.RU

2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в ХП1-Х1У вв



2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в ХП1-Х1У вв.

^ Объясните, в чем заключались основные различия

Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при кня­зе Юрии Долгоруком (1125-1157). Его массовое заселение происходи­ло в Х1-ХП вв. Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Власть оказалась сосредоточена в руках князя. Бояре превратились в послушных исполнителей его во­ли. Поэтому владимиро-суздальские князья были значительно свобод­нее в своих решениях и опирались на лично преданных им княжеских слуг. Они стремились к единодержавию. Неслучайно эти князья попы­тались начать объединение земель — именно авторитарный тип вла­сти подходил для решения этой задачи. В недалеком будущем Влади­миро-Суздальское княжество станет центром объединения русских земель в единое Российское государство.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из са­мых богатых и влиятельных.

Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского вече. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так назы­ваемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные бо­ярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архи­мандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководите­ля. Такой порядок сложился после 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода. Новгород, таким образом, был аристо­кратической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.

^ 3. Работа с источником


Тексты и ответы к третьему заданию

Отрывки из исторических источников, работ историков и за­дания к ним включаются в качестве третьего вопроса в экзаме­национные билеты непосредственно перед экзаменом.

^ 1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это опреде­лили.

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими ро­дами... И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горб, где ныне подъём Бо-ричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И по­строили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доны­не в Киеве».

Это отрывок из знаменитой «Повести временных лет» — обще­русского летописного свода, появившегося в Киеве в начале XII в. Именно эта летопись дает подробную картину расселения восточных славян в УШ-1Х вв.: «Поляне же жили в те времена...». Известно, что под 862 г. эта летопись упоминает об основании города Киева тремя легендарными братьями. В исторической науке принято счи­тать, что основатели Киева— поляне.

^ 2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба вой­ска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на за­мёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он по­крылся кровью.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воз­духу, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду... и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

В отрывке из летописи речь идет о битве между рыцарями Ли­вонского ордена и войском новгородского князя Александра Нев­ского, состоявшейся 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Она вошла в историю как Ледовое побоище. Слово «лед» несколько раз упоминается в этом отрывке: «лед на замерзшем озере подломился», «и не видно было льда», «7 верст по льду»... В ожесточенном сражении немцы-рыцари были разгромлены. Более десяти лет по­сле этой битвы Ливонский орден не решался напасть на Русские земли.

^ 3. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о ка­ком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это-определили.

«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Не-прядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских... И вознёс Бог нашего князя за по­беду над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно за­стонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья... бе­гите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде... Видя это и прочие... от мала до велика броси­лись в бегство...»

В данном отрывке из летописной повести идет речь о Куликов­ской битве, которая состоялась 8 сентября 13.80 г. Об этом говорит прежде всего упоминание места битвы — за Доном вблизи впадения, в него реки Непрядвы. Рассказ о Мамае — темнике хана, мечтавшем о восстановлении былого могущества Орды, о бегстве ордынцев, раз­мах сражения, — все свидетельствует о том, что это Куликовская битва. Наконец, слова: «И вознес Бог нашего князя за победу над иноплеменниками» — подтверждают известный факт, что князь Дмитрий Донской, руководивший битвой, был канонизирован Рус­ской православной церковью.

^ 4. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажи­те, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основа­нии чего вы это определили.

«Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю...»

Н.М. Карамзин рассказывает о преподобном Сергии Радонеж­ском (ок. 1312-1392) основателе Троицкой обители (Троце-Сергиева лавра). Аскет, человек твердых религиозных убеждений и правил, Сергий своим благочестивым поведением утверждал новый тип церковного деятеля-подвижника, имел высокий духов­ный авторитет. По преданию, прежде чем решиться на борьбу с Ордой, князь Дмитрий Донской посетил Троицу, чтобы получить благословение Сергия. Сергий благословил воинов на победу и дал князю двух иноков (то есть монахов) — Александра Пересве­та и Ослябю.

615. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском го­сударстве и укажите, с именем какого государя связано описы­ваемое событие. Объясните, на основании чего вы это определи­ли.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, госу­дарю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имуще­ство без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе оприч­нину...»

В данном отрывке речь идет об учреждении опричнины, которая неразрывно связана с царем Иваном IV Грозным (1530-1584): «...а учинить ему на своем государстве себе опричнину» (от слова «оп-ричь» — вне, кроме). Существование опричнины относится к 1565— 1572 гг. Известно, что в начале Ливонской войны (1558) царь разо­рвал отношения с членами Избранной рады, считал их изменниками, покушавшимися на истинное «самовладство», казнил их нещадно вместе с родственниками. Об опалах и казнях говорится и в данном отрывке из записок иностранца. Борьбу с изменниками-боярами счи­тают одной из причин введения опричнины.

^ 6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» - так крича­ли на вече бояре и их сторонники».

В данном отрывке из исторического источника говорится о собы­тиях, связанных с присоединением к Московскому государству Нов­городской республики (1471-1477). Новгород, расположенный меж­ду Московским и Ливонским государством, делал выбор — Литва или Москва? Новгородцев, особенно бояр, привлекало то, что в Лит­ве отношения между государем и подданными строились на дого­ворных началах. Призывы идти за короля Литовского Казимира IV не раз звучали в указанные годы.

В январе 1478 г. переговоры с Иваном III закончились полной ка­питуляцией Новгорода. Новгородская автономия была упразднена.

^ 7. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это опреде­лили.

«...Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. ...Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый...»

В отрывке из летописи рассказывается об отъезде царя Ивана IV Грозного из Москвы в Александровскую слободу в конце 1564 г. Именно из Слободы царь отправил в Москву в январе 1565 г. две царские грамоты. В первой царь объявлял о том, что оставил госу­дарство из-за насилия и измен бояр. В другой грамоте царь объяснял свой поступок москвичам. Это событие непосредственно связано с учреждением опричнины, об этом говорится в документе: «...Царь повелел учинить ему на своем государстве двор особый...».

^ 8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это из­вестие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простона­родье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

В отрывке из исторического источника речь идет о начале Смутного времени (Смуты) в Российском государстве,, которое датируется концом XVI — началом XVII в. Смута началась авантюрой Лжедмитрия I, о ко­торой и идет речь в данном отрывке. В конце 1604 г. Лжедмитрий с не­большим отрядом пересек границы Московского государства: «После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля...».

Говорится в отрывке и о царевиче Дмитрии, чье имя присвоил себе самозванец, и о том, как воспринимала страна чудесное воскре­шение царевича. Смерть 13 апреля 1605 г. Бориса Годунова помогла самозванцу в июне 1605 г. вступить в Москву.

^ 9. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основа­нии чего вы это определили.

«...Борис Годунов... начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение... а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государ-ствр не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не за­хотели ему служить, а отложились от Московского государства...»

События, описываемые в отрывке из документа, относятся к кон­цу XVI — началу XVII в. — Смутному времени в истории Россий­ского государства, которое еще называют первой гражданской вой­ной в истории России. Об этом свидетельствуют перечисленные в отрывке имена и их оценка автором документа: царь Борис Годунов и оценка его деятельности («начал делать многие неправды»); самозванец Лжедмитрий I («вор Гришка Отрепьев-разстрига»); царь Ва­силий Шуйский, не пользовавшийся поддержкой («не захотели ему служить, а отложились от Московского государства»).

^ 10. Прочтите отрывок из документа, изданного в царствова­ние Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благо­родным подтверждается право покупать деревни. Благородным под­тверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вот­чинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».

Это отрывок из Жалованной грамоты дворянству (1785), полное название которой — «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Она повторяла привилегии, которыми издавна пользовалось дворянство, а также закрепляла за ним наименование «благородного дворянства» (это наименование несколько раз звучит в приведенном отрывке), освобожденного от телесных наказаний, расширяла права дворян на самоуправление и предоставляла им возможность влиять на местную администрацию.

^ 11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите им­ператора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназна­чение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблю­щимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские органи­зации внутри страны... возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозмож­ность далее скрывать от себя собственное бессилие - всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, -решительностью и твёрдостью в своих действиях — Аракчееву».

В данном отрывке речь идет об императоре Александре I (1777-1825), внуке Екатерины Великой. Известно, что в начале своего цар­ствования император, воспитанный на идеях Просвещения, говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, о просвещении на­рода, поощрял деятельность ММ. Сперанского... Однако во второй половине царствования, особенно к 1820 г., восторжествовал реак­ционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. Этому способ­ствовали не только личные особенности Александра I (осторож­ность, нерешительность, двуличие), но и консервативно настроенное общество, под давлением которого царю не раз приходилось отсту­пать.

^ 12. Прочтите отрывок из исторического источника и укажи­те, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших сове­щаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные ; сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину | холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали,

•' отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Нико-

• лая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были

• уверены, что дела останутся в том же положении».

; Описываемые в документе события происходили в начале декаб­ря 1825 г. в Санкт-Петербурге. 27 ноября в Петербург пришла весть о кончине Александра I в Таганроге. Войска, правительственные уч­реждения и население присягнули Константину (акт об отречении Константина хранился в тайне). Однако Константин, не принимая престола, не желал и отрекаться от него. Возникло междуцарствие, В отрывке из документа и описываются ежедневные совещания членов Северного общества у Рылеева, где обсуждались и разрабатывались различные варианты выступления — в зависимости от того, отречет­ся или не отречется Константин и будет ли «переприсяга».

^ 13. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенат­ской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «це­ною крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он : пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император , осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, не-

• достатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

В отрывке из сочинения историка идет речь об императоре Николае I (1825-1855), брате Александра I. Именно его царствование на­чалось с подавления восстания декабристов. Известно, что восстание произвело сильное впечатление на Николая. Поэтому он сам высту­пал в роли следователя, чтобы понять истоки и причины заговора. Более того, Свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России с основными положениями их планов и проектов всегда находился в кабинете Николая I.

^ 14. Прочтите отрывок из исторического источника и укажи­те, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые собы­тия. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприяте­лем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд... Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покорить­ся необходимости...»

Описываемые события произошли в ходе Крымской войны (1853-1856). Одним из главных моментов этой войны была оборона Севастополя, о которой и идет речь в данном отрывке. В интересах этой обороны были потоплены старые корабли: «они временно пре­градят вход на рейд...». Героическая оборона города продолжалась 11 месяцев.

^ 15. Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это

определили.

«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет по­давляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных вой­ной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, кото­рого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, - таким миром прави­тельство считает немедленный мир без аннексий... и без контрибуций».

В отрывке из документа идет речь о Декрете о мире, принятом на II Всероссийском съезде Советов в ночь на 27 октября 1917 г. Декрет объявлял о выходе России из «империалистической войны». Его са­мое известное положение — «немедленный мир без аннексий... и без контрибуций». Призывал народы и правительства государств-участников Первой мировой войны начать переговоры о справедли­вом демократическом мире без аннексий и контрибуций.

^ 16. Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите на­звание политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности...»

В отрывке из декрета Совнаркома говорится о новой экономической политике (принята на X съезде РКП(б) в 1921 г.). Об этом свидетельст­вуют разрешение свободного обмена, покупки и продажи оставшихся у населения после выполнения натурального налога (нэп заменил прод­разверстку продналогом) продуктов сельского хозяйства, а также право обмена, покупки и сбыта кустарной и мелкой промышленности.

^ 17. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так про­сто придёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»... В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жере­бёнка...»

В отрывке из воспоминаний говорится о коллективизации в СССР, то есть массовом создании коллективных хозяйств (колхозов) в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Эта политика сопровождалась уничтожением единоличных хозяйств (о чем и идет речь в отрывке), проводилась насильственными методами: «В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный...». Коллективизация нанесла огромный урон крестьянству, в корне изменила традиционный уклад жизни основного населения России.

^ 18. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и ука­жите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь бы­ла охвачена энтузиазмом...»

В отрывке из воспоминаний идет речь об индустриализации, то есть создании крупного машинного производства, развитой про­мышленности. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще во второй половине XIX в. В 1930-е гг., о которых идет речь в от­рывке (именно к этому времени относятся перечисленные стройки), индустриализация проводилась форсированными темпами. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды со­временной промышленной продукции.

^ 19. Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые со­бытия. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...К середняку применили политику, направленную против кулака... Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Поста­новляем одно, а на деле проводим другое. ...В силу массового примене­ния репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски унич­тожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока ещё основными ис­точниками снабжения индустриальных центров».

Описываемые в письме события происходили в годы сплошной коллективизации, которая началась в 1929 г. Параллельно коллекти­визации шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. По данным историков, зажиточных хозяйств накануне кол­лективизации было около 3%; раскулачиванию же подлежали в не­которых районах до 10-15% единоличных хозяйств. Ответом стали массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление, о чем говорится в письме. Государству пришлось временно отступить, но уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился.

20. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жуко­ва и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основа­нии чего вы это определили.

«...Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела наша армия после технической реконструкции, проведённой в предво­енные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовую современную армию... Были построены десятки и сотни обо­ронных предприятий».

В отрывке из воспоминаний маршала Г.К. Жукова речь идет о по­литике ускоренной модернизации страны, о «великом переломе» (Ста­лин) — ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу. Акцент делался на развитие самых передовых в ту эпоху от­раслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, ма­шиностроения, то есть основы современного военно-промышленного комплекса. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Все это позволило накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой во­енно-промышленный комплекс, продукция которого превосходила лучшие мировые образцы. Как пишет Г.К. Жуков, армия «преврати­лась из технически отсталой в передовую современную армию».

^ 21. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокос­совского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили.

«В кольце... оказалось двадцать две дивизии... Фашистское коман­дование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько меся­цев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на пол­ное уничтожение... Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безо­ружные, подавленные».

В отрывке из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского речь идет об одном из главных событий Великой Отечественной и Второй миро­вой войны — разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом (19 ноября 1942 - 2 февраля 1943). Именно эта битва положила начало Коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Известно, что были окружены 22 немецкие дивизии, а в плену оказались 24 гене­рала во главе с фельдмаршалом Паулюсом, о чем и говорится в на­стоящем отрывке. Такого разгрома армия Гитлера еще не знала.

22. ^ Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их ав­тора. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущен­ные в период культа личности... ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормо­зом для движения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».

Это отрывок из воспоминаний Н.С. Хрущева, первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР (1953-1964). В феврале 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина. По отзывам совре­менников, «это был мужественный шаг мужественного человека»: Хрущев привел факты прямой ответственности Сталина за террор и репрессии, осудил их как нарушение социалистической законности, призвал к преодолению их последствий. Десталинизация встретила мощное сопротивление консерваторов. Именно об этом и вспомина­ет Н.С. Хрущев.

23. ^ Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее авто­ра. Объясните, на основании чего вы ее определили.

«Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. На­ступила невесомость - то самое состояние, о котором ещё в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полёт. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им со­общат о моём полёте», - подумалось мне... В 10 часов 35 минут «Вос­ток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле...»

Это отрывок из книги Ю.А. Гагарина, 12 апреля 1961 г. совер­шившего первый в истории человечества полет в космос на космиче­ском корабле «Восток». Об этом свидетельствуют следующие слова космонавта: «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сооб­щат о моём полёте...». Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 ми­нут и в 10 часов 35 минут благополучно опустился в заданном рай­оне.

24. ^ Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы ее оп­ределили.

«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся си­туации с образованием Содружества независимых государств прекра­щаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это ре­шение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».

Это отрывок из выступления по телевидению Президента СССР М.С. Горбачева 25 декабря 1991 г. о сложении своих полномочий. Об этом говорит упоминание об образовании Содружества независимых государств (21 декабря 1991 г.) — без каких-либо совместных законодательных, исполнительных или судебных органов. СССР пе­рестал существовать, поэтому Горбачев как первый Президент СССР вынужден был сложить свои полномочия — «по принципиальным соображениям»: выступая за суверенитет республик, он одновремен­но считал необходимым «сохранение союзного государства, целост­ности страны».

25. ^ Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ель­цина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифици­ровать действия его организаторов как государственный переворот, яв­ляющийся не чем иным, как государственным преступлением».

Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина был подписан 19 августа 1991 г. в связи с действиями так называемого Государственного ко­митета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который попытался захватить власть в стране, объявив действующего Президента СССР недееспособным. Эти события вошли в историю России как попытка государственного переворота, о чем и говорится в указе Ельцина.





15-02-12-36-325-otvetil-na-nekotorie-voprosi-po-primeneniyu-na-praktike-dannogo-dokumenta.html
15-14630-perechen-zakupaemih-uslug-po-poverke-izmeritelnih-priborov-dlya-almatinskogo-centra-as-uvd-sposobom.html
15-16-sentyabrya-v-sfu-projdet-mezhdunarodnaya-konferenciya-po-ispanistike-ispanskij-yazik-v-obrazovanii-nauke-i-biznese-v-sovremennom-globalnom-mire.html
15-21042011-gs-15-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
15-adres-kompyutera-v-seti-vvedenie-v-internet.html
15-analiz-proizvoditelnosti-truda-i-oplati-truda-kursovaya-rabota-po-discipline-afhd.html
  • school.bystrickaya.ru/8-pravaya-i-levaya-storona-osoznaniya-kniga-dar-orla.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/41-dogovori-posrednichestva-v-ved-dogovor-porucheniya-dogovor-komissii-agentskij-dogovor.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vklyuchenie-v-prepodavanie-uchebnih-predmetov-novogo-soderzhaniya-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/nomenklatura-vipuskaemoj-produkcii-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-slushatelej-programmi-mva-master-delovogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sagi-geroicheskie-saga-o-kuhuline.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referatov-prakticheskij-finansovij-menedzhment-novie-metodi-dlya-mestnogo-pravitelstva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-provedeniya-studencheskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-molodyozh-v-nauke.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-chelovecheskoe-razvitie-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavrov-avtor-e-n-kobzar-ekobzarhse-ru.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/licenzionnie-prava-na-ispolzovanie-produkta-microsoft-russkij-yanvar-2009-stranica-8.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referatov-po-discipline-operacionnie-sistemi.html
  • bystrickaya.ru/vidi-podhodov-v-associanizme.html
  • klass.bystrickaya.ru/4sistema-elektronnih-tablic-microsoft-excel-kompyuternoe-deloproizvodstvo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zagryaznenie-atmosferi-i-vodi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-030600-tehnologiya-i-predprinimatelstvo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-pravovie-aspekti-regulirovaniya-reklamnoj-deyatelnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-yu-adamenko-zam-generalnogo-direktora-ooo-sibagro-k-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-grazhdanskoe-pravo-na-temu-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-dogovora-perevozok-rk.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajni-prostranstva-vremeni-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema8-organizaciya-i-poryadok-ucheta-operacij-s-inostrannoj-valyutoj-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • university.bystrickaya.ru/give-the-english-equivalents.html
  • abstract.bystrickaya.ru/21-37-esli-ukradet-kto-nibud-bika-ili-ovcu-i-zarezhet-ili-prodast-to-stoimost-pyati-bikov-dolzhen-on-zaplatit-za-bika-i-stoimost-chetireh-ovec-za-ovcu-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornoe-zanyatie-izmerenie-geometricheskih-parametrov-frezprakticheskie-zanyatiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tulikov-av-rossijskij-komitet-programmi-yunesko-informaciya-dlya-vseh-byuro-yunesko-v-moskve.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektu-po-kursu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/28-abaj-atindai-zhalpi-orta-blm-beretn-mektept-direktordi-trbie-s-zhnndeg-orinbasari-ahmetova-batigl-dalabaevna-2015-2016-ou-zhilina-arnalan.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-i-s-sominskij-metod-matematicheskoj-indukcii-m-1952.html
  • literatura.bystrickaya.ru/smazki-konsistentnie-testi-otrabotavshego-masla-46-motornie-masla-petro-canada-dlya-benzinovih-dvigatelej-48.html
  • essay.bystrickaya.ru/boris-vladimirovich-zahoder-seraya-zvezdochka.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukranska-pravoslavna-cerkva-na-donechchin-obshaya-istoriya-pravoslavnih-cerkvej-avtokefalnie-pravoslavnie-cerkvi.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-i-perspektivi-estestvennih-rodov-zdorovij-obraz-zhizni-isbn-5-88782-005-5.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predsedatel-schetnoj-palati-respubliki-tatarstan.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtomobilnie-generatori-peremennogo-toka.html
  • crib.bystrickaya.ru/ierusalim-bilo-podvizhnim-i-v-raznoe-vremya-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-obshie-polozheniya-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-26-727-18-iyulya-2011-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-feerii-a-grina-alie-parusa-celi-1-ocenit-v-hode-issledovatelskoj-gruppovoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.