.RU

1.2Возможные негативные следствия в этике государственной службы как следствие традиционной организации госслужбы


^ 1.2Возможные негативные следствия в этике государственной службы как следствие традиционной организации госслужбы.

  1. Государственная служба во всех государствах и во все времена финансируется из казны, из бюджета, таким образом, госслужба всегда существует в условиях ограниченных ресурсов. Как результат этого финансирования, материальное вознаграждение государственных служащих всегда ниже, чем вознаграждение специалистов такого же статуса в других сферах деятельности. На это обстоятельство еще в начале ХХ века обратил внимание А. Файоль, (различие может достигать 6 раз).1 Такое положение сохранилось и в наши дни. В 1994 году в Германии было проведено исследование, в котором сравнивались заработная плата госслужащих и людей, служащих в других структурах. Было выяснено, что лучшие чиновники государственной службы получают столько же, сколько худшие клерки в других организациях. Морально-психологическая неудовлетворённость уровнем материального вознаграждения приводит к ряду следствий.

    1. Для подчинённых:

      1. Лучшие, наиболее талантливые, конкурентоспособные на рынке труда уходят в другие сферы деятельности. В результате качество кадрового потенциала снижается, и разница между лучшими и худшими чиновниками уменьшается, исчезают яркие лидеры.

      2. Значительная часть государственных чиновников (на всех уровнях) вольно или невольно, осознанно или неосознанно, использует властные и распорядительные полномочия чтобы восполнить уровень вознаграждения до стандартного статусного. Это массовый процесс, в основном восполнение идёт в форме услуг, а не в материальном выражении, это может быть использование служебного положения по отношению к клиентам, а также использование внутренних ресурсов государственной службы.

      3. Определённая (меньшая), часть государственных служащих, идёт в аппарат, не взирая на маленькую заработную плату, стремясь извлечь личную пользу. Доля таких людей постоянно возрастает. В середине 80-х гг. в исследованиях западных госслужб было зафиксировано, что 90% госслужащих уважают и ценят общественные цели своей работы выше личных, в 90-х гг. эта цифра упала в два раза. В условиях сращивания бизнес – деятельности и политики с госслужбой, государственная служба для многих – дополнительный трамплин для успешной дальнейшей деловой деятельности в этих сферах. К личным целям можно отнести реализацию групповых целей, когда в госслужбу идут вследствие деления портфелей в период голосования.

      4. На нижних уровнях государственной службы, в муниципалитетах, объём властных распорядительных полномочий столь мал, что их сложно использовать для извлечения материальной выгоды. Но он достаточен, чтобы ощущать власть как эмоцию, почувствовать свою значимость и использовать ощущение власти в качестве компенсации за плохо оплачиваемый и мало содержательный труд.

    2. Следствия для руководителей:

      1. Руководители в госслужбе, практически, лишены возможности использовать фактор материального стимулирования для регулирования и стабилизации кадрового потенциала.

      2. Стремясь приобрести возможности материального воздействия на персонал с целью стабилизации кадров и улучшения кадрового потенциала, руководители вступают в договорные отношения с руководящим персоналом и владельцами фирм и организаций, расположенных на их территории, с тем, чтобы создать для своих сотрудников льготы и привилегии, не установленные законом. Опасность в том, что потом руководитель должен учитывать интересы этой фирмы, лоббировать их.

  2. Государственная служба строго выстроена по вертикалям деятельности. В этих вертикалях работают люди с различным предшествующим социальным опытом, воспитанные в разных системах профессиональных нравственных норм. Деятельность в этих вертикалях существенно различается по специфике и характеру труда, по целям деятельности. Особенностью устройства по вертикали является и то, что подчинённость здесь может оказаться для сотрудников даже более важной, чем принадлежность к определённому территориальному органу. Более качественно работники выполняют задания, пришедшие сверху или идущие наверх. В обыденной жизни это значит, что они предпочитают больше заниматься отчётами и т.д., нежели чем-то другим, например, заниматься благоустройством своей территории.

    1. Жёсткость подчинения по вертикали приводит к тому, что очень сложно устанавливаются горизонтальные связи между сотрудниками разных вертикалей на промежуточных уровнях. Прохождение любого документа из-за этого в государственной службе примерно в 1.5 – 2 раза медленнее, чем в других сферах деятельности.

    2. Возникают проблемы в организации групп внутри территориального органа, где должны быть задействованы сотрудники нескольких вертикалей. Это особенно важно с переходом на элементы матричных организационных структур.

    3. Осложняется работа с информацией, которой обладает то или иное ведомство, вертикаль, в интересах всего территориального общества. Это связано с тем, что ведомство стремится использовать имеющуюся у него информацию в корпоративных целях.

    4. На чисто психологическом уровне между сотрудниками разных вертикалей внутри одного территориального органа могут возникать неприязненные отношения и конфликты, как правило, – скрытые (латентные), которые длятся долго. Выплёскиваются они чаще всего во время поощрения, премирования, продвижения людей в виде взаимных обид.

  3. Государственная служба строго выстроена по территориям. У населения, в отличие от других сфер деятельности, практически нет права выбора чиновника, который будет оказывать ему услугу. Все территориальные инспектора закрепляются по улицам, по алфавиту и т.д., отсюда у населения крайне малый опыт общения и очень мало информации для того, чтобы составить личные представления о государственных служащих в целом, об их личных качествах и о профессионализме. Подобное положение приводит к следующим следствиям:

    1. Необходимость унифицировать поведение государственных служащих с таким расчётом, чтобы встреча с любым из них давала, хотя бы в общем виде, представление о целом. Это достигается: более жёстким правовым регулированием поведения сотрудников; большей проработанностью этикета государственной службы и т.д.

    2. Дефицит информации о государственных чиновниках люди стремятся восполнить, по крупицам собирая информацию из других источников, например: косвенные оценки людей, контактировавших с госслужащими; слухи и домыслы.

    3. В обществе всегда есть слои и группы, которые более других заинтересованы в лояльном отношении к себе представителей государственной службы. Сюда относятся: вся сфера мелкого бизнеса, социально – поддерживаемые слои населения, руководители и владельцы фирм и предприятий и т.д. Особенности этого процесса – растянутость его во времени и зарабатывание положительного имиджа в глазах госслужащих на перспективу. Каждый слой заинтересованных лиц проявляет интерес к своему уровню государственных служащих (социально поддерживаемые слои населения – к участковым инспекторам, руководители фирм – к руководителям госслужбы). Этот интерес выражается повышенным вниманием к сотрудникам государственной службы (услуги, подарки и т.д.). Опасность данного явления в том, что нравственно нестойкие чиновники постепенно входят во вкус и начинают вынуждать, а потом даже принуждать к оказанию услуг.

  4. Органы государственной службы отличает нестандартный характер смены персонала (текучести рабочей силы). Это определяется следующими причинами:

    1. Значительная смена персонала по итогам выборных кампаний, когда меняются главы выборных органов государственного и муниципального управления и т.д. Явление наблюдается на всех уровнях и носит относительно массовый характер. Например, в период, предшествовавший первой инаугурации Билла Клинтона, на высшем уровне управления США было заменено около 1000 чиновников. У этого явления есть несколько оснований:

      1. Необходимость привести с собой команду, которая разделяет политические цели, видение перспектив начальника, а на уровне ближайшего окружения – тех, на кого можно полагаться и кому можно доверится.

      2. Необходимость руководителям подобрать сотрудников в соответствии с личным стилем работы, с определёнными навыками и нравственными качествами. Необходимость расплатиться местами в государственной службе за поддержку электоратом с многочисленными союзниками в ходе предвыборной кампании.1

    2. Следующая причина текучести кадров: отток с государственной службы людей, которых не удовлетворяет содержательная сторона труда, уровень вознаграждения, а возможно и плохой психологический климат в коллективе.

    3. Отток с государственной службы людей, которые не смогли приспособиться к особенностям функционирования госслужбы, не смогли принять её этику, возможно, в результате внутриличностного конфликта между старой и новой системами ценностей.

  5. В государственной службе, в связи с развитием гражданского общества и процессами децентрализации управления, всё время возрастает объём общения в самых разных формах: представительские функции, переговоры, встречи, публичные мероприятия и т.п. По мере развития гражданского общества доля общения в деятельности госслужащих не просто возрастает и требует от служащего наличия таких качеств, как коммуникабельность, умение слушать, принимать чужую точку зрения, обучаемость (возможность убедить человека в его неправоте), но общение становится всё более динамичным, разнообразным, интенсивным и т.д.

    1. Как следствие госслужащие, как и все категории работающих, связанных с большим объёмом общения, оказываются подвержены болезням стрессов, особенно одной их разновидности: болезни «выгорания» (плата за сочувствие). Для госслужащих общение представляет ещё особую сложность в связи с тем, что на них население в целом и отдельные его слои возлагают особые надежды в решении своих проблем. Однако госслужащие могут удовлетворить эти надежды только в той степени, в какой им позволит это сделать система законов, указов, бюджеты и т.д. Это конфликт между реальностью и иллюзией. Это психическое заболевание - поражается эмоциональный мир людей, но в отдельных периодах заболевания поведение таких сотрудников выглядит как отступление от нравственных норм, проявление хамства, нетерпимости и т.д. Впервые о подобном заболевании заговорили в начале 70-х годов в США.

Таким образом, теоретические, идеальные нормы и принципы профессиональной этики государственной службы в практическом воплощении могут существенно искажаться, причем в ряде случаев этим процессам способствуют столь сильнодействующие факторы, что даже правовое закрепления ряда нравственных требований оказывается недостаточно действенным. В таких случаях приходиться прибегать к жестким организационным мероприятиям.

К сожалению, подобные обстоятельства также снижают престиж государственных служащих и государственной службы в целом в глазах населения, и находит свое отражение в негативном общественном мнении о личностных качествах чиновников.

04prilozheniya-k-planu-godovoj-plan-raboti-detskogo-doma-4-1-analiz-raboti-nikolskogo-detskogo-doma-za-2002-2003.html
05-03-09-g-zasedanie-disciplinarnogo-soveta-g-almati-pod-predsedatelstvom-kasimova-m-e-predsedatelya-disciplinarnogo-soveta-sostoyalos-zasedanie-na-kotoro.html
05-05-v-13-00-kraevedcheskaya-konferenciya-posvyashennaya-65-letiyu-velikoj-pobedi-05-05-v-13-00-urok-pamyati-velikaya-otechestvennaya-vojna-1941-1945-gg.html
05-11112010-g-s-26-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
05-500-100-tematichen-plan-po-zdravoslovni-i-bezopasni-usloviya-na-trud.html
05-mishlenie-i-nablyudenie-lekciya-chetvertaya-aleksandr-pyatigorskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chast-pervaya-sobranie-sochinenij-v-pyatnadcati-tomah-1-sobranie-sochinenij-v-pyatnadcati-tomah-nauka-leningradskoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-iv-recenzenti-doktor-pedagogicheskih-nauk-dejstvitelnij-chlen-rao-professor-g-n-volkov-doktor-pedagogicheskih.html
  • writing.bystrickaya.ru/8-lichnoe-shosse-gospodina-vetra-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-publikacii-405-let-nazad-mordovskoe-naselenie-prinimalo-uchastie-v-krestyanskoj-vojne-pod-predvoditelstvom.html
  • composition.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-kursu-mikroekonomika-chast-1-dlya-studentov-1-kursa-fakulteta.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-uchet-nacionalno-psihologicheskih-osobennostej-v-vospitatelnoj-rabote-v-mnogonacionalnom-kollektive.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prichini-i-meri-preduprezhdeniya-narushenij-ustavnih-pravil-vzaimootnoshenij-voennosluzhashih-pri-otsutstvii-mezhdu-nimi-otnoshenij-podchinennosti-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soglasovano-rektor-fgaou-vpo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-boss-bespodobnij-ili-bespoleznij-immelman-rejmond.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pribor-dlya-demonstracii-vodnih-svojstv-pochvi-dolzhen-udovletvoryat-sleduyushim-trebovaniyam.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-dlya-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya-5-let-rabochaya-programma-po-discipline-mezhdunarodnie-standarti-audita-dlya.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-i-upravlenie-zdravoohraneniem-programma-plenarnogo-zasedaniya-foruma.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustanovka-transportnoj-stancii-dlya-raboti-tolstogo-klienta-rukovodstvo-po-ustanovke-demoversii.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-osobennosti-razmnozheniya-rib.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-predmet-gosudarstvennogo-kontrakta.html
  • essay.bystrickaya.ru/enciklopediya-dlya-detej-avanta-kulturi-mira-avanta-2004.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschyot-kran-balki.html
  • student.bystrickaya.ru/27-28-sentyabrya-2012-goda-i-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-zdorovoe-dolgoletie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-lice-stranica-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poligrafiya-segodnya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-tuluchinskogo-s-p.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-v-zhora-institut-programmnih-sistem-nan-ukraini.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekcii-rassmotreni-fundamentalnie-sdvigi-v-sovremennom-mirovom-hozyajstve-svyazannie-s-pererastaniem-ego-internacionalizacii-v-globalizaciyu-i-obostreniem-obsheche-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/1-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-r-08-kratkosrochnaya-finansovaya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-230201-informacionnie-sistemi-i-tehnologii.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogovie-testi-po-infekcionnim-boleznyam-dlya-studentov-vkursa-lechebnogo-fakulteta-viberite-odin-pravilnij-otvet-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-informacionno-prakticheskogo-seminara.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-modeli-ocenivaniya-nadezhnosti-elementov-na-osnove-forsirovaniya-ispitanij-literatura-vvedenie.html
  • exam.bystrickaya.ru/vtoroj-semestr-ciklovaya-sistema-gou-vpo-mgmsu-roszdrava-akademicheskij-kalendar-studenta-ii-i-kursa.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchetnaya-politika-organizacij-na-2011god.html
  • composition.bystrickaya.ru/operativno-rozisknaya-deyatelnost-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-slushatelej-6-ogo-kursa-zaochnogo-obucheniya.html
  • education.bystrickaya.ru/14-skazka-i-posleskazochnie-obrazovaniya-130-15-perspektivi-130-stranica-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-predstavlyaet-soboj-vsestoronnij-analiz-deyatelnosti-bibliotek-municipalnogo-obrazovaniya-za-proshedshij-god-s-ukazaniem-obektivnih-dannih-konkretnih-primerov-dostizhenij-i-nereshennih-problem-po-vsem-aspektam.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ctruktura-kapitala-oao-firma-ariar-s-tochki-zreniya-ego-stoimosti-chast-5.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyatie-i-priznaki-gosudarstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.