.RU

1. Демографическая ситуация в городе Канаше


Информация о системе образования г. Канаш


1. Демографическая ситуация в городе Канаше

Динамика демографических процессов в городе остается стабильной.

.



Существующая демографическая ситуация требует, в первую очередь, создание условий для обеспечения детей обязательным дошкольным образованием. Для этого:

1) в городе реализуется Пилотный проект «Предоставление пособий гражданам, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования»;

2) открываются группы в действующих детских садах;

3) открываются дошкольные группы в общеобразовательных школах.


^ 2. Общая характеристика образовательной системы и тенденции её развития

Образовательная политика города направлена на повышение доступности качественного образования при эффективном использовании финансовых ресурсов.

Приоритеты образовательной политики:

- доступность качественного образования;

- укрепление здоровья обучающихся;

-снижение вероятности и масштабов проявления социальных рисков детства: безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних;

- повышение социального статуса учителя.

В городе создана оптимальная сеть образовательных учреждений. Функционируют 39 образовательных учреждений: 10 общеобразовательных школ, 14 детских садов, 3 учреждения дополнительного образования, 1 средняя (сменная) общеобразовательная школа, 4 учреждения среднего и 3 учреждения начального профессионального образования, 2 филиала высших учебных заведений.

Существующая муниципальная образовательная система позволяет обеспечить

доступное общее образование для всех детей независимо от места жительства.

^ 2.1. Дошкольное образование

2.1.1. Обеспечение доступности дошкольного образования

В городе Канаше функционирует 14 муниципальных дошкольных образовательных учреждений с охватом 2409 детей, что составляет 70% от общего количества детей дошкольного возраста в городе .

В сравнении с предыдущими годами прослеживается значительный рост мест для дошкольного образования детей: 2009 г. – 2223, 2010 г.- 2226, 2011 – 2409.

Дошкольное образование города представлено 2 видами дошкольных образовательных учреждений: 8 детских садов комбинированного вида, в состав которых входят группы компенсирующей направленности (логопедические) и 6 детских садов. В детских садах работают 111 групп, из них для детей ясельного возраста – 14 групп, дошкольного – 97 групп.

Воспитанием и обучением детей занимаются квалифицированные специалисты. За последние время прослеживается повышение уровня образования и квалификации дошкольных работников.

Детские сады города работают в инновационном режиме, все дошкольные учреждения имеют программы развития на период до 2012 года. В ДОУ созданы творческие группы из числа педагогических работников.

Начиная с 20010 года в дошкольных образовательных учреждениях города ведется обучение детей по программе «Истоки» («Воспитание на социокультурном опыте»), целью которой является создание в детском саду системы духовно-нравственного воспитания на отечественных традициях с учетом опыта, обеспечивающего становление граждан, обладающих высокими нравственными качествами, способными проявить себя в созидательном процессе в интересах Родины.

Три дошкольных образовательных учреждения являются городскими экспериментальными площадками и реализуют экспериментальные программы: МДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида» - программы «Преемственность в работе детского сада и начальной школы» и «Дисграфия - профилактика нарушения письма уже в детском саду», МДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» - программа развития исследовательских способностей у детей дошкольного возраста «Маленький Всезнамус», МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» - программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на социокультурном опыте «Истоки».

Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики «О мерах по повышению доступности услуг в сфере дошкольного образования» и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования разработан план расширения сети учреждений, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей в услугах дошкольного образования на 2012-2014 годы:


^ 2.1.2. Развитие системы предшкольного образования

В 2011 году предшкольную подготовку получили в школах – 616 детей предшкольного возраста. Также дети старшего дошкольного возраста посещали кружки, организованные на базе учреждений дополнительного образования: Дома детского творчества, детской музыкальной школы, детской художественной школы. 486 детей посещали детские сады города.

Отделом образования организована системная работа по обеспечению всех детей предшкольного возраста подготовкой к школе, по выравниванию их стартовых возможностей. 100% детей предшкольного возраста были охвачены подготовкой к школе.


Задачи на 2012 год: Изучить и внедрить новые формы выравнивания стартовых возможностей детей предшкольного возраста для обеспечения их успешного обучения в школе.


^ 2.2. Общее образование

2.2.1. Доступность качественного общего образования

Охват детей общим образованием – один из показателей выполнения Федерального закона «Об образовании».


Динамика численности школьников

в дневных общеобразовательных школах города


Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

^ Численность учащихся (всего)

5372

5137

5147

5279

5533

10-11 классы

948

743

409

550

781

5-9 классы

2372

2393

2733

2651

2567

1-4 классы

2052

2001

2005

2078

2185





Школы города рассчитаны на 6515 обучающихся. Наполняемость школ от проектной мощности составляет 85% без учета размещения в школах филиалов ДЮСШ, ДХШ, дошкольных групп и т. д.



Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Наполняемость классов в школах города

28,3

27,3

26,9

26,2

26,1

24,8

25

24,6

25,1

25




В школах города формируются 1-ые классы с хорошей наполняемостью.


^ Количество первых классов и первоклассников в школах города

^ Учебный год

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

Количество первоклассников

495

511

487

546

559

616

Количество

1-ых классов

22

22

20

22

21

23

Средняя наполняемость

1-ых классов

22,5

23,2

24,4

24,8

26,6

26,8




В школах города обучающимся предоставлена возможность осваивать учебные программы в форме очного, очно-заочного образования, экстерната; семейное образования. Также используются в преподавании учебных предметов дистанционные технологии.


^ 2.2.2. Результативность общего образования

Анализ показал, что успеваемость школьников за последние годы остается стабиль­ной.


^ Ступень обучения

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Начальное общее

99,7 %

99,95 %

99,8 %

99,8 %

Основное общее

99,6 %

99,92 %

99,85 %

99,74 %

Среднее (полное) общее

99,5 %

100 %

100 %

100 %


^ 2.2.3. Организация профильного обучения

В школах города осуществляется профильное обучение в 10-11 классах и ведётся предпрофильная подготовка девятиклассников.

В 2011-2012 учебном году старшеклассникам предоставлена возможность обучаться по следующим направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, социально-экономическое, социально-гуманитарное, естественнонаучное. Также в средней школе №6 функционируют кадетские классы.

Задачи на 2012 год:

- обеспечить возможность для каждого обучающегося уже в школе раскрыть свои способно­сти, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире, основанной на качественном образовании, его доступности и создании современной системы контроля за образовательным процессом;

- организация новых форм получения старшеклассниками профильного образования и углубленного изучения отдельных предметов.


^ Обучение детей, нуждающихся в особых условиях

В городе созданы все условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования.

С 2009 года на базе СОШ №11 функционирует «Надомная школа с дистанционной моделью обучения» для детей с ограниченными возможностями. В 2011-2012 учебном году дистанционно в этой школе обучаются 10 школьников. С 2011-2012 учебного года дистанционное обучение организовано также еще в двух школах: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Канаш и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Канаш. Детям с ограниченными возможностями предоставлен выбор учебных дисциплин и дополнительных курсов и занятий, учащиеся имеют возможность формировать учебный план своего обучения. Организовано постоянное психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся в индивидуальной форме на дому.

В МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» реализуется проект «Азбука чувств», которым охвачены 12 человек интегрированной группы (мама и ребенок-инвалид).

Отделом образования вместе со школами организовано индивидуальное обучение части школьников на дому. В 2011-2012 учебном году индивидуально на дому обучаются 38 учащихся, 12 – с использованием дистанционных технологий.

Систематически выявляются дети с речевыми нарушениями, нуждающиеся в помощи специалиста-логопеда. Такая помощь оказывается в школе №3, детских садах №№7,8,9,12,14,16,17 и ЦППРК.

В ДОУ №2 в штате имеется дефектолог, функционирует группа для детей со сложными дефектами развития, где работа ведется по специальной коррекционной программе.


^ Охват специальной помощью воспитанников

дошкольных образовательных учреждений в логопедических группах (чел.)


Учебный год

Количество

зачисленных детей

Количество детей, завершивших обучение

Количество детей,

продолживших обучение

2007-2008

172

98

74

2008-2009

187

105

82

2009-2010

189

103

86

2010-2011

123

89

60



^ 2.3. Дополнительное образование детей

Развитие дополнительного образования детей является ключевым условием для разностороннего развития учащихся, профилактики безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних. В течение учебного года остается востребованной и стабильной сеть учреждений дополнительного образования. Дополнительным образованием охвачено около 90% учащихся.

Для организации досуга детей и подростков, профилактики безнадзорности и правонарушений учреждения дополнительного образования предоставляют широкий спектр дополнительных образовательных услуг по различным направлениям деятельности: художественно-эстетическое, спортивно-техническое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, военно-патриотическое, туристическое, социально-педагогическое.

Значительная часть кружков, объединений и секций функционирует на базе общеобразовательных школ. Обучающиеся школ и воспитанники учреждений дополнительного образования ежегодно становятся победителями и призерами городских, республиканских и всероссийских конкурсов и фестивалей, обладателями городской премии «Признание» в номинациях: «Талант года», «Лучший ученик года», «Спортивная гордость», «Спортивная надежда», «Эрудит года».


Задачи на 2012 год:

- Разработка и внедрение городской целевой программы «Одаренные дети» в целях создания системы поиска, поддержки и педагогического сопровождения одарённых детей.

- Предоставление детям возможности развивать свои способности с раннего возраста вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей.


^ 2.4. Охват детей организованными формами летней занятости



В целях организации полноценного отдыха детей и подростков в летний период, повышения профилактической работы с несовершеннолетними в каникулярное время в городе издано постановление главы администрации №104 от 28 февраля 2011 года «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в 2011 году». На основании постановления главы администрации г. Канаш с 01 по 30 июня 2011 года на базе общеобразовательных школ и Дома детского творчества функционировали 11 пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей с общим охватом 882 человек.

Охват формами летнего труда и отдыха в 2011 году составил 78% (в 2002 г. – 48,1%)


^ 2.5. Организация воспитательной работы с обучающимися


Рейтинг участия в республиканском конкурсе «Самый классный классный»:


год

^ На муниципальном уровне

В %

На республиканском уровне

Итоги




Количество классных руководителей, всего

Количество участников

Заочный этап

финал




2009 год

215

73

34%

4

2

1,1

2010 год

222

116

52%

3

-

-

2011 год

210

98

46,6%

3

2

1



^ 3.1. Развитие муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО).

Анализ работы школ Канаша, работающих в инновационном режиме, показывает, что ОУ в своей деятельности используют исследовательские и проектные методы, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технологии развивающего обучения.

В ряде школ города также внедряются новые образовательные технологии: технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) – СОШ №6, технологии интерактивного и дистанционного обучения (СОШ №№6,7,11), технология развития критического мышления (СОШ №5), обучение в сотрудничестве (СОШ №№1,7), технология «дебаты» (СОШ №7), технологии модульного обучения (СОШ №11).

Второй год подряд в СОШ №№3,5,6 организовано обучение старшеклассников (10-11-ые классы) по индивидуальным учебным планам.

С 1-го сентября 2011 года все школы начали обучение в начальном звене по федеральному государственному стандарту начального общего образования (1-ые классы). Для этого всеми общеобразовательными учреждениями разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования, организована курсовая подготовка учителей первых классов, заместителей директоров по учебной работе.

Для успешного освоения педагогическим работниками школ требованиями ФГОС нового поколения отделом образования организованы семинары для учителей, директоров, и заместителей директоров по УР.

На сегодняшний день по ФГОС второго поколения обучаются 616 учащихся 1-ых классов школ города.

В 2011 году в международных сравнительных исследованиях качества образования PIRLS и TIMSS участвовали учащиеся 4-го класса СОШ №6.

На сегодня подведены итоги тестирования по России. Учащиеся средней школы №6 показали высокие результаты и качество обучения:

PIRLS (исследование чтения и понимания художественного и научно-популярного текстов) – средний балл 4-го класса СОШ №6 – 79 баллов, по России – 69 баллов, по Чувашской Республике -71 балл;

TIMSS (международное сравнительное исследование качества математического и естественнонаучного образования) – по математике средний балл 4-го класса СОШ №6 – 67 баллов, по России – 61 балл, по Чувашской Республике - 63 балла; по естествознанию - средний балл 4-го класса СОШ №6 – 61 балл, по России – 59 баллов, по Чувашской Республике -60 баллов.

Таким образом, результаты, показанные учениками средней школы №6, выше российских и республиканских.


Задачи на 2012 год:

- Направить деятельность муниципальной и школь­ной систем оценки качества образования на:

- разработку новых критериев оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений;

- изучение условий реализации образовательных программ и результатов их освое­ния на основе компетентного и объективного контроля;

- выявление причинно-следственных связей низкого качества образования, при­нятие своевременных управленческих решений.


^ 3.2. Расширение общественного участия в управлении образованием

В настоящее время в 100% образовательных учреждениях города функционируют органы общественного управления, обладающие комплексом ключевых полномочий, 100% учреждений на протяжении 5 лет готовят публичные отчеты, 100% учреждений имеют собственные сайты. Систематически проводится работа по отслеживанию регулярности обновления сайтов, третий год проводится конкурс «Лучший сайт образовательного учреждения». Члены управляющих советов образовательных учреждений участвуют во многих школьных мероприятиях, как в качестве наблюдателей, так и в качестве участников.

Положительные эффекты проведенной работы:

- увеличение количества родителей, принимающих участие в различных мероприятиях, проводимых в ОУ;

- повышение ответственности педагогов за качество образовательной деятельности;

- увеличение доли родителей, считающих важным участие общественности в управлении образовательным учреждением;

- совместная разработка образовательными учреждениями и родителями учащихся, воспитанников программ мероприятий;

- привлечение дополнительных средств в ОУ для улучшения материально-технической базы учреждения.

Анализ практики деятельности действующих органов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях свидетельствует, что большинство из них находятся в разной стадии активности. Не во всех учреждениях образования представители общественности заинтересованы в управлении и развитии ОУ, а руководители не всегда готовы отдать часть полномочий. Низкий уровень правовой культуры участников образовательного процесса с одной стороны делает работу управляющих советов формальной, а с другой стороны требует проведение обучающих семинаров и тренингов для ее членов.


Задачи на 2012 год:

- проведение мониторинга образовательных и социальных эффектов расширения общественного участия в управлении образованием.


^ 3.3. Создание оптимальных условий обучения

Все образовательные учреждения соответствуют требованиям.

4 школы (СОШ №№5,8,10,11), расположенные в центре города, организуют обучение в две смены.


^ Численность школьников, обучающихся во вторую смену (чел.)


Учебный год

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Количество ОУ

6

4

4

4

4

4

Количество учащихся

674 (12,1 %)

554 (10,3 %)

505 (9,8%)

438 (8,5 %)

455 (8,6%)

534 (9,65%)


В рамках реализации программы модернизации образования в Чувашской Республике, город Канаш получил финансовые средства на проведение энергоаудита в школах, установки приборов учета, замену окон.

Во всех школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования в 2011 году проведен энергоаудит, установлены приборы учета.

Во всех детских садах города проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Все образовательные учреждения изменили тип, стали бюджетными. В связи с этим были разработаны и утверждены уставы бюджетных учреждений, школы и детские сады, учреждения дополнительного образования переоформили лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации.


Задачи на 2012 год:

Создание современной школьной инфраструктуры посредством:

- введения системы установлений муниципальных заданий на предоставление услуг;

- оптимизации расходов на оплату труда и обеспечение стабильного уровня сред­ней заработной платы педагогов;

- обеспечение соответствия условий обучения в школах города требованиям новых СанПиН.


^ 3.4. Обеспечение безопасности образовательных учреждений


Особое внимание уделено вопросам обеспечения безопасно­сти образовательного процесса.

Во всех детских садах города проведен монтаж видеоконтрольного оборудования.

Для обучающиеся школ, воспитанников дошкольных образовательных учреждений в были организованы различные мероприятия по основам безопасности.

Один раз в квартал в детских садах, один раз в учебную четверть в школах проводятся тренировочные эвакуации учащихся, воспитанников и персонала ОУ на случай возникновения пожара и ЧС.

Состояние антитеррористической защищенности образователь­ных учреждений, профилактическая работа по безопасности по­казывают функциональную готовность образовательных учреж­дений к безопасной повседневной деятельности.


Задачи на 2012 год:

Приоритетные направления в обеспечении безопасности:

- разработка организационных подходов и методов деятельности учреждений образования по формированию безопасного образовательного пространства;

- формирование культуры безопасности у детей;

- повышение профессиональной компетенции ответственных должностных лиц;

- оптимизация условий для развития системы охраны в образовательных учреждениях.


^ 3.5. Информационные ресурсы системы образования


Решение задач повышения качества образования невозможно без учета тенденций развития информационного общества и влияния процессов информатизации на образование.

Информатизация образовательной системы, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс являются одними из приоритетных задач развития системы образования города Канаша.

.

В настоящее время на один компьютер приходится 10,3 учащихся (в среднем по республике- 9,4, по России – 14,2).


Количество школьников на один компьютер составляет


2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011

48 уч-ся

32 уч-ся

24 уч-ся

16 уч-ся

12 уч-ся

11,7 уч-ся

10,3 уч-ся






К сети Интернет подключены все (100%) школ г. Канаш по безлимитным тарифам. Доступ в сеть Интернет организован через единую точку входа, все школы города подключены к интрасети «Чувашия». Эта схема позволяет значительно удешевить стоимость потребления трафика за счет локализации образовательных ресурсов сети Интернет (единый портал сайтов, единая почтовая служба, сервер видеотрансляций, единая система контент-фильтрации и др.).

В каждой школе города создан локальная сеть, в которую объединены компьютеры школ.

По городу Канаш 77,6 учащихся имеют дома компьютер, 85,6% с выходом в Интернет.

В ходе мониторинга выявлено, что 93,6% (в 2010 году - 90,9 %) учителей школ города имеют дома компьютеры, из них 91,3 % (в 2010 году - 85,7 %) с выходом в Интернет.

Задачи на 2012 год:

Организация работы по более активному использованию в педагогической практике цифровых образовательных ресурсов и интерактивных инструментов; обеспечение использования всеми ОУ лицензированных пакетов программного обеспечения; организация методического сопровождения внедрения ОУ системы «Электронный менеджмент», включающий электронный дневник учащегося, электронные классные журналы, электронный документооборот и др.


Заключение.


Анализ результатов деятельности муниципальной системы образования позволяет сделать вывод о ее стабильном функционировании, о создании условий для повышения качества образования. Это подтверждается значительным укреплением учебно-материальной базы ОУ за последние годы, стабильностью функционирования ОУ, достижениями обучающихся, воспитанников и педагогов.

Выводы одновременно являются предпосылками обновления и динамичного раз­вития муниципальной системы образования в рамках реализации Программы развития образования города Канаша на 2012-2015 годы.





31-upravlenie-vnutrennih-del-leningradskoj-oblasti-v-techenie-30-let-zanimavshego-rukovodyashie-posti-v-organah-gosudarstvennoj.html
31-vektornoe-i-rastrovoe-kodirovanie-izobrazhenij-svobodnoe-programmnoe-obespechenie-v-shkole.html
31-vibor-metodiki-rascheta-avtomatizaciya-processa-optimizacii-nalogovogo-bremeni-kommercheskogo-predpriyatiya-.html
31-vivodi-i-analiz-faktorov-prepyatstvuyushih-effektivnoj-reabilitacii-zagryaznennih-territorij-v-transgranichnom-kontekste.html
31-vodosnabzhenie-i-vodootvedenie-otchet-o-deyatelnosti-administracii-goroda-troicka.html
31-yanvarya-2007-goda-protokol-2-1-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ponyatiya-metod-i-priyom-obucheniya-programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-istoriya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-vse-deti-lyubyat-skazki-bez-chudes-i-tajn-net-skazki-vnih-najdetsya-vse-i-mudrost-i-veselaya-shutka-i-vidumka-net-tolko-nepopravimih-bed-i-neschastij-vse-skazki-konchayutsya-horosho.html
  • writing.bystrickaya.ru/aktivizaciya-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-biologii-chast-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-5sozdanie-i-redaktirovanie-graficheskih-obektov-praktikum-razbit-na-sem-tem-v-kazhdoj-iz-kotorih-soderzhitsya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/probnij-kak-summu-tekushih-saldo-vseh-schetov-glavnoj-knigi-i-zaklyuchitelnij.html
  • turn.bystrickaya.ru/otsutstvuyushaya-sinergiya-obshee-videnie-i-sistemnoe-mishlenie-fragmenti-iz-knigi-pitera-m-senge-pyataya.html
  • education.bystrickaya.ru/-6a-ot-prehodnite-i-zaklyuchitelnite-razporedbi-na-zlod-1-da-se-oceni-zakonosobraznostta-na-upravlenskite-resheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mikroobekti-i-ih-izuchenie-v-kriminalistike.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstoyashie-meropriyatiya-v-gd-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-8-iyunya-2006-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-pravoslaviya-forma-obucheniya-ochno-zaochnaya-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-do-rakshina-anna-sargsyan-mariya-gajdechuk-kristina-vtornik-10-00.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-proekti-funkcionalnogo-bloka-apparat-pravitelstva-permskogo-kraya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-44-uproshennaya-struktura-predpriyatiya-ego-informacionnie-svyazi-i-ispolzuemie-informacionnie-tehnologii.html
  • college.bystrickaya.ru/35-obrazovatelnie-moduli-kak-mesto-koordinacii-uchebnih-predmetov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fizicheskaya-geografiya-dv-trigg-k-f-interesnie-sluchai-iz-prakticheskoj-inzhenernoj-geologii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyubov-i-blagopoluchie-na-vsyu-zhizn-chast-i.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhenitba-v-minneapolise-stranica-14.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhospari-atbe-oblisi-shalar-audani-8-zhalpi-orta-blm-beretn-mektept-biologiya-pn-malm-ibraeva-farida-muzapbarovna.html
  • spur.bystrickaya.ru/komitet-po-kulture-i-iskusstvu-merii-ob-otchete-o-vipolnenii-plana-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-novosibirska.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-nravstvennogo-vospitaniya-16.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-dzhejms-fenimor-kuper-zveroboj-ili-pervaya-tropa-vojni.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-altajskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu-federaciyu-sootechestvennikov-stranica-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zamechaniya-e-p-savchenko-nauchnaya-redakciya-predislovie-i-kommentarii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samij-krasivij-iz-russkih-poetov.html
  • turn.bystrickaya.ru/podvesti-itogi-letnih-rabot-na-prishkolnom-uchastke-zakrepit-znaniya-o-polze-ovoshej.html
  • reading.bystrickaya.ru/kultura-drevnego-egipta-kultura-mesopotamii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-do-2010-goda-federalnaya-programma-razvitiya-obrazovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-cerkvi-sluzhashie-iz-knigi-istoriya-shotlandskoj-reformacii-dzh-d-makki-1960.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-iii-dokladchik-g-n-dik-marti-dick-marty-shvejcariya-alyans-liberalov-i-demokratov-evropi.html
  • books.bystrickaya.ru/departament-ekonomicheskoj-politiki-i-razvitiya-goroda-moskvi-rasporyazhenie.html
  • writing.bystrickaya.ru/formi-kontrolya-programma-disciplini-chikagskaya-shkola-v-sociologii-dlya-napravleniya-040200-62-sociologiya-podgotovki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/potreblenie-sberezheniya-investicii-v-makroekonomicheskom-ravnovesii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nineshnij-finansovij-krizis-eto-chto-to-neozhidannoe-ili-vpolne-prognoziruemoe-sobitie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sceplenie-avtomobilya-zil-130-76.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priznaki-pravilnosti-vipolneniya-palminga-ultra-rapid.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.