.RU

2. Структура и содержание школьной научной работы - Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ Издательство


^ 2. Структура и содержание школьной научной работы 2. 1. Категории научного текста
Категориями научного текста являются его тема, идея, цель, задачи, композиция и методология. Если большинство этих категорий представляется в тексте работы, то определение темы и идеи научного труда происходит в дотекстовой фазе работы.

Любая научная деятельность начинается с определения темы работы. Тема, наряду с идеей, целью, задачами, методологией и композицией, является обязательной категорией научного текста. Тему принято понимать как обобщенное представление основного содержания работы. Поэтому громоздкие формулировки темы свидетельствуют о ее неопределенности, неконкретности, неясности самому автору. Тема всегда соотносится с той или иной научной проблемой, то есть каким-либо сложным научным вопросом или комплексом вопросов, нуждающимся в осмыслении.

При формулировании темы работы особенно важно избегать ряда типичных ошибок. Во-первых, тема не должна быть уже или шире фактического содержания текста. Например, если автор выносит в тему работы изучение жаргонизмов в речи школьников, то анализ языковых фактов, изъятых из СМИ или иных источников выходит за рамки темы. Во-вторых, в формулировке темы должно быть отражено только то содержание, которое в действительности представлено в работе. Так, тема работы, в которой заявлен, например, «анализ семантики и функционирования прилагательных цвета», обязывает автора к реализации в работе каждого из указанных аспектов анализа. В последнее время наблюдается тенденция к безответственному употреблению в формулировках темы школьного исследования научной терминологии, в которой учащиеся и их руководители ориентируются слабо. В силу этого неспособность реализовать заявленное является одной из наиболее частых причин несоответствия работы теме. В-третьих, при формулировании темы важно отражать только основную, а не вторичную часть содержания работы. Тема должна быть сформулирована коротко и ёмко, не содержать факультативной информации. В-четвертых, не имеют научной ценности формулировки тем, не отражающие какой-либо научной проблемы: «Бажов – мастер художественного слова», «Тургенев – новатор языка» и пр. Кроме того, следует помнить, что формулировка темы грамматически не является предложением, в ней не может быть сказуемого. По этой же причине после формулировки темы, а также после заголовков, расположенных в отдельной строке, не ставятся знаки конца предложения.

От темы научной работы следует отличать ее идею. Именно в идее отражается основное представлении автора об изучаемой проблеме. Таким образом, идея – это ключевой объект научного размышления. Ее представлению и оценке подчинен весь научный труд. Существенное различие между темой и идеей заключается в том, что первая сообщает адресату, чему посвящен текст, а вторая – для чего. В идее воплощается представление о научном замысле. Поэтому если тема определяет только содержание текста, то идея – и содержание, и цель, и композицию (состав и последовательность частей). Заметим, что, несмотря на содержательную близость темы и идеи, связь между этими категориями не абсолютна. Так, одна и та же идея может воплощаться сразу в нескольких работах, написанных на разные, но очень близкие темы. И наоборот – в рамках одной темы может быть развернуто несколько идей. Такое положение дел оставляет известную творческую свободу ученому. Взаимодействие темы и идеи проявляется в постановке цели и задач работы.

Опыт работы в составе предметного жюри городских научно-практических конференций школьников показывает, что неудачи при написании школьных научных работ часто связаны с неопределенностью самой цели работы, в то время как именно целью задаются особенности научного статуса работы. Слабое представление о цели и научном статусе собственного труда приводит к неизбежной сосредоточенности на сборе материала в ущерб его интерпретации, тогда как именно интерпретацией определяется ценность труда ученого. В этом отношении тем более несостоятельны работы, опирающиеся на материал, не собранный самостоятельно, а извлеченный из широко известных научно-учебных источников. Учителю, руководящему научной работой школьника, надлежит помнить, что пересказ не может и не должен быть основой ее содержания, поскольку это противоречит и принципам этикетных отношений в научной среде, и самим задачам науки как общественного явления. Такого рода этическая дезориентация учащихся, безусловно, обнаруживается и наказывается жюри конкурсов.

^ Цель, предлагаемая учащемуся руководителем, должна быть достижимой в рамках школьного научного труда. Так, в школьных работах вызывают недоумение цели, способные на долгое время определить деятельность серьёзных научных лабораторий – например, «выявить причины заимствований» или «произвести глубокий семантический анализ образов текста».

Итак, определение цели работы – первый и важнейший этап научного самоопределения школьника. При этом каковы бы ни были точные формулировки целей, все цели научных работ определяются одной из четырех интенций: либо описать те или иные факты и явления в их отношении к действительности, либо их исследовать (в отношении единиц языка – прежде всего изучить их семантику и / или функционирование), либо систематизировать (классифицировать и обобщить) научные знания, либо их репрезентовать (собрать и передать). В соответствии с каждой из этих целей определяется выбор научной стратегии, то есть принципов представления материала. Так, различают работы описательные, исследовательские, обзорные и реферативные.

^ Описательные работы предназначены для представления наблюдений, сделанных автором над материалом, собранным самостоятельно или извлеченным из сторонних источников. основная ценность таких работ состоит, во-первых, во введении в научный оборот новых массивов лингвистического материала, во-вторых, в определении круга новых научных проблем или фактов, нуждающихся в изучении (взрослые ученые часто сопровождают такие работы подзаголовком «К постановке вопроса» или «К проблеме»).

В отличие от описательных, исследовательские работы предполагают самостоятельный целевой сбор материала, самостоятельный выбор методики анализа и способов интерпретации его результатов. Их основная задача состоит не в ознакомлении адресата с теми или иными фактами и проблемами, а в их объяснении. Поэтому исследование – методически наиболее трудный вид научной деятельности. Исходя из сказанного, школьная научно-исследовательская работа тем успешнее, чем выше степень подробности анализа и интерпретации материала. Следовательно, не нужно вовлекать в школьный анализ большие информационные массивы или несколько видов материала одновременно: в рамках школьного исследования количество анализируемых единиц непременно отрицательно влияет на качестве самого анализа.

^ Обзорные работы предназначаются для обобщения сведений в той или иной научной области. Например, предметом обзорной работы может быть хронологическое или тематическое представление развития каких-либо научных направлений, идей, теорий либо обобщение научных достижений в разных, но взаимодействующих дисциплинах. Качественно выполненная обзорная работа обязательно отражает общность и различия существующих научных подходов, методов, гипотез по отношению к одним и тем же фактам. Ценность таких работ неоспорима: именно научные обзоры позволяют определить авторам учебников и пособий стратегии представления научно-учебного материала. В отношении развития научного сознания школьников опыт создания обзорной работы значительно нужнее, чем опыт работы над исследованием или описанием, поскольку в процессе создания обзора развиваются важнейшие научные навыки: дифференциации (разграничения), сопоставления, обобщения и компрессии (сжатия с выделением наиболее важного) информации.

^ Реферативные работы также имеют самостоятельную научную ценность: они позволяют комплексно представить научную проблему, передать некую сумму накопленных наукой знаний в той или иной области. Как и обзоры, рефераты становятся информационной основой учебной и научно-популярной литературы. Низкая оценка таких работ предметным жюри обычно связана не самим фактом реферативности (вторичности), а с ущербным пониманием и столь же ущербным воплощением принципов реферирования. Учителю, руководящему реферативной работой, надлежит помнить, что реферат не предполагает буквального воспроизведения источников. В основе реферирования лежит творческая деятельность, направленная не только на выявление основных мыслей источника, но и на их анализ и оценку. Поэтому любое реферирование всегда сопровождается формулированием и обоснованием собственного мнения, основанного на сопоставлении мнений других ученых. Научная состоятельность реферата без оценочно-сопоставительной информации невозможна. особое внимание следует обращать и на характер реферируемого материала. Так, авторы реферативных работ нередко не различают степень научности источников, совмещая информацию учебников, СМИ, предисловий к литературно-художественным изданиям (в том числе для младшей и средней школы) и академических работ.

Каждому стратегическому типу работ соответствует свой набор методов. Так, методы, используемые для написания рефератов, в основном малопригодны при исследовании и лишь отчасти воспроизводимы в обзоре. Например, для описательных работ более всего характерны методы констатирующие (позволяющие сообщать о том или ином факте или явлении – например, все методы, основанные на наблюдении и подсчете) и комментирующие (например, описательный метод или аксиоматический). Исследовательским работам свойственно применение методов аналитических (сравнения, эксперимента и др.) и дескриптивных (гипотетико-дедуктивный, дискурсный и пр.).

^ Неправильное определение стратегии работы приводит к неверному выбору ее методологии, что, в свою очередь, делает результаты работы недостоверными. Поэтому прежде чем писать текст работы, надлежит определить, какой научной стратегии целесообразно следовать с учетом заявленной темы, цели, идеи.

Таким образом, наиболее существенные дефекты научной речи оказываются связанными с неумением идентифицировать основные категории научного текста, что является следствием не столько научной, сколько собственно лингвистической неподготовленности учащихся.

15-obzornaya-konferenciya-po-soblyudeniyu-kbto-2006-god-pravila-eksportnogo-kontrolya-96-3-perspektivi-povisheniya.html
15-oktyabrya-2010-g-miasskij-gorodskoj-okrug-pervij-vopros.html
15-openwriter-svobodnoe-programmnoe-obespechenie-v-shkole.html
15-oplata-otpuskov-kursovaya-rabota-po-discipline-buhgalterskij-uchet-na-temu-buhgalterskij-uchet-v-kommercheskih-organizaciyah.html
15-organizacionnaya-struktura-predpriyatiya-issledovanie-trudovogo-kollektiva-harakteristika-issleduemogo-obekta.html
15-orlinoe-gnezdo-zhyul-vern.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-shkolnikov.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-finansovo-ekonomicheskogo-sostoyaniya-kompleksnij-proekt-modernizacii-obrazovaniya-novosibirskoj-oblasti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-15-polyarizaciya-potrebitelnoj-stoimosti-kak-osnovanie-socialno-klassovogo-raspredeleniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dogovor-na-okazanie-platnih-obrazovatelnih-uslug-v-sfere-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-s-primeneniem-distancionnih-obrazovatelnih-tehnologij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poznanie-pedagogom-uchashihsya-uchebnik-novogo-veka.html
  • student.bystrickaya.ru/2-dejstviya-i-vistupleniya-dolzhnostnih-lic-opredelyayushie-fakticheskoe-polozhenie-sredstv-massovoj-informacii-i-sostoyanie-svobodi-slova.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-prakticheskij-kurs-povisheniya-kvalifikacii-po-medicinskomu-pravu-dlya-praktikuyushih-yuristov-advokatov-i-studentov-yuridicheskih-fakultetov.html
  • report.bystrickaya.ru/ii1-kriticheskij-obzor-gipotez-o-prirode-yazika-centr-evrazijskih-i-politicheskih-issledovanij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testi-po-istorii-kazahstana-v-10-klasse-1-chetvert-paragrafi-1-8.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-osnovnie-harakteristiki-magnitnih-materialov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zher-ojnauin-pajdalanu-zhnndeg-operaciyalardi-zhrgzu-keznde-tauarlardi-zhmistar-men-krsetletn-izmetterd-satip-alu-aidalari.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-n-andreenkov-d-s-orlov-agrarnij-sektor-novosibirskoj-oblasti-v-seredine-1950-h-pervoj-polovine-1970-h-gg-bijsk-gouvpo-agao-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-5-energosbitovaya-deyatelnost-otchet-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-tulenergo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/altae-sayanskaya-oblast-aso-geologiya-chetvertichnih-otlozhenij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-kommercheskaya-rabota-po-prodazhe-tovarov-na-predpriyatiyah-optovih-torgovli-organizaciya-prodazhi-tovarov-na-birzhah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sostoyanie-estestvennoj-rezistentnosti-i-immunologicheskoj-reaktivnosti-u-novorozhdennih-telyat-pri-kolibakterioze-chast-19.html
  • composition.bystrickaya.ru/plavanie-v-tumane-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-2008-g-trebovaniya-k-kandidatam-na-poluchenie-diploma-vhtennogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-razdel-pishevie-zhiri-tema-tovarovednaya-harakteristika-i-tamozhennaya-ekspertiza-rastitelnogo-masla.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-istochniki-razlivov-nefti-na-sushe-i-vo-vnutrennih-vodoemah-rossii-avarijnih-razlivov.html
  • education.bystrickaya.ru/1-sistema-raboti-s-personalom.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-v-tehnicheskoe-zadanie-specifikaciya-dokumentaciya-ob-aukcione-v-elektronnoj-forme.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-lichnosti-eta-kniga-dlya-cheloveka-kotorij-hochet-napisat-scenarij-postavit-film-i-sigrat-v-nem-glavnuyu-rol.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-obshehie-chelovek-teorii-11-literatura-yazikovedehie-10-41.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-medicinskogo-personala-bazisnij-uchebnij-plan-doshkolnogo-bloka-poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu.html
  • studies.bystrickaya.ru/iii-rabochaya-programma-poyasnitelnaya-zapiska-3-soderzhanie-kursa-6-spisok-literaturi-7-iii-rabochaya-programma-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/kodirovanie-informacii-sposobi-kodirovaniya-prakticheskoe-zadanie-na-provedenie-raschetov-s-pomoshyu-elektronnoj-tablici-bilet-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predlagaet-cikli-lekcij-dlya-chteniya-v-organizaciyah-predpriyatiyah-g-gomelya-v-2011-godu-tematika-lekcij.html
  • books.bystrickaya.ru/demografiyademoskop-man-with-dogs-knigi-i-sborniki-dokumentov-po-istorii-sssr-setevie-biblioteki-ukazatel.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-4-vklyuchenie-i-viklyuchenie-kompyutera-rabota-na-kompyutere-s-pomoshyu-manipulyatora-mish.html
  • turn.bystrickaya.ru/politicheskoe-polozhenie-diplomatiya-8.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-ekonomiki-udk-338366-rezvanov-aa-ksn-doc-dgtu-uchenie-zapiski-skags.html
  • education.bystrickaya.ru/3-prichini-trudnosti-v-uchenii-chto-meshaet-uchitsya-luchshe-analiticheskij-otchet-po-praktike-16.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razvitie-i-razmeshenie-transportnogo-kompleksa-rf.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-vidi-priznaki-i-varianti-terapii-nevrozov.html
  • letter.bystrickaya.ru/nalogovie-spori-zashita-prav-nalogoplatelshika-programma-disciplini-finansovoe-pravo-dlya-napravleniya-030500.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.