.RU

10. Как использовать внутреннюю энергию нашей планеты - Профильно- ориентированные элективные курсы


^ 10. Как использовать внутреннюю энергию нашей планеты.
11. Почва. Её место и роль в биосфере Земли.

12.В.В. Докучаев-основоположник генетического почвоведения.

^ Итоговая межпредметная конференция «Методы научного познания».

Портфолио: результаты и материалы деловых игр, мнемотурнира, экскурсии, экологического мониторинга, итоговой межпредметной конференции «Методы научного познания».


Литература для учащихся.


1. Попов В.А. Биосфера и проблемы ее охраны. - М.,1981.

2. Голованова Т. Защищай, береги, умножай. - М.,1989.

3. Естествознание 5 класс. 1991 г., интегрированный курс.

6. Дотто Л., Планета Земля в опасности. - М.,1988.

7. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. "Дайте планете шанс". - М.,1995.

8. Рянжин С.В. Экологический букварь. - М.,1994 г.

9. Суравегина И.Г., Сенкевич В.Н. Как учить экологии. - М.,1995.

10. Плешаков А.А. Природоведение 4 класс. - М.,1993.

11. Тарасов Л.В., Пушкарева Т.А. Наша планета Земля. - М.,1993.


Список рекомендуемой литературы для учителя.


1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. - М.: Просвешение, 1997.

2. Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование. - М.: Просвещение, 1998.

3. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учебник для 10 – 11 кл. проф. школ. - М.: Просвещение, 1998. С. 89

4. География в школе. Предметный журнал. – Экологические выпуски;

5. География и экология в школе XXI века. Журнал, издаваемый с 2004.

6. Гладкий, Лавров. Дайте планете шанс. – М.: Просвещение, 1995.

7. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. - М.: Дрофа, 1998.

8. Груздева Л.П., Суслов С.В. Биоиндикация качества природных вод.//Биология в школе. - 2002. - № 6. - С. 10.

9. Гуляева Т.Т. Математическое описание электромагнитной волны. //Физика в школе.- 2002. - № 3.- С.75 – 76.

10. Дежкин В. Беседы об экологии. – М.: Молодая Гвардия, 1979.

11. Демина Т.А. Экология природопользования, охрана окружающей среды.

12. Гуревич А.Е. Физика. Строение вещества 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа. 1998, с. 25, с. 56.

13. Духов В.М. Электромагнитные излучения и экология, с.20-22.

14. Заборьева О.М. Материал к уроку: колебания и волны. Звук /Физика в школе. - 2003. - № 7.- С.4.

13. Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.

14. Катасонов В. Великая держава или экологическая колония? – М.: Молодая Гвардия, 1991г.;

15. Камерилова Г.С. Урбоэкология. - М.: Просвещение. 1997.

16. Леонова Н.А. Весенний физический практикум.//Физика в школе. - 2000. - № 2. - С. 42.

17. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

18. Реймерс Н.Ф. Беседы об экологии. – М.: Просвещение, 1979;

19. Суравегина И.Т. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 1991;

20. Суравегина И.Г., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М.: Просвещение, 1995.

21. Сурдин В.Г. Не удивляйтесь, в небе дирижабль.//Физика в школе. - 1999. - № 2. - С. 43.

22. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1998;

  1. Экологическое и эстетическое образование и воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1984г.

  2. Жилин В.И. Межпредметная конференция «Развивающийся мир».//Физика в школе.- 2000. - № 6. - С. 55.

25. Жилин В.И., Подольников ЛА. Межпредметная конференция о науке.// Физика в школе. - 2000. - № 7. - С. 79.


Программа курса по выбору

«Физические основы большой Географии»


Г.С. Самигуллина,

методист кафедры ИРО РТ
^ Т.В. Куренёва, зав. кафедрой методики преподавания естественнонаучных дисциплин ИРО РТ


Программа элективного курса «Физические основы большой Географии» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учётом требований к уровню естественнонаучной подготовки выпускников основной школы.

Программа служит дополнением к блоку дисциплин образовательной области «Естествознание». Она адресована педагогам и учащимся основной школы, которые планируют в дальнейшем выбрать одно из естественнонаучных направлений.

Цели курса:

- способствовать формированию естественнонаучного мировоззрения;

Данный курс построен на принципах преемственности знаний и их фундаментализации. Он базируется на содержании образовательного минимума по географии и существенно дополняется рассмотрением фундаментальных физических законов, действующих на Земле.

Представленный курс позволяет выйти за рамки урочной деятельности с использованием активных и интерактивных методов и приёмов. Модульное построение курса позволяет учащимся включаться в процесс его изучения на любом этапе.

В программе дано содержание и основные понятия курса «Физические основы большой Географии», указаны умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведён учебный план, с указанием часов, форм проведения занятий; приведены варианты творческих, проблемных и исследовательских заданий для учащихся; указан список литературы для учащихся и учителей.

Данный курс можно использовать и в качестве элективного на этапе профильного обучения. В этом случае функции курса могут быть следующими:


Рекомендуемая литература для учителя.


  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

  2. Приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

  3. Примерные программы по основной школе. – М: Дрофа, 1998.

  4. Примерные программы по полной средней школе. – М.: Дрофа, 2000.

  5. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. М., 2002.

  6. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. М., 2003.

  7. Браверман Э.М. Самостоятельное проведение учениками экспериментов для проверки теоретических прогнозов.// Физика в школе.- 2000.- № 3. - С. 43.

  8. Дворникова Г.В. Развитие мировоззрения учащихся при изучении современной физической картины мира.// Физика в школе. - 2002. - № 3. - С. 54.

  9. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии, биологии. М.: Просвещение, 1986.

  10. Леонтьева М.Р. Концепция естественнонаучного образования в 12-летней школе.// Физика в школе.-2000. - № 3. - С.16.

  11. Профильное и предпрофильное обучение в школе. Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2001.

  12. Удалых Т.С., Егоров В.А. Формирование научных представлений об окружающем мире.// Физика в школе. - 2002. - № 3. - С. 16.

  13. Усова Т.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования // Физика в школе. - 2000. - № 3. - С. 46.


Учебно-тематический план курса по выбору

«Физические основы большой Географии »




Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Деловые игры

Практические, лабораторные, самостоятельные работы

1

Модуль 1

Происхождение Вселенной

10

2

1

7

Мнемотурнир

Проект

2

Модуль 2

Горы

8

3




5

Решение задач


3

Модуль 3

Атмосфера Земли


10


4


1


5

Мнемотурнир, решение задач, проект «И на Марсе будут яблони цвести»

4

Модуль 4

Сейсмические волны

8

3

1

4

Мнемотурнир


5

Модуль 5

Почвы

6

2

1

3

Семинар


6

Модуль 6

Озёра

6

2

1

17

Решение задач


7

Модуль 7

Проблемы экологии


20


2


1


17

Деловая игра, мнемотурнир, экскурсия, мониторинг.


Итоговая межпредметная конференция «Методы научного познания».
^ Содержание курса «Физические основы большой Географии»

Модуль1. Происхождение Вселенной

Введение. Донаучные представления о происхождении и устройстве Вселенной. Теории ХХ века о происхождении Вселенной. Современная наука о происхождении Вселенной. Реликтовое излучение. Большой взрыв. Стандартный сценарий Большого взрыва. Проблемы теории большого взрыва. Современные теории о дальнейшей эволюции Вселенной.

^ Базовый уровень. Представления древних народов о Вселенной. Общие представления о Вселенной, ее происхождении и структуре.

Повышенный уровень. Реликтовое излучение. Большой взрыв. Современные теории о дальнейшей эволюции Вселенной.

Мнемотурнир: частицы и античастицы, Галактика и Вселенная, гамма- и рентгеновское излучение, свет и цвет, нейтроны и нейтрино, масса и плотность.

Рефераты.

  1. Происхождение Вселенной: история научного познания.

  2. Вторжение космических тел в атмосферу Земли.

  3. Встреча с кометой Галлея.

  4. Поиск и исследование внеземных форм жизни.

  5. Размеры и плотность звезд.

  6. Развитие представлений о Солнечной системе.

  7. Допущения и проблемы теории Большого взрыва.

Проект «Электроэнергия из космоса».

Портфолио: результаты мнемотурнира, защиты рефератов, проектной деятельности.


Литература для учащихся.


  1. Бурлаков В.П. электроэнергия из космоса. - М.: Энергоатомиздат,1991. -152 с.

  2. Гуревич Ю. Холодное горение.//Квант.-1990.- № 6. - С. 9-15.

  3. Кириллин В.А. Энергетика. Главные проблемы: в вопросах и ответах. – М.:Знание,1990. – 128 с.

  4. Мировая энергетика: прогноз развития до 2010 г./Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Старшикова.-М.:Энергия,1980. – 256 с.

  5. Подгорный А.Н. Водородная энергетика. – М.: Наука,1988.- 96 с.

  6. Темко С.В. и др. Физика раскрывает тайны Земли. - М: Просвещение. 1976.

  7. Физика и астрономия (учебник для 9 кл. общеобраз. Учреждений. / Под ред. А.А. Пинского, В.Т. Разумовского) - М.: Просвещение, 1999.



Литература для учителя.

  1. Ефименко В.Ф., Макогина Е.И., Хоменко Е.А. Развитие представлений об эволюции физической картины мира. № 6.-С.45.

  2. Интернет ресурсы.

  3. Кесарев В.В. Эволюция вещества по Вселенной. - М.: Атомиздат, 1989.

  4. Левитан Е.П. Эволюционирующая Вселенная. – М.: Просвещение,1993.

  5. Макаров С.И. Мир Вселенной. № 3.-С.53.

  6. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. 3 издание. - М.: Наука, 1993.

  7. Пономарёв В.В. Задачи по астрономии из художественной литературы.//Физика в школе.-1999.-№3.-С.43.

  8. Ривс Г. Прохождение солнечной системы - М.: Мир, 1976.

  9. Синякин Е.В. Развитие представлений о Солнечной системе.//Физика в школе.-2002.- № 6.-С.56.; № 7. - С. 58.


Модуль 2. Горы.

Горы, общая характеристика. История горообразования. Высотная поясность. Горные породы. Горные пещеры. Законы гидродинамики в гидрографии карста.

Решение задач.

^ Базовый уровень. Основные понятия, различие гор по высоте, история горообразования, высотная поясность, эрозия, карст.

Повышенный уровень. Ламинарное и турбулентное движение воды, влияние шероховатости и силы тяжести на движение воды в трещиноватых породах; пористость, проницаемость, методы определения скорости карстовой денудации.

Мнемотурнир: ламинарное и турбулентное движение воды, пористость и проницаемость пород.

Рефераты.

  1. Современные теории горообразования.

  2. Горные пещеры: механизм образования.

  3. Действие физических процессов в гидрографии карста.

Портфолио: результаты мнемотурнира, защиты рефератов.


Литература для учащихся.


1. Б.С.Э. том 10, 1972.

2. Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. «Физика». - М.: Наука,1982.

3. Зисман Г.А., Тодес О.М. «Курс общей физики» I том. - Киев: Эдельвейс, Днипро, 1994.

4. Любушкина С.Г. «Естествознание: землеведение и краеведение». - М.: ВЛАДОС, 2002г.

5. Никонова М.А., Данилова П.А. «Землеведение и краеведение». - М.: Центр «Академия», 2003.

6. Перельман Я.И. «Занимательная физика» выпуск – 2, М.,1971.

7. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. - М.: Издательство «Просвещение», 1999.

8. Темко С.В. и др. Физика раскрывает тайны Земли. - М: Просвещение. 1976. с.12-13.

9. Элементарный учебник физики. Под редакцией Лансберга Г.С.

10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. География. - М.: Издательство АСТ, 1998 г., 356 с.


Рекомендуемая литература для учителя.


  1. Гвоздецкий Н.А. Карст. - М.: Мысль, 1981.

  2. Гвоздецкий Н.А. Карст. Вопросы общего карстоведения.

  3. -М.: Государственное издательство географической литературы, 1950, 186 с.

  4. Елькин В.И., Гармаш Л.Д. , Браверман Э.М. Физика и астрономия в походе и на природе. - М.: Школьная Пресса, 2003, 96 с.

  5. Мельничук В.С., Арабаджи М.С. «Общая геология». - М.: Недра, 1989, 333 с.

  6. Карст в карбонатных породах. Труды Московского общества испытателей природы - М.: Издательство МГУ, 1972.

  7. Якушев С.В. «Общая геология». - М.: Недра, 1988, 375 с.



Модуль 3. Атмосфера Земли.

Атмосфера Земли. История возникновения атмосферы. Строение и современное состояние атмосферы. Озоновый слой. Озоновые дыры. Физические явления в атмосфере. Молния. Скорость звука. Громкость звука. Эхо. Давление воздуха. Ветер. Вода в атмосфере. Туманы. Радуга. Мираж. Гало.

Мнемотурнир: барометрическая формула; температура и влажность воздуха, точка росы; количество теплоты, внутренняя энергия и работа газа; звуковые и световые волны, нижние и верхние миражи, гало.

^ Решение задач на расчёт высоты атмосферы, концентрации молекул воздуха, энергии ионизации, адиабатическому расширению и сжатию воздуха. Занимательные комплексные задачи.

^ Базовый уровень. Атмосфера, состав и строение атмосферы, давление воздуха, влажность воздуха, значение атмосферы для жизни на Земле.

Повышенный уровень. Механизм физических явлений в атмосфере: волновые явления, молния, скорость и громкость звука, эхо, давление воздуха, водяной пар, законы термодинамики в атмосфере, туманы, радуга, мираж, гало.

Расчёт высоты земной атмосферы. Концентрация молекул воздуха. Расчёт энергии ионизации. Адиабатическое расширение и сжатие воздуха.

172-formirovanie-del-instrukciya-po-deloproizvodstvu-samara.html
172-ohrana-lesov-ot-pozharov-o-sostoyanii-okruzhayushej-sredi.html
172-rejting-blagopriyatnosti-delovoj-sredi-vsemirnogo-banka-subnacionalnij-aspekt10.html
172-zadanie-programmnih-modulej-uchebnoe-posobie-pod-obshej-redakciej-prof-v-p-dyakonova.html
1725-modistka-golovnih-uborov-razmeri-dolzhnostnih-okladov-sluzhashih-i-okladov-po-professiyam-rabochih-specificheskie.html
173-dogovori-konsignacii-uchebnika-dlya-studentov-ekonomicheskih.html
  • desk.bystrickaya.ru/polyakova-olga-aleksandrovna.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-24-vzyato-otsyuda-neputyovij-sajt-vishnyakova-andreya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-zanyatij-po-kursu-osnovi-kompyuternoj-gramotnosti-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-na-2006-uchebnij-god-unc-korpus-32-komn-604-vtornik.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-3-chi-glaza-izobrazheni-na-tibetskih-hramah-muldashev-ernst-rifgatovich-ot-kogo-mi-proizoshli-chast-i-vstrecha-s-masterom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/57-obshij-obem-kanikulyarnogo-vremeni-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-intervyu-vzyatoe-u-sebya-samogo-stranica-17.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiticheskaya-spravka-po-rabote-cbs-g-novokuznecka-s-yunoshestvom-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-gse-v-1-psihologiya-delovogo-obsheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/srednevekovij-lyubek-stranica-21.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smdk-bali-zhne-ara-sharuashilii-nmdern-veterinariyali-sanitariyali-saraptau.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-uroka-zapis-na-doske.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8metodi-zashiti-po-ot-podmeni-1-osnovnie-sredstva-apparatnoj-zashiti.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-finansi-i-finansovaya-deyatelnost.html
  • books.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-zanimatelnie-opiti-po-himii-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • books.bystrickaya.ru/biologiya-sovremennij-status-sohraneniya-i-ispolzovaniya-burogo-medvedya-na-dalnem-vostoke-rossii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-analiz-soderzhaniya-sociologicheskij-metod-izucheniya-sredstv-massovoj-kommunikacii-l-n-fedotova.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-iyulya-vtornik-vecher-moskovskaya-obl-g-nahabino-andrej-kruz.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-2-interes-studentov-k-politike-n-g-hajrullina-zam-glavnogo-redaktora.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-v-kaluzhskoj-oblasti-v-2011-godu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5214-perechen-materialno-tehnicheskih-sredstv-uchebnih-pomeshenij-dlya-provedeniya-prakticheskih-seminarskih-zanyatij-po-discipline-konstruirovanie-odezhdi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya-uchebnik-podgotovlen-kollektivom-izvestnih-rossijskih-uchenih-prepodavatelej.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-17-glen-charlz-kuk.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kirgizskaya-respublika-informaciya-o-hode-vipolneniya-mezhdunarodnih-dogovorov-respubliki-kazahstan.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-zh-valne-voprosi-bezopasnosti-i-sposobi-primeneniya-efirnih-masel.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-nauchnij-centr-i-ploshadka-dlya-obsuzhdenij-gosduma-rf-monitoring-smi-17-aprelya-2008-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-zadanie-na-kursovuyu-rabotu-dlya-studentov-zaochnikov-ii-kursa-specialnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/cugcvang-vpishi-sam.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-informacionnie-sistemi-marketinga-nazvanie-disciplini.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktivnoe-otrazhenie-aktivnoe-regulirovanie-otrazhenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-zaochnogo-obucheniya-kemerovo-2005.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zagadki-glasnie-i-soglasnie-bukvi-i-zvuki.html
  • grade.bystrickaya.ru/obedinenie-organizacij-vipolnyayushih-stroitelstvo-rekonstrukciyu-i-kapitalnij-remont-obektov-atomnoj-otrasli-soyuzatomstroj-sto-hhhhhhhhhhh-stranica-18.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologicheskaya-i-strukturnaya-modernizaciya-osnovnih-fondov-selskohozyajstvennih-predpriyatij-kak-instrument-racionalizacii-ih-rezhima-hozyajstvovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-46-izderzhki-po-delu-o-narushenii-kommentarij-k-tamozhennomu-kodeksu-rf.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-period-2011-2015-gg.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obozhateli-i-prodolzhateli-stolipinskih-reform.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.