.RU

№ 11. Проблема социальной обусловленности познания. Познание и идеология. Знание и власть


^ № 11. Проблема социальной обусловленности познания. Познание и идеология. Знание и власть.
Познание- процесс получения и обновления знания, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окр. мире. Познание развертывается в совместной и индивидуальной деятельности людей, опирается на различные исторические и культурные формы. Первоначально соц. природа познания очерчивалась приблизительно и упрощенно и обнаруживалась в формах зависимости познания от господства полит. интересов, от эконом. и технич. пользы, личной выгоды (догматич. марксизм, прагматизм). К сер. 20 в. наметилась тенденция более детального и тонкого анализа, в кот. выявлялись доминирующие структуры взаимодействия, определяющие ориентации познавательной деятельности. Философские теории познания были заметно скоректиррованы данными социологии и истории науки (см. Бергер и социальную феноменологию!). Кроме того, в фокусе исследовательского внимания оказались обыденное познание (внимание к понятию повседневности и не только). Здесь было важно обнаружить структурность познания в процессах совместной деятельности людей в ее внутренних связях (соц.фен и особенно символический интеракционизм). + в теории познания появляются модели , рисующие эволюцию познания как смену исторических формаций знания («эпистема» Фуко – совокупность связей, кот. могут объединить в данную эпоху дискурсивные практики; «парадигма» Куна как этап). Таким образом, устанавливается, что познание во многом зависит от социо-культурной ситуации, и наоборот, - тот или иной тип познания определяет ее (см. Новое время).

Познание и идеология

Идеология – наука, предметом которой являются общие законы образования и изменения идей, их влияние на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий. По отношению к науке идеология описывается двояко. 1) Идеология как извращенное, ложное, неистинное сознание, 2) идеология как наука. В зависимости от гносеологического или онтологического статуса идеологии придается или возвышенное значение, или прямо противоположное – уничижительное значение. Этим противостоянием было заложено начало двум ракурсам рассмотрения феномена идеологии: 1)гносеологическому, где центральная проблема – вопрос о соотношении идеологии и науки, истинности или ложности идеологических концепций; 2)онтологическому, где идеология вне зависимости от ее истинности или ложности рассматривается как организующая сила, действующая в основе социально-политических отношений.

В первом случае главной особенностью анализа является акцентирование внимание на проблеме адекватности содержания идеологической доктрины реальному процессу общественного развития, а во втором – влиянию идеологии на всю жизнь общества. И если первый подход во многом способствовал формированию самого уничижительного отношения к идеологии, то второй привел к возникновению концепции идеологии.

1) Идеология по К. Марксу — ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества. Идеология по К. Маннгейму — искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

2) Бахтин снимает классово-полит. коннатации в своем истолковании И. И. не явл. феноменом фил-ии сознания, она не может анализироваться как только психолог. явление. Она имеет важный механизм - она всегда выражается в знаке, а знак всегда социален. Для обозначения объективности форм И. он использует понятие "идеологема". Далее разработку вопроса в объективно-семитическом ракурсе продолжил Р. Барт: миф и идеология. - родственны и являются метаязыками. Идеология - миф сегодня. Т. о. вся знаковая реальность - идеологична. Мы всегда находимся в мире знаков. Идеология - полит. миф, его надо уничтожить. Способ, по Барту, - метод научного анализа.

Знание и власть.

Властные отношения пронизывают знание. Интерпретации идей истины и разума как форм и проявлений власти становятся одними из ключевых в философии второй половин XX века. Представители Франкфуртской школы Адорно и Хоркхаймер в работе «Диалектика просвещения» осмысляют европейскую рациональность как репрессивную форму власти, реализующуюся в господстве над природой и приводящую к подавлению индивидуального. В философии М. Фуко власть осмысляется как безличные, независимые от индивидов отношения, формирующие субъективность: Я есть продукт определенной совокупности пересекающихся и налагающихся властных дискурсов и практик. Главным принципов реализации власти становится принцип анонимности и осуществления власти внутри общества, а не над ним. Такая власть тесно связана со знанием. Знание-власть формирует опр. индивидов и определенные типы деятельности, коституирующие этих индивидов. Причем конституируется не просто субъективность, а истина о субъективноти, которая становится объектом научного исследования и управления. Власть как и познание, сама формирует свой предмет. Она осуществляет свои функции путем изучения своих объектов, их классификации, определения соответствующих норм в рамках опр. дисциплинарных институтов. Истина, разум и субъективность раскрываются как стратегии развертывания власти. Пример: для античности моделью построения космоса являются социальные и политические отношения = справедливость между элементами. В средние века ученый – инквизитор.


^ № 12. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.
Познание – это процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, ориентация в окружающем мире. Познание развертывается в совместной и индивидуальной деятельности людей, опирается на разл. исторические и культурные формы, осуществляется в разных сочетаниях живого и накопленного опыта.

Рассмотрение чувственного, рационального и иррационального в познании направлено на рассмотрение вопроса о том, как постигается объект посредством использования познавательных сил человека и является одним из важнейших в гносеологии. Так, например, Платон говорил, что высшее цель души – постижение мира совершенных и вечных идей, при этом он выделял состояние размышления, связывающее с истинно сущим бытием, и чувственные наклонности, связыв. С миром преходящих, несовершенных вещей. Таким образом, чувство и интеллект – это две познавательные силы человека. При этом, предпочтение он отдавал уму, посредством кот. порождается высшее интеллектуальное знание об идеях. Так было положено начало спору о том, что считать источником истинного знания: мышление или чувственное созерцание?

Чувственное познание есть непосредственное отражение в чувственных образах внешних характеристик единичных явлений реального мира в процессе их взаимодействия с органами чувств. Оно возникает независимо от воли и желания. 1) Исходным и самым элементарным актом чувственного познания является ощущение, кот. Представляет собой психическое отражение отдельных свойств предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. 2) более сложной формой явл. восприятие. Прежде всего потому, что в нем отражаются не отдельно взятые свойства вещей, а само качество вещей. В восприятии реальные предметы отражаются как целостные образования. Это достигается посредством синтеза многообразных ощущений. 3) высшей формой чувственного сознания явл. представление. Суть его закл. в воспроизведении и осознании на основе памяти и воображения образов предметов. Представление можно рассматривать в качестве промежуточного звена между чувственным и рациональным познанием. 4) воображение (фантазия), где происходит произвольное оперирование и преобразование чувств. образов и созидание новых образов. Оно предстает наглядно-образным мышлением.

Рациональное познание – это опосредованное чувственным опытом и практикой активное воспроизведение в логических формах мышления общих и существенных характеристик вещей, свойств, отношений; познавательная деятельность человека посредством использования мыслит. способности человека. В рациональном познании осуществляется переход от чувственной фиксации внешних характеристик единичных явлений к раскрытию их сущности. Мышление отпирается на логические операции: 1) анализ – мысленное расчленение 2) синтез – мысленное объединение 3) сравнение – установление сходства или различия 4) абстрагирование – мысленное выделение какого-либо признака и мысленное отвлечение от всех остальных признаков 5) обобщение – мысленное распространение существенного признака на все элементы. В зависимости от того, какие из указанных логических операций щадают тон в осуществлении мыслительного процесса, мышление выступает либо в виде рассуждения (рассудка), либо в виде размышления (разума). Рассудок – мышление, осущ. главным образом посредством абстрагирования и анализа, рассудок упорядочивает данные опыта и направлен на постижение качественной устойчивости. Разум – мышление, осущ. посредством обобщения и категориального синтеза, направлен на постижение весобщих и существенных признаков предметов мира в виде идеализированных объектов.

Проблема единства чуственного и рационального в процессе познания – одна из вечных проблем философии. Дискуссия по поводу того, что более важно и первично привела к появлению двух направлений: эмпиризма (сенсуализма)и рационализмав Новое время: Бэкон, Гоббс, Ламетри, Локк, Гельвеций, Дидро против Декарта, Спинозы и Лейбница. У Канта это вопрос снимается (вещь-в-себе непознаваема). Этот спор возобновляется в XX веке: Э. Мах и его эмпирио-критицизм множество рационалист. направлений: неорационализм (Башляр) и критич. Рационализм (Поппер).

Иррациональное - принципиально недоступное рациональному познанию и постижению в рамках логического мышления, противоположное рациональному. Как философская категория – типична для агностицизма и идеализма. Иррациональная философия противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию (Бергсон, Лосский), веру (Августин), понимание (Дильтей), чувство (Якоби), волю (Шопенгауэр), инстинкт, бессознательное (психоанализ).

Иррациональная философия особенно характерна для средневековья. Первый этап средневековой философии – Патристика (2-6 в.н.э.) – характеризуется преобладанием иррационального начала в познании. А второй этап, – Схоластика (7-14 в.н.э.) – наоборот, ставит одной из своих важнейших проблем рациональное доказательство бытия Бога. Если отцы церкви опирались в постижении Бога на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога. Так, если Тертуллиан (160-220) на первое место ставил безусловность и абсолютность веры: «Верую, ибо абсурдно», то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский (1033-1109) видел в вере предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь». Иррационалистические учения Нового времени представлены, во-первых, Гете, который искал для человека путь познания, сообразный самой природе и основанный не только на интеллекте, но и на всех чувствах и интуиции. Новалис предлагал поэтический способ мировосприятия, Бёме и Шеллинг – мистическое интуитивное проникновение в объект познания. Позже это уже упомянутый интуитивизм, иррационализм Кьеркегора и др.

Интуиция – процесс получения нового непосредствееного знанияс помощью прямого усмотрения разума, т.е. без обращения к доказательству и логическому выводу. Согласно философским традициям, интуиция делится на 2 вида: чувственную и интеллектуальную. Первая опирается на опыт и оперирование наглядными образами и направлена на получение принципиально новых образов предметов. Интеллектуальная отталкивается от содержания понятий и категорий и направлена на выдвижение новых абстракций, идей, концептов. Хотя можно еще подразделить интуицию на научную, художественную, интуицию обыденного сознания и т.д.



-37-apparatchik-prigotovleniya-pryadilnih-rastvorov-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
-37-pronomna-indefinta-neopredelennie-mestoimeniya-nalivajko-g-r-shevchenko-g-i-latinskij-yazik-s-elementami.html
-38-naladchik-zheleznodorozhno-stroitelnih-mashin-edinogo-tarifno-kvalifikacionnogo-spravochnika-rabot.html
-38a-gidrometrist-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih.html
-39-prichini-krizisa-totalitarnogo-socializma-v-sssr-vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
-4-analiz-vospitatelnoj-raboti-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-nimi-nado-molchat-novaya-gazeta-elvira-goryuhina-obozrevatel-novoj-16102008-077-str-1-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/kojranidi-germes-trismegist-i-germeticheskaya-tradiciya-vostoka-i-zapada.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-itogah-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-ispolneniya-byudzheta-goroda-cheboksari-za-2005-god-i-zadachah-na-2006-god-stranica-3.html
  • university.bystrickaya.ru/funkcii-intonacii-v-rechi-i-v-muzike-muzikalnogo-vospriyatiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-forma-i-proiznoshenie-opredelennogo-artiklya-opredelennij-artikl-imeet-formu-the.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursi-anglijskogo-yazika-2010-god.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-o-deyatelnosti-komissii-po-delam-nesovershennoletnih-i-zashite-ih-prav-pri-gubernatore-moskovskoj-oblasti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/trenirovochnie-zadaniya-k-teme-4-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/lovushka-bessmislennogo-stradaniya-aleksandr-nikolaevich-medvedev-irina-borisovna-medvedeva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2627-sentyabrya-sostoyalas-ocherednaya-sessiya-liderov-farmbiznesa-30-sentyabrya-oficialnie-novosti-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rim-nakanune-prihoda-iisusa-hrista-uchebnoe-posobie-vtoraya-redakciya-2010-g-udk-2627-bbk-86-286-33.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-napisat-referat-kontrolnuyu-kursovuyu-diplomnuyu-rabotu.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-meropriyatij-data-vremya-nazvanie-mesto-provedeniya-13-22-02.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-v-4-klasse-umelie-ruki-ne-znayut-skuki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschet-ledovih-nagruzok-pri-propuske-lda-cherez-grebenki-betonnih-plotin.html
  • control.bystrickaya.ru/detskij-sad-kombinirovannogo-vida-snegirek-g-beloyarskij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-po-teme-prostanoidi-i-receptori-k-nim.html
  • nauka.bystrickaya.ru/variant-9-zadanie-1-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znamenatelnih-i-pamyatnih-dat-po-kemerovskoj-oblasti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-materiale-lyogkoj-atletiki-nachalnaya-shkola-detskij-sad-1.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-10-r-ot-28-02-2012.html
  • credit.bystrickaya.ru/podprogramma-ohrana-zhizni-i-ukreplenie-zdorovya-obuchayushihsya-prikaz-ot-20-g-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo.html
  • books.bystrickaya.ru/buhgalterskaya-ekspertiza-pri-rassledovanii-i-sudebnom-razbiratelstve-ugolovnih-del-chast-14.html
  • college.bystrickaya.ru/12-psihologo-pedagogicheskie-napravleniya-razvitiya-problemi-audiovizualnogo-tvorchestva-v-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-antinarkoticheskogo-vospitaniya-v-mou-ostrozhenskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2008-2011godi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-rabota-ipsihoterapevticheskie-sluzhbi-kurs-lekcij-po-socialnoj-rabote-i-blagotvoritelnosti-chast-ii.html
  • esse.bystrickaya.ru/prolegomeni-ko-vsyakoj-budushej-metafizike-mogushej-poyavitsya-kak-nauka.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-18-chelovek-i-priroda-temi-tema-razdel-i-chto-takoe-filosofiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-byuro-vosmogo-soveshaniya-konferencii.html
  • learn.bystrickaya.ru/gimnaziya-konferenciya-labirinti-nauki.html
  • studies.bystrickaya.ru/marketing-socialnij-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-studentov-gr-sapr-71-72-po-izucheniyu-disciplini-fizika-3-semestr.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-36-stranica-11.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-raspredelenie-territorii-poselka-inzhenerno-tehnicheskie-meropriyatiya-grazhdanskoj-oboroni.html
  • institut.bystrickaya.ru/strabikin-nn-savchenko-aya-abramov-v-yu-dekanova-n-p-ilin-a-n-han-v-v-han-p-v.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.