компетенции может иметь следующий вид:

1. Область знаний, необходимых для формирования компетенции.

2. Область умений.

3. Область навыков (в т.ч. владение навыками, как при стандартных, так и нестандартных решениях и ситуациях).

4. Область проявления компетенции в профессиональной деятельности (учебной, моделируемой, практической).

Внутри каждой выделенной области в обобщенном виде формулируются уровни развития компетенции, которые в последующем будут представлены единой шкалой измерения компетенции от 1-го или 0-го базового уровня до конечного, в пределах возможностей образовательного процесса каждого конкретного вуза. Области знаний, умений, владения навыками должны быть определены в общем, чтобы не переутверждать часто содержание шкал измерения

компетенций и дать возможность обеспечить вариативность основной образовательной программы в различных вузах.

Детальное описание уровней шкал измерения компетенций по компонентам: знания, умения, навыки и последующие проявления компетенций

Следующим этапом планирования процесса формирования компетенций должно быть более детальное определение результатов образовательного процесса в соответствии с требованиями проекта ФГОС ВПО по элементам: знать, уметь, владеть навыками. Данная детализация позволит не только качественно и однозначно определить результат образовательного процесса, но и впоследствии более точно определить трудоемкость отдельных дисциплин, а также их содержание, требуемые формы, методы и технологии обучения. В таблице 1приведен пример описательной части результата в области развития компетенции «Проектная деятельность».

Данные, полученные в результате детализации, являются обязательными элементами ООП ВПО и, одновременно, составляют базовую основу для формирования УМК дисциплин направления подготовки.

Определение дисциплин, в которых будет формироваться и развиваться каждая компетенция и компонент обучения, видов и форм учебных занятий, практик

Традиционный подход к формированию основной образовательной программы и учебного плана в своей основе содержит перечень дисциплин, которые необходимо изучить в ходе реализации образова-

№8, 2000

^ КАЧЕСТВО ИННОВАЦИИ ОБРАЗВВАНИЕ

i

12

контроль шестой подготовки специалистов

Таблица 2. Форма определения дисциплин, видов и форм учебных занятий и практик

Уровни шкал компетенций

Содержательные результаты развития компетенции

Дисциплины

Виды и формы учебных занятий

К/р или к/п

Виды практик







Пек.

Практ.

Лаб. раб.

Сам. Раб.



























































Таблица 3. ^ Форма определения компонент обучения

Уровни шкал компетенций

Содержательные результаты развития компетенции

Функции преподавателя

Роли преподавателя

Функции студента

Совершаемые студентом действия























































тельного процесса. Через изучение дисциплин будет осуществляться и новый процесс - формирование и развитие компетенций. Разница между традиционным и компетентностным подходами состоит в том, что в новом подходе будет четко определено при изучении каких дисциплин и как будет развиваться каждая компетенция. Это позволяет связать между собой отдельные области профессиональной деятельности и обеспечить междисциплинарные связи.

Данный этап планирования осуществляют все преподаватели и кафедры, участвующие в образовательном процессе направления подготовки. Формирование и развитие компетенций планируют преподаватели выпускающей кафедры, универсальных - преподаватели соответствующих кафедр с совместным обсуждением с коллегами выпускающей кафедры.

Планирование удобно осуществлять в формах в виде таблиц. Определение дисциплин, форм учебных занятий и практик удобно размещать в одной форме (табл. 2 ).

Уровни шкал компетенций и содержательные результаты развития компетенции определены на предыдущем этапе. На данном этапе необходимо определить виды и формы учебных занятий и практик по каждому из содержательных элементов развития компетенции. В графах «лекция», «практика», «лабораторные работы», «самостоятельная работа студентов» следует в ячейках, соответствующих содержательным результатам развития компетенции, поставить плюсы и галочки, а содержание видов учебных занятий можно более конкретно определить позднее, при формировании УМК дисциплин. Либо уже на данном этапе можно определить, какие из них следует применить. Возможные варианты следующие: информационная лекция, проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, лекция-визуализация; семинары, семинары-дискуссии, семинары-исследования, лабораторная работа, практикум; анализ профессиональных ситуаций, имитационная, ролевая игра, деловая игра, тренинг,

решение кейс-заданий; домашние упражнения, самостоятельное конспектирование, рефераты и др.

В графе «К/р или к/п» проставляется (для достижения каких результатов развития компетенции это необходимо) соответствующая отметка («курсовая работа» или «курсовой проект»). В последней графе определяются конкретные виды практик, в результате которых возможно достижение того или иного уровня развития компетенции. Это позволит использовать данные формы при планировании содержательных программ практик.

Планирование компонентов обучения целесообразно разместить в отдельной форме (табл. 3).

Рассмотрим более подробно процесс возможного определения компонент обучения. В качестве вариантов могут быть использованы следующие виды компонент обучения [3].

Функции преподавателя:

• предъявление и закрепление информации в виде образцов знания и опыта;

• включение студентов в решение задач и разрешение учебных проблемных ситуаций;

• включение студентов в разрешение профессиональных исследовательских проблем и задач и др.

Роли преподавателя:

• преподаватель - умеет структурировать тему, предмет, дисциплину;

• эксперт-практик - имеет профессиональную практику, знает новейшие инструменты;

• игротехник - умеет использовать игровые методы;

• модератор - умеет организовать общие дискуссии;

• тренер - умеет тренировать технику, навык и др. Функции студента:

• участие в лекции-дискуссии, проблемной лекции;

• индивидуальная и совместная работа с текстами (слушание, чтение, письмо, говорение), включая конспектирование (план-конспект, конспект-схема) и реферирование;

• индивидуальное и совместное разрешение проблем и задач квазипрофессиональной деятельности;

^ КАЧЕСТВО ИННОВАЦИИ ОБРАЗВВАНИЕ

№В, 2000

i

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ !

• индивидуальное и совместное разрешение проблем и задач учебно-профессиональной деятельности и др.

Совершаемые студентами действия и поступки:

• преимущественно перцептивные, мнемические, речевые действия по усвоению, восприятию и воспроизведению учебной информации;

• предметные действия и поступки в ситуациях, моделирующих предметное, социальное содержание профессиональной деятельности;

• предметные действия и поступки в моделируемых и реальных ситуациях профессиональной деятельности и др.

Определение последовательности изучения дисциплин и их трудоемкости в часах и зачетных единицах

На данном этапе следует определить последовательность изучения дисциплин. Данная последовательность должна определяться на основе составленных карт формирования и развития компетенций (таблица 2) с соблюдением установленного в них порядка. При этом следует учитывать разницу в структурах универсальных и профессиональных компетенций и правила их взаимодействия.

В начальном периоде обучения следует изучать дисциплины, в которых формируются универсальные компетенции. При формировании профессиональных компетенций планировать в учебном процессе (где это возможно) и дальнейшее развитие универсальных. Для формирования у студентов четкого представления о будущей профессиональной деятельности и осознанного подхода к участию в образовательном процессе необходимо в первом семестре изучать дисциплину «Введение в специальность» (как это было принято ранее в российских вузах).

Как известно, мотивация студентов к обучению и развитию в освоении профессиональной деятельности существенно влияет на качество образования и, соответственно, на качество результата образовательного процесса.

В настоящее время основным условием успешности человека в профессиональной деятельности является непрерывное образование на протяжении всей его жизни, которое уже стало современной сформировавшейся потребностью. Поэтому не менее важным, чем обучение, становится формирование таких качеств, как творческое саморазвитие, самообучение, самосовершенствование. В связи с этим в процесс обучения должны обязательно входить такие категории, как развитие самостоятельности, творчества, эрудиции, коммуникативных умений, психологической готовности в условиях конкуренции.

№0, 2000

-144002-g-elektrostal-ul-pionerskaya-13-administrativnij-reglament-ministerstva-socialnoj-zashiti.html
-145-sortirovshik-v-proizvodstve-pishevoj-produkcii-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
-14tablica-okonchanij-3h-tipov-sushestvitelnih-3go-skloneniya-nalivajko-g-r-shevchenko-g-i-latinskij-yazik.html
-15-epikur-i-epikurejci-filosofiya.html
-15-podvizhniki-inocheskogo-blagochestiya-uchebnoe-posobie-dlya-4-klassa-seminarii-sergiev-posad.html
-15-sz-yasalishi-m-ani-tel-belemendge-urini-morfologiyase.html
  • lecture.bystrickaya.ru/73-koefficient-estestvennogo-prirosta-naseleniya-1950-2004-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novoe-psi-oruzhie-zagadochnie-sverhvozmozhnosti-cheloveka.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-na-temu-polucheniya-subsidij-ot-gosudarstvo-na-pokupku-zhilya-dlya-molodih-semej.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-povest-o-gorezlochastii-drevnerusskaya-literatura-literatura-xviii-veka-istoriya-russkoj-literaturi-v-4-h-tomah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-grazhdanskoe-pravo-rk-osobennaya-chast-dlya-specialnosti-050301-yurisprudenciya-forma-obucheniya-zaochnaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-3-genezis-rossijskogo-zakonodatelstva-o-nedvizhimosti-a-a-lazarevskij-avtor-ekspert-partii-yabloko.html
  • essay.bystrickaya.ru/chislennost-detej-invalidov-v-vozraste-do-18-letpoluchayushih-socialnie-pensii-ob-osnovnih-garantiyah-prav-rebenka-v-rossijskoj-federacii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnik-ritoriki-trenirovka-rechi-s-uprazhneniyami-perevod-s-nemeckogo-s-t-buglo.html
  • writing.bystrickaya.ru/19949-te-lim-2008-annotacii-statej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiticheskaya-klassifikaciya-kationov.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-metodiki-zakalivaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-1-vozdejstvuyushaya-sila-iskusstva-9-chasov-rabochaya-programma-po-predmetu-izobrazitelnoe-iskusstvo-i.html
  • write.bystrickaya.ru/god-god-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom.html
  • learn.bystrickaya.ru/generalskij-effekt-centralnom-dome-literatorov-prohodyat-odin-raz-v-mesyac-kazhduyu-tretyu-subbotu-sajt-klf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/atmosfernij-vozduh.html
  • textbook.bystrickaya.ru/imenno-etot-ideal-i-predyavlyal-aristokratii-te-samie-visokie-trebovaniya-blagodarya-kotorim-i-proishodit-ee-elitizaciya-i-obosoblenie-ot-massi-uzhe-apulej-v-svoej-knige.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-e-timofeeva-aktualnie-problemi-sovremennosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-kommercheskogo-banka-chast-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovremennie-filosofskie-refleksii-otnositelno-prava-pravovih-otnoshenij-i-yuridicheskoj-nauki-ih-oformlyayushej.html
  • studies.bystrickaya.ru/deutsche-bahn-mozhet-stat-akcionerom-urala-promishlennogo-kommersant-ural-16072011.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-programmi-professionalnoj-perepodgotovki-specialnost-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • letter.bystrickaya.ru/obespechenie-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj-po-napravleniyu-080100-ekonomika-profilyu-ekonomika-predpriyatij-i-organizacij-pp-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/faktori-migracii-naseleniya-i-ekonomicheskie-posledstviya-vnutrennyaya-migraciya-naseleniya-respubliki-kazahstan-po-itogam.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-utverzhdeno-soglasovano-na-pedsovete-.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-organizacionno-partijnoj-modeli-uchebnoe-posobie-mogut-ispolzovat-v-samostoyatelnoj-rabote-nad-soboj-vse-te.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-parametri-harakterizuyushie-soderzhanie-puti-i-iznos-relsov-poyasnitelnaya-zapiska-k-novoj-redakcii-tu-po-ispolzovaniyu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/48-raschet-posevnoj-ploshadi-neobhodimoj-dlya-obespecheniya-vnutrihozyajstvennih-nuzhd-i-vipolneniya-dogovorov-po-rastenievodcheskoj-produkcii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-inzhenernaya-podgotovka-territorii-krasnoyarsklesproektstroj-dokument-territorialnogo-planirovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/pochti-polveka-nazad-yarkoe-perezhivanie-prodolzhavsheesya-vsego-neskolko-chasov-izmenilo-vsyu-moyu-lichnuyu-zhizn-i-nauchnuyu-kareru-ya-togda-molodoj-vrach-psihiatr-ne-stranica-14.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekcionnij-15-minut-vklyuchaya-vremya-dlya-otvetov-na-voprosi-tehnicheskie-sredstva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lekarstvennie-rasteniya-v-kosmetike.html
  • shkola.bystrickaya.ru/strategiya-upravleniya-dolgom-goroda-moskvi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-o-uslugi-kommunalnie-socialnie-komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tezis-cherchatyuringa-mozhet-li-kompyuter-obladat-razumom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-obsledovanie-sostoyaniya-gruntov-osnovaniya-zdanij-i-sooruzhenij-bajkalskoe-regionalnoe-obedinenie-iziskatelej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.