.RU

§ 26. Имя существительное в тексте - Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе


§ 26. Имя существительное в тексте.


^ Урок 57. Стилистическая роль имён существительных.


Цели урока: 1) формировать представление о стилистической роли имён существительных в текстах различных стилей; 2) дать понятие об участии падежных форм имён существительных в выражении сравнения.


^ I. Синтаксическая роль имён существительных (повторение -- проверка домашнего задания).




В слабом классе по своему усмотрению учитель может заменить задание сделать сообщение по предложенному в упр. 355 плану фронтальным опросом.

• В роли каких членов предложения может выступать имя существительное? • Чем можно объяснить способность имени существительного выступать в роли любого члена предложения?

• Приведите примеры предложений с существительными в роли главных членов.

• Приведите примеры предложений с существительными в роли второстепенных членов.

• Составьте предложения с существительными в функции обращения.

• Назовите модели словосочетаний, в которых имя существительное выступает в роли главного слова, и приведите соответствующие примеры.

• Назовите модели словосочетаний, в которых имя существительное является зависимым словом. Приведите примеры таких словосочетаний.

После этого учащиеся демонстрируют работу с упражнениями 354 или 330 соответственно.

^ II. Роль имён существительных в научном тексте (сообщения учащихся по темам упр. 356 и 357 (индив. дом. зад.)).


Основная цель работы упражнениями 356 и 357 -- создание у шестиклассников представления о важной роли имён существительных в деловом и научном описании: о необходимости использования слов этой части речи для создания детального делового описания предмета, использования существительных-терминов и частей терминологических сочетаний в научном описании и рассуждении.


^ III. Роль имён существительных в художественном тексте. Сравнение и способы его выражения (текст на с. 156, упр. 358; текст на с. 157, задание на с. 158, упр. 360 (4 -- 6), 362).


Часто в сознании учащихся складывается стереотип, что образными возможностями обладают исключительно имена прилагательные. Одна из основных задач данного этапа урока – помочь шестиклассникам осознать эстетические возможности существительных и понять, что существительные способны выполнять изобразительно-выразительную функцию не только при образном их переосмыслении, но и при употреблении в прямом значении. С этой целью организуем наблюдение за использованием существительных в художественных текстах.

В ходе анализа текста упр. 358 обратим внимание ребят на то, что автору с помощью существительных удалось создать яркий образ стремительно несущегося вдаль паровоза. Писатель называет детали, которые помогают читателю более ясно и отчётливо представить пролетевший паровоз, и передаёт те зрительные впечатления, которые делают этот образ живым и настоящим (тень, солнечные зайчики, дым, искры, пыль). С помощью существительных автор сумел передать и звуковые впечатления (со свистом (пролетает), эхо). Использование автором преимущественно имён существительных делает описание более динамичным, экспрессивным.

Знакомясь с текстом на с. 157, учащиеся в процессе просмотрового чтения определяют его тему: «Сравнение и способы его выражения». После вдумчивого чтения текста шестиклассники определяют главную мысль текста: «Формы имён существительных активно участвуют в выражении сравнения --- одного из самых выразительных языковых средств».

Попросим шестиклассников по окончании работы с упражнением 360 ещё раз перечислить союзы, с помощью которых могут присоединяться сравнительные обороты.

В ходе работы с упражнением 362 учащиеся подчеркивают сравнения, выраженные формой творительного падежа существительных, как член предложения и уточняют значение этого второстепенного члена – обстоятельство образа действия.

Д. з.: 1) пересказ текста на с. 157; 2) упр. 360 (1 -- 3); 3) по желанию – упр. 361, 366; 4) индив. зад. – упр. 363, вопросы на с. 159, упр. 364.


^ Урок 58. Стилистическая роль имён существительных (закрепление).


Цели урока: 1) закреплять представление о важной стилистической функции имён существительных в художественном тексте; 2) отрабатывать умение сжато излагать текст художественного стиля.


^ I. Роль имён существительных в художественном тексте. Сравнение и способы его выражения (продолжение -- проверка домашнего задания, текст на с. 161, упр. 370).


По своему усмотрению учитель предоставляет слово для ответа по теме «Сравнение и способы его выражения» (текст на с. 157) одному или нескольким ученикам, после чего делает сообщение ученик, который работал дома с упражнением 363. Попросим этого ученика продиктовать одноклассникам одно-два предложения из проанализированного им отрывка, а затем предложим отдельным учащимся ещё раз назвать использованные автором изобразительно-выразительные средства.

После этого предоставим возможность высказаться ребятам, которые попробовали свои силы в составлении предложений со сравнительными оборотами (упр. 361) и в создании художественного повествования (упр. 366), и отметим их творческие удачи.

О стилистической функции лексического повтора шестиклассники получили представление при изучении § 18 (см. этап II урока 39). В случае необходимости дополним ответы учеников, которые работали с вопросами на с. 159 и с упр. 364, следующими высказываниями: «Лексический повтор используется писателями с особой стилистической задачей, например, усилить звучание выражаемой в тексте идеи, усилить впечатление от изображаемого предмета, события и т. д.» «Помимо лексического повтора в сказке «Репка» используется корневой повтор, например: Выросла репка большая-пребольшая; Тянут-потянут – вытянуть не могут. Этот вид повтора используется, чтобы создать более яркое представление о величине репки, а также об усилиях всех участников события».

После чтения текста на с. 161 и работы с упражнением 370 попросим ребят привести свои примеры существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


^ II. Использование существительных в роли главного члена односоставных предложений (упр. 359, текст на с. 160, упр. 368).

Поможем шестиклассникам в процессе анализа поэтического отрывка (упражнение 359) понять, что для выражения отношения лирического героя стихотворения к изображаемому поэт использует эпитет (чудная картина), а особенность развёртывания описания заключается в перечислении образов, которые тесно связаны в сознании лирического героя с представлением о родине, и это прежде всего образы русской природы и тех реалий, которые определяют особенности русского быта.

Обратим внимание ребят на то, что имена существительные могут выступать в роли подлежащего односоставного предложения, и сообщим, что узнать о стилистических и композиционных возможностях использования таких предложений можно из текста на с. 160. После чтения текста учащиеся понаблюдают за их использованием на материале упражнения 368.


^ III. Изложение-миниатюра (упр. 365).


Примечание. В зависимости от подготовки класса данная работа может проводиться как обучающая. В этом случае по усмотрению учителя в процессе изложения текста можно предоставить учащимся возможность пользоваться учебником.

После внимательного чтения текста упражнения 365 предложим ребятам подумать и ответить на вопрос, какая информация должна будут сохраниться при сжатом пересказе. (О выздоровлении Чёрного Ушка, о его весёлых играх с Ерёмкой, о необыкновенной прожорливости.) Поможем ученикам понять, что при сжатом пересказе из текста будут исключены элементы описания.


После проведения совместной предварительной работы (см. выше) предоставим учащимся сильного класса возможность самостоятельно сжато изложить этот текст, а затем проведём совместное обсуждение двух-трёх изложений.

В слабом классе составим сжатое изложение в процессе совместной работы или предварим самостоятельную работу учащихся чтением и обсуждением с учащимися одного из возможных вариантов работы (текст сжатого изложения целесообразно вынести на доску, а перед началом самостоятельной работы стереть), например:


Когда Чёрное Ушко выздоровел, он уже никого не боялся. Весёлые игры зайчика с Ерёмкой смешили Богача до слёз. Чёрное Ушко оказался необыкновенно прожорливым, он всегда с жадностью съедал все гостинцы деревенских ребят.


^ Д. з.: 1) упр. 371; 2) упр. 317.


Урок 59. Контрольная работа № 3 (зачёт по теме «Имя существительное»).


Цель урока -- проверить знания и умения учащихся по теме «Имя существительное».


Зачёт по теме «Имя существительное»


Высокий уровень подготовки




Задание 1. Спишите с доски текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подберите и запишите заголовок, который отражает тему или идею этого текста.



1 вариант

Ясная морозная ночь. Земля воздух мес_ц скованы морозом. Крупные звёзды син_ми фон_рями в_сят в лесу между ветвями. Мелкие звёзды усе_ли всё небо.

(По Б. Пастернаку)

2 вариант

Утро. С гор ласко_о теч_т зап_х цветов. На листьях деревьев на стеблях трав блестит роса. Дорога кажет(?)ся мягкой как бар­х_т и хочется погладить её рукой.

(По М. Горькому)



Задание 2. Проведите морфологический разбор существительных (между) ветвями (1 вариант) и (на) стеблях (2 вариант).


Задание 3. Выпишите из текста по одному словосочетанию, соответствующему следующим моделям: прил. + сущ. (гл. слово); глаг. (гл. слово) + сущ. (1 вариант) и сущ. (гл. слово) + сущ.; глаг. (гл. слово) + сущ. (2 вариант).


Задание 4. Подчеркните в тексте все имена существительные как члены предложения.


Задание 5. Объясните, какую роль играет в тексте первое предложение. Охарактеризуйте это предложение.


Задание 6. Определите, к какому типу речи относится текст. Объясните, какова роль имён существительных в создании текста этого типа речи.


Задание 7. Выпишите из текста художественное языковое средство, в выражении которого участвует имя существительное. Назовите это языковое средство выразительности.


^ Средний уровень подготовки


Задание 1. Запишите под диктовку текст.


Лесные силачи


Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.

Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.

Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона – награда победителю.


(56 слов)

(По Н. Сладкову)


Задание 2. Запишите существительные подосиновик, соревнование (1 вариант) и подберёзовик, победитель (2 вариант) в составе словообразовательных пар.


Задание 3. Выпишите из первого предложения текста слова дождя (1 вариант) и соревнования (2 вариант) и проведите их морфологический разбор.


Задание 4. Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующим моделям (по одному для каждой модели): глаг. (гл. слово) + сущ.; сущ. (гл. слово) + сущ.; прил. + сущ. (гл. слово).


Задание 5. Проведите синтаксический разбор предложений Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик (1 вариант) и Алая шапка чемпиона – награда победителю (2 вариант).


*Задание 6. Определите тип речи текста. Какую роль в этом тексте играют существительные?


Примечания. 1. Если на предварительных уроках не проводилась специальная орфографическая работа со словами соревнование, чемпион, по усмотрению учителя в слабом классе эти слова могут быть выписаны на доску. 2. Задание 6 выполняется по желанию ученика и оценивается отдельно.


Имя прилагательное

(15 часов)


§ 27. Имя прилагательное как часть речи.


Урок 60. Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного.


^ Цели урока: 1) повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном; 2) на основе изученного материала о категориях имени существительного углубить представление о грамматических признаках прилагательного.


^ I. Грамматические признаки имени прилагательного (задания на с. 162 --163, в сильном классе – упр. 375, в слабом классе – упр. 378).


В ходе работы с заданиями на с. 162 -- 163 постараемся закрепить представление об общности для существительного и прилагательного таких морфологических признаков, как род, число, падеж, и представление о роде как о категории постоянной для существительного и словоизменительной для прилагательного. Напомним также ребятам о зависимости некоторых непостоянных признаков прилагательного от разряда по значению: формы степеней сравнения могут иметь только качественные прилагательные, краткие формы – качественные прилагательные и некоторые притяжательные.


По своему усмотрению учитель может предложить упражнение 375 и в слабом классе, сопроводив его словами для справок, расположенными в произвольном порядке: калькулятор, трюмо, шифоньер, альпинист, ипподром, канделябр, афоризм.


^ II. Речевая роль имени прилагательного (упр. 373 (1), 374, 377, 380)


Результатом работы с упражнением 373 (1) должен стать вывод о том, что прилагательное помогает уточнить, конкретизировать значение существительного, которое это оно характеризует, и в этом случае прилагательное выполняет информативную роль. Обратим внимание шестиклассников, что с этой целью используются преимущественно прилагательные относительные и притяжательные.

Организуя наблюдение за использованием прилагательных в художественной речи (упражнения 374, 377, 380) подведём ребят к выводу о богатстве изобразительно-выразительных возможностей слов этой части речи, об эстетической роли качественных прилагательных и относительных прилагательных в значении качественных.

Организуя работу над выразительным чтением текста упражнения 374, обратим внимание шестиклассников на обусловленность звучания эпитетов их лексическим значением и эстетической ролью. Отметим, что за каждым эпитетом стоит образ-представление о тех свойствах русского языка, которые вызывают у автора чувство восхищения и гордости, и произносить эти эпитеты необходимо на эмоциональном подъёме, с достаточной интенсивностью, в несколько замедленном темпе, выделяя каждое из них логическим ударением и паузами, стремясь, чтобы голос звучал глубоко и ёмко.


Конкурс. Продемонстрируем ребятам выразительное чтение высказывания И. С. Тургенева о русском языке и предложим им сначала произнести каждый из эпитетов хором, прислушиваясь к звучанию собственного голоса и голосов одноклассников, а затем поучаствовать в конкурсе чтецов.


В ходе анализа предложений из упражнения 377 подведём учеников к выводу, что имена прилагательные помогают создать зримый образ изображаемого предмета или явления, более отчётливое и полное представление о нём.


Конкурс. Предоставим учащимся возможность при работе с упражнением 380 (2) выбрать одно-два сочетания слов, в которых прилагательные употреблены в переносном значении, и по истечении отведённого времени определим авторов наиболее интересных в художественном отношении предложений.


^ Д. з.: 1) упр. 376 (1); 2) по желанию – 381; 3) индивид. зад. – упр. 382.


Резерв – упр. 373 (2).


Урок 61. Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного.


^ Цели урока: 1) совершенствовать умение определять грамматические признаки имени прилагательного; 2) тренировать в умении выбирать суффиксы -к- и -ск- в прилагательных, образованных от существительных; 3) вырабатывать навык использования слов с учётом их точного лексического значении я и требования лексической сочетаемости.


^ I. Грамматические признаки имени прилагательного (продолжение -- проверка домашнего задания, упр. 376 (2), 384 -- 386).


Прежде чем приступить к проверке письменного домашнего задания, проведём фронтальный опрос.

• Перечислите постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

• Назовите морфологические признаки, которые характеризуют как прилагательные, так и существительные.

• Каковы различия в значении рода для существительных и прилагательных? • Приведите примеры прилагательных разных лексико-грамматических разрядов.

• Прилагательные какого разряда могут иметь формы степеней сравнения и краткую форму? Покажите это на примерах.

После проверки выполнения упр. 376 (1) предложим шестиклассникам охарактеризовать простую форму сравнительной степени прилагательного неприятный – выполнить упр. 376 (2).




В слабом классе, прежде чем ребята приступят к выполнению упражнения 384, поможем им вспомнить механизм образования форм степеней сравнения качественных имён прилагательных. Один из вариантов такой работы – заполнение примерами схемы (под руководством учителя):


^ Степени сравнения качественных прилагательных


Сравнительная

Простая

Сложная




Превосходная

Простая

Сложная





Ещё один вариант – устный ответ по предложенной учителем записи, например:

^ Добрый (качеств. прил.) – добрее (простая форма сравнительной степени), более (менее) добрый (сложная форма сравнительной степени); добрейший (простая форма превосходной степени), самый (наиболее, наименее) добрый (сложная форма превосходной степени).

Обратим особое внимание ребят на то, что сложные формы степеней сравнения качественных прилагательных образуются путём присоединения соответствующих слов к начальной форме (форме положительной степени) этого прилагательного.

По усмотрению учителя после устного ответа может быть предложено следующее задание.

Задание. Образуйте формы степеней сравнения прилагательных умный, честный, железный, мамин, мягкий.


По своему усмотрению учитель может распределить слова из упражнения 385 в две группы (по пять слов) и предложить учащимся первого варианта поработать с первой группой слов, а учащимся второго варианта – со второй группой. После этого организуется совместная проверка.

Чтобы облегчить работу учеников слабого класса с упражнением 386, учитель по своему усмотрению может предложить пары однокоренных прилагательных-антонимов, например: одноэтажный – многоэтажный, высокий – невысокий, большой – небольшой.


^ II. Правописание прилагательных с суффиксами -ск- и -к- (упр. 379).



Поможем учащимся слабого класса вспомнить правило написания относительных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ск- и -к-. С этой целью попросим их составить устное высказывание по заранее вынесенной на доску записи схеме, и поможем им в этой работе:


^ Суффиксы -к- и -ск- в именах прилагательных

↓ ↓

-к-

Имеет краткую форму


Узкий – узок (кр. ф.)

Образовано от существительного с основой на к, ч, ц

Молодецкий ← молодец (на -ц)




-ск-

В остальных случаях


Детский ← дети (не на к, ч, ц)


Другой вариант работы -- совместная работа с прилагательными, в которых есть пропуски, по алгоритму:


^ Суффиксы -к- и -ск- в именах прилагательных


1) Ставлю прилагательное в краткую форму

↓ ↓

Имеет краткую форму



Пишу -к-

Нет краткой формы



2) Определяю, от какого существительного образовано

↓ ↓

С основой на к, ч, ц



Пишу -к-

С основой на другую согласную



Пишу -ск-




После записи и орфографического анализа текста стихотворения предложим ребятам провести орфоэпический разбор слова украúнский.


^ III. Стилистическая роль прилагательных (упр. 389 (1), в слабом классе – упр. 390 (устно)).

Напомним учащимся сильного класса, что однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся значениями и лексической сочетаемостью, называются паронимами, и попросим их привести соответствующие примеры.

Организуя работу с упражнением 389 (1), попросим шестиклассников сначала определить значение прилагательных-паронимов по толковому словарику и обратим их внимание на то, что прилагательное шуточный не может сочетаться с одушевлёнными именами существительными. Предложим ученикам первого варианта поработать с прилагательными шуточный и спасательный, а ученикам второго варианта – с прилагательными шутливый и спасительный. По истечении отведённого на работу времени проведём совместную проверку.


Готовя учащихся слабого класса к работе с упражнением 390, обсудим в совместной работе возможные варианты определений и эпитетов или предложим записать ряд прилагательных, которые можно будут использовать в творческом самодиктанте, например:

Простые и милые (лица), скромный (облик), самобытный (характер), спокойные (лица).

Замечательный (портрет), крестьянская (девочка); пухлые детские (губы), задумчивая (улыбка); ясные (глаза), мягкий (свет), ранняя (юность), юная (свежесть); необыкновенная (теплота).

Бежевые и рыже-коричневые (тона); большие (глаза), синий (платок), оранжевые (полосы), румяные (губы), нежно-розовые (щёки), милая (девушка), светлая (жизнь).

Примечание. Поясним шестиклассникам значение слов самобытный -- «своеобразный, непохожий на других, самостоятельно развивающийся» и бежевый – «светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком».


^ Д. з.: 1) упр. 390; 2) индив. зад. – упр. 388 (см. примечание).


Примечание. Распределим задание упражнения 388 между несколькими учениками.


Резерв – упр. 383, 385 (3), 389 (2).


§ 28. Словообразование имён прилагательных.


Урок 62. Основные способы образования имён прилагательных.


^ Цели урока: 1) формировать представление об основных способах образования имён прилагательных; 2) тренировать умение определять способ образования прилагательных; 3) учить использовать навыки словообразовательного анализа с целью различения паронимов.


^ I. Стилистическая роль имён прилагательных (повторение -- проверка домашнего задания).


Попросим учащихся подумать над следующими вопросами.

• С какой целью имена прилагательные используются в деловой и научной речи?

• Какова роль прилагательных в речи художественной?

Предложим ребятам использовать в ответе на эти вопросы материалы упражнений, которые они выполняли на предыдущих уроках.


После этого в сильном классе выслушаем ответы отдельных учеников по заданию упражнения 390 и организуем совместное обсуждение точности, уместности, достаточной выразительности выбранных отвечающими определений и эпитетов.


Предоставим слово учащимся, готовившим индивидуальное задание, и после обсуждения каждого ответа предложим остальным ученикам выполнить первую часть задания упражнения 380.


^ II. Основные способы образования имён прилагательных (текст на с. 169; упр. 393, 392).




Предложим учащимся слабого класса воспользоваться при ответе на первый вопрос перед текстом опорной записью, например:

^ Прадедушка, футболист, подоконник, разбег, спортинвентарь, пароход, канатоходец, РФ.


После внимательного чтения текста на с. 169 попросим одного из учащихся по памяти перечислить основные способы образования прилагательных, а остальных ребят – сопроводить его ответ соответствующими примерами (в процессе перечисления).


Распределим задание упражнения 393: первый вариант работает со строками 1 -- 2, а второй вариант – со строками 3 -- 4, после чего учащиеся разных вариантов обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга по словообразовательному словарику, а затем анализируют свои ошибки.




В слабом классе по усмотрению учителя можно заменить последнюю часть задания упражнения 392 следующей работой.


Задание. Запишите прилагательные и образуйте от них слова со значением неполноты признака.


Сладкий, жуткий, светлый, тонкий, резкий, рыжий.


^ III. Использование словообразовательного анализа при различении паронимов (упр. 396, 399 (1, 2)).


После выполнения упражнения 396 предложим шестиклассникам употребить паронимы каждой пары в составе словосочетаний.

Попросим учащихся записать предложения из упражнения 399 (2) в тетради и провести их пунктуационный разбор: первый вариант записывает предложения, в которых использовано прилагательное лесной, а второй вариант – предложения с прилагательным лесистый. После самостоятельной работы проведём совместную проверку.


^ Д. з.: 1) второе задание на с. 170; 2) упр. 391; 3) индивид. зад. – упр. 395, 397; 4) по желанию – упр. 399 (3).


Резерв – упр. 394, 398.


Урок 63. Основные способы образования имён прилагательных (продолжение).


^ Цели урока: 1) повторить сведения о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке слов и формировать представление о словообразовательном гнезде; 2) тренировать умение учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.


^ I. Словообразование прилагательных (проверка домашнего задания; упр. 400; в сильном классе – упр. 401)


По усмотрению учителя устное высказывание по теме «основные способы образования имён прилагательных» предлагается сделать одному или нескольким ученикам.

Выслушаем сообщения учащихся, которые выполняли дома индивидуальные задания. Поручим ученику, работавшему дома с упражнением 397, после того как он сделает сообщение по теме задания 1, организовать работу одноклассников с заданием 2 этого упражнения и выступить в качестве эксперта.

Материал для работы с заданием упражнения 400 распределим по вариантам: первый вариант работает с первыми тремя словами, второй вариант – с тремя последующими, после чего проводится совместная проверка.

Упражнение 401 предлагается учащимся сильного класса по усмотрению учителя.


^ II. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Словообразовательные гнёзда однокоренных слов (упр. 402, задания и текст на с. 173, в слабом классе – упр. 403, в сильном классе – упр. 409; упр. 404 (4, 5), 405; текст на с. 175, упр. 408 -- 411).




Предоставим возможность учащимся слабого класса при подготовке ответа по теме упражнения 402 воспользоваться опорной записью, например:

Воспитательница ← воспитатель.

Воспитательница ← воспитатель ← воспитать.


В сильном классе предложим ребятам после внимательного рассмотрения приведённого в тексте на с. 173 словообразовательного гнезда закрыть учебники и, используя предварительно записанные учителем на доске слова с корнем -дым-, попытаться восстановить это словообразовательное гнездо в тетрадях и затем проверить свою запись по учебнику.



Предоставим учащимся слабого класса образец ответа для работы с упражнениями 403 и 405: «Словообразовательная цепочка слова бархатистость состоит из трёх звеньев. Исходное слово – бархат. От основы этого существительного суффиксальным способом с помощью суффикса -ист- образовано прилагательное бархатистый. От основы этого прилагательного суффиксальным способом с помощью суффикса -ость образовано существительное бархатистость».


Проведём совместную работу с заданием 1 упражнения 408, а затем отведём шестиклассникам время на выполнение остальных заданий, после чего организуем проверку.

Д. з.: 1) в слабом классе – упр. 404 (1-3), в сильном классе – упр. 406 (1); 2) упр. 413; 3) по желанию – упр. 410; 4) индивид. зад. – упр. 411.


Резерв – упр. 406 (2), 407.


Резервный урок. Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы».


^ I. Рассмотрение картины Г. Мясоедова «Косцы» (упр. 412 (2), беседа по вопросам).


Выясним, понятно ли шестиклассникам название картины, и в случае необходимости поможем дать определение: страдная пора – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью: собрать и сохранить налившуюся рожь.

После этого предложим определить жанр картины (пейзаж) и кратко описать изображённое на полотне. Чтобы облегчить учащимся задачу, предложим им вопросы.

-- Опишите кратко пейзаж, изображенный на картине. (На картине Мясоедова изображено бескрайнее ржаное поле, уходящее далеко за горизонт, где оно сливается с бесконечным небесным пространством.)

-- Какой предстаёт природа на полотне художника? Как художнику удалось передать её необозримый простор и мощь? (Природа изображена величественной, во всей своей мощи и торжествующей красоте. Ощущение её величия и простора, необозримости пространства создаёт высокое ясное небо, широко раскинувшееся над морем золотой ржи.)

-- Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему? (На картине изображён жаркий полдень: пейзаж словно пропитан летним зноем, солнечный свет пронизывает всё необозримое пространство, и широкие его лучи горят золотом на жаркой ниве; небо светлое, ясное.)

-- Опишите подробнее ржаное поле. (Пространство полей простирается на первом плане картины. Высокие колосья выписаны на фоне ясного неба. Тонкие стебли сгибаются под тяжестью зёрен. Они колышутся ветром и сейчас упадут под мощными взмахами косарей. Среди золота ржи белеют ромашки, голубеют глаза васильков, одиноко возвышается репейник.)

-- Опишите небо. (Небо занимает большее пространство картины. Бескрайним шатром оно накрывает просторы полей. Небесный свод пронизан солнцем и сам излучает свет: светится над линией горизонта небесный простор, сияет розовая гряда облаков. Две птицы на заднем плане теряются в необозримом пространстве, и это позволяет острее ощутить его бесконечность.)

-- Кто оказывается в центре внимания художника? Опишите косцов. (В центре полотна – фигуры косцов. С каждым взмахом косой они словно приближаются к нам, и мы представляем, как мерно и широко вздымаются плечи косарей, как с каждым взмахом золотистыми грудами падают срезанные колосья. Фигуры крестьян, плоть от плоти земли русской, величественно вырастают из золотого бескрайнего простора, как будто один за другим они выходят из самой земли.

Первым, как русский богатырь, выступает могучий старик с широкой седой бородой. Он ведёт за собой остальных, на него равняются, с ним сверяют свои силы более молодые косцы, стараясь не отстать. Сильными, свободными движениями срезает он рожь. В его движениях нет усилия, нет тяжёлой усталости. Русые с сединой волосы крестьянина перехвачены венком из золотых колосьев – словно короной увенчал этого богатыря русского художник. С достоинством и удивительным благородством несёт эту корону крестьянин. Лицо его спокойно и сосредоточенно, он поглощён работой. Суровый взгляд из-под седых кустистых бровей прикован к земле.

За старшим косцом выступает широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе. Мощно и уверенно машет он косой. Его широкое лицо обрамлено русой бородой, взгляд устремлён на колосья. Третьим идёт кудрявый юноша. Ворот его красной рубахи расстегнут – видимо, нелёгок для него этот покос. Он только учится спокойной уверенности у старших крестьян.

Рядом с косцами, не отставая, сгребают и связывают скошенную рожь в снопы крестьянки. Они в светлых платках, в белых кофтах и свободных сарафанах. Женщины-крестьянки изображены на втором плане, но мы понимаем, что в этот знойный летний день они без устали трудятся наравне с мужчинами.

-- Как выдумаете, насколько тяжёл труд в страдную пору? (Этот труд был очень тяжёл. Крестьяне трудились с раннего утра до темноты, стремясь собрать урожай вовремя, ведь от этого зависело, как они проживут зиму.)

-- Ещё раз внимательно рассмотрите и картину и скажите, стремился ли художник показать прежде всего тяжесть крестьянского труда или, наоборот, продемонстрировал на своём полотне красоту труда крестьян? (Мясоедов, несомненно, в полной мере понимал, насколько трудной для крестьян была страдная пора. Но художник стремился показать светлую сторону действительности. Живописец воспевает и поэтизирует крестьянский труд, передаёт на своём полотне всю его красоту и величие. Косцы одеты в светлую, яркую одежду: они выходят на уборку урожая как на праздник. Крестьяне работают слаженно, увлечённо. Мерно вздымаются их плечи, и движения эти рождают определённый ритм, как в музыке. Уборка урожая для изображённых на картине косцов не тяжкое бремя, а необходимый и радостный труд, и участие в общем труде определяет достоинство каждого из них. Лица их серьёзны и даже суровы, но это показывает прежде всего убеждённость крестьян в важности происходящего, осознание их собственной значимости в общем деле.)

-- Какое настроение создаёт картина Г. Мясоедова? Как удалось художнику передать это настроение? (Картина создаёт светлое, радостное настроение. Мы любуемся величественным пейзажем -- необозримым пространством золотого поля ржи, ясным, высоким небом, пышными розовыми облаками. Художник сумел показать красоту и мощь русской природы.)


^ II. Выразительное чтение и анализ текстов и составление плана сочинения (упр. 412 (3)).


План сочинения может выглядеть следующим образом.


I. Сюжет картины Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)».

II. Пейзаж.

1. Ржаное поле.

2. Небо, облака.

III. Косцы.

1. Описание косарей:

а) старший косарь;

б) косарь в белой рубахе;

в) юноши-косари;

г) женщины-крестьянки.

2. Отношение крестьян к труду.

IV. Настроение, которое создаёт картина. Мастерство художника.


^ III. Словарная работа.


Предложим учащимся сильного класса послушать и записать стихотворные строки, в которых воспевается красота русской природы и красота крестьянского труда, и порекомендуем соотнести эти строки с содержанием картины и использовать их в сочинении.


Зреет рожь под жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы. […]


Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

(А. Фет)




Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

(А. Кольцов)

Выше пояса

Рожь зернистая

Гремит колосом

Почти до земли.

(А Кольцов)


С целью подбора лексического материала для написания сочинения, а также для отработки орфографических умений проведём объяснительный диктант.

Задание. Объяснительный диктант. Запишите под диктовку словосочетания, объясняя изученные орфограммы.


Величественный пейзаж, бескрайнее ржаное поле, бесконечное небесное пространство, необозримый простор и мощь русской природы, торжествующая красота, высокое ясное небо, море золотой ржи, жаркая нива, золотистые груды срезанных колосьев, бескрайний шатёр неба, розовая гряда облаков; мощные взмахи косарей, могучий старик с широкой седой бородой; русые с сединой волосы, венок из золотых колосьев, достоинство и удивительное благородство, спокойное сосредоточенное лицо, суровый взгляд из-под седых кустистых бровей; широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе, мощно и уверенно машет, спокойная уверенность; убеждённость крестьян в важности происходящего, осознание собственной значимости в общем деле; воспевает и поэтизирует крестьянский труд, красота и величие.


Д. з.: упр. 412 (4).



1-istoriya-hospisov-opredelenie-ponyatij-stranica-5.html
1-istoriya-na-blg-drzh-i-pravo-kato-nauchna-disciplina-vrzka-ss-srodni-obshestveni-nauki-periodizaciya.html
1-istoriya-razvitiya-birzhevoj-torgovli-na-zapade.html
1-istoriya-razvitiya-mezhpredmetnih-svyazej.html
1-istoriya-razvitiya-turizma-4-chasa.html
1-istoriya-russkoj-sociologii-opredelenie-granic-predmetno-tematicheskogo-prostranstva-i-problemi-periodizacii.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-tovarovedenie-i-torgovoe-delo-kafedra-zemledeliya-pochvovedeniya-i-agrohimii-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oglyadivayas-v-zavtrashnij-den-zhizn-kak-vzmah-krilev-babochki.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vasilij-andreevich-zhukovskij-kratkaya-biografiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-municipalnogo-kazennogo-uchrezhdeniya-komitet-po-obrazovaniyu-i-delam-molodezhi-administracii-goroda-belogorsk-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/morskie-gruzovie-perevozki-primorskogo-kraya.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-avtonomnoe-uchrezhdenie-respubliki-komi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-48-osnovnie-ponyatiya-nasledstvennogo-prava-1-grazhdanskoe-pravo-chast-pervaya-konspekt-lekcij-moskva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prava-potrebitelej.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-nedeli-budushego-pervoklassnika-v-gosudarstvennom-byudzhetnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/--22000-ekskursiya-na-ostrov-valaam-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anitamali-materialdar-bes-institutti-reformani-zhzege-asiru-zhnndeg-lt-zhospari-100-nati-adam.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ceh-proizvodstvennoe-podrazdelenie-predpriyatiya-chast-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obektom-issledovaniya-politicheskie-partii-rossii-i-massovoe-politicheskoe-soznanie-dejstvuyushej-russkoj-armii-v.html
  • turn.bystrickaya.ru/ostavatsya-chelovekom-v-mestah-prinuditelnogo-soderzhaniya-doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html
  • college.bystrickaya.ru/277-pochemu-energii-ionizacii-vodorodopodobnih-atomov-proporcionalni-kvadratu-protonov-v-yadre.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-11-mesto-mashinostroitelnoj-promishlennosti-sibiri-v-diplomnaya-rabota.html
  • books.bystrickaya.ru/dogovor-arendi-zemelnogo-uchastka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/alkaloidi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/terminov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipichnie-narusheniya-zakonov-o-protivodejstvii-legalizacii-prestupnih-dohodov-v-sfere-ekonomiki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-informacionnie-tehnologii-rekomenduetsya-dlya-napravlenij-podgotovki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voennij-konflikt-v-rajone-ozera-hasan.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-osnovnaya-literatura-metodicheskie-materiali-dlya-podgotovki-k-kandidatskomu-ekzamenu-po-istorini-i.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-23.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-dialogicheskom-urovne-zadavat-voprosi-i-otvechat-na-voprosi-po-prochitannomu-ili-proslushannomu-tekstu-iz-kommunikativnih-sfer-pervogo-etapa.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-esteticheskoj-deyatelnosti-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-16-svodnie-dannie-raschyota-raznimi-metodami-diplomnaya-rabota.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chast-1-invariantnaya-obsheobrazovatelnoj-programmi-na-2011-2014-godi-2011-god.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svobodnoe-programmnoe-obespechenie-v-shkole-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/parametr-varianti-esli-hochesh-bit-schastlivim.html
  • writing.bystrickaya.ru/27-matematika-prikaz-783-ot-24-07-2011g-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-7-intellektualnij-kapital-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-061100-menedzhment-organizacii-irkutsk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-dlya-studentov-2-kursa-perevedyonnih-iz-fgbou-vpo-rgteu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primechanie-8-zadolzhennost-bankov-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-5-otchet-o-dvizhenii-denezhnih-sredstv-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/demograficheskie-tendencii-v-evrope.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.