.RU

2. Структура и содержание школьной научной работы - Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ Издательство


^ 2. Структура и содержание школьной научной работы 2. 1. Категории научного текста
Категориями научного текста являются его тема, идея, цель, задачи, композиция и методология. Если большинство этих категорий представляется в тексте работы, то определение темы и идеи научного труда происходит в дотекстовой фазе работы.

Любая научная деятельность начинается с определения темы работы. Тема, наряду с идеей, целью, задачами, методологией и композицией, является обязательной категорией научного текста. Тему принято понимать как обобщенное представление основного содержания работы. Поэтому громоздкие формулировки темы свидетельствуют о ее неопределенности, неконкретности, неясности самому автору. Тема всегда соотносится с той или иной научной проблемой, то есть каким-либо сложным научным вопросом или комплексом вопросов, нуждающимся в осмыслении.

При формулировании темы работы особенно важно избегать ряда типичных ошибок. Во-первых, тема не должна быть уже или шире фактического содержания текста. Например, если автор выносит в тему работы изучение жаргонизмов в речи школьников, то анализ языковых фактов, изъятых из СМИ или иных источников выходит за рамки темы. Во-вторых, в формулировке темы должно быть отражено только то содержание, которое в действительности представлено в работе. Так, тема работы, в которой заявлен, например, «анализ семантики и функционирования прилагательных цвета», обязывает автора к реализации в работе каждого из указанных аспектов анализа. В последнее время наблюдается тенденция к безответственному употреблению в формулировках темы школьного исследования научной терминологии, в которой учащиеся и их руководители ориентируются слабо. В силу этого неспособность реализовать заявленное является одной из наиболее частых причин несоответствия работы теме. В-третьих, при формулировании темы важно отражать только основную, а не вторичную часть содержания работы. Тема должна быть сформулирована коротко и ёмко, не содержать факультативной информации. В-четвертых, не имеют научной ценности формулировки тем, не отражающие какой-либо научной проблемы: «Бажов – мастер художественного слова», «Тургенев – новатор языка» и пр. Кроме того, следует помнить, что формулировка темы грамматически не является предложением, в ней не может быть сказуемого. По этой же причине после формулировки темы, а также после заголовков, расположенных в отдельной строке, не ставятся знаки конца предложения.

От темы научной работы следует отличать ее идею. Именно в идее отражается основное представлении автора об изучаемой проблеме. Таким образом, идея – это ключевой объект научного размышления. Ее представлению и оценке подчинен весь научный труд. Существенное различие между темой и идеей заключается в том, что первая сообщает адресату, чему посвящен текст, а вторая – для чего. В идее воплощается представление о научном замысле. Поэтому если тема определяет только содержание текста, то идея – и содержание, и цель, и композицию (состав и последовательность частей). Заметим, что, несмотря на содержательную близость темы и идеи, связь между этими категориями не абсолютна. Так, одна и та же идея может воплощаться сразу в нескольких работах, написанных на разные, но очень близкие темы. И наоборот – в рамках одной темы может быть развернуто несколько идей. Такое положение дел оставляет известную творческую свободу ученому. Взаимодействие темы и идеи проявляется в постановке цели и задач работы.

Опыт работы в составе предметного жюри городских научно-практических конференций школьников показывает, что неудачи при написании школьных научных работ часто связаны с неопределенностью самой цели работы, в то время как именно целью задаются особенности научного статуса работы. Слабое представление о цели и научном статусе собственного труда приводит к неизбежной сосредоточенности на сборе материала в ущерб его интерпретации, тогда как именно интерпретацией определяется ценность труда ученого. В этом отношении тем более несостоятельны работы, опирающиеся на материал, не собранный самостоятельно, а извлеченный из широко известных научно-учебных источников. Учителю, руководящему научной работой школьника, надлежит помнить, что пересказ не может и не должен быть основой ее содержания, поскольку это противоречит и принципам этикетных отношений в научной среде, и самим задачам науки как общественного явления. Такого рода этическая дезориентация учащихся, безусловно, обнаруживается и наказывается жюри конкурсов.

^ Цель, предлагаемая учащемуся руководителем, должна быть достижимой в рамках школьного научного труда. Так, в школьных работах вызывают недоумение цели, способные на долгое время определить деятельность серьёзных научных лабораторий – например, «выявить причины заимствований» или «произвести глубокий семантический анализ образов текста».

Итак, определение цели работы – первый и важнейший этап научного самоопределения школьника. При этом каковы бы ни были точные формулировки целей, все цели научных работ определяются одной из четырех интенций: либо описать те или иные факты и явления в их отношении к действительности, либо их исследовать (в отношении единиц языка – прежде всего изучить их семантику и / или функционирование), либо систематизировать (классифицировать и обобщить) научные знания, либо их репрезентовать (собрать и передать). В соответствии с каждой из этих целей определяется выбор научной стратегии, то есть принципов представления материала. Так, различают работы описательные, исследовательские, обзорные и реферативные.

^ Описательные работы предназначены для представления наблюдений, сделанных автором над материалом, собранным самостоятельно или извлеченным из сторонних источников. основная ценность таких работ состоит, во-первых, во введении в научный оборот новых массивов лингвистического материала, во-вторых, в определении круга новых научных проблем или фактов, нуждающихся в изучении (взрослые ученые часто сопровождают такие работы подзаголовком «К постановке вопроса» или «К проблеме»).

В отличие от описательных, исследовательские работы предполагают самостоятельный целевой сбор материала, самостоятельный выбор методики анализа и способов интерпретации его результатов. Их основная задача состоит не в ознакомлении адресата с теми или иными фактами и проблемами, а в их объяснении. Поэтому исследование – методически наиболее трудный вид научной деятельности. Исходя из сказанного, школьная научно-исследовательская работа тем успешнее, чем выше степень подробности анализа и интерпретации материала. Следовательно, не нужно вовлекать в школьный анализ большие информационные массивы или несколько видов материала одновременно: в рамках школьного исследования количество анализируемых единиц непременно отрицательно влияет на качестве самого анализа.

^ Обзорные работы предназначаются для обобщения сведений в той или иной научной области. Например, предметом обзорной работы может быть хронологическое или тематическое представление развития каких-либо научных направлений, идей, теорий либо обобщение научных достижений в разных, но взаимодействующих дисциплинах. Качественно выполненная обзорная работа обязательно отражает общность и различия существующих научных подходов, методов, гипотез по отношению к одним и тем же фактам. Ценность таких работ неоспорима: именно научные обзоры позволяют определить авторам учебников и пособий стратегии представления научно-учебного материала. В отношении развития научного сознания школьников опыт создания обзорной работы значительно нужнее, чем опыт работы над исследованием или описанием, поскольку в процессе создания обзора развиваются важнейшие научные навыки: дифференциации (разграничения), сопоставления, обобщения и компрессии (сжатия с выделением наиболее важного) информации.

^ Реферативные работы также имеют самостоятельную научную ценность: они позволяют комплексно представить научную проблему, передать некую сумму накопленных наукой знаний в той или иной области. Как и обзоры, рефераты становятся информационной основой учебной и научно-популярной литературы. Низкая оценка таких работ предметным жюри обычно связана не самим фактом реферативности (вторичности), а с ущербным пониманием и столь же ущербным воплощением принципов реферирования. Учителю, руководящему реферативной работой, надлежит помнить, что реферат не предполагает буквального воспроизведения источников. В основе реферирования лежит творческая деятельность, направленная не только на выявление основных мыслей источника, но и на их анализ и оценку. Поэтому любое реферирование всегда сопровождается формулированием и обоснованием собственного мнения, основанного на сопоставлении мнений других ученых. Научная состоятельность реферата без оценочно-сопоставительной информации невозможна. особое внимание следует обращать и на характер реферируемого материала. Так, авторы реферативных работ нередко не различают степень научности источников, совмещая информацию учебников, СМИ, предисловий к литературно-художественным изданиям (в том числе для младшей и средней школы) и академических работ.

Каждому стратегическому типу работ соответствует свой набор методов. Так, методы, используемые для написания рефератов, в основном малопригодны при исследовании и лишь отчасти воспроизводимы в обзоре. Например, для описательных работ более всего характерны методы констатирующие (позволяющие сообщать о том или ином факте или явлении – например, все методы, основанные на наблюдении и подсчете) и комментирующие (например, описательный метод или аксиоматический). Исследовательским работам свойственно применение методов аналитических (сравнения, эксперимента и др.) и дескриптивных (гипотетико-дедуктивный, дискурсный и пр.).

^ Неправильное определение стратегии работы приводит к неверному выбору ее методологии, что, в свою очередь, делает результаты работы недостоверными. Поэтому прежде чем писать текст работы, надлежит определить, какой научной стратегии целесообразно следовать с учетом заявленной темы, цели, идеи.

Таким образом, наиболее существенные дефекты научной речи оказываются связанными с неумением идентифицировать основные категории научного текста, что является следствием не столько научной, сколько собственно лингвистической неподготовленности учащихся.

15-obzornaya-konferenciya-po-soblyudeniyu-kbto-2006-god-pravila-eksportnogo-kontrolya-96-3-perspektivi-povisheniya.html
15-oktyabrya-2010-g-miasskij-gorodskoj-okrug-pervij-vopros.html
15-openwriter-svobodnoe-programmnoe-obespechenie-v-shkole.html
15-oplata-otpuskov-kursovaya-rabota-po-discipline-buhgalterskij-uchet-na-temu-buhgalterskij-uchet-v-kommercheskih-organizaciyah.html
15-organizacionnaya-struktura-predpriyatiya-issledovanie-trudovogo-kollektiva-harakteristika-issleduemogo-obekta.html
15-orlinoe-gnezdo-zhyul-vern.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialnaya-teoriya-otnositelnosti-a-ejnshtejna-velichajshaya-afera-v-istorii-fiziki-i-alternativnaya-ej-koncepciya-lorenca-fidzheralda-planka-2-stranica-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-m-vasnecov-master-istoricheskih-poloten-vot-nekotorie-iz-nih-pokaz-kartin-ris-3-ris-4-ris-5-ris-6-ris-7.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-operacii-s-cennimi-bumagami-dlya-specialnosti-080100-62-podgotovki-bakalavra-po-programme-finansi-i-fondovij-rinok-banki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arbikon2006-kistyunina-l-b.html
  • spur.bystrickaya.ru/mesto-uchebnogo-predmeta-muzika-v-uchebnom-plane-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-dlya-nachalnoj-shkoli-priroda-i-hudozhnik.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovi-ekonomicheskoj-teorii.html
  • books.bystrickaya.ru/bozhovich-li-problema-razvitiya-motivacionnoj-sferi-rebenka-uchebno-metodicheskoe-posobie-tobolsk-2008-pechataetsya.html
  • learn.bystrickaya.ru/eta-kniga-o-tom-kak-lyudi-otkrivali-svoyu-rodnuyu-planetu-velikoe-geograficheskoe-otkritie-poroj-dlilos-vekami-i-v-nem-prinimali-uchastie-desyatki-a-to-i-sotni-is-stranica-8.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-specialnosti-140104-moskva-2011-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-10-kratkij-kurs-lekcij-moskva-2006-udk-50-recenzenti.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-opita-raboti-uchitelya-nachalnih-klassov-mou-dolgoderevenskaya-sosh-sosnovskij-municipalnij-rajon-chelyabinskaya-oblast-kornienko-oksana-yurevna-visshaya-katego.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-obshej-psihologii-rubinshtejn-stranica-20.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-sistemi-i-ustrojstva-avtomaticheskogo-upravleniya-oborudovaniem-transportnih-sredstv-cikl.html
  • write.bystrickaya.ru/formuli-dlya-rascheta-domov-internet-versiya-ispravlennaya-i-dopolnennaya-centr-astrologicheskih-issledovanij-moskva.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-razdel-i-istoriya-uchrezhdeniya-cel-zadachi-i-kompetenciya-soveta-evropi-lekciya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhigso-ds-arili-tairipti-megeru.html
  • education.bystrickaya.ru/22-problemi-razvitiya-logistiki-1-tehniko-ekonomicheskaya-harakteristika-ooo-pkf-konsaleks-4.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vspomogatelnie-mikroshemi-i-ustrojstva-uchebnoe-posobie-po-kursu-organizaciya-evm-kompleksov-i-setej-chast.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mashinostroitelnie-kompanii-prinimayut-aktivnoe-uchastie-v-po-dannim-rosstata-i-svedeniyam-postupivshim-ot-predpriyatij.html
  • gramota.bystrickaya.ru/wrterliste-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-nemeckij-yazik-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostaviteli.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-varianti-kontrolnoj-raboti-2-utverzhdayu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologiya-proizvodstva-myasnih-konservov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/to-bili-dni-kogda-ya-poznal-chto-znachit-stradat-chto-znachit-stiditsya-chto-znachit-otchayatsya-stranica-11.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spiski-stranica-10.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-makroekonomike.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-16-postoyannij-elektricheskij-tok.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-bitovaya-radioapparatura-i-ee-remont-alekseev.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-e-a-fedosov-polveka-v-aviacii.html
  • books.bystrickaya.ru/diagnostika-otnosheniya-k-predmetu-rezultatov-obucheniya-vospitaniya-i-razvitiya.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-postroeniya-strahovih-tarifov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-sedmaya-tajnaya-zhizn-lizzi-dzhordan.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pri-vsej-neodnoznachnosti-ocenok-lichnosti-carya-ioanna-iv-vasilevicha-groznogo-25-153018-1584-uchenimi-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-publichnom-doklade-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-340-nevskogo-rajona-sankt-peterburga-sankt-peterburg-2011.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-usloviya-zhiznedeyatelnosti-grazhdanskogo-obshestva-doklad-blagoveshensk.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/magistraldi-stanciyali-zhne-kirme-zholdarda-zhru-auipsizdigi-talaptarini-sataluin-tekseru-erezhesin-bekitu-turali.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.