.RU

1. Учение Конфуция


1. Учение Конфуция.
Конфуций (551-479 до н.э.) – выдающийся философ Древнего Китая, заложивший основы конфуцианства. Он, его школа являются наиболее известными не только на родине, но и в мире. Долгое время философия Конфуция была единственной идеологией императорского Китая. Главная его работа – «беседы и высказывания» (Лунь Юй) – несистематизированный сборник нравственных поучений, который был известен почти всем грамотным жителям страны. В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Высшая Сила – гарант справедливости – небо. Воля Неба – это судьба. Человек должен выполнять волю Неба и стремиться познать ее. Центральное место в учении занимает понятие Ритуала, правила, закона (ЛИ). Идеальные порядки Конфуций фиксировал в прошлом. Древность идеализировалась, считалось, что можно вернуть «Золотой Век» путем морального совершенствования и «исправления имен».

Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном согласии с людьми и с собой, быть человеколюбивым, почтительным, соблюдать «золотую середину» в поведении. «Золотая середина» должна пролегать между несдержанностью и осторожностью. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим то, чего не желаешь себе» - «золотое правило нравственности». Основа "человеколюбия" – почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. Идеалом морального человека выступает «Благородный муж», который противопоставлен «низкому человеку». Если благородный следует долгу и закону, то низкий думает только о себе и своей выгоде. В управлении государством должны участвовать только благородные люди, пример всем подает государь.

Достичь идеала можно путем «исправления имен». Это, значит, привести реальность общественно-политической жизни в соответствие традиционным нормам и выразить взаимоотношения людей и вещей в правильных понятиях. Например, можно быть сыном по имени а на деле им не быть. Или, напротив, можно быть сыном на деле, выполнять все обязанности почтительного сына, а не называться им.

Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать – "значит знать людей". Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, каким обладают те, кто непосредственно общается с природой, – земледельцы и ремесленники.
^ 2. Философия Платона.
До конца V в. до н.э. основным и преобладающим типом древнегреческих философских учений был материализм. В лице Платона (427-347 до н.э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, противопоставляет себя материализму. Создавая доктрину идеализма, Платон сознавал, что ему необходимо разрушить обыденное сознание и уверенность человека в том, что он живет в реальном мире и что его чувства дают ему правильную картину этого мира. С этой целью Платон сравнивает наивных реалистов, верящих в реальность чувственной картины, с людьми, которые с рождения находятся в пещере и видят при слабом источнике света лишь тени вещей, а не сами вещи. Они уверены, что кроме их пещеры и бледных теней, ничего нет, и не верят, тому кто смог вырваться из пещеры и вернувшись рассказывает о том, что увидел реальные вещи и о мире за пределами пещеры. Он и говорит людям, что они живут в мире теней, в призрачном, нереальном мире, что есть другой, истинный мир и что они должны стремиться увидеть его очами разума.

Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаем своими чувствами, является лишь тенью и произведен от мира идей (эйдосов), т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием существует кажущееся бытие, производное бытие (т.е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Много внимания Платон уделяет вопросу "иерархизации идей". На вершине этой иерархии эйдосов находится идея "благо". Идея благо отождествляется с богом: бог все благ (это наиболее абстрактная идея, идею благо познать невозможно, т.к. что является благом для одного, может быть злом для другого). Далее идет идея физических явлений (например, движение). Между двумя этими пластами (благо и физическое явление) расположены эйдосы абсолютных качеств. Сюда входят, например, эйдос числа и эйдос фигуры. Далее идут эйдосы предметов. Их много: столько сколько предметов. Затем идут эйдосы существ и завершает эту иерархию эйдосы отношений. Они синтетические. Тут есть и явления, и предметы.

Можно еще затронуть учение Платона о душе. У каждого человека имеется заключенный в нем эйдос, эйдос человека и его душа. Когда человек умирает, душа освобождается от своего телесного покрова, она очищается и забывает все, что было связано с ее прежним существованием. Душа остается в чистом виде, т.к. смерть есть освобождение души. Далее душа попадает в мир эйдосов на свой уровень иерархии: (эйдосы существ). Соприкасаясь с миром эйдосов, созерцая их, душа приобретает знания. Когда рождается новый человек, то душа вселяется в него, но при этом она становится открыта всем недостаткам и достоинствам человеческого существования, и она забывает мир эйдосов. Душа состоит из трех частей: 1)разумной, 2)пылкой (волевой), 3)чувственной. Разумная часть – основа добродетели мужества, преодоление чувственности – это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели справедливости.

Процесс познания состоит в том, чтобы организовать умелое обучение, при котором душа припоминала те идеи, которые она когда-то созерцала.
^ 3. Философия Аристотеля.
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель Аристотель (384-322 гг до н.э.), создавший самобытное философское учение – одно из величайших в древнегреческой философии. Родился во Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. После смерти Платона проживал в Атарнее, а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына – Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу. Весьма важны для понимания учения Аристотеля такие его сочинения, как "О душе", "Физике", "Категории". Философское учение Аристотеля сложилось в тесной связи с естественно-научными и социально-политическими исследованиями, которые он проводил вместе со своими учениками. В круг интересов Аристотеля входят вопросы логики, психологии, теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, политической экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики.

Учение Аристотеля – объективный идеализм, правда непоследовательный, включающий в себя ряд по существу материалистических положений. Это учение сложилось в результате критики учения Платона об идеях. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство материи (гиле) и формы (морфе). Форма нематериальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне привходящая в материю. Так, медный шар есть единство вещества – меди – и формы – шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом. "Форма" есть действительность того, возможностью чего является "материал", и, наоборот, "материал" есть возможность того, действительностью чего будет форма. Поднимаясь по лестнице "форм", мы, утверждает Аристотель, доходим наконец до высшей "формы", которую уже нельзя рассматривать как "материю" или как "возможность" более высокой "формы". Такая предельная "форма" есть перводвигатель, или бог, пребывающий вне мира.

В то время как у Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство "формы" и "материи". Если Платон утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не могут быть предметом познания, то для Аристотеля окружающий человека мир – это и есть то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общего. Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности. Для объяснения того, что существует, он различает четыре основных вида причин:

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее своего рода сущностью, однако в материи он видел только пассивное начало (только возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия – форме – приписывал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но все движущее начало – бога. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность.

Материя не может воз­никнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникнове­ния действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответст­вующую форму. Под формой Аристотель разумел активный твор­ческий фактор, благодаря которому вещь становится действитель­ной. Форма – это стимул и цель, причина становления многооб­разных вещей из однообразной материи: материя – своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, не­обходим гончар – бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возмож­ности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, на­ходящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мирозда­ния.

^ Категории философии. Аристотель усматрива­ет причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина – это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и це­левой смысл: «то, ради чего». Здесь мы имеем дело с таким исклю­чительно важным положением философии Аристотеля, как смы­словое начало всего сущего, а также иерархия его уровней – от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее – от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями про­странства и времени, которые выступают у него не как субстанции, а как «место» и число движения, т.е. как последовательность ре­альных и мыслимых событий и состояний.

^ Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал. По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный про­цесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он при­ходит к понятию о первой причине. А это так называемое космоло­гическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Аристо­тель обосновал бытие божества усмотрением принципа благо­устройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направлено на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личный Бог.

Идея души. Опускаясь в своих философских размышлениях из бездны Космоса к миру одушевленных существ, Аристотель счи­тал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдае­мого поведения. Душа – энтелехия тела (целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность). Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живем, ощуща­ем и размышляем, – это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни». Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение ак­туальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него – к обобщенному представлению; от мнения через понятие – к знанию, а от непо­средственно ощущаемого желания – к разумной воле.

^ Теория познания и логика. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предме­тов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, по­стигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

13-izolirovshik-sudovoj-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-23-razdel.html
13-kachestvo-materialno-tehnicheskoj-bazi-akademii-otchyot-po-rezultatam-samoobsledovaniya-2001-2006-gg-samara-2006.html
13-kajnozoj-nastuplenie-krioeri-novie-tipi-soobshestv-tropicheskie-lesa-i-travyanie-biomi-evolyuciya-mlekopitayushih-i-poyavlenie-cheloveka.html
13-karmannij-kompyuter-i-ego-otlichiya-ot-noutbuka-1-portativnie-kompyuteri-kak-kategoriya-personalnih-kompyuterov-5.html
13-klassifikaciya-intervyu-zhanr-intervyu-v-gazete-celi-vidi-taktika-vedeniya-intervyu.html
13-kogda-bil-napisan-almagest-ptolemeya-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-vnesti-v-federalnij-zakon-ot-24-noyabrya-1995-goda-n-181-fz-o-socialnoj-zashite-invalidov-v-rossijskoj-federacii-sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-1995-n-48-st-stranica-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-prishkolnogo-ozdorovitelnogo-lagerya-s-dnevnim-prebivaniem-detej-maou-licej-3-g-cheboksari-v-period-s-1-iyunya-po-29-iyunya-2012-goda-na-21-den-ou.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sportivnoe-orientirovanie-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenaristi-v-depressii-pochti-30-tis-kaluzhskih-detej-otdohnut-letom-po-putevkam-fonda-socstrahovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sorevnovanij-24-fevralya-vzveshivanie-s-00-do-11-00-v-sdyushor-borbi-i-boksa-g-tiraspol-s-11-30-zherebevka-i-seminar-sudej-do-14-30-torzhestvennoe-otkritie-i-predvaritelnie-poedinki-s-15-00-do-19-00.html
  • essay.bystrickaya.ru/desyataya-novaya-lekciya-aksiomi-edinstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/teplovoe-izluchenie.html
  • writing.bystrickaya.ru/komponovka-seti-ii-podklyuchenie-setevih-komponentov-7.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-opredelim-izmenenie-magnitnogo-potoka-magnitnogo-potoka-pronizivayushego-ramku-pri-ischeznovenii-polya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/protivodejstvie-korrupcii-problemi-i-perspektivi-formirovaniya-i-realizacii-nacionalnoj-regionalnoj-i-municipalnoj-antikorrupcionnoj-politiki-proshyol-nedavno-v-nizhnekamske-stranica-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/universalnie-kommunikacii-i-mnogofunkcionalnaya-bezopasnost-ot-zyxel-communications.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/provodyat-28-29-noyabrya-2006-goda-vii-mezhdunarodnuyu-nauchno-tehnicheskuyu-konferenciyu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lico-prestupnoj-nacionalnosti-gosduma-rf-monitoring-smi-13-sentyabrya-2007-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ii-lichnij-adyutant-verhovnogo-komanduyushego-russkimi-vojskami-generala-kornilova-kapitan-pokrovskij-netoroplivo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-kompleks-vini-i-tyurkoyazichie-alan-na-severnom-kavkaze-v-hh-veke.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-uchashihsya-kak-faktor-razvitiya-lichnosti-na-urokah-geografii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-federalnij-byudzhet-s-2005-gzachislyayutsya-nalogovie-dohodi-ot-sleduyushih-federalnih-nalogov-i-sborov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/poryadok-ischisleniya-transportnogo-naloga.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/belogorka.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-analiz-veroyatnosti-bankrotstva-3-sanaciya-kak-ekonomicheskaya-kategoriya-ee-neobhodimost.html
  • grade.bystrickaya.ru/nizhegorodskoj-oblasti-ob-oplate-truda-rabotnikov-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-borskogo-rajona-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • student.bystrickaya.ru/-3-ognestrelnoe-oruzhie-ispolzuemoe-sotrudnikami-chastnih-ohrannih-predpriyatij.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-1-po-primeneniyu-dezinficiruyushego-sredstva-frisept-forte-ooo-septa-rossiya.html
  • write.bystrickaya.ru/franciya-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-2-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-discipline-programmirovanie-na-yazike-visokogo-urovnya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-grafik-realizacii-edinichnih-proektov-tema-proekta.html
  • crib.bystrickaya.ru/himicheskie-nauki-i-nauki-o-materialah-lnosti-rossijskoj-akademii-nauk-v-2002-godu-osnovnie-rezultati-v-oblasti.html
  • writing.bystrickaya.ru/anna-bretonskaya-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obnovlen-perechen-bankov-predostavlyayushih-bankovskuyu-garantiyu-na-uplatu-nds.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-1-o-konkurse-luchshaya-vistavochnaya-ekspoziciya-v-ramkah-8-j-akmolinskoj-regionalnoj-yarmarki-turizm-ozdorovlenie-puteshestviya-2011-obshee-polozhenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-inakomisliya-v-sssr-stranica-5.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipichnie-alogizmi-delovoj-rechi-kultura-delovogo-obsheniya-prakticheskoe-posobie.html
  • college.bystrickaya.ru/36-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-programmi-i-formi-tekushego-promezhutochnogo-i-itogovogo-kontrolya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pri-etom-summa-predyavlennih-iskovih-trebovanij-za-ukazannij-period-sostavila-1412-mln-rublej-1399-mln-rublej-v-sudah-obshej-yurisdikcii-appg-2232-mln-rublej-13-mln-rublej-v-arbitrazhnih-sudah-appg-833-mln-rublej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnaya-reklama-kak-sredstvo-politicheskogo-pr.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.