.RU

1.7. Социальная география - 1 Глобальная демографическая проблема II рост нехватки сельскохозяйственных земель II...



^ 1.7. Социальная география


Почему в России географию считают в целом (или “в основном”) естественной наукой, а в странах Западной Европы и Америки - гуманитарной. Одна из важнейших причин этого - особенности развития нации вообще, в т.ч. и географии, в нашей стране.

Вплоть до конца 1920-х гг. существовало две общественно-географические науки: экономическая география и антропогеография - предшественница современной географии населения. Но в конце 20-х - начале 30-х гг. антропогеография была объявлена “буржуазной лженаукой”, и географические исследования населения были “закрыты”. Результатом этой и других кампаний было возведение “китайской стены” между географией природы и хозяйства и ситуация, когда в географии “Человека забыли!” (по словам Н.Н.Баранского, 1947 г.).

Лишь с конца 1940-х гг. практически заново, уже новыми людьми начала формироваться “советская география населения”. Однако до 80-х гг. она и не пыталась заниматься образом жизни населения - т.е. характеристикой того “как там люди живут”. Крайняя неразвитость общественных наук в СССР и общая атмосфера в науке и в обществе, когда выявление истинной картины жизни населения было практически невозможно, естественно, сдерживали развитие социальной географии. Без развития химии не могла возникнуть геохимия; поэтому неразвитость отечественной социологии не позволяла развивать социальную географию.

Положение стало меняться лишь с конца 70-х гг., когда вначале в Эстонии, а затем в Москве начали проводиться в полном смысле этого слова социально-географические исследования.

Что же мы подразумеваем под этим термином? Общепринятого представления о структуре социальной географии пока не сложилось. В самом общем виде ее предметом можно считать жизнь населения на территории, исследуемую по схеме: “субъект - условия - деятельность - сознание”. Другими словами, чтобы охарактеризовать жизнь населения на какой-либо конкретной территории, надо ответить на следующие пять вопросов:

  1. где живут люди? (размещение населения, заселенность территории и характер расселения и т.д.);

  2. кто эти люди? (состав населения - половозрастной, этнический, социальный, профессиональный и т.д.);

  3. в каких условиях они живут? (условия жизни населения - природные, экономические, социально-культурные и т.д.);

  4. как они живут, что делают? (образ жизни населения);

  5. что думают? (сознание населения: восприятие им своей среды обитания, оценка этой среды и своего образа жизни, степень удовлетворенности ими, и т.д.).

На первый и второй вопросы традиционно отвечает география населения (а ранее отвечала антропогеография). Третий вопрос - также традиционен для классических географических исследований; но в современных условиях (особенно в России, где наша “среда обитания” меняется очень быстро) он требует гораздо более глубоких проработок, например, для выявления территориальных социальных различий, и т.д.

Ответы на 4-й и 5-й вопросы почти всегда присутствовали в хороших географических работах, хотя бы “на уровне здравого смысла”. (Например, в российских учебниках географии Э.Лесгафта 1900-х гг. давались даже краткие характеристики национальной психологии - к примеру поляки назывались “французами среди славян”). Но социология и психология конца ХХ века похожи на эти нации начала века, пожалуй, даже меньше, чем современная физика на физику Аристотеля. Поэтому непременное условие проведения качественных социально-географических исследований - широкое гуманитарное образование и эмоциональная чуткость, позволяющие “прочувствовать” жизнь населения во всех ее взаимосвязях, хорошо выразил знаменитый геолог, академик А.Е.Ферсман, который писал, что география “не может преподаваться сухо! Она должна быть связана со всем восприятием многоликой природы. Она должна дать почувствовать богатства страны и человеческого духа, должна показать, как влияет эта природа на быт, характер и жизнь человека. И мне кажется, что поэтому хорошими географами могут быть только те, кто горячо переживает впечатления окружающей жизни, кто, подобно поэту и писателю, воспринимает глубоко окружающий мир, воспринимает его не только в отдельных конкретных фактах, но обобщает его, проникая в самые глубины, давая образ и картину, а не точную и “неверную” однотонную фотографию”* .


1.8. ^ Экологические проблемы в экономической географии.

Все возрастающее влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду приводит к нарушению экологического равновесия в природе и ухудшает условия проживания человека. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека, определяются характером, интенсивностью антропогенного воздействия и степенью устойчивости природных систем к этим воздействиям.

Географическая дифференциация хозяйственной деятельности обусловливает пространственные различия в характере и интенсивности антропогенного воздействия на окружающую среду. Вместе с тем, различия типов ландшафтов с их дифференциацией устойчивости к воздействиям, приводят к формированию территориальной неоднородности экологической ситуации.

Концептуальные основы рассмотрения прямых и обратных связей при взаимодействии природы и общества, были заложены в трудах В.И.Вернадского, С.П.Герасимова, В.С.Преображенского и других ученых. Теоретическое положение данной концепции содержат представление о том, что центральным элементом системы взаимодействия “общество-природа” выступает человек со многими своими характеристиками (биологическими, производственными, этническими и др.), взятыми как в их единстве, так и изолированно.

Существующие, прямые и обратные связи в системе “природа - хозяйство - население”, где каждая из подсистем в свою очередь представляет собой сложную систему, позволяет говорить о том, что география, в силу того, что она в равной степени изучает эти подсистемы, способна осуществить комплексный подход в решении данной проблемы.

В исследовании проблемы взаимодействия природы и общества в рамках реально функционирующих территориальных систем особое место занимает экономико-географический подход, базирующийся на территориальном анализе характера, уровня и специфики воздействия как ключевого элемента процесса взаимодействия, дающего научную основу для рационального природопользования; целенаправленном отборе показателей, которые отражают и воздействие, и реакцию среды на это воздействие, и последствия; разработке эколого-хозяйственного районирования для выявления территориальных различий степени экологической напряженности.

Районирование как метод географического познания имеет широкий спектр научно-практического применения. Используется оно и в социально-экологических исследованиях территорий. Большая часть работ в области эколого-хозяйственного районирования в качестве районов объединяет ряд выбранных первичных административных единиц в соответствии с определенными критериями (количественным выражением уровня воздействия одного или нескольких источников, степенью измененности природных компонентов и пр.).

Иcследование как антропогенного воздействия на природный комплекс, так и обратного влияния измененной среды на население и хозяйство включает анализ системы “природа - хозяйство - население”, т.е. исследование процесса воздействия на всех его стадиях.

Основными параметрами, определяющими изменения в природе, связанные с деятельностью человека, являются интенсивность антропогенного воздействия и степень устойчивости среды по отношению к этим воздействиям. Взаимосвязь этих явлений диктует необходимость выбора особого подхода в оценке экологической напряженности территории

Очевидно, ведущим является воздействие, по сути главным образом инициирующее всю цепочку изменений в экосистемах. При оценке воздействия необходимо опираться на исходные понятия и основные принципы процесса воздействия, понимаемого как совокупность всех видов деятельности человека и созданных им объектов, вызывающих те или иные изменения в окружающей среде. Деятельность человека на современном этапе обширна и крайне многообразна, поэтому и форм воздействия также очень много.

Совокупность антропогенных воздействий на экосферу может быть условно классифицирована по нескольким критериям:

- характеру процессов антропогенного воздействия, определяемому формами человеческой деятельности: а) изменение ландшафтов и целостности природных комплексов; б) изъятие природных ресурсов; в) загрязнение окружающей среды;

- материально-энергетической природе воздействий: а)механические; б) физические - связанные с физическими процессами и приводящие к изменению физических свойств среды: тепловых, электромагнитных, радиационных, акустических); в)физико-химичекие; г) химические - связанные преимущественно с привнесением в среду химических элементов, изменением ее химических свойств; д) биологические - основанные на привнесении животных и растительных организмов в экосистемы, а также создание условий, провоцирующих изменение естественного биологического потенциала или фона экосистемы; е) биогенные факторы и агенты и их различные сочетания.

- категориям объектов воздействия: природные ландшафтные комплексы, поверхность земли, почва, недра, растительность, животный мир, водные объекты, атмосфера, микросреда и микроклимат обитания, люди и другие реципиенты.

- категориям источников воздействия: а)стационарные (точечные или точечно-очаговые), к которым относятся промышленность, электроэнергетика, населенные пункты, транспортная инфраструктура; б) передвижные (линейные) - все виды транспорта; в) площадные - сельскохозяйственное производство.

- количественным характеристикам воздействия: а) их пространственные масштабы (ареал распространения), зависящие от скорости, продолжительности и радиуса распространения, а также специфики реципиента (локальные, региональные, глобальные); б) единичность и множественность, в) сила воздействий, что в совокупности с масштабом и определяет величину воздействия; в) степень их опасности (по нормативным экологическим и санитарно- гигиеническим критериям), степень риска (учитывая как детерминированный, так потенциальный аварийный риск) и т.п.

- временным параметрам и различиям воздействий по характеру наступающих изменений: а)кратковременное и длительное, б) стойкие и нестойкие, в) прямые и опосредованные, г) вызывающие цепные реакции, д) обратимые и необратимые.

^ Соотношение факторов воздействия при совокупном их влиянии:

-аддитивное или совокупное действие нескольких факторов одновременно;

- кумулятивное, усиливающее суммарное влияние, но сохраняющее общий характер воздействия, ведущее к качественным изменениям и меняющее сам характер воздействия, приводящее к накоплению и миграциям в рецепиентной экосистеме;

- синергетическое, при котором эффект воздействия нескольких факторов оказывается иным, нежели при воздействии каждого фактора в отдельности, причем речь может идти, как об увеличении, так и об уменьшении итогового воздействия по сравнению с суммой влияний отдельных агентов.

Очевидно, что различные виды воздействия крайне сложно сопоставимы между собой, как по скорости и интенсивности влияния ( последствия одних видов могут проявляться мгновенно, а других иметь существенный временной “лаг”), так и по вредности для природного комплекса и человека (например, химическое воздействие по специфическим реакциям на него человеческого организма значительно отличается от шумового или радиоактивного).

Выделяют три территориальных уровня проявления воздействий на природу:

1 уровень - локальные воздействия на природные объекты со стороны отдельных промышленных или сельскохозяйственных предприятий, отдельных объектов городского хозяйства;

2 уровень - со стороны промышленных центров или узлов, крупных сельхозпредприятий, городских и сельских поселений;

3 уровень - региональное проявление воздействий со стороны промышленных и сельскохозяйственных районов, агломераций, территороиально-производственных комплексов.

Для оценки масштаба воздействия применяются показатели, которые характеризуют:

- количество (объем) извлеченных из природы веществ, необходимых для производства;

- поступление в природу отходов производства;

- площадь территории, подверженной воздействию.

Значения этих показателей сопоставляется с нормативными значениями.

Динамика воздействия определяется:

- продолжительностью влияния источника воздействия на природу;

- вариацией характеристик воздействия (периодичностью, цикличностью).

- тенденцией их изменения (нарастание, затухание, стабильность).

Скорость распространения воздействий в природной среде зависит от:

- компонента природы, для которого устанавливается характер и масштабы воздействия;

- направления распространения воздействий;

- размеров территории и продолжительности воздействия.

При выборе показателей воздействия той или иной отрасли на природу необходим учет специфики форм воздействия, определяемой технологическими особенностями и пространственными характеристиками отрасли, предприятия.

Однако, каждая система, в том числе и экосистема, стремится к восстановлению состояния равновесия, обладает более или менее совершенным механизмом противостояния воздействию или потенциалом устойчивости.

В настоящее время понятие устойчивости геосистем является одним из наиболее сложных, не имеющим по сей день однозначной научной интерпретации. Как правило, устойчивость понимается как свойство геосистемы, реализующееся в следующих формах: а)инертность - способность сохранять свое состояние неизменным в течение заданного временного интервала (например, свойств почвообразующих и коренных пород или форм рельефа при техногенном загрязнении геосистем); б) восстанавливаемость - способность за заданный временной интервал возвращаться в исходное состояние после выхода из него (например, восстановление видового состава фитоценозов после прекращения выпаса, самоочищение геосистем от химических элементов и соединений; г) пластичность - наличие нескольких локально устойчивых соединений и способность при внешнем воздействии переходить из одного состояния в другое, сохраняя за счет этого свою структуру

Устойчивость природных ландшафтов обеспечивается механизмами, выработавшимися в результате естественной эволюции, процессами саморегуляции и самоорганизации. Воздействие на среду, с одной стороны, и ее реакция на это воздействие, - с другой, обусловливают, в конечном итоге, ее экологическое состояние.

Изменения в окружающей природной среде, вызванные комплексом воздействий, приводящие весь природный комплекс (или отдельные его компоненты) в новое состояние принято называть первичными последствиями. Однако далеко не все последствия антропогенного воздействия носят негативный характер.

Первичные последствия или состояние среды может оцениваться различными способами.

Экономическая оценка сводится, как правило, к определению суммы компенсационных затрат общества на предотвращение ущерба от загрязнения природной среды или исчерпание определенного вида ресурсов и на ликвидацию последствий интенсивного антропогенного воздействия, превышающего потенциал самоочищения среды.

Внеэкономическая оценка опирается на оценку изменений в природной среде, вызванных воздействием в природном комплексе путем сопоставления с фоновыми (например, кларками концентрации в почвах и др.), нормативными (например, санитарно-гигиеническими) характеристиками.

Неоценимый вклад в оценку состояния среды может внести набор картографических материалов и математических моделей, с помощью которых выявляются ареалы экологической напряженности.

Анализ изменений в природе имеет цель:

- выявить основные виды, масштаб, характер и тенденции изменений природных комплексов и их компонентов;

- установить связи между изменениями в природе и вызывающими их воздействиями;

- районировать территории по характеру и масштабам изменений в природе, выявить ареалы с критическим ее состоянием;

- определить степень измененности природы и ее компонентов.

Измененная в процессе антропогенного воздействия среда негативно влияет на человеческий организм, провоцируя, прежде всего, рост заболеваемости населения на загрязненной территории, т.е. проявляются эти и другие вторичные последствия - в системе “общество-природа” начинают действовать обратные связи.

По данным ВОЗ, состояние здоровья смешанных контингентов людей в разных странах в среднем на 50-60% зависит от экономической обеспеченности образа жизни, на 18-20% - от состояния окружающей среды и на 20-30% - от состояния медицинского обслуживания. Существуют и другие оценки, в которых влиянию качества среды отводится уже 40-50%, есть мнение, что загрязнение воздуха на 43-45% повинно в ухудшении здоровья населения.

Оценка возможного влияния экологической обстановки на заболеваемость населения представляет собой методически весьма сложную задачу, поскольку на состояние здоровья населения влияет множество социальных факторов: поло-возрастная структура населения, условия жизни, вредные привычки, качество питания, миграционная активность населения, уровень медицинского обслуживания и пр. Значительное влияние оказывает сфера профессиональной деятельности населения. В отечественной и зарубежной литературе появились публикации, свидетельствующие о наличии связи между детской заболеваемостью и местами работы родителей, причем не только матерей, но и отцов. Официальная медицинская статистика учитывает заболеваемость по обращаемости населения и, следовательно, цифры зависят от уровня образованности, социальной активности населения и от качества диагностики. Необходимо добавить, что некоторые заболевания, которые на первый взгляд не зависят от экологической ситуации, но, если учесть, что загрязненная окружающая среда значительно снижает иммунитет человеческого организма, то определенная зависимость должна существовать.

К другим вторичным последствиям антропогенного воздействия можно отнести снижение эффективности функционирования хозяйственного комплекса, невозможность размещения на загрязненной территории предприятий, требующих экологически чистой среды, снижение рекреационной значимости территории и разрушение ее культурного наследия (ибо нельзя сохранить архитектурный ансамбль вне окружающей его среды, в том числе и природной).

Среди всех видов воздействия на природную среду особое место занимают города. Города можно рассматривать как наиболее сложные техногенные системы, в которых образуется множество петель прямых и обратных связей, возникающих в процессе воздействия. Города нарушают и перестраивают естественные ландшафты. При этом их влияние как измененных техногенных систем может распространяться на значительные площади внешней по отношению к их границам среды. Особо сильное воздействие загрязненные города оказывают на здоровье населения, качество и образ его жизни.

Важность рассмотрения экологических проблем городов определяется следующими причинами:

- большая часть населения России проживает в городах, в частности в крупных городских агломерациях и, следовательно, значительная часть компактно проживающего населения подвержена антропогенному влиянию на протяжении всей жизни;

- экологическая ситуация в крупных городах страны продолжает ухудшаться, на протяжении нескольких последних десятилетий выделяется группа городов со стабильно высоким уровнем загрязнения всех природных компонентов;

- непосредственным следствием роста экологической напряженности в городах является рост заболеваемости и смертности населения, ухудшение качества жизни людей.

Экономическая география обладает методическим потенциалом, дающим возможность осуществить интегральную оценку, позволяющую определить степень социально-экологической опасности для городских территорий, найти пути их реабилитации на базе научно обоснованной экологической политики.

В условиях складывающихся рыночных отношений, такая оценка чрезвычайно важна для определения дифференциации стоимости городской земли.

^ 2. Содержание семинаров.


2.1. Земельные ресурсы мира. Особенности использования, оценки и управления земельными ресурсами.


Естественные и экономические свойства природных ресурсов определяют их роль и место в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на определенной территории. Это положение является базовым при решении проблем рационального использования и охраны природных ресурсов.

В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и других объектов).

Для предприятий промышленности, транспорта, строительства, размещения населенных пунктов, ряда других отраслей производства земля служит пространственным операционным базисом, местом для размещения зданий, сооружений, устройства путей сообщения. Совершенно иную роль выполняет земля в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве, где она является не только материальным условием, но и активным фактором производства. Являясь носительницей определенных естественных природных свойств, земля в сельском и лесном хозяйствах служит не только всеобщим условием труда, но и главным, основным средством производства, предметом труда. Обрабатывая землю как предмет труда, человек превращает ее в орудие труда, поскольку воздействует через нее на рост растений.

Существуя как природный объект без воздействия человека, земля как средство производства обладает рядом определенных качеств. Важнейшей отличительной особенностью земли, позволяющей ей выступать в сельском и лесном хозяйствах главным средством производства, является плодородие, которым обладает ее верхний поверхностный слой — почва. Плодородие в значительной степени определяет потребительную стоимость земли, ее полезность и способность в соединении с трудом быть источником получения сельскохозяйственной и лесной продукции.

В отличие от других средств производства, которые в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства, выходят из хозяйственного оборота, естественная производительная способность земли не уменьшается, а увеличивается при правильном обращении с ней и рациональном ее использовании. Вследствие этого земля представляет собой вечное средство производства.

К отличительным особенностям земли по сравнению с другими средствами производства относятся ее пространственная ограниченность, постоянство местонахождения и незаменимость. В то время как другие средства производства могут быть созданы в необходимых количествах и размерах, поверхность земли не может быть расширена. Пространственная ограниченность земли как объективное свойство, вопреки мальтузианскому закону, связывающему ограниченность земли с убывающим плодородием при последующих вложениях в нее капитала, означает не ограниченность ее производительных сил, а лишь необходимость и возможность использования земли в тех пространственных пределах, которые определены природой.

В большинстве стран мира и в России предусмотрена следующая классификация видов использования земель, позволяющая не только фиксировать существующий характер землепользования, но также планировать будущее использование земель, учитывать спрос и оценивать влияние различных видов землепользования на природную среду:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли населенных пунктов;

3. земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения);

4. земли особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного), оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

Наиболее важное место в предлагаемой структуре занимают земли сельскохозяйственного назначения, к которым относятся участки, предоставленные для нужд сельского хозяйства. Основную часть этой категории земель занимают сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, сады, огороды и выгоны), используемые в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.

Другой категорией явялются земли населенных пунктов, находящиеся в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов, а также земли, переданные в ведение населенных пунктов за пределами их черты. Земли этой категории используются прежде всего как фундамент, пространственный базис для строительства, а также для удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд населения.

Высокий удельный вес в земельном фонде составляют земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения, которые предоставлены предприятиям, учреждениям и организациям для их специальных целей. Состав земель этой категории очень подвижен, что связано с развитием и появлением новых видов деятельности, в связи с чем перечень земель данной категории является открытым.

Относительно новой категорией являются земли природоохранного, природно-заповедного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения. Этой категории земель присущи особая правовая охрана и в ряде случаев исключение их из хозяйственного использования.

Одной из самых больших по площади категорий земель являются земли лесного фонда, покрытых и непокрытых лесом и предназначенных для нужд лесного хозяйства.

К категории земель водного фонда относятся участки, занятые водными объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода и водоохранные зоны водных объектов, обеспечивающие рациональное использование и охрану вод.

Небольшие по площади участки относятся к землям запаса, служащим резервом для предоставления земель. Эта категория включает все земли не предоставленные в собственность, пользование, аренду, а также земли, право собственности, пользования, аренды которыми прекращено в соответствии с законодательством.

Поскольку существующее земельное законодательство России и субъектов Федерации предлагает сложный механизм изменения целевого назначения земель, перевод их из одной категории в другую, то необходимо достаточно хорошо представлять характер существующего использования земельного фонда и возможные перспективы его дальнейшего назначения.

Общая площадь мирового земельного фонда — 134 млн км2 (13,4 млрд га), при этом структура использования земель отдельных регионов мира крайне различна (табл. 9). Под наиболее важные виды использования — сельскохозяйственные и лесные угодья отведено по 1/3 общей площади земельных ресурсов мира, при этом наибольшими размерами обрабатываемых земель отличаются США, Индия и Россия, в которой доля этой категории земель составляет всего лишь 7,7% (табл. 10). Реформы, проходящие в России, приводят структуру земельного фонда в соответствие с актуальностью решаемых в стране задач. При этом происходит постепенное сокращение сельскохозяйственных земель и увеличение доли селитебных, природохранных и рекреационных.

Таблица 9.

Мировой земельный фонд*



Регионы

Общая пло-щадь**

Сельскохозяйственные земли

Структура земельного фонда (%)




млн км2

на душу населения (га)

обраба-ты-ваемые***

естествен-ные луга и паст-бища

лес-ные земли

земли населен-ных пун-ктов,промышлен-ности и тран-спорта

мало-продуктивные и непродуктивные земли****

СНГ

22.1

8,1

10

17

36

1

36

Зарубеж-

ная Европа

5.1

1

29

18

32

5

16

Зарубеж-ная Азия

27.7

1,1

17

20

20

2

39

Африка

30,3

6,4

11

26

23

1

39

Северная Америка

22,5

6,1

12

16

31

3

38

Южная Америка

17,8

7,3

7

20

52

1

20

Австралия и Океания

8,5

37

5

54

18

1

22

Весь мир

134

3

11

23

30

2

34


Таблица 10.

Структура земельного фонда России (1996 г.), %


Сельскохозяйственные угодья, всего в т.ч. пашня

13,0

Леса и кустарники

7,7

Болота

46,0

Под водой

4,2

Оленьи пастбища

18,7

Под строениями и сооружениями

0,3

Дороги, прогоны

0,5

Нарушенные земли

0,1

Прочие неиспользуемые земли

10,8

Итого:

100,0


Российское законодательство ввело множественность форм земельной собственности, устранив монополию государственной собственности на землю. В соответствие с Конституцией Российской Федерации земля может находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная собственность на землю может принадлежать как гражданам, так и юридическим лицам. В индивидуальной частной собственности граждан могут находится земельные участки для ведения сельского хозяйства, для индивидуального жилищного и дачного строительства, предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей.

Наряду с индивидуальной частной собственностью на землю граждан действующее законодательство предусматривает также общую долевую собственность на землю с определением для каждого собственника конкретной земельной доли и общую совместную собственность без определения земельных долей собственников.

Государственная собственность на землю существует в двух формах: федеральной собственности Российской Федерации в целом и собственности субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России это разграничение уже произведено , при этом к землям областного (краевого) значения были отнесены территории, преимущественно выполняющие межрайонные функции.

Что касается муниципальной собственности на землю, принадлежащей административно - территориальным районам, городам, сельским и другим населенным пунктам, то она не получила еще полного урегулирования в законодательстве и находится в стадии правового становления.

Действующая нормативно - правовая база предусматривает следующие формы платы за землю: земельный налог, арендная плата и плата за временное пользование землей, рыночная цена земли. Кроме того, при изъятии земельных участков применяются экономические нормативы возмещения ущерба и потерь собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам.

В современной практике оценки земель используются различные методические подходы для разных категорий земель. Для земель сельскохозяйственного назначения используется рентная оценка земель, предусматривающая прежде всего продуктивность (урожайность) сельскохозяйственных угодий. Цена земли устанавливается для каждой категории угодий (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения) с учетом природных условий и характера их мелиоративного состояния.

На большей части земель лесного фонда платежи за землю взымаются лишь в период осуществления заготовок древесины и рассчитываются как незначительная доля от таксовой стоимости древесины, отпускаемой на корню.

К землям населенных пунктов применяется затратный подход - оценка понесенных обществом затрат на развитие совокупного потенциала населенного пункта и зависит в первую очередь от степени развития инженерной инфраструктуры, удаленности от транспортных коммуникаций, численности населения , выполняемых функций, а также уровня социально -- экономического и культурного развития.

В целом необходимо отметить, что значительная дифференциация платы за земельные участки во многом определяется конкретной для отдельных местностей нормативно - правовой базой, принимаемой на уровне субъектов федерации и местных органов власти.

Ставки земельного налога за использование сельскохозяйственных и селитебных земель устанавливаются на основании Закона РСФСР “О плате за землю”, в котором указаны нормы налогообложения для субъектов Российской Федерации, отдельных городов и населенных пунктов в зависимости от их размера и выполняемых функций. Предложенный подход позволил существенно дифференцировать ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья, установив минимальные его значения в Архангельской, Вологодской областях и республике Саха (Якутия) и максимальные (почти в 20 раз выше) в Краснодарском крае и Ростовской области.

Установленные государством ставки налога на землю, арендной платы и нормативная стоимость земли даже с учетом регулярно вводимой индексации не соответствуют уровню рыночной цены земли, которая в большинстве случаев в сотни и тысячи раз выше. Максимальная рыночная цена земельных участков под индивидульное жилищное строительство отмечается в Московской области и составляет в наиболее престижных частях ближнего Подмосковья от 3 до 5 тыс. долларов США за сотку.

Оценивая ход и результаты земельной реформы можно сделать вывод, что Россия находится лишь в самом начале формирования системы земельных отношений рыночной экономики. Это касается как появления значительного числа субъектов права, самостоятельно действующих на земельном рынке, так и создания специфической рыночной среды — общественных институтов и инфраструктуры, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование земельного рынка.

Провозглашенная в 1990 году земельная реформа за эти годы так и не сформировала условия для появления значительного числа собственников земли - юридических и физических лиц, что в первую очередь сдерживает развитие рынка земли. Процесс приватизации земельного фонда идет односторонне: при значительном росте числа собственников земли в лице граждан, практически не появились иные формы собственности на землю, допускаемые действующим законодательством - собственность субъектов Российской Федерации (краев, областей и республик в составе России), муниципальная собственность (городов и районов), частная собственность юридических лиц и др.

Анализ структуры земельного фонда и земельного законодательства показывает, что на сегодняшний день сфера возможного развития рыночных отношений в России крайне незначительна. Большая часть земель исключена из рыночного оборота, т.к. на них не распространяется процесс разгосударствления и приватизации. Это касается земель лесного и водного фонда, большей части земель природоохранного назначения, земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения. Земельный рынок реально формируют сельскохозяйственные и селитебные земли, занимающие в совокупности не более 10% общей площади земельного фонда страны, при этом на значительную часть сельскохозяйственных угодий распространяются определенные ограничения. Экспертная оценка показала, что среди находящихся в частной собственности граждан и предлагаемых к продаже земельных участков примерно 60% приходится на селитебные земли, предназначенные под индивидуальную жилую застройку; около 30% - земельные участки под коллективное садоводство и огородничество и около 10% - сельскохозяйственные земли для фермерских хозяйств.

Анализ хода земельной реформы в России показал, что темпы формирования рынка земельных участков в разных регионах страны далеко не одинаковы. Наиболее активно процесс становления рынка проходит в высокоурбанизированных регионах и прежде всего в Московской и Ленинградской областях, а также в отдельных районах Урала и Северного Кавказа, где землеобеспеченность граждан существенно ниже, чем на остальной территории России.

Государственное управление земельным фондом подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (Российская Федерации в целом, области, края) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли и не зависит от территориального размещения земель. Осуществляемое под контролем органов общего государственного управления, ведомственное управление землями является, по сравнению с первым, более узким по объему и ставит целью обеспечить выполнение задач, стоящих перед соответствующей отраслью народного хозяйства.

Органы государственного управления земельным фондом можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле общее государственное управление землями осуществляется всей системой государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В более узком смысле — только органы исполнительной власти.

В зависимости от компетенции по управлению земельным фондом органы общего государственного управления подразделяются на структуры общей и специальной компетенции, деятельность которых охватывает все функции управления по отношению ко всем категориям земель в пределах определенных территорий. К ним относятся органы законодательной власти (Федеральное собрание - парламент Российской Федерации, органы представительной власти субъектов Российской Федерации - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области) и исполнительной власти (правительство Российской Федерации, правительство (администрация) республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области).

К органам государственного управления специальной компетенции относятся Роскомзем, Госстрой России, Минприроды России, Госкомсанэпидемнадзор России, на которые возложены более ограниченные функции. При этом центральной структурой исполнительной власти специальной компетенции, осуществляюшим государственную политику в области рационального использования и охраны земли по отношению ко всем земельным ресурсам независимо от подчиненности субъектов, является Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

Управление землями в границах районов, городов, поселков и сельских населенных пунктов осуществляют выборные органы местного самоуправления - собрание представителей (дума, муниципальный комитет), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр). Занимаясь проблемами местного самоуправления с учетом интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, органы местного самоуправления решают вопросы владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, определяют программу развития территории, предоставляют и изымают земельные участки, осуществляют контроль за использованием и охраной земель, организуют работы по землеустройству.


Вопросы:

1. Классификация видов использования земель. Земельный фонд мира и региональные различия его использования.

2. Особенности использования земель основных природных зон России и ближнего зарубежья.

3. Основные центры происхождения культурных растений.

4. Особенности приватизации земель в России и других странах мира.

5. Общая схема управления земельными ресурсами в России.

6. Платность землепользования и дифференциация стоимости отдельных категорий земль в России.


Литература:


1. Конституция Российской Федерации.

2. Земельный кодекс Российской Федерации.

3. Основы лесного законодательства РФ.

4. Земельное право России / Под ред. В.В.Петрова.М.,1995.

5. Ракитников А.Н. География сельского хозяйства. М.,1970.

6. Вавилов Н.И. Пять континентов.

7. Природно — сельскохозяйственное районирование и использование земельного фонда СССР / Под ред. А.Н.Каштанова. М.,Колос, 1983.

8.Карта “Природно — сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР”, масштаб 1:8млн, М.,ГУГК, 1984.

9.Дмитревский Ю.Д., Вольф М.Б. География сельского хозяйства мира.


Программа:

1.Понятие и состав земельного фонда. Классификация земель по видам использования. Основные категории земель и их краткая характеристика. Территориальные различия в использовании земель отдельных крупных регионов мира. Роль и место сельскохозяйственных и лесных земель.

2.Общая схема природно- сельскохозяйственного районирования СССР. Краткая характеристика районов. Понятие природно - сельскохозяйственной зоны, области, провинции, округа.

3. Локализация основных центров происхождения и перечень культурных растений.

4. Виды собственности на землю в России. Очередность приватизации разных категорий земель. Земли федеральной собственности и субъектов федерации. Муниципальные земли. Частная и коллективная собственность на землю

5. Общая характеристика государственного управления земельным фондом. Общее и ведомственное (отраслевое) управление.

Внутрихозяйственное управление. Государственные структуры управления и их основные полномочия. Компетенция местных органов самоуправления.

6. Основные подходы к платности землепользования в России. Географические аспекты закона России “О плате за землю”. Виды платы за землю. Нормативная цена земли. Дифференциация стоимости земли в разных регионах страны. Особенности формирования рынка земли в России.


27-06-31-08-2011-izbrannie-voprosi-elementarnoj-matematiki.html
27-2-problema-proishozhdeniya-cheloveka-i-ego-evolyuciya-v-sovremennoj-nauke-1-predmet-i-celi-estestvoznaniya-3.html
27-29-marta-2012-g-g-moskva-kongressno-vistavochnij-centr-sokolniki-organizator.html
27-an-semenova-metafizika-kreativnosti.html
27-angeli-sluzhat-hristu-i-angeli-sluzhat-androniku-kniga-car-slavyan.html
27-arasha-atameken-27-noyabrya-den-gosudarstvennoj-granici.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-soderzhanie-obrazovatelnoj-processa-po-napravleniyam-deyatelnosti-obrazovatelnaya-programma-studii-razvivayushie-igri.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalogoplatelshik-i-elementi-nalogooblozheniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-pravleniya-tszh-vibori-novogo-sostava-pravleniya-tszh-i-revizionnoj-komissii-raznoe.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nformacjn-potrebi-upravlnskogo-aparatu-pdprimstva.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-g-obshie-rekomendacii-ogranichenie-vozdejstvij-tehnologicheskogo-processa-i-sistem-inzhenernogo-oborudovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imushestvennoe-strahovanie.html
  • writing.bystrickaya.ru/80-polinevriti-poliradikulonevriti-etiologiya-diagnostika-klinika-lechenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slova-vedomosti-15032005-44-str-a2-tv-11-pervij-kanal-novosti-14-03-2005-agoshkov-evgenij-09-00-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sistema-nacionalnih-schetov-dlya-napravleniya-521600-ekonomika-3-ya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-tehnika-i-tehnologiya-socialno-kulturnogo-servisa-i-turizma-yavlyaetsya-specialnoj-disciplinoj-predlagaemoj-studentam-specialnosti-socialno-kulturnij-stranica-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-uroka-aktualizaciya-znanij-individualnij-opros-kakovi-osobennosti-klassa-hryashevih-rib-kostnih-rib-vchyom-cherti-bolee-visokoj-organizacii-kostnih-rib-po-sravneniyu-s-hryashevimi-proverka-domashnego-zadaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-12032008-bogdanova-marina-1200-gosduma-rf-monitoring-smi-13-marta-2008-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2011g-2011g-rabochaya-programma-po-literature-8-klass-bazovij-uroven-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-o-chem-rasskazivayut-skandinavskie-mifi-civilizacii-migracii-plemen-istoki-verovanii-v-zerkale-mifa.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdanie-rajonnoj-administracii-zagorelos-v-vologodskoj-oblasti-informacionnoe-agentstvo-severinform-29062011.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-volkogon-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-metodicheskie-rekomendacii-sostavleni-prepodavatelem-lipeckogo-kolledzha-stroitelstva-arhitekturi-i-otraslevih-tehnologij-komkinoj-n-v.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-330200-ekologicheskij-monitoring-tomsk-2004g.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-organizacii-obedinennih-nacij-vtoroe-nacionalnoe-soobshenie-po-sohraneniyu-bioraznoobraziya-tadzhikistana.html
  • studies.bystrickaya.ru/amerika-protiv-rossii-kniga-chast-31.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znakomstvo-s-sistemoj-raboti-uchitelya-predmetnika-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-fakulteta-inostrannih.html
  • literature.bystrickaya.ru/dihanie-po-metodike-kpbutejko-i-uluchshenie-zreniya-po-metodike-anstrelnikovoj.html
  • education.bystrickaya.ru/142-dalnejshee-razvitie-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemi-o-hode-vipolneniya-programmi-pravitelstva-respubliki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9istoriko-filologicheskie-nauki-osnovnie-issledovaniya-i-razrabotki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reproduktivnaya-funkciya-u-zhenshin-bolnih-limfomoj-hodzhkina-vliyanie-beremennosti-i-rodov-na-techenie-zabolevaniya-14-00-14-onkologiya-14-00-19-luchevaya-diagnostika-luchevaya-terapiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/partiya-gitlerovcev-est-partiya-imperialistov-pritom-naibolee-hishnicheskih-i-razbojnichih-imperialistov-sredi-vseh-imperialistov-mira.html
  • grade.bystrickaya.ru/molitva-gospodu-kniga-razdaetsya-besplatno.html
  • college.bystrickaya.ru/3-a-adronov-leptonov-fotonov-zvyozdnaya-era-1-predmet-i-celi-estestvoznaniya-3.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-v-rossijskoj-federacii-konstitucionno-pravovoe-regulirovanie-osnovaniya-priobreteniya-i-prekrasheniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-ekonomika-fizicheskoj-kulturi-i-sporta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-opredeleniya-oboznacheniya-i-sokrasheniya-obrazovatelnij-standart-vuza.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikaciya-pomeshenij-po-opasnosti-porazheniya-el-tokom-pue-85-osnovnie-polozheniya-bzhd.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-principi-sozdaniya-deyatelnosti-i-razvitiya-samoreguliruemoj-organizacii-arbitrazhnih-upravlyayushih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/20-dlitelnosti-i-ustojchivosti-vnimaniya-metodicheskoe-posobie-moskva-2002-avtor-zhiyanova-p-l-sotrudnik-centra.html
  • control.bystrickaya.ru/belorusskij-nacionalnij-tehnicheskij-universitet-kulturno-dosugovaya-deyatelnost-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya-kak.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.