.RU

*#»* 1 - Сборник статей выпуск 3 Под редакцией профессора Б. И. Путинского


*#»*

1


Актуальные проблемы коммерческого права

О Федеральном законе «О защите конкуренции»


Хочется обратить внимание, что те направления, по кото­рым предоставляется госпомощь, позволяют сделать вывод о том, что ее предоставление может имеет какие угодно цели, вот только цели развития конкуренции вряд она может способство­вать в том варианте, в каком она прописана. Почему антимоно­польный орган должен участвовать в принятии решения, каса­ющегося «обеспечения жизнедеятельности северных районов», какое отношение имеет этот вопрос к его основной задаче — развитию и защите конкуренции, абсолютно непонятно. Одно дело, когда речь идет о поддержке предпринимательства, в том числе, малого, о поддержке отдельных отраслей (меры тариф­ного или нетарифного регулирования), наконец, распределение государственных средств при проведении государственных за­купок. Эти вопросы реально влияют на развитие конкуренции. Но развитие культуры и культурного наследия, а также поддер­жка народов Севера, являясь крайне важными вопросами госу­дарственной политики, вряд ли имеют хоть какое-нибудь отда­ленное отношение к конкуренции.

Возникает ощущение, что антимонопольный орган готов заняться любыми направлениями деятельности, помимо своей непосредственной задачи — развития конкурентных отноше­ний на рынках Российской Федерации, где ее как не было, так и нет. И вряд ли она появится после тех правок, которые пред­ставлены новым Законом.

Определенные изменение претерпело регулирование тако­го вопроса, как проведение торгов. В прежнем Законе имелась только одна статья (ст. 9), посвященная требованиям к проведе­нию торгов. В новом Законе порядку проведения торгов посвя­щена целая глава.

Очень жаль, что и в новом Законе отсутствует определение того, что же представляет собой порядок проведения торгов. В законопроекте, принятом в первом чтении, указывалось, что по­рядок проведения торгов содержит:

  1. порядок информирования о проведении торгов;

  2. требования, предъявляемые к их участникам;

66


  1. регламент образования и деятельности комиссии по про­
    ведению торгов;

  2. порядок определения победителя (победителей);

  3. срок заключения и существенные условия контракта с
    победителем (победителями).

Так как в ГК РФ порядок проведения торгов определен недостаточно подробно, то регламентация данного вопроса в отдельных законах (в том числе законе, регулирующем конку­рентные отношения) является вполне обоснованной.

В Законе определены и особенности отбора финансовых организаций. При этом не только органы власти, но и субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финан­совых организаций путем проведения открытого конкурса или аукциона для предоставления им финансовых услуг, перечень которых дан в Законе:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во
вклады;

  1. открытие и ведение банковских счетов юридических лиц,
    осуществление расчетов по этим счетам;

  2. предоставление кредита;

  3. инкассация денежных средств,

  4. выдача банковских гарантий;

  5. услуги на рынке ценных бумаг;

  6. страхование имущества;

  7. личное страхование;

  8. негосударственное пенсионное страхование;

10) страхование ответственности.

Несмотря на вышеуказанные положительные изменения, надо сказать, что законодатель не пошел до конца. Непонятно, почему именно выбор финансовой организации естественные монополисты должны проводить по конкурсу, а закупка това­ров и услуг (нефинансовых) по конкурсу не является обязатель­ным требованием.

Согласно новому Закону отсутствует необходимость полу­чения согласия ФАС на согласование конкурсной документа-

«* 67

LJ I ш

,0т.

Актуальные проблемы коммерческого права

О Федеральном законе «О защите конкуренции»


ции антимонопольным органом. На практике отсутствие у ан­тимонопольного органа такого права может привести к злоупот­реблениям чиновников.

Проведение торгов и предоставление государственной по­мощи — это те немногие вопросы, которые так или иначе мож­но отнести к мерам стимулирующего характера и в отношении регулирования которых с принятием нового Закона произойдут определенные изменения. Все остальные изменения относятся к регулированию исключительно ограничительных мер.

Серьезные изменения произошли в регулировании вопро­сов контроля за экономической концентрацией. Уменьшение количества сделок, на совершение которых требуется предва­рительное согласие (или последующее уведомление), началось • уже применительно к прежнему Закону. В соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона о конкуренции № 948-1, к при­меру, предварительное согласие антимонопольных органов тре­бовалось при слиянии и присоединении коммерческих органи­заций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; последующее уведомление в данном случае должно иметь мес- \ то, если суммарная стоимость активов по последнему балансу превышает 2 миллиона минимальных размеров оплаты труда. Такие параметры были установлены в 2005 году. Для сравне- ) ния отметим, что до внесения этих изменений получение согла- \ сований требовалось при намного меньших активах — 200 ты- j сяч и 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда соответ­ственно.

В соответствии с Законом о защите конкуренции увеличе- : но число критериев, на основе которых определяется, подле­жит ли сделка или действие контролю или нет.

Помимо критерия суммарной стоимости активов, который теперь установлен в твердой сумме, а не привязан к минималь-

68

пой оплате труда, что вполне обоснованно, а также включения в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рын­ке определенного товара более 35 %, появляется новый крите­рий — суммарная выручка. Применительно к слияниям и погло­щения предварительный контроль требуется, если суммарная вы­ручка организаций от реализации товаров (работ, услуг) за ка­лендарный год, предшествующий году слияния (присоединения), превышает 6 млрд рублей. Введение данного критерия являет­ся новинкой для российского антимонопольного законодательст­ва, хотя за рубежом этот критерий используется очень широко.

Помимо введения новых критериев уменьшился перечень тех сделок, на совершение которых требуется получение согла­сования. Согласно прежнему Закону антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) в течение 45 дней со дня государственной регистрации о создании ком­мерческих организаций, если суммарная стоимость активов уч­редителей по последнему балансу превышает 2 миллиона уста­новленных федеральным законом минимальных размеров оп­латы труда. По новому Закону случаи контроля над созданием коммерческих организаций ограничены.

Новинкой является и то, что в соответствии с принятым Законом отменен контроль за созданием, слиянием и присоеди­нением некоммерческих организаций, а также изменением со­става участников таких организаций.

Что касается контроля за приобретением акций, долей, то остается антимонопольный контроль за:

приобретением основных производственных средств и не­материальных активов, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 20 % балансовой стоимости основных производственных средств и нематериаль­ных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или пе­редающего имущество;

приобретением прав, позволяющих определять условия ве­дения хозяйствующим субъектом предпринимательской деятель­ности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

69





О Федеральном законе «О защите конкуренции»

ИГ"

Актуальные проблемы коммерческого права

Изменения коснулись и процедуры получения согласия на приобретение акций акционерных обществ и долей обществ с ограниченной ответственностью. Введены три порога для кон­троля за экономической концентрацией — приобретение ли­цом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале акционерного общества в размере 25, 50 и 75 процентов голо­сующих акций акционерного общества (1/3, 50 %, 2/3 долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью). При достижении каждой из этих величин необходимо согласо­вание антимонопольных органов. Теперь нет необходимости со­гласовывать незначительные приобретения акций, если вели­чина уже превысила 25 процентов (но еще не достигла 50 %) и уже однажды было получено согласие антимонопольных орга­нов. Насколько правильно данное решение — покажет время.

В мировой практике этот вопрос решается по-разному — где-то согласовываются приобретения небольших пакетов ак­ций — 3—4 %, где-то приобретения после 30—40 %, где-то после 50 %.

В новом Законе сохранился и контроль в форме последую­щего уведомления. Последующее уведомление применяется, на­пример, при:

  1. создании коммерческой организации в результате слия­
    ния коммерческих организаций, если суммарная стоимость акти­
    вов по последнему балансу или суммарная выручка от реализа­
    ции товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествую­
    щий году слияния коммерческих организаций, деятельность
    которых прекратилась в результате слияния, превышает 200 млн
    РУб.;

  2. присоединении одной коммерческой организации к дру­
    гой коммерческой организации, если суммарная стоимость ак­
    тивов по последнему балансу или суммарная выручка от реали­
    зации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшеству­
    ющий году присоединения указанных организаций, превышает
    200 млн руб.

Следует отметить, что на практике подход антимонополь­ных органов к концентрации очень различен, так как различны

70

сами рынки. Возьмем, к примеру, авиационный рынок. Анти­монопольный орган идет на концентрацию, так как авиацион­ная промышленность должна иметь возможность конкуриро­вать на внешнем рынке. И с этим можно согласиться.

Разнообразен подход и к концентрации на финансовых рын­ках. Например, применительно к страховому рынку минималь­ны случаи отказа при контроле за концентрацией. Одним из таких случаев был отказ страховой компании Ингосстрах. Дан-пая страховая компания намеревалась приобрести две страхо­вые компании на рынке Новосибирской области, которые зани­мают 70 % рынка Новосибирской области. Было разрешено при­обрести только одну компанию.

Говоря о регулировании контроля за экономической кон­центрацией, необходимо отметить также, что процедурные воп­росы получения согласия антимонопольных органов на совер­шение сделок, действий перенесены на уровень закона, поэто­му по объему новый Закон существенно превосходит ранее действовавший.

Представляется, что одной из наиболее важных новелл яв­ляется упрощение порядка совершения сделок для лиц, входя­щих в одну группу лиц. В соответствии с принятым Законом сделка (которая требует предварительного разрешения), совер­шенная лицами, входящими в одну группу лиц, при условии, что состав такой группы официально заявлен в ФАС, размещен на сайте ФАС и на момент совершения сделки состав участни­ков такой группы не изменился, может быть совершена в по­рядке последующего уведомления.

Данное решение скорее всего является промежуточным шагом. Подобный упрощенный порядок для совершения сде­лок внутри группы лиц можно было бы сделать еще более про­стым, разрешив совершение сделок внутри группы лиц без уча­стия антимонопольного органа.

Как уже было сказано, новый Закон регулирует особеннос­ти конкурентных отношений на рынке финансовых услуг.

71

Актуальные проблемы коммерческого права

О Федеральном законе «О защите конкуренции»


Помимо уже отмеченных особенностей, хочется особое вни­мание обратить на следующее.

  1. Применительно к финансовым рынкам отсутствует по­
    нятие коллективного доминирования.

  2. Применяется понятие «конкурентной цены» финансовой
    услуги. Здесь следует отметить, что, вводя данное понятие, за­
    конодатель не смог определить его критерии.

  3. Для финансовых организаций оборот — это доход по
    налоговому законодательству. Поэтому оборотный штраф для
    финансовых организаций будет рассчитываться исходя из раз­
    мера дохода.

  4. Положительный эффект на финансовых рынках практи­
    чески не ощутим и минимален.

В заключение несколько слов о предполагаемых измене­ниях мер по защите конкуренции.

С принятием нового Закона о конкуренции должны быть внесены серьезные изменения и в Кодекс Российской Федера­ции об административных правонарушениях в части ответствен­ности за нарушение правил конкуренции.

Меняется форма наложения штрафов: если в соответствии с ранее действовавшим законодательством сначала выносилось предписание, а уже за его неисполнение налагался штраф в от­дельных случаях, то теперь штраф будет налагаться за сам факт нарушения.

Меняется также размер санкций за непредставление хода­тайств и уведомлений.

Если прежде согласно п. 2 ст. 19.5 Кодекса РФ об админис­тративных правонарушениях имеелся общий состав — невы­полнение в установленный срок законного предписания, реше­ния федерального антимонопольного органа, его территориаль­ного органа, то в соответствии с изменениями появляются отдельные составы правонарушений, а именно: невыполнение в срок законного предписания о:

• прекращении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию;

72


За все эти правонарушения помимо штрафа предусмотрена дисквалификация.

Крайне важной новеллой является появление так называе­мого «оборотного штрафа». Данный штраф широко применя­ется за рубежом и является серьезной мерой ответственности. ()н вводится за наиболее опасные виды нарушений конкурент­ного законодательства — за злоупотребление доминирующим положением и согласованные действия.

Рассматривался также вопрос об освобождении от ответ­ственности компании, которая сообщила ФАС о нарушении в ниде согласованных действий (как это имеет место в Европе, и и США). За рубежом также используется практика, когда от ответственности освобождаются три компании, если они рас­крыли детали согласованных действий.

Функции

Торгово-промышленных палат по организации торгового оборота

Абросимова Елена Антоновна

В условиях динамично развивающейся российской эконо­мики, ориентирующейся на рыночные отношения и частное предпринимательство, возрастает необходимость привлечения к участию в управлении экономикой сильного частного секто­ра. Поэтому коммерческие организации, представляющие част­ный сектор, к числу которых относятся торгово-промышлен­ные палаты, ставят перед собой задачи отстаивания интересов частного бизнеса путем диалога с государством, требования от­ветственности государства в области содействия развитию биз- ] неса и соответствия управленческих решений интересам дело­вого сообщества.

ТПП Российской Федерации, как новому и эффективному > институту рыночной экономики страны, 19 октября 2005 г. ис- '. полнилось 14 лет. Благодаря активному освоению новых функ- ■ ций и принципов взаимоотношений с государством и обществом ТПП РФ активно содействует развитию предпринимательской ' деятельности, экономики России и ее интеграции в мировую \ хозяйственную систему. В свою очередь, анализируя итоги ра- > боты территориальных ТПП, можно смело говорить о начале формирования качественно новой системы ТПП в Российской Федерации. На текущий момент на территории России зарегис­трированы 153 ТПП, из которых 81 — ТПП субъектов Российс­кой Федерации, 72 — ТПП административно-территориальных образований. Более чем на 200 человек увеличилось число штат-

74

Функции торгово-промышленных палат по организации торгового оборота

пых сотрудников ТПП, а с учетом экспертов и специалистов, работающих в палатах по договорам и контрактам, общее чис-1Ю занятых в них составило 5189 человек. В соответствии с ут­вержденными критериями оценки основных видов и направле­ний деятельности аккредитацию ТПП РФ получили 9 ТПП: ()ренбургской области, Тольятти, Новороссийска, Ейская, Омс­кая, Волгоградская, Тверская, Рязанская и Алтайская ТПП.

Впервые три ТПП — Санкт-Петербургская, Вологодская и (Саратовская — осуществили разработку, внедрение и сертифи­кацию систем качества палат на соответствие требованиям меж­дународных стандартов ISO 9000. В настоящее время стандар­ты серий ISO 9000 и ISO 14000 стали необходимыми нормами для многих производственных организаций. Концептуальной основой ISO 9000 и ISO 14000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при по­мощи сети процессов, которые сами должны подвергаться ана-иизу и постоянному улучшению. Стандарты серии ISO 9000 способствуют обеспечению качества при проектировании, раз­работке, производстве, монтаже и обслуживании продукции, а ISO 14000 — охране окружающей среды и предотвращению загрязнений наряду с обеспечением социально-экономических потребностей самого предприятия.

В данной статье проводится анализ деятельности торгово-промышленной палаты РФ в сравнении с аналогичными торго-ными палатами Германии, Франции, США. Анализ проводился на основе материалов государственных отчетов и докладов о состоянии институтов, содействующих развитию торговли в ■>тих странах.

В юридической теории до сих пор не сложилось четкого определения торгового оборота и организаторов торгового обо­рота, в связи с чем противоречивой представляется деятельность торгово-промышленной палаты как организатора торгового обо­рота. Многие авторы не ставят этот важный институт на один уровень с исполнительными и административными института­ми, которые в большей или меньшей мере влияют на деятель-

75



Актуальные проблемы коммерческого права

ность как крупных, так и мелких субъектов коммерческой дея­тельности.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в РФ»1 торгово-промышленная палата является некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпри­нимателей.

Общий подход к определению торговых палат состоит в том, что палаты представляют собой деловые объединения, включающие предприятия и отдельных граждан, занимающих­ся торговлей, производством и услугами. Их общая цель — за­щита бизнеса и содействие его развитию. Они представляют собой как обслуживающие, так и представительские организа­ции, с одной стороны, обеспечивающие помощь своим членам, а с другой — предоставляющие консультации и оказывающие влияние на государственные органы с целью создания более благоприятных условий для бизнеса. Это так называемая мно­госекторная организация членства2.

Все палаты имеют ряд общих характеристик. Во-первых, это некоммерческие организации. Во-вторых, они самоуправ­ляемые, что означает, что их члены определяют политику пала­ты. Наконец, палаты организованы территориально, представ­ляя различные экономические секторы в пределах определен­ного района (например, города, района, области).

Характеризуя правовой статус палаты, можно выделить одну важную особенность, которая заключается в том, что сила и власть палаты независимо от ее вида зависит от ее членской базы. Экономическая и политическая значимость палаты не­посредственно связана с числом членов и их готовностью под­держать деятельность палаты. Первым примером может быть континентальная модель; далее будут приведены англосаксон­ская и смешанная модели.

Функции торгово-промышленных палат по организации торгового оборота

Основными характеристиками правового статуса ТПП яв­ляются категории

-24-dorozhnij-rabochij-s-izmeneniyami-na-30-aprelya-2009-goda.html
-24-izgotovitel-silfonnih-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih.html
-24-sili-vzaimodejstviya-molekul-uchebnik-dlya-uglublennogo-izucheniya-fiziki.html
-24-z-ot-06072010-o-vnesenii-izmenenij-v-stati-12-i15-zakona-yaroslavskoj-oblasti-ob-obektah-kulturnogo-naslediya-pamyatnikah-istorii-i-kulturi-narodov.html
-25-metodi-povisheniya-nadezhnosti-sistem-spravochnik-izdanie-3-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
-25-rannefeodalnaya-gosudarstvennost-v-britanii-o-a-omelchenko-vseobshaya-istoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-attestacii-personala-v-oblasti-nerazrushayushego-kontrolya-i-obshie-polozheniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dyubua-pozdravila-veteranov-vov-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-russkomu-yaziku-v-4-klasse.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-pedagogicheskoe-obespechenie-soblyudeniya-prav-cheloveka-v-professionalnoj-deyatelnosti-sotrudnikov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-7-igri.html
  • write.bystrickaya.ru/etika-psihoanaliza-v-rabotah-zhaka-lakana-09-00-03-istoriya-filosofii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchastie-v-municipalnih-regionalnih-i-federalnih-publichnij-otchet-direktora-municipalnogo-obrazovatelnogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modelirovanie-antenni-galstuk-babochka-dlya-georadara-s-pomoshyu-sapr-hfss-referati-statej.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnaya-spravka-obshaya-harakteristika-uchrezhdeniya-3-razdel-osobennosti-obrazovatelnogo-processa-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-snip-04-08-87-gazosnabzhenie-utv-postanovleniem-gosstroya-sssr-ot-16-marta-1987-g-n-54-s-izmeneniyami-ot-25-aprelya-1989-g-10-avgusta-1994-g-4-aprelya-1995-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ix-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-r9-elektrodinamika-po-specialnosti-090302-informacionnaya-bezopasnost-telekommunikacionnih-sistem-nizhnij-novgorod-2011-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-upravlenie-kachestvom-produkcii-dlya-studentov-napravleniya-080600-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/predmet-metod-i-zadachi-statistiki.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-13-geografiya-mashinostroeniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomicheskaya-geografiya-napravleniya-podgotovki.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionno-izmeritelnaya-sistema-dlya-issledovaniya-processa-elektrohimicheskogo-osazhdeniya-pokritij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-mezhdunarodnoj-shkoli-seminara-molodih-uchenih-i-specialistov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/velikobritaniya-stoimost-konsulskogo-sbora-65-funtov-870-grnchel-na-20-03-2009-oplachivaetsya-turistom-samostoyatelno-v-konsulstve-v-moment-podachi-dokumentov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utverzhdeno-postanovleniem-pravitelstva-respubliki-tadzhikistan-ot-30-06-2007-goda-stranica-53.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gruppovoj-ekskursionnij-tur-angliya-shotlandiya-uels-1-3-dnej-1-2-nochej-dati-zaezdov-0804-2904-0605-2005-0306-2406-0707-1507-2207.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-tehnologicheskogo-processa-sborki-reduktora.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-ugolovno-processualnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-sostavitel.html
  • literature.bystrickaya.ru/elementi-teorii-opticheskih-rezonatorov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/futbolnij-fanatizm-v-rossii-fenomen-tipologiya-struktura.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-konferencii-9-30-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rechevie-umeniya-rabochaya-programma-fio-kvalifikacionnaya-kategoriya-po-uchebnomu-kursu-anglijskij-yazik-5-klass.html
  • books.bystrickaya.ru/dinamika-izmeneniya-chislennosti-uchashihsya-priema-i-departament-po-delam-molodezhi-yaroslavskoj-oblasti-gosudarstvennoe.html
  • desk.bystrickaya.ru/ot-redakcii-predislovie-k-pervomu-izdaniyu-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-mgimou-mid-rossii-v-2007-godu-utverzhdeni-uchenim-sovetom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-organizacionnie-sredstva-obespecheniya-disciplini-kompleks-po-discipline-zhivopis-i-cvetovedenie-obrazovatelnoj.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhiznennie-cennosti-vipusknikov-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-2-i-3-kursov-specialnosti-240100-organizaciya-perevozok-i-upravlenie-na-transporte-zheleznodorozhnij-transport-d.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-pressi-i-elektronnih-smi-abhazii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezentaciya-kursa-kurs-sostoit-iz-3-blokov-teoreticheskij-blok.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskaya-tema-shkoli-na-2011-2012-uchebnij-god-kompleksnij-plan-grafik-vnutrishkolnogo-inspektirovaniya-str-35-40.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.