.RU

12. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка


^ 12. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
   Литературно-языковая норма истилистическая норма – это понятия, которые раскрываются в тесной связи друг с другом.

   Норма – это исторически сложившееся общепринятое употребление слова, словосочетания, предложения, т. е. того или иного языкового знака, зафиксированное в грамматиках и нормативных словарях. Нормы литературного языка являются общеобязательными для всех носителей языка, приобретают статус закона. Нормы языка стабильны, устойчивы, долго сохраняются в неизменном виде. Но в то же время нормы изменяются в процессе развития языка, т. е. они исторически обусловлены, но их изменение происходит достаточно медленно.

   На определенном этапе развития могут сосуществовать нормы устаревающие (но еще живые), традиционные и новые, и тогда возникает языковая вариантность: баржа’ ((ударение на последний слог)) и ба’ржа, ((ударение на первый слог)) ждать поезд и ждать поезда.

   Особенности нормы литературного языка:

   1) относительная устойчивость;

   2) распространенность;

   3) общеупотребительность;

   4) общеобязательность;

   5) соответствие употреблению, обычаю, возможностям языковой системы.

   Языковая норма сдерживает проникновение в язык различных разговорных, диалектных, жаргонов, арго, просторечных слов. Норма позволяет языку оставаться самим собой.

   Литературная нормазависит от условий, в которых пребывает говорящий. Языковые средства, употребляемые говорящим, должны соответствовать ситуации, в которой тот находится.

   Нормы описываются в учебниках, справочниках, в словарях:

   1) орфографических;

   2) толковых;

   3) фразеологических;

   4) синонимов.

   Без культурных людей нормы бы утратили свое существование, стали бы размытыми, язык бы потерял свою индивидуальность.

   Различают 3 стиля произношения:

   1) полный;

   2) нейтральный;

   3) разговорный.

   Исторический склад языка формирует нормы. Но нормы не стоят на месте, они меняются со временем, иногда становятся более гибкими, иногда – жесткими.

   Общая норма едина для литературного языка в целом, для всех его функционально-стилевых ответвлений. Она связывает стили, подстили и разновидности стилей в единую систему литературного языка.


^ 13. Функциональные стили в современном русском литературном языке
   Слово «стиль» восходит к греческому «стило» – палочка, которой писали на восковой дощечке. И, чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали неудачно написанное, т. е. чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда выражение: «Часто переворачивай стиль!» (Гораций), т. е. исправляй и улучшай сочинение, а со временем стилем стали называть манеру письма, совокупность приемов языковых средств. Теория о стилях возникла давно. Первым, кто написал об этом на русском языке, был М. В. Ломоносов. Его теория называлась теорией трех штилей: «Как материи, которые словом человеческим изображаются, различествуют по мере важности, так и российский язык через употребление книг церковных по приличности имеет разные степени: высокий, посредственный и низкий». Теория построена на признании разнотипности русской лексики и содержит элементы нормативно-рекомендательного взгляда на речь писателей. Эта теория при всех своих недостатках (например, непризнание иноязычной лексики) просуществовала около двух веков, даже в современных теориях слышны ее отголоски. Многие крупные ученые-филологи посвящали свои работы разграничению стилей русского языка. В трудах Л. В. Щербы не найти прямого определения стиля, но он так же, как и М. В. Ломоносов, полагает, что стили языка опираются на разностилевую лексику русского языка. Стили в его понимании – это соотнесенные на базе синонимии круги или пласты слов и фразеологизмов, сопровождаемых в каждом круге дополнительными значениями.


   Другой известный стилист-теоретик О. Г. Винокур писал: «Мы имеем право утверждать, что действительно в самом языке, а вовсе не в психологии говорящих или пишущих, которая лингвиста непосредственно не интересует. Кроме звуков форм и знаков, есть еще нечто, именно экспрессия, принадлежащая звукам формам и знакам. Из этого следует, что одно дело стиль языка, а другое дело – стиль тех, кто пишет или говорит».

   Крупнейший ученый-стилист прошлого столетия В. В. Виноградов писал о том, что следует четко различать стили языка и стили речи, а также связывал их с социальной функцией языка. Он также отмечает разноплановость лексики – невозможность свести ее к двум-трем различиям (экспрессии, окраске). Автор отметил также, что стили никогда не существуют в «чистом» виде, всегда присутствуют смешение и заимствования.

   Ученые стилями языка считали, например, язык науки, язык художественной литературы, разговорную речь.

   Стилями речи признавались частные реализации стилей, такие как учебная лекция и научный доклад, в основе которых лежит научный стиль. В последнее время лингвисты пришли к выводу, что языковые различия между некоторыми сферами общения столь значительны, что использовать по отношению к ним одно общее понятие «стиль» едва ли целесообразно, поэтому вводится понятие «функциональная разновидность языка».

   ^ Стили речи – это устойчивые совокупности и системы особенностей ее языкового состава и построения, соотнесенные со стилями языка, целями и задачами общения, жанрами литературы, ситуациями общения и личностями авторов.


   Понимание стилей языка и стилей речи позволяет уяснить многие связи между культурой человека и культурой речи общества. Коммуникативные качества речи не всегда зависят от правильно выбранных стилей языка или речи.

   Стилями языка называют типы его функционирования в различных ситуациях. Для различных ситуаций предъявляются различные требования. Наиболее жесткие требования предъявляются к официально-деловой речи, а также научной. Верное словоупотребление требует хорошего знания значения слов узкой сферы употребления (иноязычных, архаичных, профессиональных и др.).

   Функциональный стиль речи – это своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующий определенной сфере общественной деятельности и соотносительно с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организации, несущий определенную стилистическую окраску.


   Пользоваться стилистической системой русского языка нужно очень аккуратно. Необходимо тонко чувствовать умеренность в употреблении стилей. Сочетанием разнообразных стилей пользуются в художественной литературе для создания определенного эффекта (в том числе и комического).

   Владение функциональными стилями является необходимым элементом культуры речи каждого человека.

   Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется различие между ними.

   Стилеобразующий фактор выражается в том, что стиль выбирает говорящий или пишущий индивидуум, он ориентируется на свое чувство стиля и на ожидание аудитории, на ожидание непосредственного слушателя. Кроме понятных слов, необходимо выбирать понятный и ожидаемой аудиторией стиль речи.

   Стиль может представлять и отдельное слово, оно может быть нейтральным по стилю, может быть стилистически ярко окрашено. Это может быть сочетание слов, не имеющее ярко выраженной эмоциональной окраски, но сочетание слов и интонация выдают настроение человека.

   Одним из важных требований к говорящему выступает требование различать функциональные разновидности языка и свободно пользоваться любой из них. При этом нужно четко представлять, что любая из разновидностей языка должна выбираться в соответствии с задачами общения. Отличие такой нелитературной формы языка, как просторечие, от литературного языка состоит в том, что носители первого из них не различают или плохо различают разновидности языка. Попадая, например, в официально-деловую обстановку, носитель просторечия будет стремиться говорить не так, как он привык говорить дома, но и как говорить именно в данной ситуации, он точно не знает.

   Культура владения разными функциональными разновидностями языка – это прежде всего такой выбор и такая организация языковых средств, которые отличают данную разновидность от других, определяют ее лицо.



05-stepen-znaniya-inostrannih-yazikovi-yazikov-narodov-rossijskoj-federacii-obsherossijskij-klassifikator.html
050000-g-almati-ul-gogolya-39.html
050100-68-pedagogicheskoe-obrazovanie-magisterskaya-programma-literaturnoe-obrazovanie-annotacii.html
050146-prepodavanie-v-nachalnih-klassah.html
05022010vlastinet-kishinev-moldaviyarealnaya-zhizn-virtualnoj-torgovli-v-ukraine.html
05022010vlastinet-sankt-peterburgrealnaya-zhizn-virtualnoj-torgovli-v-ukraine.html
  • shkola.bystrickaya.ru/premer-vologda-13122011-stalfond-15-let-na-pensionnom-rinke-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-14-dekabrya-2011-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-polemiki-chast-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-rashodi-ne-uchitivaemie-dlya-celej-nalogooblozheniya-nalogovij-uchet-dlya-buhgaltera-2007-n-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-elektroustanovok.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovetskij-narod-rukovodimij-kommunisticheskoj-partiej-dobilsya-v-proshedshem-1952-godu-novih-uspehov-strana-pobedivshego-socializma-v-glazah-vsego-peredovogo-ch-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/2-fevralya-2012-g-v-izhgtu-projdut-sostyazaniya-po-programmirovaniyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturnoe-chtenie-tema-urokaetap-proektnoj-ili-issledovatelskoj-deyatelnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-inzhenernoj-grafiki-61-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-posvyashennaya-50-letiyu-pervogo-polyota-cheloveka-v-kosmos-programma.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-za-dejnostta-na-albena-ad-km-31-03-2011-godina-sglasno-iziskvaniyata-na-chl-100o-al-4-t-2-ot-zppck-albena.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashena-avantyuristam-odni-iz-nih-ispitivali-sudbu-stanovyas-piratami-drugie-poyavlyalis-pod-chuzhimi-imenami-odni-stroili-finansovie-piramidi-i-pl-stranica-21.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-i-optimizaciya-nalogooblagaemoj-bazi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-pomosh-organizatoru-delovoj-igri-programma-organizacii-letnego-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-i-podrostkov-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-dobrie-ruki-sensornij-sad-budet-postroen-na-territorii-odnogo-iz-vladivostokskih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-kreativnie-industrii-pravitelstvo-orenburgskoj-oblasti-postanovleni-e.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-institut-rinka-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/1318-nasosnaya-stanciya-32-instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-6-podacha-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-9.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zashita-denezhnih-znakov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-d-amusin-nahodki-u-mertvogo-morya-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kazhdogo-voprosa-3-slovar-osnovnih-ponyatii-i-terminov-dopolnitelnij-material-dlya-uglublennogo-izucheniya-kazhdogo-voprosa.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-tehnologii-distancionnogo-obucheniya-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primenenie-antracita-kak-napolnitelya-uglerodnoj-produkcii.html
  • education.bystrickaya.ru/2-sistema-rinkov-ih-klassifikaciya-po-opredelennim-priznakam-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-doktora-ekonomicheskih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnogo-processa-v-isemestre-20102011-uchebnogo-goda-dlya-studentov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-utverzhdena-kompleksnaya-programma-modernizacii-i-reformirovaniya-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-regiona-na-2012-2015-godi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-denezhnoe-obrashenie-1-dengi-i-ih-rol-v-ekonomike-dengi-eto-istoricheskaya-kategoriya-poyavilis-na-opredelennoj.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diskussiya-kachestvo-shkolnogo-obrazovaniya-rezultati-pisa-i-obshestvennie-ocenki-kachestva-obrazovaniya-esli-mozhno-davajte-podnimem-stulya-vot-i-ya-obyavlyu-pe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-realizaciya.html
  • credit.bystrickaya.ru/politicheskaya-kultura-i-socializaciya.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-4-organizaciya-sluzhbi-marketinga-na-promishlennom-predpriyatii-oao-cheboksarskij-priborostroitelnij-zavod-elara.html
  • literature.bystrickaya.ru/dene-shinitiru-zhne-sport-salasindai-memlekettik-krsetiletin-izmetter-reglamentterin-bekitu-turali-izilorda-oblisi.html
  • school.bystrickaya.ru/civilizaciya-bogov-prognoz-razvitiya-nauki-i-tehniki-v-21-m-stoletii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vsego-po-krayu-monitoring-pechatnih-i-elektronnih-smi-iyun-2007.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zoni-zhiloj-zastrojki-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-palkinskoe-selskoe-poselenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-byulleten-novih-postuplenij-za-aprel-2011-goda.html
  • report.bystrickaya.ru/grazhdanskaya-poziciya-molodih-izbiratelej-avtoreferat-sherstnevoj-n-s-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-yuridicheskih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.