.RU

13.3. Специальные формы психологической подготовки - В помощь психологам батальонов, полков (кораблей 1 ранга) и им равных)



13.3. Специальные формы психологической подготовки


^ Идеомоторная тренировка

Ученые установили наличие связи между, мыслью и движением: мысль о движении, вызывает само движение. Такие непроизвольные движения, автоматически вызываемые представлениями о них, названы идеомоторными актами.

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных специалистов доказано, что в период непосредственной подготовки к предстоящей деятельности под влиянием двигательных представлений изменяется функциональное состояние многих систем организма, которые обеспечивают реальное движение. Так, «мнимое питье» оказывает влияние не только на деятельность физиологических механизмов, регулирующих чувство жажды, но и на перераспределение воды в организме. Мысленное представление о действии приводит к усилению кровообращения, изменению биоэлектрических процессов в мозге и мышцах. Установлено, что при многократном мысленном выполнении конкретных действий происходит формирование двигательного навыка, также как и при их неоднократном практическом повторении. Этот феномен широко используется в интересах подготовки представителей различных профессий: артистов, музыкантов, спортсменов. Известный отечественный ученый А.Ц.Пуни установил, что тренировки спортсменов путем представления движения повышают: скорость движения на 34 %, точность – на 6,4 % - 16,8 % , мышечную силу кисти – на 34 %.

Идеомоторная тренировка находит все более широкое применение в военной области. Так, мысленное проигрывание предстоящих действий, «воображаемый полет», «образ полета» обязательно используются при подготовке к полету военных летчиков. Метод преднамеренного представления применяется как при первоначальном формировании и совершенствовании, так и ври восстановлении летных навыков после перерыва в работе.

То есть речь идет о возможности использования идеомоторной тренировки в целях программирования (задания силы, амплитуды, последовательности, темпа), закрепления навыков действий, некоторой адаптации органов чувств человека к условиям предстоящей деятельности, настроя военнослужащих на решение определенной задачи.

Перечисленные возможности идеомоторики позволили создать такие средства психологической подготовки, как гетеротранинг, ситуативно-образная психорегулирующая тренировка и др.

Рассмотрим вариант идеомоторной тренировки, разработанной С.Дудиным специально для подготовки психики военнослужащих к бою.

Ситуативно-образная психорегулирующая тренировка (СОПТ) – метод психологической подготовки военнослужащих к бою, основывающийся на мысленном воспроизведении боевой ситуации, вариантов ее развития, выполняемых действий и эмоционального фона деятельности. В процессе тренировки военнослужащие как бы воспринимают боевую ситуацию глазами ее участника (субъекта боевой ситуации) и идеомоторно переживают ее в различных модальностях.

^ На первом этапе тренировки подробно описывается взятая из реальной боевой практики боевая ситуация. Один из ее участников в различных модальностях (визуальной, аудиальной и кинестетической, обонятельной, осязательной и др.) описывает свое восприятие обстановки, действия, чувства, проявившиеся в ходе боя.

^ На втором этапе осуществляются:

релаксация и приведение военнослужащих в аутогипнотическое состояние;

формирование образа поведения и действий, развитие уверенности в себе, своих силах путем идеомоторного проигрывания ситуации, проговариваемой вслух ее субъектом;

целенаправленное, жесткое самовнушение уверенности, самообладания.

^ На третьем этапе проводится рациональный разбор ситуации, ошибок, допущенных ее участниками, анализ возможных вариантов действий, ощущений и переживаний обучаемых. Разбор производится в форме дискуссии.

^ Ход тренировки

1. Вступительное слово руководителя; разъясняются цель, форма проведения занятия, задачи участников (внимательно прослушивать и ярко представлять, прочувствовать предполагаемую ситуацию, замечать ошибки в действиях субъекта боевой ситуации).

2. Знакомство участников с описанием ситуации (где, когда и как происходили события, кто их субъект, результат).

3. Образный психотренинг:

достижение военнослужащими состояния самогипнотического погружения;

образное воспроизведение и образное вживание в боевую ситуацию.


^ Фразеология (вариант)

Все ваши ощущения... помогают вам приготовиться к занятию, как можно ярче представить себе боевую ситуацию… свои действия в ней…и это поможет вам всегда быть уверенным, смелым … в бою...

Представьте ceбe, что вы находитесь в районе боевых действий... и ваше подразделение… выполняет важную боевую задачу... вы охраняете перевал…

Позиция вашего подразделения расположена в горах... мысленно осмотритесь вокруг... перед вами горы… и если вы поднимите голову… увидите голубое небо…яркое солнце…погода очень жаркая… душно…

В нескольких метрах от вас стоит танк и его орудие обращено в сторону гор...

Вы вместе с товарищами выполняете хозяйственные работы…. вы слышите разговоры товарищей… и чувствуете запах пыли...

Внезапно раздаются выстрелы... стреляют с гор... и вы видите, как пули поднимают фонтаны песка... и слышите их свист ... крики...

Вы падаете... чувствуете горячую землю... и пыль... очень сильный огонь... а вы на открытой площадке... вам хочется укры­ться, спрятаться...

Перед собой вы видите раненых ... их кровь... слышите их стоны…

Свист пуль вызывает сильное биение сердца... частое ды­хание...

Вы знаете, что нужно преодолеть страх... и добежать до танка по открытой площадке… под огнем... вам надо стрелять,,. и вы знаете, что нужно преодолеть страх… усилием воли справиться с испугом….

Вы знаете, что от ваших действий... зависит многое... жизнь товарищей... победа... вам нужно стрелять...

Вы чувствуете, что можете преодолеть страх... и это чувство вызывает у вас... прилив сил и уверенность в себе…

Вы спокойно намечаете маршрут, по которому преодолеете открытый участок... отталкиваетесь руками от теплой земли... быстро поднимаетесь и бежите к танку... а в мыслях только одно... надо стрелять... надо помочь товарищам... и, преодолев страх, вы чувствуете спокойную уверенность в себе..., знаете, что добьетесь успеха... вы добегаете до танка... ощущаете его горячую броню… вы в башне... прицеливаетесь... и открываете огонь... вы ненавидите врага... вы стреляете и стреляете...

Внезапно огонь противника прекращается... бой окончен... и вы чувствуете усталость и радостный подъем... вы преодолели страх... не подвели товарищей... вы были смелым и решительным.

После этого осуществляется повторное проигрывание ситуации с построением модели поведения в условиях реальной опаснос­ти, развитие требуемых для боя качеств.

Руководитель:

Теперь вспомните ситуацию и представьте, как бы в ней действовал «идеальный» воин… попробуйте вжиться в его образ... и еще раз мысленно проиграйте всю ситуацию в новом образе.

Затем производится самовнушение уверенности в своих силах, смелости и готовности действовать в самых сложных ситуациях боевой деятельности.


Руководитель:

Вы слышите меня и будете мысленно повторять за мной фразы, которые я буду произносить…

Я спокоен и уверен в любой обстановке...(3 раза)

Я смел и ловок в бою... (2 раза)

Я все могу...(3 раза)

Я выполню любую боевую задачу…(3 раза)

Я все могу...(3 раза)

Вы хорошо слышите мой голос… а сейчас каждый из вас начнет мысленно считать до десяти... повторяя после каждой цифры фразу «Я ВСЕ МОГУ»... и на счет «десять» ваши глаза откроются…. раз… два... и т.д.

На завершающем этапе проводится рациональный разбор ситуации в форме свободной дискуссии, рассказ участников о своих впечатлениях.

При подготовке к выполнению боевой задачи целесообразно провести 6 - 8 СОПТ. Такое число тренировок способствует развитию первичных навыков самогипноза и позволяет сформировать устойчивые идеомоторные связи.


Гетеротренинг


Гетеротренинг – метод программируемой психокоррекции, нацеленный на формирование образно-чувственно-двигательных моделей поведения в прогнозируемой обстановке.

Гетеротренинг проводится в три этапа. На первом этапе осуществляется релаксация военнослужащих (отвлечение от внешних и внутренних раздражителей, мышечное расслабление). На втором этапе проводится мысленное проигрывание военнослужащими ситуаций предстоящей деятельности, При этом важно, чтобы представление движений и действий было ярким, отчетливым, точным и мышечно-двигательным, а не только зрительным. Тренирующийся должен видеть ситуацию своими собственника глазами, чувствовать ее органами чувств, а не наблюдать происходящее со стороны.

Эффективность тренировки возрастает, если осуществляется словесное проговаривание (про себя) процесса выполнения действия и возникающих ощущений с помощью словесных формул. На третьем этапе производится выход в состояние бодрствовании с одновременным формированием психологического настроя на предстоящие действия.


^ Настрой как способ психологической подготовки

В плане психологической подготовки военнослужащих может быть активно использован метод словесно-образного эмоционально-волевого управления сознанием человека (СОЭВУС), разработанный Г.Н. Сытиным. Метод основан на учении И.П.Павлова о речи как второй сигнальной системе и ее связи с подсознанием человека, управляющим физиологическими процессами в организме. Наличие такой связи позволяет оказывать целенаправленное воздействие на психику, а через нее на функции внутренних органов. Основу метода составляют настрои, т.е. своеобразные формулы-послания сознанию и подсознанию. Их построение позволяет формировать яркие образы здоровья, силы, неутомимости, энергичности, стеничные психические состояния, стимулирующие волевые усилия.

Приведем образец сокращенного и незначительно измененного настроя на «смелое поведение и высокую работоспособность»:

«Я человек смелый, твердо уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь. С каждым днем моя воля становится все сильней и сильней. Я безгранично управляю деятельностью моего организма и поведением.

Я твердо знаю, что никаким трудностям не сокрушить моей воли.

Среди всех ураганов и невзгод, опасностей и испытаний непоколебимо стою как скала, о которую все сокрушается.

С каждым днем я становлюсь все более и более смелым, все более уверениям в себе.

Я постоянно сохраняю полную боевую готовность к преодолению всех трудностей и препятствий, я постоянно-непрерывно сохраняю полную боевую готовность к преодолению всех противодействующих сил жизни. Весь мой организм постоянно-непрерывно поддерживает полную готовность к преодолению всех вредных влияний внешней среды. И я непоколебимо сохраняю прекрасное самочувствие. Я систематически, упорнейшим образом учусь чувствовать себя в десять раз сильнее, в сто раз сильнее всех противодействующих сил жизни.

Моя внутренняя устойчивость, сила моей воли в десять раз сильнее всех, в сто раз сильнее всех трудностей и препятствий. Крепнут мои духовные силы, здоровеют мои нервы. С каждым днем я становлюсь человеком с все более и более твердым характером, с все более и более сильной волей. Я постоянно одерживаю победы над всеми трудностями и препятствиями. Я чувствую себя человеком-гигантом, человеком огромного калибра, способным преодолевать все трудности и препятствия, способным преодолевать все противодействующие силы жизни.

Весь мой организм мобилизует все силы, все свои безграничные резервы для быстрой реализации всем того, что я говорю о себе. Во время выполнения самой трудной деятельности весь организм восстанавливает свои силы. Все нервные клетки головного мозга во время самой работы накапливают молодую энергию, увеличивают свои энергетические ресурсы. И моя работоспособность становится практически безграничной. Все мое тело, все мои внутренние органы продолжают накапливать молодую энергию. Крепнут мои духовные силы, здоровеют мои нервы, все более сильной становится моя воля, и непрерывно увеличиваются мои возможности. То, что раньше для меня было непосильным, недостижимым, становится ниже моих реальных возможностей, те трудности и препятствия, которые казались мне раньше непреодолимыми, я теперь преодолеваю смело, уверенно и одерживаю над ними победу за победой. Я становлюсь человеком: все более сильным и смелым.

Я человек смелый, твердо уваренный в себе, я все умею, все могу и ничего не боюсь. Я действительно ничего не боюсь и смотрю миру в лицо, ничего, не боюсь, и среди всех житейских ураганов и бурь непоколебимо стою как скала, о которую все сокрушается».



1 По контексту, исходя из специфики предстоящего обследования

** При наличии другой цели – четко ее сформулировать и вписать в инструкцию

* Психологическая работа в войсках радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ. – М., 2002., С. 59-60.


113-sredstva-opoznaniya-i-razgranicheniya-dostupa-k-informacii-finansi-i-kredit-buhgalterskij-uchet-analiz-i.html
113-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-soderzhaniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-obucheniya-bijsk.html
113-uprazhnenie-3-3-osnovnoe-v-soderzhanii-rechi-obektivnost.html
113-voshodyashij-analiz-konspekt-lekcij-moskva-2004-udk-519-713075519-76075-bbk-22-18ya7.html
1130-obezyani-vorishki-izgnanniki-v-gorode-rasskaz-o-polnom-opasnostej-puteshestvii-kotorie-sovershayut-antilopi.html
1132-gorod-almati-v-opisaniyah-zhitelej-strategiya-po-zashite-prav-rebenka-v-masshtabah-vsego-goroda.html
  • school.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-gosudarstvennih-sluzhashih-v-rossii-chast-11.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-teoreticheskie-i-metodologicheskie-aspekti-kategoriidohodi-naseleniya-d-k-shigapova-blagosostoyanie-i-socialnaya-zashita-naseleniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nejtrino-novikov-igor-dmitrievich-chyornie-diri-i-vselennaya-m-molodaya-gvardiya-1985-190-s-il-seriya-evrika.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sergievo-posadskogo-municipalnogo-stranica-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/margarita-aranovskaya-birzha-idet-lesom2-e-gazovaya-birzha-e-tovarnie-birzhi-v-rossii-mariya-razumova-fsfr-peredala.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sd05-konstruirovanie-odezhdi-dlya-specialnosti-260901-tehnologiya-shvejnih-izdelij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rkarnap-hhan-onejrat-nauchnoe-miroponimanie-venskij-kruzhok-programma-disciplini-koncepcii-sovremennogo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-kak-rech-to-govorit-slovno-rechenka-zhurchit-ili-pochemu-kazhdij-narod-voshishaetsya-svoim-rodnim-yazikom.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspredelenie-planiruemogo-obema-finansirovaniya-na-vedomstvennuyu-celevuyu-programmu-po-kodam-ekonomicheskoj-klassifikacii-rashodov-rossijskoj-federacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-perestat-dumat-o-sebe-ploho-specialnie-programmi-dlya-resheniya-zadach-v-takih-oblastyah-kak-sozdanie-garmonichnih-otnoshenij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-publikacii-v-smi-ob-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-publichnij-doklad.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-konkursam-dlya-chego-nuzhni-konkursi-v-ramkah-programmi-oksfordskoe-kachestvo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vv-latyushin-va-shapkin-2005-g-2-kachestvo-i-polnota-realizacii-obrazovatelnih-programm.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnoe-agentstvo-interfaks-12-iyulya-2007-goda-informacionnij-byulleten-6-iyul-2007-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/raschet-proizvodstvennoj-programmi-elektrotehnicheskoj-sluzhbi-podsobnogo-hozyajstva-predpriyatiya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-mesyachnika-profilakticheskoj-raboti-v-mou-gimnaziya-28-goroda-kostromi-v-oktyabre-2011g-meropriyatiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programma-kratkie-tezisi-spisok-uchastnikov-moskva-dolgoprudnij-2011-g-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/nashi-rekomendacii-posetit-muzej-madam-tyusso-vzroslie-27-funtov-deti-23-funta-pokatatsya-na-kolese-obozreniya-london-aj-london-eye-vzroslie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-razmer-i-struktura-kapitala-i-oborotnih-sredstv-emitenta-125047-rossiya-g-moskva-4-j-lesnoj-pereulok-dom.html
  • klass.bystrickaya.ru/amazonka-igor-anatolevich-muromov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-a-gorelov-goscentr-priroda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prezentaciya-prodovolstvennih-tovarov-nekotorih-izvestnih-proizvoditelej.html
  • essay.bystrickaya.ru/domashnie-laboratornie-raboti-po-fizike-dlya-8-h-klassov.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-6-slovar-terminov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-vseh-specialnostej-2010.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-16446-zamestitel-glavi-administracii-goroda-vice-mer.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-tomasa-kilmana-i-ee-modifikaciya-affiliaciya-i-vlast-kak-socialno-psihologicheskij-fenomen-v-organizacii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-model-skorostnogo-raspredeleniya-veroyatnostej-literatura-vvedenie.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-12-4-predstavlenie-buhgalterskoj-otchetnosti-17.html
  • school.bystrickaya.ru/0673-finansovaya-nauka-denezhnie-i-nalogovie-teorii-kreditno-finansovie-instituti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-fizicheskaya-kultura-10-klass-sostavitel-semkin-a-g.html
  • education.bystrickaya.ru/12-informacionnie-tehnologii-vneshnih-vzaimodejstvij-kommercheskogo-banka-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-004-738-bbk-32-973-202.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-i-tematika-uchebno-metodicheskih-seminarov-po-voprosam-regionalnoj-informatizacii-na-2010-god-9-stranica-6.html
  • education.bystrickaya.ru/32-osnovnaya-hozyajstvennaya-deyatelnost-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-territorialnaya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-vostochnie-slavyane-v-drevnosti-obrazovanie-gosudarstva-vostochnih-slavyan-kievskaya-rus-4-tema-domongolskij-period-feodalnoj-razdroblennosti-vtoraya-tret-xiiv-pervaya-tret-xiiiv-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-ya-ne-pokinu-tebyabozhe-obetovanie-v-krestnom-puti-n-a-akinina-kompyuternaya-verstka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.