.RU

17. Поэтика новел Проспера Мериме Был переводчиком, инспектором оп культуре. Увлекался романтизмом до того, как познакомился со Стендалем


17. Поэтика новел Проспера Мериме


Был переводчиком, инспектором оп культуре. Увлекался романтизмом до того, как познакомился со Стендалем.

Известен более всего, как новеллист, а поначалу упражнялся в пьесах. Годы ученичества продолжались до революции (1830 год, июльская революция). Первое произведение , которое принесло ему успех «Хроники царствования карла IX»(1829 год)

Мериме рассматривал историю и исторические факты, как историю нравов. Его новеллы – критический реализм.


«Таманго» 1829г


«Бравый моряк» капитан Леду бросился в коммерцию, когда заключили мир – он начал торговать черным деревом. Делал он это умело, но скрытно, потому что это было запрещено. Он требовал, «чтобы междупалубные пространства…были не выше трех фунтов четырех дюймов, и утверждал, что при такой высоте невольники не слишком большого роста могут сидеть достаточно удобно». «Но нельзя же забывать о гуманности и надо же отвести каждому негру по меньшей мере пять футов в длину и два в ширину, чтобы он мог хоть немного размяться во время плавания, продолжавшегося шесть недель, а то и больше.

– Ведь в конце концов, – говорил Леду своему хозяину, чтобы оправдать эту либеральную меру, – негры, в сущности, такие же люди, как и белые ».

Таманго – негритянский вождь. Он продает Леду негров. Они торговались. Не соглашались друг с другом и пили. «Чем больше пил француз, тем меньше предлагал он за невольников, чем больше пил африканец, тем больше он уступал». За разные предметы капитан купил 160 крепких невольников, корабль был полностью загружен. Осталось 30 слабых, стариков и детей. «Не зная, что делать с этим хламом, Таманго предложил его капитану по бутылки водки за штуку». Двадцать самых худощавых Леду решил уместить на корабль. Трех детей он взял за стакан водки. Остальных Таманго начал расстреливать. Его жена Айше отвела руку. Пьяный Таманго отдал жену Леду. Тот ее взял и уплыл. Потом Таманго сообразил, что он сделал и поплыл за ней. Таманго тоже взяли в рабы. Таманго устроил бунт на корабле. В итоге все умерли. Жив остался Таманго, который стал литаврщиком в английском флоте.

Краткая новела, сатира на европейское общество. Свободолюбие Таманго.


«Двойная Ошибка» 1833г


«Души чистилища» 1834г

Похождения Дон-Жуана. Высмеивание ханжеской веры


«Арсена Гийо» 1844

Показывает все ханжество благочестивой госпожи де Пьен и любящая душа Арсены к Максу.


«Кармен»

Свобода любви, страсть Кармен и Хосе, любовь только по любви, а не по принуждению.


После 1948 года (парижская коммуна) практически не пишет художественных текстов. Занимается литературной критикой, переводит русскую литературу, пишет искусствоведческие статьи.


18-21. Оноре де Бальзак (1799-1850)


Революция во Франции перемешивает все социальные слои. Крестьянская фамилия Бальса превращается в аристократическую де Бальзак. Оноре учится на юриста, проходит практику в юридической конторе (как и герой «Гобсека»)

Параллельно посещает лекции по мировой литературе в Сорбонне. Позже он становится профессиональным писателем, открывает свое издательство.

Бальзак был легитимистом, сторонником законной власти.

Первая трагедия и несколько прозаических произведений не приносят ему славы (писал их под псевдонимом). Единственное произведение из раннего, которое он включил в свою «Человеческую комедию» стало произведение «Физиология брака».

1829 год. Пишет роман о революции «Совы».

Бальзак обожает Вальтера Скотта (списывает у него целыми страницами, берет из его стиля необычайно длинные описания).

Он хотел писать не о герое, а об общественной жизни. А для того, чтобы это было авантюрно и привлекательно, он решил объединить все романы сквозными персонажами, чтобы знать, как меняется общество. В итоге это превращается в огромный цикл «Человеческая комедия». Сопоставление с Данте, ирония на человеческое общество, тогда как у Данте не было иронии. Круги ада Бальзак сопоставляет с социальными кругами. По одним данным в этом цикле 98 произведений, по другим – 95. временные рамки, которые описаны в «ЧК»: 1816-1848гг (парижская коммуна). Многие произведения, вошедшие в состав «ЧК» Бальзак написал до того, как задумал объединить все в единый цикл. Название цикла было придумано в 1841 году.

Тема всего его творчества – деньги. Он описывает человеческие нравы через денежные перипетии. Пишет о губительном влиянии денег.


^ 3 цикла человеческой комедии:

  1. Этюды о нравах. Они делятся на сцены (с.частной жизни, с.провинциальной жизни, с.парижской жизни, с.политической жизни, с.военной жизни, с.сельской жизни).

  2. Философские этюды (открывает этот цикл «Шагреневая кожа»).

  3. Аналитические этюды.


Отдает дань позитивизму. Это очерки о социальной и биологической природе человека.

Бальзак говорит, что у его «ЧК» будет два типа читателей: те, которые будут читать отдельные произведения; и те, которые прочитают всю комедию от начала до конца. Его героев можно встретить в разных произведениях. Бальзак – критический реалист: пишет про человека, который формируется под воздействием среды, общество движет человеком. В предисловии Бальзак пишет: «Я изображаю три вещи: мужчину, женщину, вещь». (Во французском языке слово вещь многозначно, она имеет занчение и предмета и идеи). Описание же предметов играет большую роль в раскрытии психологических портретов, как это было в описании быта Гобсека.

Большие деньги несут проклятие. Хозяева крупных состояний – банкиры, ростовщики, торговцы – погрязли в перступлениях. «Украдите миллион, и о твоих добродетелях будут кричать в салонах» («Шагреневая кожа»). Все пользуются властью за счет денег, но подчиняя себе, они сами становятся рабами золота.


«Гобсек» 1830 г. (рассказ в рассказе)

«Евгения Гранде» 1833г.

«Шагреневая кожа» Элемент фантастики. Слово шагрень переводится с фр еще и как горе. «ШК» - формула нашей современной жизни. ШК уничтожает в Рафаэле чувства к жизни.

Творчество Бальзака – это утраченные иллюзии.

25. Мотивная и образная структура романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

(1821-1880)


На пьедестал человеческого существования Флобер ставит красоту. Но жизнь противоречива, и человек обречен на страдания, потому что никогда не достигнет красоты. Это реализм Флобера. Прекрасно знал философию позитивистов, уделял внимание среде, но не рассматривал человека с чисто биологических позиций (хотя сам родился в семье медиков, где искусством не увлекались). Картина должна быть исчерпывающей, то есть надо показывать и лицо и изнанку – важна психология образа. Если Стендаль описывал лицемерие, а Бальзак – губительную власть денег, то Флобер писал про пошлость.

Писал Флобер очень долго. 5 лет работал над романом «Госпожа Бовари». В 1856 году работа была закончена. Роман описательный. Флобер считал, что дидактизм – порок в литературе. Он говорил так: «Романист не имеет права высказывать своего мнения. Разве бог высказывает свое мнение?». Этот роман открыл новый литературный стиль.

Подзаголовок романа «провинциальные нравы». Это не значит, что пошлость только в провинциях. По мнению Флобера, провинциальна вся Франция, она вся огрязла в пошлости и мещанстве. Ф: «Я поставил задачу описать пошлость точно и в то же время просто». Это привело к изменению формы романа. Основное действие начинается только с 260 стр. До этого идет экспозиция. Главной героини до этого нет. В заключении, которое идет на 60 страницах, е тоже нет.

Желание показать причинно-следственную связь выразилось в обрисовки условий жизни и воспитания Эммы и Шарля.

Эмма вскоре внешнее перестает отличать от внутреннего – ее постоянное вранье перерастает в подмену понятий. Для нее важны блеск бала, случайно уроненная записочка, она читала в любовном романе про то, какие были у героя сапоги, и когда она увидела такие же сапоги на своем любовнике, то была вне себя от счастья. Для нее любить и иметь любовника одно и то же. Ее ложь превращается в манию.

Флобер прибегает к символам: песня нищего звучит всегда, когда она возвращается от любовника и в час ее смерти. Он прибегает к несобственно-прямой речи, потому что не всякую мысль можно выразить в речи.

Когда этот роман вышел, он вызвал восторг у публики и негодование у властей. Его обвинили в оскорблении общественной морали, религии и нравов. Было возбуждено уголовное дело. Адвокат Флобера выиграл на том, что, цитируя «ГБ», он цитировал и «благопристойную» литературу.


26-27. Ги де Мопоссан. (1850-1893)


Очень короткий период тв-ва. 6 романов 2 пьесы, очерки. Психическая болезнь. Учавствует во Франко-Прусской войне. Флобер его наставник. Золя – тоже влиял.


^ Новелла «Пышка» – военная тематика. талант на этом уже. Ханжество.

Роман «Жизнь» можно сравнить с Флобером (М-м Бовари). основной мотив романа как и постепенное разочарование в идеальных человеческих ценностях. Героиня Жанна разочаровывается в любви, верности мужа, дружбе и т.д. деградация, вырождение рода. Название – жизнь как обобщение – судьба любого идеалиста.

Огромный успех. «Жизнь» в течение восьми месяцев 1883 г. вышла пятьюдесятью изданиями.

Внутренняя жизнь, мечтания, сама индивидуальность молодой женщины растоптаны пошлостью, низменностью реальной действительности, в которую ее вводят брачные отношения.

Композиция: замедленность повествования, в котором событийные эпизоды вплетены в непрерывно текущее воссоздание чувств и переживаний, проникновенных картин природы. Смелость в изображении биологического начала в человеке, и в частности физиологической стороны любви – натурализм. Но это не самоцель, реализм при этом не нарушен. «Жизнь» — это драма утраты иллюзий и веры в жизнь.

Жанна, девушка из дворянской среды, привыкла видеть мир сквозь призму тех полных изящества отношений, которые царят в ее семье. Она воспитана в нравственных принципах своего отца-руссоиста, чуждого лицемерия и расчетливости, а главное — в атмосфере бесконечной доброты. Эти нравственные устои не иллюзорны, они еще действенны в момент, когда Жанна стоит на пороге жизни, — отсюда и та элегичность, которая так сильна в романе. В образе Жанны тонко и проникновенно изображено светлое поэтическое начало, девичьи надежды, радостное доверие к жизни, которое подтачивается свалившимися на нее бедствиями. Все, что происходит с героиней после ее замужества, раскрывает низменную, корыстную сторону действительности, в которую она постепенно погружается. Муж Жанны, обнищавший дворянин Жюльен де Ламар, оказывается грубым, бесконечно чуждым ей человеком, бессовестно обманывающим свою жену. Образе Жюльена — обуржуазившейся аристократ, охотник за приданым.

«Жизнь не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают. Эту сентенцию высказывает труженица-крестьянка, тоже немало пострадавшая в жизни.

Действие своего романа Мопассан перенес в первую половину XIX в. — Жанна выходит из монастыря в 1819 г. Автору, по-видимому, нужна была эта историческая отдаленность, чтобы показать, как рушится дворянская культура, проникнутая просветительскими идеалами, как под натиском своекорыстных буржуазных отношений аристократы превращаются в безнравственных дельцов.


22-23. Чарльз Диккенс (1812-1870)


Работал репортером. К 21 году успел повидать и нужду и все тяготы бедного положения. В 1831 ему предложили выступить литературным комментатором юмористических рисунков. Очень талантливо себя проявил. Его известность начала расти. Он первый обратился в своих произведениях к рабочему движению (в Англии было рабочее движение чартистов). Весь первый период творчества Диккенса весьма оптимистичен. Прожитая им самим темная английская действительность сдабривалась его природным оптимизмом. Он отходит от чартистов, когда понимает, что те хотят вооруженного восстания. Его всегда волновала тема детства («Приключение Оливера Твиста»). Он же явился создателем жанра рождественских сказок.

В его произведениях есть четкое деление героев на добрых и злых. При этом он верит в теорию классового мира, и в этом его утопичность.


В "Записках Пиквикского клуба" звучали уже критические интонации, но говорить о сатире в настоящем смысле слова здесь еще нет основания. обличительная интонация смягчена шуткой и веселым смехом. В произведениях 1833-1836 годов Диккенс сглаживает все мрачное и печальное, все жестокое и уродливое. Молодой Диккенс видит изнанку современных парламентских выборов и возмущается ею, но, создавая интенсуиллский эпизод в "Пиквикском клубе", изображает выборы скорее в комическом, чем в сатирическом свете. Он несомненно видит всю нелепость судебной практики и существующего законодательства, но, рисуя процесс Бардл против Пиквика, создает такуюкартину суда, в которой обличительная интонация ослаблена комичностью изображаемой картины.

Люди, умственно ограниченные (Пиквик), подкупают моральным величием, трусливые (Уинкль) - добротой и порядочностью. Любуясь человеческими достоинствами основателя Пиквикского клуба, читатель в то же время смеется над его "научными открытиями" и наивным простодушием, позволяющим ему верить в любую небылицу и принимать за достоверную истину грубейший вымысел ловкого проходимца - Джингля. Так юмор, в котором Диккенс с первых творческих шагов достиг огромного мастерства, помог ему держаться в рамках реалистического изображения действительности даже тогда, когда он особенно близко подходил к романтической идеализации. Комедийные образы, созданные Диккенсом-юмористом, лучшее подтверждение справедливости этого определения. Источник смеха в них - комическое несоответствие формы выражения существу изображаемого. Писатель торжественно и глубокомысленно говорит о вещах, по своей природе не только совершенно незначительных, но часто нелепых, сообщает о самых нелогичных поступках своих героев в тоне полного спокойствия и невозмутимости. Веселая шутка и фарс, вносимые порой совершенно неожиданно в самое серьезное и даже трагическое повествование, неразрывно связаны в творчестве молодого Диккенса с оптимизмом, который определяет отношение писателя к окружающему его миру в первые годы творчества.

«Домби и сын»(1848)

сложная картина состояния английского об-ва. Название: не имя героя, а название фирмы: значимость для судьбы Домби. Гордость – качество дельца Домби. Он владелец, в этом смысл его жизни. Все в их доме посвящено делу. Фани гибнет. Дети в семье лишены ласки, несчастны. Домби-сложная натура. Деньги сильны, но они не спасают его в тот момент, когда он остается один. А тот момент его спасает дочь. Финал – оптимизм. В сыне видит наследника дела, любви нет. Сын погиб. Крах фирмы разрушил его каменное сердце. Диккенс верит еще в возможностьть нравственного перерождения человека. Карикатура на общество, на его влияние на человека.


24. Театральные аспекты романа Уильема Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1811-1863)


Начал писать стихи в колледже. Поступил в Кембридж. Ездит по Европе, занимался живописью.

Он, в отличии от Диккенса, не верил в искоренение пороков. Чтобы выжить, надо бороться, но зло неискоренимо. В произведении пессимизм и скепсис. Все уродства жизни возводит до законов бытия.

Замысел «ярмарки тщеславия» в 1840 году (тогда ему было 37 лет). Социально-обличительный роман. Теккерей ближе к жизни, чем Диккенс. Для него жизнь – ярмарка, где все выставляют себя как товар. Людей он делет на мошенников, которые продают, и на одураченных покупателей. Подзаголовок «роман без героев».

Если Деккенс добр к людям, то Теккерей циничен и скептичен, он говорит об англ. снобизме как явлении.

«Ярмарка» - нельзя найти героя среди англичан. полемика. У Теккерея смесь добра и зла не категарична, как у Диккенса. У него есть злодеи и есть так себе. Эмилия Седли и Ребека Шарп. 2 подруги из пансиона. как они постепенно меняют положение в об-ве. Эмилия – у нее разорился отец – живет в бедности. Ребека – пробивает себе дорогу, женится на богатом. Подцепляет богатых всех подряд. В конце Эмилия вышла замуж за обеспеченного, поднялась на ноги. Ребекка была разоблачена. не удалось утвердиться.

Сам Теккерей не раз подчеркивал, что его книга – кукольная комедия, в которой он всего лишь кукольник, направляющий игру своих марионеток. Он одновременно и комментатор, и обличитель, и сам участник этого «базара житейской суеты». Этим моментом подчеркивается относительность любой истины, отсутствие абсолютных критериев.


29-30. Эмиль Золя


Как и у Бальзака, у Золя встречаются сквозные персонажи. Золя ненавидел Вторую империю и ставил перед собой здачу на фоне семьи изучить Вторую империю. Он воплотил всех типов современных ему злодеев. Приступая к этому (?) роману, он был совсем без денег. Ему материально помогал Иван Тургенев. Он же печатал его в «Вестнике Европы».

1871 год «Карьера Ругона» первый роман.


Одна из центральных тем Золя – эротика. От романа к роману она проявляется все больше и больше в рамках натурализма. Хотя сам он был весьма целомудрен. «Сексуальность золя в его чернильнице» .

Золя – прекрасный журналист. Во время войны пишет статьи, посвященные миру. За это его обвиняют в разжигании неуважения к правительству.

Второй роман «Добыча» 1867 -1871 года, издатель вынужден не печатать золя.

Потом несколько романов. Его наконец начинают нормально издавать.

1877 «Западня»

нравы рабочих, их пороки и падения объясняются обществом и соцусловиями. Во фр. Это первый роман о рабочих, как о социальном пласте. Золя хотел заставить общество хоть немного задуматься о судьбе рабочих («Закройте кабаки, откройте школы»). «Западня» - так назывался кабак, который содержал дядюшка Коломбо. Жервеза – самый сложный и трагичный из его образов. Это роман о слабоволии Жервезы и Купо.

«Нана»

Собирает в себе обобщенный образ, чтобы окончательно показать низость второй империи. Разоряя мужиков, Нана мстит за себя, и как следствие за народ. Вся Вторая империя – публичный дом. Все герцоги, министры, журналисты и только вступающие в жизнь молодые люди – все подвержены пороку.


Э.Золя создал натуралистическую школу в искусстве. В основе его теории лежало преклонение перед фактом, перед документом. Литературу делают как будто ученые, экспериментаторы. Подобный взгляд на творчество был отступлением от принципов реализма, ибо художник в этом случае должен был идти не от жизни, а от заранее придуманной формулы. Золя думал, что он нашел надежный способ перебросить мост между наукой и искусством, но на самом деле он умалял роль искусства, которое призвано не только констатировать факты, но и художественно их обобщать.

Свой натуралистический метод Золя выразил в предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867). В нем Золя предупреждал, что в его «научных» романах характеры превратятся в «темпераменты», «рок плоти», «нервы», а не «души» - вот что он намерен бесстрастно изучать. В натуралистических романах отражаются общественные нравы. Эти романы – «истории болезней», развитие конфликтов и жуткий финал соотносятся писателем с тем или иным состоянием расстроенных нервов персонажей.

Экспериментальный роман. По его мнению, чтобы вылечить болезнь - нужно ее спровоцировать. Экспериментальный роман строится в три этапа. На первом описывается, пользуясь химической терминологией, питательная среда. На втором этапе вводится реагент. На последнем этапе прослеживается реакция среды на инородный элемент. Например, в романе «Жерминаль» пришедшему из ниоткуда Этьену удается взбудоражить народные массы, «спящие под землей», подчинить себе их волю и устроить забастовку, а потом бунт.


14-16. Стендаль (Анри Мари Бейль) (1783-1842)


Первооткрыватель классического реализма во времена, когда все еще не отказались от романтизма: необходимо правдивое и точное изображение человека.

Рос в состоятельной буржуазной семье, родился за 6 лет до Великой Французской Революции. С детсва имел тягу к сочинительству, увлекался математикой. После школы в Греноболе уезжает в Париж и собирается поступать в математическую школу, но передумывает и поступает в школу изящных искусств. Но, вместо ученичества вступает в ряды французской армии и в 1800 отправляется с Наполеоном в Итальянские походы. Не выдержала душа поэта и через год он подает в отставку. Мечтая стать великим поэтом рвется в Париж. 1802 г- Стендаль в Париже. Увлекается философией, разочаровывается в Наполеоне, становится врагом тирании и ярым республиканцем. Навсегда убедится в связи науки с искусством. «Искусство пользуется методами, открытыми наукой».

С 1805 он опять в армии Наполеона – кушать-то надо было что-то. 1812 –Наполеон в России. Стендаль тоже. Приходит в восторг от героизма и стойкости русского народа. Отречение Наполеона от власти 1814 и реставрация Бурбонов положили конец службе Стендаля. Уезжает в Италию, работает журналистом, пишет биографии, искусствоведческие работы, путевые очерки. Сближается с итальянскими романтиками, воюет с классицистами.

Свое мировоззрение формировал на основе материалистических взглядов. Полностью отрицал веру. Отвергал надуманную мораль. Для него важно правильное состояние человека, когда человек доверяет своим ощущениям. При этом человек немыслим вне среды, и изучать его можно только в национальной среде.

Он выделяет две страсти: любовь и честолюбие. Герой Стендаля - это всегда страстный человек. Человек – механизм тщеславия.

В литературе Стендаль видит своей задачей рассмотреть этапы становления человеческого характера. Исследуя жизнь человека, Стендаль стремится дать многосторонний анализ его действий и поступков, показать различные - добродетельные и порочные - черты в их жизненном смешении. Характер человека, по словам Стендаля – это его обычный способ, который он использует в охоте на счастье. Характер не дан изначально, на протяжении произведения он формируется.

Фабула романа «Красное и черное» (1830) основана на судебном деле. Дело в том, что Стендаль очень ценил «Судебную газету». Там в 1827 году он вычитал заметку об одном процессе, где было много страсти, любви и ревности. Жизненного прототипа героя зовут Анри Бурте. Для Стендаля это и был тот потенциально энергичный человек, которому не давала выразиться среда. Он говорил: «Именно такие и становятся будущими революционерами».

Роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века». Но это не весь 19 век, а только период реформации. Он показывает все французское общество от крупной аристократии до мелкой буржуазии и духовенства.

Название романа:

- два цвета рулетки

- выбор карьеры главного героя: красный – цвет наполеона, черный – цвет священнослужителей во времена реформации.

- политичекие партии, которые боролись во времена реформации. Красный – революция.

- это две сцены, которые приводят к роковой развязке. Выстрел в госпожу и сцена, где Матильда хоронит в черном отрубленную голову Жульена.


28. Натуральная школа


В основе натурализма, котрый возник в последней трети 19 века, лежало убеждение, что судьбу человека предопределяет физиология, быт, наследственность. Метод литературный нередко уподоблялся научному анализу. Натуралисты считали свою литературу наиболее объективной.

Общее с рационализмом: не уходили от изображения общества и социальных проблем, то есть писали с точностью и правдивостью.

Отличие: Реалисты видели , что судьбу человека определяет общество, именно оно причина пороков. Натуралисты полагали, что в биологии человека.


Роман у натуралистов таким образом лишается содержания социального конфликта, а на его место приходит описание быта. Главная тема реалистов «судьба человека в обществе» осмысляется в физиологическом плане. Человек у натуралистов – биологическая особь вне социального конфликта.


Ученый Тен говорил, что «В конце концов пороки и дбродетели такие же продукты как купорос и сахар». Эту цитату взяли на вооружение натуралисты.


Человек – игрушка инстинктов, телесных сил, торжествующих над разумом.


^ В чем отличие в видении мира с позиции реалистов и натуралистов?

Реализм- это такое направление литературы, которое обращено больше к внешней фактичности, чем к психике, и которое воспроизводит эту фактичность объективно, трезво, точно. Реализм играет в высшей степени благотворную роль тем, что умеет находить красоту в самой действительности.

В отличие от реализма, натурализм - приверженность уже не ко всей жизни, не к действительности вообще, а преимущественно к ее наиболее стихийным, низшим проявлениям, к той стороне человеческой природы, которая роднит нас с животными. Натуралист в литературе хочет приблизиться к натуралисту в науке. Натурализм не преображает, а протоколирует реальность. Рисуя жизнь как логическое, предопределенное сцепление событий, автор-натуралист запрещает себе испытывать по отношению к ней какие бы то ни было чувства. Он уподобляет себя наблюдателю или экспериментатору в лаборатории; он производит опыты над человеческим материалом.


ВОПРОС 1.

Критический реализм 19 века пришел на смену просветительскому реализму 18 века.

Резко критическое отношение к действительности. Постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем. Ориентация на изображение жизни обездоленных слоев общества. Исследование общественных противоречий. Реалисты утверждают, что зло коренится не в человеке( что делали просветители), а в обществе. Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства. Они ставят вопрос о бесчеловечном характере самых основ буржуазного и крепостнического общества. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков, затем пройдя две стадии (Ренессанс и Просвещение) перешел в стадию критического. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Реалистичного . героя невозможно рассмотреть вне общества, вне среды. Писатели делают акцент на мотивировке поступков, кот. объясняется средой, происхождением и т.д. Они показали влияние общества на человека. Просветит. Реализм полон веры в разум, критический - это «утраченные иллюзии»

^ ВОПРОС 2. . Реализм (от лат. realis - вещественный) - художественный метод в искусстве и литературе. Само представление о реализме менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. При этом, изображая эти закономерности, реализм не отрывается от реальной почвы, с набольшей полнотой отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни, выполняет познавательные задачи. Отсюда вытекает естественный вывод, что реализм прежде всего зависит в своих конкретных особенностях от тех исторических условий, в которых развивается искусство. Реализм не есть нечто раз навсегда данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития. В науке нет единого мнения о начальном периоде реализма. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным эпохам: говорят о реализме наскальных рисунков первобытных людей, о реализме античной культуры.

В истории мировой литературы обнаруживаются многие черты реализма в произведениях древнего мира и раннего средневековья (в народном эпосе, например, в русских былинах, в летописях)

Однако, формирование реализма как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения). Новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность церковной проповеди, нашло отражение в лирике Федерико Петрарки, романах Франсуа Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль"), в трагедиях и комедиях Уильяма Шекспира. После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек - это "сосуд греха", и призывали к смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее создание природы, стремились раскрыть красоту его физическую и духовную и умственную красоту. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет, король Лир), поэтизация человеческой личности, способность ее к большому чувству (как в "Ромео и Джульетте") и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей силами.

Следующий этап в развитии реализма - просветительский (Просвещение), когда западная литература становится орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции. В 18 веке в Европе складывается и так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Дени Дидро (теоретическая работа "О драматической литературе") во Франции и Г.Лессинг ("Гамбургская драматургия") в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Даниэль Дефо ("Робинзон Крузо", 1719). В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии П.Бомарше, образы крестьян у А.Н.Радищева в "Путешествии из Петербурга в Москву").  Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых феодальных порядках и обычаях). Из этого они исходили и в изображении человеческого характера: их положительные герои - это прежде всего воплощение разума, отрицательные - отступление от нормы, порождение неразумия и старых феодальных порядков. Реализм Просвещения часто допускал условность обстоятельств, поведения героев.

Новый тип реализма складывается в 19 веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О.Бальзака во Франции, Ч.Диккенса, У Теккерея в Англии, в России - А.С.Пушкина ("Капитанкая дочка"), Н.В.Гоголя ("Мертвые души", "Ревизор"), И.С.Тургенева ("Записки охотнка"), Ф.М.Достоевского ("Братья Карамазовы", "Преступление и наказание"), Л.Н.Толстого ("Воскресенье", "Война и мир"), А.П.Чехова (рассказы, пьесы).

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл РОМАНТИЗМ, стремившийся проникнуть в тайны человеческого "я".


ВОПРОС 3. Основное отличие критического реализма от ренессансного и просветительского - углубление познания жизни и усложнение картины мира. Но это не означает его абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их оптимистическая вера в победу добра над злом. Критический реализм значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс – крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. В творчестве писателей эпохи Просвещения человек среднего сословия изображался главным образом как воплощение благородства, честности и тем самым противостоял развращённым бесчестным аристократам. Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания. Его повседневная жизнь со всеми своими горестями, страданиями и заботами оставалась, по существу, за пределами повествования, он рассматривался как индивид, проблемы которого кроются только в нем самом независимо от среды, в которой он существует. Критический реализм же выполняет аналитическую функцию: показывает социальную обусловленность человека, показывает социальные причины, заставившие вести героя себя тем или иным образом. В основе эстетики критического реализма лежит ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОСТИ. Реалисты утверждают, что зло коренится не в человеке, а в обществе. Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства. Они ставят вопрос о бесчеловечном характере самых основ буржуазного и крепостнического общества.

В произведениях просветителей большое место занимает образ развращённого аристократа, не признающего никаких ограничений своим чувственным вожделениям. Развращённость властителей изображается в просветительской литературе как порождение феодальных отношений, при которых аристократическая знать не знает никакого запрета своим чувствам. В творчестве просветителей получило отражение бесправие народа, произвол князей, которые продавали подданных в другие страны. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте). Таким образом в просветительской литературе XVIII века критика феодального общества идёт прежде всего в идеологическом плане. Критические реалисты расширили тематический диапазон искусства слова. Человек, к какому бы социальному слою он ни принадлежал, характеризуется ими не только в сфере морального сознания (то есть нельзя обуславливать пороки аристократическим происхождением и феодальными порядками, привитыми с рождения), он рисуется также в каждодневной практической деятельности, к контексте со средой, которая и есть мать всех его пороков, а не аристократическое происхождение. Критический реализм характеризует человека универсально как конкретную исторически сложившуюся индивидуальность. Человек ими рисуется как существо социальное, сформировавшееся под воздействием определённых социально-исторических причин. Характеризуя метод Бальзака, Г.В. Плеханов отмечает, что создатель «Человеческой комедии» «брал» страсти в том виде какой давало им современное ему буржуазное общество; он со вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. Однако реалистическое искусство нечто большее, чем воспроизведение человека в социальных связях. Для реализма характерно изображение человека в единстве с окружающей его средой, социальная и историческая конкретность образа, конфликта, сюжета, широкое использование таких жанровых структур, как роман, драма, повесть, рассказ. Критический реализм ознаменовался небывалым распространением эпоса и драматургии. У эпических жанров наибольшую популярность приобрёл роман. Причина его успеха главным образом в том, что он позволяет писателю-реалисту с наибольшей полнотой осуществить аналитическую функцию искусства, обнажить причины возникновения социального зла.

Положительные герои в творчестве реалистов – правдоискатели, люди, связанные с национально – освободительным или революционным движением ( карбонарии у Стендаля, Неурон у Бальзака) или активно сопротивляющееся растлевающему вниманию индивидуалистической морали ( у Диккенса).


  1. (?)Влияние романтизма на формирование реалистической эстетики.

Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции очень велико.

Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Именно они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с обществом. Они открыли психологический анализ, неисчерпаемую глубину и многосложность индивидуальной личности. Этим они открыли дорогу реалистам (в познании новых высот внутреннего мира человека).

Стендаль использует это и свяжет психологию индивида с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, эволюции, обусловленной активным воздействием на личность среды.

Принцип историзма (в романтизме был важнейшим принципом эстетики) – реалисты его наследуют.

Этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса.

У романтиков принцип историзма имел под собой идеалистическую основу. Принципиально иное наполнение обретает он у реалистов – материалистическое прочтение истории (основной двигатель истории – борьба классов, сила, решающая исход этой борьбы, - народ). Именно это стимулировало их интерес к экономическим структурам общества, так и к социальной психологии широких народных масс.

Романтики изображают жизнь давно прошедших эпох, реалисты – современную буржуазную действительность.

Реализм I этапа: Бальзак, Стендаль: имеет еще черты романтизма (художник вовлечен в художественный мир, им описываемый).

Реализм II этапа: Флобер: окончательный разрыв с романтической традицией. На смену ярким индивидуальностям приходят обыкновенные люди. Художники декларируют полную отстраненность от неприемлемой ими действительности.


7. Викторианская литература

Англия. Промышленный переворот. Правит королева Виктория (отсюда и викторианская литература). Это и период правления и духовный период. Англия занимает лидирующие позиции в мире. Очень консервативная страна. Четкое деление на аристократов и на людей с обычным сословием. Притом аристократы не должны даже общаться с низшими слоями общества – это считалось дурным тоном.

Брак в Англии – это закрытая территория, дом, куда не пускают чужих. Внешне этот дом должен быть идеальным. Отсюда привычка выдавать желаемое за действительное. Снобизм и фальш – главное приметы викторианства. Для англичанина становится важнее «выглядить», а не «быть». Замкнутость, кастовость, распределение соц ролей, традиционное отношение к семье приводят к излишнему этикету.

Развенчивание этого «кажущегося» стало делом Диккенса, Теккерея, Бронте. Типичным для английского викторианского романа становится столкновение бедных и богатых . сатира авторов несколько сдержанна – сказалось все-таки происхождение. Деньги часто в английских романах – спасительная сила.


ВОПРОС 8. Французский реализм 19 века проходит в своем развитии 2 этапа: становление и утверждение реализма как ведущего направления в лит-ре (конец 20х – 40ые) – представлен творчеством Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70ые) связан с именем Флобера – предшественника «натуралистического реализма» Золя. История реализма во Франции начинается с песенного жанра (малый жанр, мгновенно реагирующий на явления современности). Позднее песня уступает место социальному роману. Также реализм находит отражение в жанре новеллы(Мериме). Реализм как худож. метод зарождается и проходит период становления в русле романтизма, который в 20ые годы был ведущим направлением. Первые реалисты были близки с романтиками, вместе вели войну с классицистами, ратуя за расширение предмета изображения в искусстве, за расширение сюжетов и за представление жизни во всей его полноте и противоречивости. Также их сближали общие взгляды : критика утверждающихся буржуазных отношений. Но после революции 1830 года пути реалистов и романтиков разойдутся, что отразится в полемике 30х годов. Первенство в литературном процессе займет реализм, как направление нового времени. Реалисты будут критиковать романтиков за пристрастность к изображению ярких индивидуальностей, авантюрные сюжеты, использование фантастики. Но реалисты использовали характерные для романтического метода темы и мотивы (тема утраченных иллюзий, разочарования), поэтому вплоть до 50х годов реалисты именовались романтиками и только после 50-х годов был предложен термин «реализм». Реализм многим обязан романтизму: именно романтики подготовили почву для возникновения реализма: критика буржуазных отношений с позиций гуманизма. Именно это и стало канвой для творчества реалистов, которые дополнили и обогатили опыт романтиков, придав этой критике новый СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. Психологический анализ личности, познание внутреннего мира человека - всё это заслуга романтиков, которую реалисты с радостью развивали и углубляли, но уже со своей «колокольни» - с позиций социальной обусловленности. Реалисты заимствуют у романтиков важнейший эстетический принцип – принцип историзма (рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса, где каждый этап –важнейшее звено и заслуживает отдельного рассмотрения). Но у романтиков историзм имел идеалистическую подоплеку, всё иначе у реалистов: они предложили новое материалистическое прочтение истории, что и стимулировало их интерес к обществу. И романтики изображали «дела давно минувших дней», а реалисты – современную действительность. Расцвет фр реализма приходится на 30-40ые годы (период Июльской монархии), когда Франция, покончив с феодализмом основывает господство буржуазии. Теоретикой реализма занимался Стендаль и Бальзак. Реализм – не простое отображение действительности, не бессознательное зеркало, тупо воспроизводящее поверхностную картинку, это скальпель, препарирующий действительность, докапывающийся до всех ее причинно-следственных связей, поэтому реалист – не летописец своей эпохи, он ее хирург, аналитик.

Реализм второй половины 19 века отличается от первого этапа: окончательный разрыв с романтизмом ( «Госпожа Бовари»). Буржуазная действительность изображается с других позиций, на смену ярким индивидуальностям приходят простые непримечательные люди. Больше нет страстей, драм, а самым примечательным событием для героев становится супружеская измена. Проблемным реалисты считали создание положительного героя, он не всегда получался «выигрышным и ярким», но реалист верит в него, в его светлую душу и безграничные возможности его разума.

26-informacionnaya-bezopasnost-o-v-shatunova-informacionnie-tehnologii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-tehnologo-ekonomicheskogo.html
26-inostrannij-yazik-anglijskij-prikaz-8-ot-05-05-2010-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
26-ispolzovanie-kompyuterov-v-shkole-federalnie-programmi-3-znachenie-informacionnih-i-kommunikacionnih-tehnologij.html
26-iyunya-feliks-dzerzhinskij-dnevnik-zaklyuchennogo-pisma.html
26-kakovi-osobennosti-intellektualnoj-atmosferi-srednevekovya-i-kto-yavlyalsya-osnovnimi-predstavitelyami-srednevekovoj-nauki.html
26-kontrolleri-obuchayushaya-programma-po-discipline-organizaciya-evm-i-sistem.html
  • college.bystrickaya.ru/3-ishodnie-ponyatiya-marketinga-tema-ishodnie-ponyatiya-marketinga-1.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vkonce-80-h-godov-priotkrilsya-zheleznij-zanaves-i-poyavilis-emissari-zapadnih-kompanij-kotorie-iskali-kadri-i-innovacionnie-idei-dlya-sozdaniya-sobstvennih-konkur.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-narushenii-postanovlenij-o-vospitanii-yunoshestva.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-vklyucheniya-v-reestr-svedenij-o-sro-stranica-110.html
  • essay.bystrickaya.ru/blagotvoritelnaya-vistavka-prodazha-dlya-pomoshi-bezdomnim-zhivotnim-vpervie-projdet-v-kirove.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-dlya-laboratornih-i-prakticheskih-rabot-2003.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-takoj-rati-eshyo-ne-slihano.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/veshanie-v-hd-formate-tvch-eto-strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-cifrovogo-televideniya-vo-vsem-mire.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-predstavleniya-rabot-na-soiskanie-premij-pravitelstva-rossijskoj-federacii-v-oblasti-nauki-i-tehniki-dlya-molodih-uchenih.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-3-proektirovanie-pedagogicheskogo-processa-poyasnitelnaya-zapiska-k-obrazovatelnoj-programme-municipalnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-tkzed-celinograd-audani-kmn-apparati.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-ispolzovaniya-alternativnih-istochnikov-energii-v-hmao.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravovoe-polozhenie-inostrannih-investicij-v-rossii-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6usloviya-dejstvitelnosti-dogovora-dejstvitelnost-dogovorov-v-polzu-tretego-lica.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologicheskie-rezhimi-podgotovki-sirya-pered-sushkoj-dannij-dokument-ne-yavlyaetsya-oficialnoj-versiej-informaciya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regulyator-peremennogo-toka-s-amplitudno-shirotno-impulsnoj-modulyaciej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-pole-tyagoteniya-i-gravitacionnie-sili-materiya-prostranstvo-vremya-gravitaciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/323-osnovnie-vidi-produkcii-rabot-uslug-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom-kod-emitenta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vidi-analiza-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imennoj-ukazatel-soavtorov-nauchno-tehnicheskaya-biblioteka.html
  • composition.bystrickaya.ru/ostavajtes-druzya-molodimi-rezervi-nashego-organizma.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-rabochaya-programma-dlya-napravleniya-040100-socialnaya-rabota-fakultet-gumanitarnij-gf.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/umberto-eko-mayatnik-fuko-stranica-17.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-26052006-zhelobkov-dmitrij-1900-gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-maya-2006-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-cveta-v-reklame.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-socialnaya-pedagogika-v-sokrashenii-tematicheskij-plan-kursa.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-geografii-v-2010-godu-v-bryanskoj-oblasti.html
  • write.bystrickaya.ru/francuzskij-yazik-plani-seminarskih-zanyatij-po-filosofii-dlya-studentov-uchebno-metodicheskie-ukazaniya-sost-s.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhiznennie-cennosti-odinokih-materej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-proektirovanie-i-tehnologiya-evs-programma-i-priglasitelnij-bilet-minsk-bguir-2011-uvazhaemij-kollega.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-i-provedeniyu-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-tehnicheskih-specialnostej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5--funkcii-marketinga-n-d-eriashvili-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-obucheniya-rabotayushego-naseleniya-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni-i-zashiti-ot-chrezvichajnih-situacij-prirodnogo-i-tehnogennogo-haraktera-tema-2-opasnosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/podrostki-otkrivayut-duhovnoe-ya-t-a-florenskaya-dialog-v-prakticheskoj-psihologii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ronda-bern-chto-naverhu-to-i-vnizu-chto-vnutri-to-i-snaruzhi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.