.RU

1940–60-е годы XX века


1940–60-е годы XX века Антон Валерьевич Табах 1999 год
Сороковые–шестидесятые годы двадцатого века ознаменовались ракетной гонкой, успехами в области физиологии и медицины, открытиями в естественных науках, на основе которых потом были созданы компьютерные технологии и другие вещи, без которых сейчас невозможно представить нашу жизнь, а также глобальными изменениями мировой экономико-политической ситуации.

Сороковые годы начались 1 сентября 1939 года с началом Второй Мировой войны. Весь межвоенный период оказался всего лишь прелюдией к этому событию, хотя после окончания Первой мировой войны страны, подписавшие Версальский мир, утверждали, что дают человечеству мир на вечные времена. Но всего лишь через одно поколение случилась новая война.

Военные технологии, накопленные с 1918 г., начали применять на практике и интенсивно развивать. Можно сказать, что именно развитие и улучшение методов уничтожения людьми себе подобных стало ключевым мотивом этого периода.

Из всех разрушительных технологий, которые оставили заметный след в истории, наиболее значительным было развитие атомной технологии. Как известно, создание атомной бомбы являлось глобальной целью как для немцев, так и для американцев, которые активно привлекали лучшие силы физики, неограниченно финансировали этот проект, и в итоге создали атомную бомбу значительно раньше, чем остальные.

Прорыв произошел в 1942 г., когда Энрико Ферми впервые произвел управляемую цепную реакцию. К 1945-ому году была создана рабочая модель атомной бомбы, а в июне того же года она была испытана американцами. На практике атомную бомбу опробовали 6 и 9 августа 1945 года в Хиросиме и Нагасаки.

Советский Союз сумел создать свое атомное оружие к 1949-ому году, но первым в 1953 году испытал водородную бомбу.

Само по себе атомное оружие неупотребимо без средств его доставки к месту использования. Не в последнюю очередь по этой причине стали активно развиваться ракетные технологии, увенчавшиеся запуском первого спутника в 1957-ом, полетом человека в космос в 1961-ом и, наконец, в 1969-ом году – высадкой людей на Луну. Существует масса теорий о том, была ли действительно проведена высадка или нет, не является ли это очередной исторической мистификацией. Но будем придерживаться традиционных версий.

Еще в начале 1940-х годов группа немецких инженеров под руководством Вернера фон Брауна разработала и создала ракеты «Фау-1» и «Фау-2» (V-1 и V-2), которые достаточно активно использовались для обстрела английских территорий и нанесли существенный ущерб, но помочь победить уже не смогли. Война была проиграна на других фронтах и другими средствами. Однако история эта имела продолжение, поскольку большая часть технологий и сами разработчики технологий были пленены американцами и продолжили исследования в области ракетных технологий.

Что в это время происходило в СССР? Первое научно-техническое бюро по разработке ракет было создано в начале 30-х годов, и в 1933 г. была запущена экспериментальная ракета. После войны исследования в ракетной области интенсифицировались. Изначально были выработаны две разные стратегии. Американская стратегия для доставки ядерного оружия больше полагалась на использование самолетов дальнего действия, базировавшихся на авианосцах. Советская стратегия предполагала активное использование межконтинентальных баллистических ракет. Их создание и апробирование стали основой советской ракетной программы. Плюс к этому советская ракетная программа, равно как и американская, шла на опережение в запуске спутников и в запуске человека в космос.

Разрыв в скорости осуществления космических программ в СССР и США был всего лишь в полгода–год. Советский Союз запустил человека в космос 12 апреля 1961 года. После этого у американцев возник большой вопрос – что делать, ведь национальный престиж надо поднимать? Опять же, для космической программы это был хороший повод запросить дополнительное финансирование у Конгресса и у американского правительства.

В результате появилась идея о том, что раз Советский Союз первым запустил человека в открытый космос, то США должны первыми высадить человека на Луну. Кеннеди сформулировал это так: до конца десятилетия США должны высадить человека на Луну. В этот момент началась «лунная гонка». С этого момента и Советский Союз, и США развивали программу пилотируемой космонавтики с основной целью – в итоге высадить человека на Луну.

Как советская, так и американская программы запуска человека на Луну были крайне дорогостоящими, и каждый проект сопровождался массой неудобств. Ракеты постоянно взрывались; спутники, предназначенные для исследования Луны, в первые годы вообще пролетали мимо нее за десятки тысяч километров, но в итоге к концу 60-х годов был накоплен определенный запас как технологических, так и научных ресурсов, чтобы правильно запускать искусственный небесные тела к Луне.

И в 1969 г. американцы все-таки опередили нас в запуске человека на Луну. В этом году 16 июля вылетел, а 21 июля прилунился первый земной аппарат с людьми на борту. После того как была совершена первая высадка на Луну, американцы провели еще несколько высадок, но в итоге лунную программу закрыли. Во-первых, из-за отсутствия практической пользы, а во-вторых, из-за дороговизны. Советская программа пилотируемой космонавтики была переориентирована с подготовки к высадке человека на Луну на более приземленные исследования.

Помимо ракетных исследований, другой сквозной темой эпохи было познание человека: познание его биологической структуры и внутренней сущности. После открытия пенициллина следующим глобальным событием в области биологии и физиологии было открытие формулы ДНК в 1953 году. Это означало приближение к раскрытию тайн человеческой наследственности и устройства передачи генетической информации.

Более прикладным открытием было изобретение в 1951 г. в США системы искусственного дыхания. Это было одним из ключевых изобретений в современной медицине, потому что оно в перспективе позволило перейти к операциям на сердце с отключением сердца и с долгосрочной поддержкой жизнедеятельности организма и, в конце концов, к операциям по пересадке сердца.

В 1954 г. в США была изобретена вакцина против полиомиелита – так называемая «мертвая» вакцина. Полиомиелит был в те времена одной из самых тяжелых болезней, поскольку если чума или холера уносили жизни жителей диких стран, то полиомиелит присутствовал везде, а его последствия очень тяжелы (кто не умирает, тот остается инвалидом на всю жизнь). Первая такого рода вакцина была прорывом в борьбе с этой болезнью.

Также в этот период человечество значительно продвинулось вперед в лечении сердечных болезней: начали проводиться операции на сердце, потом – продвинутые операции на сердце, и, наконец, в 1967 г. в Южной Африке доктор Кристиан Барнард впервые пересадил человеку сердце.

Период 1940–60 гг. оказался своего рода подготовительным периодом к компьютерной революции. В 1946 г. был изобретен американский компьютер ENEA – огромная машина, занимавшая несколько больших комнат, которой для решения задачи типа 2х2 требовалось около трех часов. Советский аналог был создан тоже в конце сороковых годов. После этого продолжался период накопления технологий.

Изобретение транзистора в 1958 г., изобретение полупроводника в тот же период, и вообще глобальное развитие электроники и появление интегрированных систем и плат, позволило уже в 1970-е годы перейти к созданию более мощных и более продвинутых компьютеров.

В рассматриваемый период бурно расцвела физика. Причем советская школа в этот период просто блистала. Одним из ключевых было изобретение в 1960 г. лазера. Нобелевская премия за него была получена позже и поделена между нашими и американскими учеными.

А что происходило в это время на глобальном экономико-политическом уровне? Шла «холодная война» – это термин, который был впервые употреблен в 1946 г. Черчиллем в его знаменитой речи, в которой он объявил, что железный занавес опускается между свободным миром и территорией, завоеванной коммунистами, и идет холодная война не на жизнь, а на смерть за судьбу западных цивилизаций и демократии. И в самом деле, в эти годы было достаточно много войн, но не глобальных – спасибо ядерному оружию. Оно оказалось достаточно сильным сдерживающим фактором. В отличие от автомата Калашникова – любимого изобретения этого периода, от которого погибли десятки миллионов людей, – от межконтинентальных баллистических ракет не погиб никто, кроме участников испытаний и аварий.

А вот мелких стычек было достаточно много. Из ключевых можно вспомнить блокаду Берлина в 1948 г., когда Берлин по соглашению между союзниками оказался отрезанным от территории Западной Германии, и поэтому Советский Союз смог его легко заблокировать. До середины 1949 г. город держали в осаде, не пускали туда грузовики с продовольствием, саботировали системы коммунального хозяйства, парализовали транспорт. В итоге Англия с Америкой провели так называемую «Берлинскую операцию» – сбросили необходимое при помощи самолетов на территорию Берлина. В прошлом году отмечался пятидесятилетний юбилей этого события, и воспоминания были самыми теплыми: как обхитрили Советский Союз неэкономическими методами! Советский Союз продержал блокаду год, а на большее уже просто не хватило терпения.

Из других крупных конфликтов можно вспомнить Корейскую войну, когда с 1950 по 1953 гг. северные корейцы при поддержке Советского Союза и Китая вторглись на территорию Южной Кореи и прошли почти до южной границы. После чего в Южной Корее высадились американские войска под руководством генерала Макартура и продвинулись почти до самого севера Кореи. Потом через речку Ялу перешло большое количество китайских добровольцев, которые загнали американцев обратно примерно в середину территории Кореи, где они и сидели с конца 1951 г. до начала 1953 г., когда было подписано перемирие. Мир не заключен до сих пор: северные и южные корейцы пребывают в состоянии войны, и регулярно происходят различные провокации.

Чем была характерна Корейская война? Впервые за каждой из сторон стояли великие державы, – по своей сути это была опосредованная война между Советским Союзом и США. Тогда впервые обыгрывались идеи использования ядерного оружия. Американцы собирались сбросить ракету на Северную Корею для достижения победы. Но в итоге было решено, что игра не стоит свеч, поскольку последствия могут быть гораздо хуже, чем просто ругань в адрес США со стороны Советского Союза и Китая.

В 1961 г. произошел Берлинский кризис, когда в Берлине на разделительных линиях стояли друг напротив друга в заведенном состоянии американские и советские танки, и только ждали отмашки для начала боевых действий. После этого правительство социалистической Германии приняло решение построить Берлинскую стену, которая простояла до 1990 года. Это было достаточно совершенное изобретение в области защиты границ – там, например, впервые активно использовались самострелы для того, чтобы люди самовольно не перебегали из светлого будущего в темное прошлое.

Следующим крупным конфликтом между «свободным миром» и «империей зла» – термин «империя зла» был употреблен в 1982 г. президентом Рейганом – был Карибский кризис, когда в течение нескольких дней мир балансировал на грани ядерной войны. Этот кризис, как ни парадоксально, привел к улучшению связи между советским и американским руководством. Кроме того, начали подписывать разного рода договоры об ограничениях как испытаний, так и хранимого количества ядерного оружия. Производились первые попытки введения ограничений в области вооружений, правда, достаточно безуспешные, потому что Советский Союз и США временами, конечно, боролись за мир, но и свои интересы продвигали.

После окончания Второй Мировой войны началась эпоха предоставления независимости бывшим колониям. В 1946 г. получила независимость Бирма.

В 1947 г. предоставили независимость Индии – ее поделили на Индию и Пакистан, которые начали между собой воевать за территорию и население. Пакистан был создан на территории с преимущественно мусульманским населением, а Индия – с преимущественно индуистским. В результате во время первой войны погибло порядка миллиона человек. Самое интересное, что обе армии воевали под руководством английских офицеров, натренированы были все теми же англичанами, и поэтому воевали на высшем уровне – свои против своих.

1961 год ознаменовался массовым освобождением африканских стран. Надо отметить, что это было вызвано не столько борьбой стран за независимость, сколько доброй волей колонизаторов, которым просто надоело нести пресловутое «бремя белых». Также здесь сыграли роль рассуждения о правах человека и соответствующая конвенция ООН. Последние колонии были ликвидированы в начале 80-х годов. Однако большинство стран освободилось именно в период 1945–65 годов. Причем с этого периода начался и массовый спад валового национального продукта, дегенерация в развитии новых независимых стран – «за что боролись, на то и напоролись»...

Другим масштабным процессом были перманентные конфликты на ближнем Востоке. Начиная с 1948 г., когда появилось государство Израиль, арабские страны оказались в жестком конфликте с ним. В рассматриваемый период прошло три крупных войны: война за независимость, война 1956 г. и «шестидневная война» 1967 года.

Можно сказать, что в это время происходил своего рода передел мира. Достаточно спокойно в этот период было только в Латинской Америке.


33-chislo-inostrannih-studentov-po-stranam-ochnoj-formi-obucheniya-naimenovanie-programmi-magistraturi-iili-aspiranturi.html
33-dejstviya-posle-uspeshnogo-dopuska-dissertacii-k-zashite-pamyatka-soiskatelyu-uchenoj-stepeni-kandidata-nauk.html
33-diffuziya-gazov-s-i-kuznecov-molekulyarnaya-fizika.html
33-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
33-dovuzovskaya-podgotovka-otche-t-po-samoobsledovaniyu-siktivkarskogo-filiala.html
33-effekti-realizacii-napravleniya-doklad-o-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursa-na-luchshee-sochinenie-glavnie-vibori-strani.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gazeta-moskva-n014-2912009-piskunova-sofya-russkie-mashini-zabuksovali-v-dolgah.html
  • klass.bystrickaya.ru/500---dppr00-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-cpecialnost.html
  • abstract.bystrickaya.ru/27-shema-zvezda-formulirovka-trebovanij-k-razrabativaemomu-processu-35-2-aktivaciya-standartnih-info-obektov-sap-bw-37.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-dolg-rossii.html
  • credit.bystrickaya.ru/pochtovij-i-yuridicheskij-adres-uchrezhdeniya-614077-permskij-kraj-gorod-perm-ulica-krupskoj-80.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervaya-zheleznaya-zvezda-glava-vtoraya-epsilon-tukana.html
  • credit.bystrickaya.ru/on-yavizhu-vi-chitaete-voprosi-bez-otvetov-ona-da-chudesnaya-kniga-vi-chitali.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasshirenie-es-i-vzaimootnoshenie-s-rossiej-chast-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-seminara-stranica-19.html
  • write.bystrickaya.ru/flober-g-gospozha-bovari-provincialnie-nravi-stranica-7.html
  • books.bystrickaya.ru/bratya-nashi-menshie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obekt-prestupleniya-5.html
  • college.bystrickaya.ru/13-trebovaniya-k-predlozheniyam-o-cene-kontrakta-rekonstrukciya-kompleksa-obektov-biofabriki-dlya-obespecheniya-trebovanij.html
  • report.bystrickaya.ru/i-vserossijskaya-studencheskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-tehnologii-servisa-teoriya-i-praktika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/andersen-h-snezhnaya-koroleva-gadkij-utyonok.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-kulinarnim-privetom-novie-izvestiya-ogandzhanyan-shagen-27012005-13-str-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tainstvo-prichastiya-prognozno-analiticheskij-centr.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzhizni-kazhdogo-iz-vas-nastupaet-otvetstvennij-moment-vibora-budushej-professii-kotoroj-hochetsya-posvyatit-svoyu-deyatelnost-ihochetsya-bit-uverennim-chto-ona-pr-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sushnost-i-istoricheskij-opit-fizkulturnogo-obrazovaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-sisteme-podgotovki-kadrov-v-sportivnom-turizme-rossijskoj-federacii-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-fizicheskaya-kultura-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-municipalnogo-avtonomnogo-doshkolnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-den-7-dekabrya-2007-g-programma-1-den-6-dekabrya-200.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/ya-bi-razdelil-neskolko-platform-vo-pervih-obshenacionalnaya-rossiya-ili-sssr-nasha-strana-i-mi-ee-budem-zashishat-vsemi-silami-i-ot-fashistov-i-ot-demok-stranica-7.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-na-temu-otnoshenie-bogoizbrannogo-naroda-k-moiseevu-zakonu-v-posleplennij-period.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-4-politicheskie-rezhimi-kurs-lekcij-dlya-studentov-zaochnogo-i-ochno-zaochnogo-obrazovaniya-rpk-politehnik.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-tretya-dyorsli-uezzhayut-kakie-novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhemchuzhinki-slez-i-verite-v-to-chto-rozhdenie-vashego-malisha-mozhet-bit-odnim-iz-samih-prekrasnih-i-schastlivih-sobitij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-mire-kak-predstavlenii-kniga-pervaya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-10-na-kakoj-iz-perechislennih-territorij-srednyaya-plotnost-naseleniya-naibolshaya-1-aravijskij-poluostrov-2-ostrov-islandiya-3-skandinavskij-poluostrov-4-poluostrov-indostan-a-11.html
  • klass.bystrickaya.ru/aa-kulikova-ai-yushko-sbornik-nauchnih-statej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-specialnost-061100-menedzhment-organizacii-080507-65-po-okso-specializacii-investicionnij-menedzhment-moskva-2010-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modernizaciya-ekonomiki-i-ustojchivoe-razvitie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-dlya-sdachi-kandidatskogo-ekzamena-po-filosofii-bryansk-2003-32-s-filosofiya-prava-gegelya-1770-1831.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.