§ 1.3. «Ретроспективный анализ народосбережения России» - Социальные детерминанты народосбережения : феномен детской...
.RU

§ 1.3. «Ретроспективный анализ народосбережения России» - Социальные детерминанты народосбережения : феномен детской...


§ 1.3. «Ретроспективный анализ народосбережения России» рассмотрена динамика народонаселения в России по основным демографическим показателям в исторической последовательности с привлечением трудов М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, теории качества населения П.Л.Капицы, постановки вопроса о сбережении народа А.И.Солженицына, переписей населения. В Европе научные традиции связаны с теорией Мальтуса. Автором рассматривается динамика народонаселения согласно данным переписи населения с 1901 года по настоящее время. Особое внимание уделено проблеме снижения рождаемости и инвалидизации детского населения в XX – в начале XXI веков. Автором показано, что снижение рождаемости, инвалидизация детей в сочетании с избыточной смертностью населения обусловлены продолжительным психоэмоциональным угнетением всего общества, связанным с длительными социально-экономическими реформами и трансформациями жизненного уклада россиян, на что указывает рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний - показатели инфаркта и инсультов психогенной природы возросли на 31 %, психические расстройства – в 4,5 раза, показатели инвалидизирующего травматизма и насильственной смертности, связанные с антисоциальным поведением возросли в 2 раза. При этом уровень рождаемости упал ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения. В России в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождений при уровне, необходимом для простого воспроизводства населения в 2,7 раза.

Инвалидность как социальное явление существовала с момента зарождения человечества. Восприятие инвалидности на разных исторических этапах и в разных странах было различным. На ранних этапах развития человечества существовала практика исключения инвалидов из жизни общества. В древнерусской культуре отношение к инвалидам было связано с милосердием и поклонением, согласно христианским принципам гуманизма, благоговения перед непонятным и непознанным.

В истории прослеживаются две основные тенденции восприятия инвалидности: одна – гуманная, терпимая, связанная с религиозными и культурными ценностями и другая – связанная с дискриминацией и эксплуатацией инвалидов.

Особую роль в сложившейся демографической ситуации играет проблема качества народонаселения (П.Л.Капица). Демографические процессы имеют свои особенности на различных исторических этапах и зависят от уровня развития общества. Инвалидность как социальный феномен существовала на всех этапах развития общества, и воспринималась по-разному в зависимости от уклада жизни, традиций и географического положения страны.

Автором подчеркивается, что сложившаяся демографическая ситуация требует неординарных и экстренных мер по ее улучшению, концентрации всех сил и средств на то, чтобы сберечь имеющееся население страны. Наиболее целесообразным направлением политики народосбережения является предотвращение инвалидизации населения, особенно детей и подростков. Поскольку детская инвалидность является одним из критериев качества населения в целом, то этот феномен требует более тщательного изучения.

В § 1.4. «Феноменологический анализ детской инвалидности» выделены основные тенденции и динамика детской инвалидности. В мире по статистике ООН проживает 650 млн. инвалидов, из них – более 180 млн. детей. В России численность инвалидов возросла с 6,3 млн. человек в 1995 году до 14 млн. в настоящее время. В стране проживает 523 тысячи детей-инвалидов, что составляет 1,8 % всего детского населения. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1,5 млн. – впервые. В Саратовской области зарегистрировано 165 тыс. инвалидов (4,6 % от общей численности населения), а число детей-инвалидов составляло на 2008 год 6340 человек, в настоящее время – 5300 человек. Определены основные особенности детей с ограниченными возможностями, объединяющие их в особую социальную группу населения, выявлены причины детской инвалидности и круг социальных проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями в процессе их социализации. Дети-инвалиды выделены автором в особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу, характеру, степени ограничений жизнедеятельности и социальному статусу, занимающую особое место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей-инвалидов осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.

В семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума проживает 70 % детей, в том числе 90 % детей – в многодетных семьях. В Саратовской области доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 32,8 % (35 % - по РФ). К категории нуждающихся относятся многодетные и неполные семьи, семьи с ребенком-инвалидом. Количество семей с детьми-инвалидами составляет 6393 с количеством детей в них 6587 человек (в 2005 году – в 2005 семьях проживало 2033 ребенка-инвалида).

Анализ структуры детской инвалидности по данным Госкомстата России показал, что основными заболеваниями, вызвавшими наибольшую инвалидизацию детей, являются психические расстройства и расстройства поведения – 104,4 тыс. человек, болезни нервной системы – 118,3 тыс. человек, врожденные аномалии (пороки развития) и хромосомные нарушения – 190,7 тыс. человек (в 2005 году – 105,1 тыс. человек).

Основными социальными проблемами детей-инвалидов являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Особо значимой социальной проблемой детей-инвалидов, по мнению автора, является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование. В рамках областной целевой программы в Саратовской области «Реабилитация инвалидов в Саратовской области» техническими средствами реабилитации были обеспечены 1343 человека, бытовыми средствами и специальными приборами 680 инвалидов с сенсорными нарушениями. Однако сведение реабилитационных мероприятий к обеспечению техническими средствами лишило инвалидов лечебных и оздоровительных мероприятий, санаторно-курортного лечения. Решение социальных проблем детей-инвалидов, связанных с включением их в общество, по мнению автора, может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации.

В § 1.5. «Нормативные акты как правовая основа народосбережения и решения медико-социальных проблем детей-инвалидов» автором раскрыто новое направление в социальной политике государства, основанное на формировании программы народосбережения и социокультурной толерантности к детям-инвалидам, уважении, дружеской поддержке и помощи этой группе населения. Рассмотрены существующие в мировой практике взгляды на явление инвалидности в обществе, сформулированные в социальной, политико-правовой и медицинской моделях инвалидности.

Социальная модель инвалидности, выражающая точку зрения самих инвалидов на свое отношение к ним со стороны общества, рассматривает ограничение возможностей не как наличие какого-либо дефекта у ребенка, а как неприспособленность окружающего общества к особым нуждам ребенка-инвалида, и является наиболее прогрессивной.

Автором проведен анализ действующих международных актов, законодательных и нормативно-правовых документов страны, основными из которых являются Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Дети России» с подпрограммой «Дети-инвалиды» и др. Прямые расходы федерального бюджета на решение проблем инвалидов ежегодно возрастают и в 2004 году составляли 316 млрд. руб. В среднем на одного инвалида ежемесячные расходы составили 2772 руб. (увеличились на 59,2 %). Однако, несмотря на принятые меры, численность инвалидов увеличилась с 6,3 млн. человек в 1995 году до 14 млн. человек в настоящее время.

Анализ существующей нормативно-правовой базы показал, что, несмотря на поддержку государства, семьи с детьми-инвалидами не ощущают существенных перемен в своем социальном положении с исполнением действующих социальных программ. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, было бы осуществление адресной социальной помощи каждой семье, имеющей ребенка-инвалида с учетом его потребностей.

Автором изучено содержание областных целевых программ, прямо или косвенно связанных с предупреждением детской инвалидности, и выполнен их контент-анализ в ракурсе программы народосбережения. Содержание целевых программ Саратовской области свидетельствует о стремлении дифференцировать социальную политику в регионе по социальной поддержке и защите различных категорий населения, в том числе и детей-инвалидов. Вместе с тем, по мнению автора, они не в полной мере решают основные социальные проблемы детей-инвалидов по охране здоровья, реабилитации и включения их в общество.

^ Вторая глава «Методология и методика исследований феномена детской инвалидности в социологии медицины» содержит три параграфа.

В § 2.1. «Характеристика исследовательского поля» представлены материалы диссертационного исследования, контингент респондентов, ролевое распределение в системе реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов.

Автором представлена социально-демографическая характеристика Саратовской области. Численность постоянного населения составила 2583,3 тысячи человек. Из общего числа жителей городских – 1913,5 тыс. человек (74,1 %), сельских – 670,3 тысяч человек (25,9 %). Следует заметить, что половина населения области проживает в 3-х городах: Саратове (841 тыс. чел.), Энгельсе (201 тыс. чел.) и Балакове (200 тыс. чел.).

В структуре причин смертности населения на первом месте находятся заболевания системы кровообращения, на втором месте – смертность от новообразований, на третьем - от несчастных случаев, отравлений и травм (11,7 %).

Структура населения по основным возрастным группам представлена следующим образом. Численность населения моложе трудоспособного возраста составляет 380,6 тыс. человек (14,7 %), трудоспособного возраста – 1613,2 тыс. человек (62,4 %), старшего трудоспособного возраста 590,0 тыс. чел. (22,8 %). Рождаемость по области - 27384 человека, т.е. 10,6 на 1000 населения. Смертность – 39214 человек, т.е. 15,2 на 1000 населения. Младенческая смертность составила 186 человек, т.е. 6,9 на 1000 родившихся. Естественная убыль при этом – 11830 человек, т.е. 4,6 на 1000 населения. Коэффициент демографической нагрузки в 2008 году составил 602 человека на 1000 трудоспособного населения. Численность детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет составила в 2008 году 452504 человека, т.е. 140,1 на 10000 населения. В структуре первичной заболеваемости у детей выявлено 59,7 % человек с болезнями органов дыхания, 8,1 % - нервной системы и органов чувств, 4, 7 % - инфекционные и паразитарные болезни, 5,4 % - травмы и отравления. Увеличилась заболеваемость болезнями крови, кроветворных органов, включая нарушения иммунных механизмов на 18,2 %, врожденных аномалий – на 3,4 %, органов пищеварения – на 5 %, травм и отравлений – на 4,7 %.

Впервые установлена инвалидность 14,7 тысяч жителей области, из которых 0,8 тысяч детей. Повторно были признаны инвалидами 29,2 тысячи взрослых и 4,0 тыс. детей с основными заболеваниями, обусловившими инвалидность. В 30,8 % случаях это были болезни нервной системы и органов чувств, в 23 % - психические расстройства и расстройства поведения, в 10 % - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.

Анализ социально-экономической и демографической ситуации позволил заключить, что Саратовская область является среднестатистическим регионом России по всем показателям и отражает обстановку в целом по стране.

В § 2.2. «Методология исследования» определены теоретические подходы и методы, используемые для изучения детской инвалидности. Автором исследования были использованы методы сравнительных характеристик; историко-сравнительный анализ; опрос в виде анкетирования; анализ статистической информации; вторичный анализ результатов социологических исследований, опубликованных в печати.

В исследовании используются основные положения гомогетерогеники (Н.М.Солодухо), а также общенаучный гомогенно-гетерогенный подход, являющийся особым общенаучным подходом к познанию действительности и базирующийся на принципах однородности и неоднородности, принципе единства однородности и неоднородности. Применение гомогенно-гетерогенного подхода к изучению социальной группы детей-инвалидов можно обосновать трудами Г.Спенсера, Т.Парсонса, Р.Мертона, а также представить в «цивилизационных» теориях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Теоретической базой исследования являются волновые теории маргинальности Г. Зиммеля, Р. Парка, аномии и девиантного поведения Э.Дюркгейма, стигматизации И.Гоффмана, социализации личности Ж.Пиаже, М. Мид, З.Фрейда. Теория и труды А.В.Решетникова, Н.Н.Седовой, представляющих социальные роли и социальные отношения в исследовательском поле социологии медицины, помогают осмыслению социокультурной сущности феномена детской инвалидности, с помощью многофакторного анализа, позволяющего раскрыть социальные детерминанты здоровья и болезни, рассмотренные в изучении процессов инвалидизации населения России.

Междисциплинарный характер исследования, базирующийся на теоретических основах социологии медицины, биоэтики, социологии, экономической социологии и демографии, психологии и медицины, позволил автору представить демографические процессы в новом ракурсе. Теоретические представления о качестве жизни и качестве народонаселения определили новое направление исследования – социологию анормального поведения, позволяющее наиболее полно представить проблемы детей-инвалидов с психиатрической патологией.

При изучении детской инвалидности применяются эволюционный и системный подходы, а также подход к оценке качества жизни на основе квалитологии и квалиметрии. Эти подходы в сочетании с гомогенно-гетерогенным подходом позволяют объективно оценивать качество жизни детей-инвалидов и совершенствовать систему управления качеством жизни населения территории с учетом нелинейности закона о переходе количественных изменений в качественные.

В § 2.3. «Конкретные социологические методы исследования детской инвалидности» разработана программа социологического исследования. Качественная репрезентативность работы обеспечивалась изучением генеральной совокупности за период с 1998 по 2010 годы. Исследуемая социальная группа – это дети-инвалиды, освидетельствованные в бюро МСЭ № 1 психоневрологического профиля г. Саратова (переименованного в 2005 году в филиал №7 ФГУ ГБ МСЭ по Саратовской области). В программе автором определены этапы исследования, объекты исследования, источники информации, методы исследования с привлечением приемов статистического, сравнительного, логического, системного, многофакторного контент-анализа. Социологические исследования осуществлялись на основе социологического опроса детей-инвалидов с неврологической патологией и сенсорными нарушениями школьного возраста (от 6 до 16 лет) с сохранным интеллектом и их родителей. Было опрошено 840 детей по поводу желания обучаться в специализированной школе или школе-интернате. С целью определения зависимости уровня биосоциального потенциала детей-инвалидов от социального статуса семьи был проведен опрос с помощью разработанной автором «Карты учета потребностей детей-инвалидов в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и оценки бытовых условий». Эта карта использовалась в виде анкеты и содержала в себе вопросы и возможные варианты ответов. В анкетировании участвовали 1003 ребенка и их родители. В результате анализа карт учета за указанный период по данным исследования осуществлялось распределение детей по возрасту, полу, месту проживания, социальному статусу семьи. Исследовалась группа детей от 0 до 18 лет с нормальным интеллектом и достаточным для дальнейшей интеграции в общество биосоциальным потенциалом за период с 1998 по 2008 годы.

Автором был проведен опрос среди студентов методом анкетирования по само - и здравоохранительному поведению. Анкета, разработанная лабораторией Волгоградского социально-гуманитарного центра, включала в себя 42 вопроса. Предлагалось 3-4 вариантов ответов на них. Выборочная совокупность включала 930 студентов Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского, Поволжского и Волгоградского филиалов МГУПС (МИИТ). В опросе участвовало 60 % юношей и 40 % девушек. Из них 53 % респондентов были в возрасте 18-20 лет, 32 % - 21-29 лет, 15 % - 30 лет и старше. С целью исследования репродуктивных установок молодежи был проведен социологический опрос методом анкетирования той же группы студентов. Анкета включала в себя 30 вопросов по разделам семьи, брака и рождения детей и содержала от 3-х до 12 вариантов ответа. Анкета также была разработана лабораторией Волгоградского социально-гуманитарного центра.

С целью более глубокого изучения детской инвалидности, обусловленной психиатрической патологией в Саратовской области, использовался метод исследования фокус-группы. Темой для обсуждения являлось выявление причин психиатрической патологии у детей с целью разработки профилактических мероприятий. Фокус-группа состояла из 9 человек высококвалифицированных экспертов и реабилитологов службы МСЭ по Саратовской области. В группе принимали лица в возрасте до 40 лет – 3 человека (33 %), 40 лет и старше – 6 человек (67 %). Длительность профессионального стажа участников: 12-15 лет – 3 человека (33 %), 16-20 лет 1 человек (11 %), свыше 20 лет – 5 человек (56 %). Преобладание среди участников фокус-группы врачей-экспертов, имеющих профессиональный стаж свыше 20 лет (56 %) может свидетельствовать об их высоком профессиональном уровне и репрезентативности выводов исследования.

В медико-социологическом исследовании детской инвалидности в концепции народосбережения использованы следующие методы исследования: библиографический, контент-анализ информации, статистический, компаративный и логический анализ, системный и многофакторный анализ, метод фокус-группы. Изучение всей генеральной совокупности, а также обоснование выборочной совокупности (р<0,05) подтверждают высокую степень валидности исследования.

^ Третья глава «Детская инвалидность как медико-социальная характеристика качества жизни населения» включает в себя три параграфа. В них проведен анализ структуры детской инвалидности, исследование социокультурных аспектов толерантности к явлению детской инвалидности в контексте взаимопереходных (транзитивных) состояний индивида, исследование биосоциального потенциала детей-инвалидов.

§ 3.1. «Структура детской инвалидности Саратовской области в ракурсе программы народосбережения» рассматривается социальная модель детской инвалидности в новом ракурсе качества жизни и программы народосбережения. В последние годы в России резко увеличилась заболеваемость беременных женщин, что неизбежно приводит к росту врожденной детской инвалидности.

Увеличилась численность детей, родившихся больными, что также приводит к их инвалидизации в будущем: если в 1990 году больными рождалось 40 % детей, то в настоящее время – 75 %. Высокими также являются показатели перинатальной смертности – они в 2-3 раза превышают таковые в Германии, Франции, Австрии.

Автором проведен сравнительный анализ структуры первичной детской инвалидности в России, и Нижнем Поволжье (Астраханской, Волгоградской и Саратовской областях), являющимся наиболее типичным регионом страны по среднестатистическим показателям. В Астраханской области количество детей-инвалидов составляет 1,8 % от общего количества детского населения, в Волгоградской области – 1,9 %, в Саратовской – 1,4 %. В структуре как общей, так и первичной инвалидности в Нижнем Поволжье «лидируют» психические расстройства и расстройства поведения (в Астраханской области - 40,7 на 10000 детского населения, в Волгоградской- 38,1, в Саратовской – 32), что, по мнению автора, связывается с прогрессирующей маргинализацией молодежи, распространением вредных привычек и наркомании среди лиц репродуктивного возраста. Второе место по причинам инвалидизации детей в структуре детской инвалидности занимают болезни нервной системы (в Астраханской области- 35,3 на 10000 детского населения, в Волгоградской области - 43,5, в Саратовской – 43,6) , что чаще всего связано с наследственными аномалиями, травмированием детей в перинатальный период, недостаточным уровнем развития системы родовспоможения, особенно на селе. Третье место в структуре детской инвалидности занимают врожденные аномалии (в Астраханской области – 35,8 на 10000 детского населения, в Волгоградской – 36,8, в Саратовской – 30,7), что позволяет сделать предположение о неблагоприятном влиянии вредных экологических факторов на организм родителей и несоблюдение условий охраны труда на вредных производствах.

Автором проводился анализ детской инвалидности в Саратовской области, и раскрывались правовые аспекты социальной адаптации детей-инвалидов. Основными причинами детской инвалидности в Саратовской области в большинстве случаев являются заболевания нервной системы – 2110 (43,6 на 10000 детского населения), психические расстройства – 1549 (32 на 10000 детей), врожденные аномалии 1489 (30,7 на 10000 детей), болезни эндокринной системы – 637 (13,16 на 10000 детского населения). Анализ распределения численности детей-инвалидов с психическими нарушениями показал, что 3128 детей (около 50 % от общего числа детей-инвалидов Саратовской области) имеют ограничение способности к адекватному поведению, в равной степени дети ограничены в способностях к осознанию (981 человек), приобретению знаний (1275 человек), общению с окружающими (1124 человека). Ограничение жизнедеятельности у детей чаще всего отмечается по нескольким видам одновременно, то есть имеет сочетанную природу.

В 2008-2009 г.г. в Саратовской области проживало 6340 детей-инвалидов. Интенсивный показатель общей детской инвалидности относительно стабилен и составлял 140,1 на 10000 детского населения. Наибольшее число детей-инвалидов отмечалось в возрастной группе от 0 до 3-х лет. Это связано, по мнению автора, с последствиями натальной и перинатальной патологии, приводящей к инвалидизации. Высокие показатели инвалидности среди детей в возрасте от 8 до 14 лет связаны с особой подверженностью детей этого возраста различным видам травматизма, приводящим к инвалидизации.

Эффективность реабилитационных мероприятий в Саратовской области составляет 6,8 % (в США – 15 %). Несмотря на 100 % охват инвалидов реабилитационными мероприятиями, они сводятся лишь к обеспечению техническими средствами и диспансерному наблюдению у врача-специалиста. Рекомендации и направления на стационарное и санаторно-курортное лечение отсутствуют.

Рост показателей детской инвалидности с относительной стабилизацией в последние годы сопровождается несовершенством системы реабилитации в Саратовской области. Современная система социальной адаптации недостаточно полно учитывает потребности этой социальной группы населения. Выявлено несоответствие равных прав детей-инвалидов по Конституции и возможностей для их реализации.

В § 3.2. «Социокультурные аспекты толерантности к детям-инвалидам в контексте взаимопереходных (транзитивных) состояний индивида» раскрывается отношение общества на разных уровнях социальной иерархии к инвалидности вообще, и к детям-инвалидам в частности. Восприятие физических, поведенческих характеристик ребенка, формирование представлений о его намерениях и мыслях (Г.Зиммель, А.Шюц, Г.М.Андреева, Е.Р.Ярская-Смирнова) чаще всего сводится к политике социального исключения инвалидов из жизни общества и расценивается как феномен табуирования (З.Фрейд). Дети-инвалиды рассматриваются обществом как девианты (Э.Дюркгейм), что неизбежно приводит к конфликту ребенка с обществом и социальной агрессии. Практики социального исключения приводят к глубоким личностным переживаниям, усугубляя состояние одиночества и никчемности у ребенка. Особенно это характерно в отношении к детям-сиротам с ограниченными возможностями. Автор предлагает обратить особое внимание на практику интернирования детей-сирот с ограниченными возможностями, противопоставляя ей создание специальных семейных домов детей-инвалидов с усиленной социальной поддержкой и предоставлением льгот во всех аспектах общественной жизни со стороны государства.

Либерализация общественной жизни предполагает разработку нового направления в социальной политике государства, основанного на формировании социокультурной толерантности к детям-инвалидам. Автором рассматривается два уровня формирования социокультурной толерантности к инвалидам: индивидуальный и общественный. Индивидуальный, т.е. личностный уровень толерантности формируется у каждого человека посредством культуры, религии, СМИ. Общественный уровень толерантности формируется с помощью законов, норм и установок, направленных на социальную поддержку инвалидов и контроль за соблюдением и реализацией их прав.

В формировании индивидуального уровня социокультурной толерантности к инвалидам может играть определенную роль предложенная автором модель взаимопереходных (транзитивных) состояний индивида, позволяющая представить инвалидность как одно из возможных состояний каждого человека, формирующихся из-за влияния различных факторов.




Рис. Транзитивные состояния индивида

Современные научные представления об инвалидности позволяют выделить два уровня формирования социокультурной толерантности к инвалидам: индивидуальный (личностный) и государственный (общественный), которые формируются посредством науки, культуры, религии, СМИ, а также государственными нормами и законами. Восприятие инвалидности в контексте взаимопереходных состояний индивида, где здоровье, болезнь, инвалидность, промежуточные состояния представлены как временные и приходящие, позволяет сформировать толерантное отношение к инвалидам.

В § 3.3. «Биосоциальный потенциал ребенка-инвалида и его значение в процессе социализации» предполагается, что социализация каждого индивида в современном представлении социологии медицины во многом предопределяется его личностными характеристиками, т.е. реабилитационным потенциалом, включающим в себя стиль поведения, мотивации, образ и качество жизни (Л.А.Фиглин, Р.М.Войтенко, М.В.Коробов). Медицинское понятие реабилитационного потенциала трансформировалось в социологии медицины в биосоциальный потенциал и представляется как общность биологических, врожденных особенностей и возможностей организма в совокупности со свойствами, формирующимися социальной средой (П.Бурдье, Н.И.Скок). Социализация же в исследовании рассматривается в зависимости от степени реализации биосоциального потенциала ребенка-инвалида. В работе приведены и проанализированы результаты авторского исследования уровня биосоциального потенциала детей-инвалидов с неврологической патологией в бюро МСЭ №1 психоневрологического профиля г. Саратова в зависимости от возраста, пола, места проживания и социального статуса семьи с целью прогнозирования его дальнейшей социализации и определения потребностей в медико-социальной, психологической и профессиональной реабилитации.

Социально-бытовой статус семьи рассматривался по следующим параметрам: доход семьи (низкий – менее 5 тысячи рублей в месяц на одного члена семьи, средний – 5-7 тысяч рублей, высокий – свыше 7 тысяч рублей), жилищные условия (частный дом, квартира, общежитие), уровень образования родителей. Наибольшее число детей-инвалидов проживают в экологически неблагоприятных районах города – Ленинском (30 %) и Заводском (25 %). Доход семьи исследуемой группы в основном низкий (45 %) и средний (50 %). Образование родителей в основном начальное (30 %) и среднее (65-70 %). Родителей со средним образованием больше, чем с начальным, и в таких семьях реабилитация и социальная адаптация ребенка происходит качественнее и быстрее. Всего из наблюдаемых по бюро 3134 детей в полных семьях воспитывалось 1716 человек (54,8 %), в неполных семьях 798 (25,4 %), в многодетных 251 (8 %), 369 детей-инвалидов не имеют родителей или воспитываются опекуном. Количество детей школьного возраста (от 6 до 18 лет) – 2359 человек (75,2 %). Из них не способны к обучению с крайне низким БСП вследствие нарушений интеллекта – 828 человек (35,1 %). В специализированных школах-интернатах обучались 485 детей (20,5 %), в ПУ и колледжах – 36 детей (1,6 %), в вузах – 3 (0,1 %), 139 детей (14,4 %) обучались на дому. Продолжают учебу после окончания школы лишь 3,6 % детей.

С целью улучшения качества реабилитационных мероприятий детям-инвалидам автором разработана «Карта учета потребностей детей-инвалидов в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и оценки бытовых условий» и использовалась в диссертационном исследовании для изучения БСП и эффективности реабилитационных мероприятий детям-инвалидам с неврологической патологией за период с 1998 по 2005 годы.

В результате проведенных исследований установлено, что эффективность реабилитационных мероприятий во многом зависит от уровня БСП ребенка-инвалида. БСП определяется не только личностными качествами ребенка, но и в большей степени зависит от социального статуса семьи и может изменяться с возрастом в зависимости от качества реабилитационных мероприятий. Чем выше социальный статус семьи, тем выше БСП ребенка и его возможности к социальной адаптации. С целью повышения эффективности реабилитационных мероприятий и обоснованного планирования государственных средств для адресной помощи целесообразно использовать предложенную автором «Карту учета потребностей детей-инвалидов в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и оценки бытовых условий».

^ Четвертая глава «Медико-социологический анализ детской инвалидности, обусловленной психиатрической патологией в Саратовской области» посвящена исследованию причин инвалидности этого профиля, структуры и особенностей данной патологии, приводящей к инвалидизации детей, решению институциональных проблем детей-инвалидов в Саратовской области в ракурсе народосбережения России и состоит из трех параграфов.

В § 4.1. «Социальные предикторы детской инвалидности» содержатся результаты анализа причин и социально-экономических факторов, влияющих на уровень детской инвалидности. Современная обстановка в стране привела к усугублению социальных рисков и психологического стрессирования населения. В России в настоящее время насчитывается 700 тысяч детей-сирот, 2 млн. неграмотных подростков, более 6 млн. детей находятся в социально – неблагоприятных условиях и не получают необходимого воспитания и образования. Около 4-х млн. подростков употребляют наркотики, 2 млн. подвергаются различным видам насилия (из доклада министра внутренних дел Р.Г. Нургалиева). Эти социальные риски часто являются причинами заболеваемости и инвалидизации детей.

В настоящее время в России проживает 31915754 человека в возрасте от 20 до 34 лет, что составляет 23 % населения. Современная молодежь – это основной трудовой и репродуктивный потенциал страны. Позитивные репродуктивные установки у большей части молодежи отсутствуют, что способствует беспорядочному образу жизни, а в итоге - рождению детей-инвалидов с врожденными аномалиями. По данным диспансеризации детского населения, 54 % детей имели отклонения в состоянии здоровья. Среди выпускников школ только 10 % были абсолютно здоровы, 60 % имели хронические заболевания, в том числе 20 % девушек уже имели нарушения в репродуктивной сфере. По данным Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции, возросло число обращений по поводу бесплодия с 72 тысяч в 2004 году до 100 тысяч человек в 2010 году. При этом эффективность традиционно приемлемых методов лечения составляет 10-15 % при уровне эффективности мировых стандартов 40-45 %.

В связи со сложившейся социально-демографической ситуацией автором проведен социологический опрос методом анкетирования по репродуктивным установкам и здравоохранительному поведению молодежи, в котором принимали участие студенты вузов Нижнего Поволжья. Анкеты «Репродуктивные установки молодежи» и «Здравоохранительное поведение молодежи» были разработаны лабораторией Волгоградского социально-гуманитарного центра и включали в себя 30 и 42 вопроса, соответственно. В анкетировании приняли участие 930 студентов. На вопрос о том, что является главным для них в жизни – карьера, семья, или все вышеперечисленное, большинство респондентов выбрало и то, и другое (55 %) и (67,5 %). Целью создания семьи для рождения и воспитания детей считают 37 % юношей и девушек. Большинство опрошенных хотят иметь детей: 82,5 % юношей и 93 % девушек. Планируют рождение детей, в основном, в 21-25 лет 60 % юношей и 70% девушек. Мечтают, но не могут себе позволить иметь детей из-за жилищных проблем - 32,5 % опрошенных, отсутствия достойного спутника жизни - 27,5 % опрошенных, финансовых трудностей - 25 %, социально-экономической нестабильности в стране - 33 % опрошенных. Незарегистрированный или «гражданский» брак признают 50 % опрошенных юношей и 59 % опрошенных девушек. Создание семьи и рождение детей в «гражданском» браке возможно для 47,5 % юношей и 40 % девушек. Отрицательно относятся к внебрачным половым связям 22,5 % юношей и 52 % девушек, положительно – 47,5 % юношей и 11 % девушек, считают это вполне возможным 30 % юношей и 37 % девушек. О возможных причинах возникновения бесплодия знают 75 % юношей и 89 % девушек. По отношению к абортам высказались отрицательно 75 % юношей и 89 % девушек. Против детского сиротства высказались 62,5 % юношей и 78 % девушек.

Наличие демографического кризиса связывают в основном с социально-экономической нестабильностью в стране 62,5 % юношей и 67 % девушек, обнищанием населения 17,5 % юношей и 26 % девушек.

На вопрос: «Если вдруг в Вашей семье родится ребенок-инвалид (предположительно) каковы будут Ваши действия?» 75 % юношей и 78 % девушек ответили, что будут растить его, как других своих детей, остальные решили отказаться от ребенка или отдать его в дом инвалидов.

Результаты социологического опроса по формированию здравоохранительного поведения молодежи показали следующее: здоровыми себя считают 72 %, т.е. большинство студентов, 11 % - не считают себя таковыми и 17 % затрудняются ответить на этот вопрос. При этом ежедневно уделять своему здоровью внимание могут лишь 36,5 % опрошенных. Придерживаются сбалансированного питания 30 % студентов. Для профилактического осмотра посещают врача хотя бы 1-2 раза в год 54 % опрошенных. Головные боли, недомогания часто беспокоят 15%, иногда – 28 % студентов. Простудными заболеваниями часто болеют 35%, хотя соответственно сезону одеваются 74 % человек. Курят 40 %, употребляют алкоголь по праздникам 38 %, 1 раз в неделю – 20 %, 2 раза в неделю – 4 %, каждый день – 6 %; не употребляют алкоголь 32 % опрошенных. 96 % опрошенных не употребляют наркотики; 95 % молодежи не пользуются анаболическими стероидами и антидепрессантами. Сторонниками здорового образа жизни являются 81 % студентов, но при этом пропагандируют здоровый образ жизни среди своих друзей и близких лишь 46 % опрошенных. Донорами крови являются всего лишь 5% молодежи, и 6% сдают кровь нерегулярно. О национальном проекте «Здоровье» не слышали 45% студентов. На вопрос «оценить уровень здоровья каждого опрошенного индивидуально по шкале от 0 до 100 баллов», уровень физического здоровья от 80 до 100 баллов оценили 78 % опрошенных; уровень социального здоровья оценили от 80 до 100 баллов лишь 9 % студентов. Уровень психического здоровья от 80 до 100 баллов – всего 22 % опрошенной вузовской молодежи.

Молодежь считает основной причиной демографического кризиса, инвалидизации и ухудшения «качества» населения социально-экономическую нестабильность и обнищание населения, низкую продолжительность жизни. Проведенный анализ результатов исследования позволил выделить 3 основных группы социальных факторов, предопределяющих рост детской инвалидности России: нестабильность социально-политической и экономической системы, неблагоприятные экологические условия проживания, недостаточное финансирование системы здравоохранения, приводящее к низкому уровню развития системы родовспоможения, особенно в сельских районах.

В

-5-vzaimootnosheniya-verbalizovannih-tihomirov-o-k-psihologiya-mishleniya-uchebnoe-posobie.html
-5-zakonodatelstvo-v-sfere-zemelnih-otnoshenij-i-ohrani-okruzhayushej-sredi.html
-50-obosoblennie-obstoyatelstva-v-v-ezhova-stroiteleva-rozental-d-e.html
-51-etnozashitnie-mehanizmi-v-etnogeneze-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-erevan-izd-vo-ogeban-2000-408-str.html
-515-proizvodnaya-bulevoj-funkcii-pridnestrovskij-gosudarstvennij-universitet-im-t-g-shevchenko-inzhenerno-tehnicheskij.html
-52-logicheskaya-struktura-novikov-a-m-n73-metodologiya-obrazovaniya-izdanie-vtoroe.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vetlyaninskij-selsovet-enotaevskogo-rajona-astrahanskoj-oblasti-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/gaap.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravozashitnij-centr-memorial-memorial-human-rights-center.html
  • writing.bystrickaya.ru/finansovij-analiz-i-deyatelnost-strahovoj-kompanii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-razmere-i-ob-istochnikah-dohodov-imushestve-prinadlezhashem-kandidatam-na-prave-sobstvennosti-o-vkladah-v-bankah-cennih-bumagah-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-logisticheskoj-deyatelnosti-na-predpriyatiyah-pererabativayushih-otraslej-prom.html
  • esse.bystrickaya.ru/reading-test-internet-kak-istochnik-informacii.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xi-spisok-ispolzovannoj-literaturi-sobranie-deputatov-reshenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vivodi-1-publichnij-otchet-za-2010-2011-uchebnij-god-obshaya-informaciya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/potencial-i-perspektivi-ispolzovaniya-nedrevesnih-resursov-lesa-v-respublike-bashkortostan-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-o-deyatelnosti-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-sudebnih-pristavov-po-respublike-severnaya-osetiya-alaniya-za-pervoe-polugodie-2011-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-po-gornomu-delu-pravila-po-boevomu-vzaimodejstviyu-3-pravila-po-osadnim-orudiyam-12.html
  • nauka.bystrickaya.ru/velikie-organizacii-a-l-oppenhejm-drevnyaya-mesopotamiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-ivezh-674212-012-re.html
  • school.bystrickaya.ru/istoricheskaya-tema-v-russkoj-literature.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-rabot-stranica-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prikaz-ot-10-oktyabrya-2008-g-n-357-o-reglamente-federalnoj-sluzhbi-po-veterinarnomu-i-fitosanitarnomu-nadzoru-v-red-prikazov-rosselhoznadzora-ot-21-08-2009-n-380-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/24-informacionnie-resursi-ir-uchebnoe-posobie-osnovi-informatizacii-informacionnie-resursi-i-rinki.html
  • writing.bystrickaya.ru/3-prestupleniya-protiv-poryadka-prebivaniya-na-voennoj-sluzhbe-kurs-ugolovnogo-prava-v-pyati-tomah-tom-osobennaya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-3-semestr-gruppa-2-10-vremya-zanyatij-nazvanie-disciplini-vid-zanyatij-f-i-o.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/utverzhden-plan-priema-2011-v-spbgu-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs3-semestr-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-na-zakupku-uchebnoj-literaturi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-12-razvitie-otechestvennoj-farmacii-v-xviii-i-pervoj-polovine-xix-veka-3-medicina-i-farmaciya-drevnego-egipta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/52analiz-riskov-1-2-opisanie-produkcii-i-uslug-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shamanskaya-bolezn-polozhenie-o-podsoznatelnom-opredelenie-podsoznatelnogo.html
  • control.bystrickaya.ru/d-v-andreev-programmirovanie-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-38-rukovodstva-dlya-plavaniya-lociya-na-vvp-zemlyanovskij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-diplomnij-proekt-120-s-6-ris-14-tabl-18-istochnikov-2-pril.html
  • education.bystrickaya.ru/365rasskazov-o-mifologii-makarevich-v-mshironina-e-v-stranica-6.html
  • control.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-po-biologii-na-vremya-karantina.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-i-zadaniya-fen-po-specialnost-biologiya-3-j-kurs-vi-semestr.html
  • teacher.bystrickaya.ru/f-favorin-fyodor-yakovlevich-sinodik-svyashennosluzhitelej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/raschet-osnovnih-harakteristik-gazoprovoda-na-uchastke-aleksandrovskoe-raskino.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b-kov-m-bit-karela-izvestiya-arhangelskogo-obshestva-izucheniya-russkogo-severa-1913-s107-111.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.