.RU

§ 1. Методологические основы психологического консультирования - «Академический Проект»


^ § 1. Методологические основы психологического консультирования
Теория, которой пользуется психолог, задает орга­низующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи.

Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования — это индивиду­альная и культурная эмпатия, наблюдательность пси­холога, его оценка личности и социальной среды, при­менение методов позитивного роста и развития.

Цель психологического консультирования — куль­турно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная раз­рабатывать различные стратегии поведения и способ­ная анализировать ситуацию с различных точек зре­ния.

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здо­рового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Психологу-консультанту надо вступить в такое вза­имодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

При этом психолог, независимо от его теоретичес­кой ориентации, использует в своей работе такие по­нятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.

Мы кратко остановимся на характеристике воз­можных подходов к практике психологического кон­сультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу характеристики ее основ­ные направления:

глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), ин­дивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая пси­хология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; би-хевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; ког­нитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — геш-тальтгерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Морено).

Описание каждого направления будет представ­лять собой краткую аннотацию, позволяющую, на наш взгляд, выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.

Итак, глубинная психология или психодинамичес­кие теории, великим основоположником которых был 3. Фрейд. Сегодня психодинамическая теория, создан­ная 3. Фрейдом, существует во множестве модифика­ций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др. Популяр­ные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальт-терапия Р. Перлза, биоэнергетика А. Лоувена родились нд основе работы их авторов в классической теории Фрейда.

Как известно, концепция бессознательного — ос­новной пункт теории 3. Фрейда. Понятие бессознатель­ного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека.

Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управля-

Гша ч\

ет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае счита­ется, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

В этой теории считается, что устойчивые личност­ные характеристики обычно формируются очень рано. Эти детские стереотипы потом в разных вариантах вос­производятся во взрослом поведении. Жизнь человека определяется его прошлым.

Психолог, работающий с клиентом, выделяет эти стереотипы, устанавливает из связь друг с другом и с детским опытом человека. Затем мысли и действия клиента обозначаются в терминах психоанализа, то есть интерпретируются.

3. Фрейд сформулировал теорию развития лично­сти, выделив и обозначив в ней периоды, реализую­щие различные задачи развития личности, и описал кризисы развития; психолог работает с содержанием этих кризисов и помогает человеку достичь интенцио-нальности.

Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защит­ных механизмов личности. Психоаналитическая кон­сультация ставит в центр осознание истоков проблем клиента. Инсайта как момента осознания часто бывает достаточно для начала личностного изменения.

Личностные конфликты 3. Фрейд описывал в тер­минах Оно, Я и Сверх-Я. В современных модификаци­ях теории задачей психолога является нахождение с помощью Я человека определенного непротиворечиво­го отношения между Оно и Сверх-Я. Оно — это область подсознательного. Сверх-Я — то, что личность приоб­рела в процессе социализации. Я — это проводник между Сверх-Я и Оно. Сильное Я, регулирующее от­ношения между Оно и Сверх-Я, — важнейшее усло­вие достижения интенциональности.

Так как основной задачей Я является сохранение баланса между внешними (социальными) силами, дей­ствующими на человека и внутренними (бессознатель­ными), то психолог постоянно работает с самозащит­ными механизмами личности. В психодинамических

а[>»шг»ин1е шсашфшш

теориях считается, что большинство защитных меха­низмов применяется для подавления сексуальности.

Остановимся кратко на характеристике основных защитных механизмов личности, преимущества и не­достатки которых в сохранении баланса между Оно и Сверх-Я проанализированы П. Лейстером'.

Идентификация

Преимущества

Недостатки

Благодаря интроекции — формированию Сверх-Я — перенимаются нормы, при­носящие освобождение от конфликтов.

Контролер (Сверх-Я) стано­вится внутренним тираном Человек становится рабом интроецированных норм и поэтому несвободен. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше рас­пространяется принцип:что мне делают, то делаю дру­гим я.


Вытесденые

Преимущества

Недостатки

Неисполнимые желания и неприемлемые представле­ния вытесняются из созна­ния ради спокойствия, это приносит моментальное ос­вобождение.

Вытеснение требует энер­гии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это — угроза психическому здоровью


Проекция

Преимущества

Недостатки

Можно не видеть бревна и в собственном глазу и крити­ковать его в глазу другого. Можно бороться с собст­венными ошибками, ничего не делая с самим собой.

Затрудняется самопознание и созревание личности. Не­возможно объективное вос­приятие внешнего мира. Проекция с трудом различи­ма личностью, это лишает ее реалистичности.


' Классификация дается по кн обиду.— Новосибирск, 1976

Лейстер П. Не давайте себя в

Образование симптомов

Преимущества Недостатки

Агрессия против самого се- Симптомы становятся хро бя — самоагрессия, которая ническими; это — медлен-ведет к ущемлению собст- ное умирание. венной жизни и поиску со­чувствия.

Замещение

Преимущества Недостатки

Замещение — более «здоро- Отреагировавший чувству-вый» защитный механизм, ет освобождение, а замеща-чем образование симпто- ющий объект часто страда-мов, так как осуществляет- ет. Замещение может имет! ся не на собственном теле, социально-негативные по-а переносится на замещае- следствия, отреагирующик мый объект, получает новую фрустра-цию — круг замыкается и бумеранг вернется к нему.

Сублимация

Преимущества Недостатки

Энергия напряжения полно- Упускаются причины напря-стью отреагируется в соци- жения. Сублимированное ально полезной деятельное- напряжение не исчезает, по-ти: творчество, спорт и т. д. этому возникает более или менее осознанное состоя­ние фрустрации.

Образование реакций

Преимущества Недостатки Маскировка уже имеющих- Образование реакций при-ся чувств, уменьшение напря- водит ко лжи, которая затя-жения за счет новых видов гивает самого человека и ок-взаимодействия. ружающих его людей.

Бегство

Преимущества Недостатки

Человек избегает критики и Позиция наблюдателя умень-благодаря этому — фруст- шает продуктивность чело-рации. века, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией.

национализации

Преимущества Недостатки

Подыскиваются обоснования Деловое и конструктивное своих действий, скрывающие обсуждение проблемы уст-истинные мотивы. Она слу- раняется, человек сам созда-жит сохранению самоуваже- ет себе препятствие, чтобы ния и самоутверждения про- с точки зрения других лю-тив внешней критики, дей выглядеть лучше.

Оглушен ие

Преимущества Недостатки

Благодаря алкоголю или нар- Зависимость от алкоголя и котикам устраняются конф- наркотика. Изменение орга-ликты, фрустрации, страхи, нических структур организ-вина, достигается ощущение ма, болезнь. силы. Это спасение от пуга­ющей действительности.

Экранирование

Преимущества Недостатки Отгораживание от психи- Симптомы исчезают без ус-ческих нагрузок, депрессив- транения причин. Это приво-ных настроений, страхов, дит к накоплению отрица-беспокойства происходит в тельных переживаний. короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как след­ствие — удовлетворительное временное освобождение.

^ Толкование бессилием

Преимущества Недостатки «Я ничего не могу сделать — Психологические проблемы таковы обстоятельства» — не устраняются, а распрост-таким образом человек из- раняются дальше. Появляет-бегает решения проблем, ся опасность манипуляций.

Игра ролей

Преимущества Недостатки

Маска роли приносит безопас- Неспособность найти наде-ность. Потребность в безопас- той, запрограммированной ности сильнее, чем блокирован- ролью. ная свобода самовыражения л я, индивидуальности. 101

Глав! VI

Окаменение, притупление чувств

Преимущества Недостатки

Деловая маска, картина пол- Межличностные контакты

ной безэмоциональности и обедняются, подавленные

психической невозмутимо- чувства ложатся грузом на

сти Панцирь на чувствах не органы и мускулы. Кто не

позволяет им проявляться позволяет себе быть эмоци-

вовне и попасть вовнутрь ональным, тот становится

Человек ориентируется на больным телесно и психи-

поведение автомата чески

Важными механизмами самозащиты являются так­же фиксации (задержка на одной стороне развития), регрессия (возврат при угрозе стресса на более ран­нюю стадию развития), перенос бессознательных пе­реживаний в физическую сферу (например, в голов­ную боль), провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнару­жить чувства, на которые неспособен сам провоциру­ющий, например, высказать гнев или любовь).

В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следу­ющие приемы.

1. Анализ символов повседневности, например, на­правленная ассоциация клиента на заданное сло­во.

2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, об­молвки клиента, которые рассказывают подсозна­тельные чувства клиента. Свободное ассоциирова-ние является лучшим способом понять смысл этих ошибок.

3. Анализ сновидений через поток свободных ассо­циаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявление более ши­рокого механизма вытеснения.

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Обратный перенос — это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Пси­холог обязан идентифицировать, понять и прора­ботать свои чувства к клиенту.

Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами — состав­ная часть работы практического психолога любого направления.

Итак, свободное ассоциирование — основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию

Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуоз­ного владения техниками, что достигается путем дли­тельного систематического обучения, при бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психо­анализ, который не приносит клиенту облегчения.

^ Б ихеви оральное направление в психологическом. консультировании.

Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении

Исторически это направление идет от работ Д. Уотсо-на и Б. Скиндера. Это весьма оптимистическое направ­ление, основанное на научном прагматизме его при­верженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных со­ставляющих бихевиоральной психологии. 1. Отношение психолога и клиента. Психолог-бихе-виорист делится своими планами с клиентом, на­деясь на активность клиента во взаимодействии с собой.

^ 2 Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов. Анализ предполагает ясное знание пси­хологом того, что клиент делает и как он себя ве­дет.

Цель операционализации поведения — перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос:

«Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, кото­рые употребляет мой клиент? »

7 Абрамова Г С

^ 3. Понимание контекста проблемы через функцио­нальный анализ. Функциональный анализ предпо­лагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следствен­ные связи в последовательности событий, опреде­ляющих внешнее поведение клиента.

^ 4. Установление социально важных целей для кли­ента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиен­та. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом достижение для него цели, предполагающие конк­ретный план действий на будущее. Бихевиоральный анализ — это акцент на конкрет­ных действиях и поступках человека. Психолог-бихе-виорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.

Точно определив проблему, психолог готов пред­лагать клиенту ответы на решения.

Психолог-бихевиорист пользуется многими техни­ками. Среди них наиболее популярной является трени­ровка настойчивости. Тренировка настойчивости позво­ляет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.

При тренировке настойчивости в ходе интервью, кроме открытых и закрытых вопросов, психолог ис­пользует ролевые игры, в ходе которых с помощью директив задает направление интервью.

Вопросы, ролевые игры и перечисление альтерна­тив для принятия решения — это арсенал психолога-бихевиориста, способствующий изменению поведения клиента.

Среди процедур изменения поведения психолог-бихе-виорист использует, кроме тренировки настойчи­вости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обу­чении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязыванием объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.

Моделирование поведения и поощрение за жела-| емое поведение — это тоже бихевиористские методы ' обучения клиентов новому поведению.

Психологи-бихевиористы широко используют днев­никовые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.

В бихевиоральном консультировании широко ис­пользуются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в по­вседневной жизни; это стратегии предотвращения ре­цидивов.

Рецидивы, срывы случаются у большинства кли­ентов. Задача психолога состоит в том, чтобы на обоб­щающей стадии интервью построить программу, кото­рая помогла бы справиться с рецидивом.

Эта стратегия дает возможность клиенту контро­лировать себя в трудных ситуациях. Стратегии пре­дотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регули­рование мыслей и чувств; выявление нужных допол­нительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.

Исследования показывают эффективность про­грамм предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят сле­дующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в де­талях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов: страте­гия поведения состоит в том, что клиент фикси­рует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его ис­пользованию в трудных ситуациях. Затем анали­зируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведе­ния. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на вре­менный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва. 7*

Гша (|

4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждает­ся вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанно­го поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого ре­цидива направлена на описание в деталях первого

рецидива — людей, мест, времени, возможного

эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не толь­ко для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслужива­ет огромного внимания всех практических психологов.

^ Гуманистическое направление в психологии.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это на­правление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздей­ствие окружения на личность.

Гуманистическое, или экзистенционально-гума-нистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действо­вать, определяя свою судьбу, сосредоточение контро­ля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление пси­хологии анализирует жизнь человека, это понятие чело­веческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревож­ность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние пси­хического здоровья, давая человеку возможность со­прикасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направ­ления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внима­ния и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психо­лог должен уметь работать с противоречием реально­го и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтнос­ти с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к кли­енту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, переска­зом, самораскрытием и другими приемами, позволяю­щими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимо­действия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии осо­бое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отли­чающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей про­щения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гума­нистической психологии используются техники пере­мены отношения; парадоксальные намерения; пере­ключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точнос-

rum 11

ти словесных формулировок, ориентации на мироощу­щение клиента.

Гуманистическое направление практической пси­хологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слы­шать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начи­нать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психоло­га — это работа с конкретной индивидуальностью чело­века. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в разви­тии личных понятий.

Психолог и клиент — два разных человека — встре­чаются во время интервью. Независимо от его успеш­ности оба участника его, в результате взаимодействия, изменяются.


-2-osnovnie-metodi-psihoterapevticheskogo-vozdejstviya-hotelos-bi-ne-tolko-zadat-eti-voprosi-no-i-popitatsya.html
-2-osnovnie-principi-obucheniya-proiznosheniyu-anglijskih-soglasnih-glava-i-lingvisticheskie-osnovi-obucheniya-proiznosheniyu.html
-2-osobennosti-processualnogo-polozheniya-advokata-predstavitelya-v-administrativnom-sudoproizvodstve-v-sude-pervoj-instancii.html
-2-otdelnie-osnovaniya-i-poryadok-prekrasheniya-prav-na-zemlyu-zakonodatelstvo.html
-2-paradoks-rassela-uchebnoe-posobie-izdanie-2-e-moskva-izdatelstvo-znanie.html
-2-pedagogi-shkoli-vzroslih-tvorcheskij-otchet-ulyanovsk-2010-bbk-74-202-2-v-37.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-nalogooblozheniya-rf-chast-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-z-stend-eshl-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-sostoit-iz-8-razdelov-analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-gorode-zero-iz-dnevnika-prezentaciya-tajni-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tradicionnoe-mirovozzrenie-srednevekovih-tyurkov-zhetisu-po-materialam-kultovih-pamyatnikov-07-00-02-otechestvennaya-istoriya-istoriya-respubliki-kazahstan.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-ideologii-social-demokratov-v-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biografiya-ernesta-hemingueya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primenyayutsya-plan-ponyatie-ob-alkaloidah-istoriya-izucheniya-alkaloidov-rasprostranenie-alkaloidov-v-rastitelnom.html
  • universitet.bystrickaya.ru/testi-dlya-viyavleniya-i-ocenki-professionalnoj-kompetentnosti-vospitatelej-rechevih-grupp-i-grupp-s-zpr-dou-korrekciya-eto.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-strelichkite-na-amur-kniga-prva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/186-resursnaya-i-biosfernaya-modeli-razvitiya-kurs-lekcij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/122-vibor-inostrannogo-kontragenta-s-ispolzovaniem-nelinejnih-modelej-regressionnogo-analiza.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-marahovskij-massovie-kommunikacii-i-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/evristicheskie-celi-dannogo-razlicheniya-hranitel.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadacha-14.html
  • spur.bystrickaya.ru/mariya-hofhen-shestaya-na-podstupah-k-gorodu-kreposti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prikaz-federalnoj-sluzhbi-po-ekologicheskomu-tehnologicheskomu-i-atomnomu-nadzoru-ot-31-iyulya-2009-g-n-667-stranica-11.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vd-polenov-moskovskij-dvorik-nastoyashee-posobie-prednaznacheno-dlya-uchitelej-russkogo-yazika-literaturi-izobrazitelnogo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-alkogolizm-pivnoj-alkogolizm-oblastnoe-gosudarstvennoe-uchrezhdenie.html
  • student.bystrickaya.ru/14regulirovanie-dohodnoj-chasti-byudzhetov-v-ramkah-nalogovih-polnomochij-organov-vlasti-subekta-rossijskoj-federacii-i-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-izucheniya-disciplini-zadachi-izucheniya-disciplini-ovladet-osnovami-funkcionirovaniya-nacionalnoj-ekonomiki-v-celom-i-otdelnih-organizacij-v-chastnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-shkolnogo-etapa-olimpiadi-po-matematike-v-respublike-mordoviya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-zhanri-gorodskoj-literaturi-srednevekovya-1-obshaya-harakteristika-kulturi-srednevekovya-periodizaciya-literaturi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-po-fizike-na-profilnom-urovne-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-promishlennaya-bezopasnost-i-gigiena-truda-osnova-sovremennogo-proizvodstva-uchenica-9-klassa-b-mobu-sosh-16.html
  • student.bystrickaya.ru/2-teoriya-statisticheskogo-nablyudeniya-18-lekciya-teoriya-statisticheskogo-nablyudeniya-18.html
  • essay.bystrickaya.ru/drugoe-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-10-12-fevralya-2007-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-respublikanskogo-kulturno-sportivnogo-prazdnika-surharban-2012.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arhtekturno-planuvalna-organzacya-nterrv-pdprimstv-harchuvannya-sir-na-priklad-damasku-chast-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-n-rodionov-gribkovie-zabolevaniya-kozhi-stranica-10.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosekzamenu-po-specialnosti-14050465.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-s-etnokulturnim-russkim-komponentom-urokov-anglijskogo-yazika-dlya-5-go-klassa-obsheobrazovatelnoj-shkoli-na-2004-2005-uchebnij-god.html
  • school.bystrickaya.ru/2-professionali-utverzhdeno-prikazom-gosudarstvennogo-komiteta-ukraini-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipalnij-kontrakt-na-postavku-tovarov-dlya-municipalnih-nuzhd-beloyarskogo-rajona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-sovremennoe-sostoyanie-kriminologii-osnovnie-etapi-ee-razvitiya-chast-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.