.RU

2. Структура и содержание школьной научной работы - Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ Издательство


^ 2. Структура и содержание школьной научной работы 2. 1. Категории научного текста
Категориями научного текста являются его тема, идея, цель, задачи, композиция и методология. Если большинство этих категорий представляется в тексте работы, то определение темы и идеи научного труда происходит в дотекстовой фазе работы.

Любая научная деятельность начинается с определения темы работы. Тема, наряду с идеей, целью, задачами, методологией и композицией, является обязательной категорией научного текста. Тему принято понимать как обобщенное представление основного содержания работы. Поэтому громоздкие формулировки темы свидетельствуют о ее неопределенности, неконкретности, неясности самому автору. Тема всегда соотносится с той или иной научной проблемой, то есть каким-либо сложным научным вопросом или комплексом вопросов, нуждающимся в осмыслении.

При формулировании темы работы особенно важно избегать ряда типичных ошибок. Во-первых, тема не должна быть уже или шире фактического содержания текста. Например, если автор выносит в тему работы изучение жаргонизмов в речи школьников, то анализ языковых фактов, изъятых из СМИ или иных источников выходит за рамки темы. Во-вторых, в формулировке темы должно быть отражено только то содержание, которое в действительности представлено в работе. Так, тема работы, в которой заявлен, например, «анализ семантики и функционирования прилагательных цвета», обязывает автора к реализации в работе каждого из указанных аспектов анализа. В последнее время наблюдается тенденция к безответственному употреблению в формулировках темы школьного исследования научной терминологии, в которой учащиеся и их руководители ориентируются слабо. В силу этого неспособность реализовать заявленное является одной из наиболее частых причин несоответствия работы теме. В-третьих, при формулировании темы важно отражать только основную, а не вторичную часть содержания работы. Тема должна быть сформулирована коротко и ёмко, не содержать факультативной информации. В-четвертых, не имеют научной ценности формулировки тем, не отражающие какой-либо научной проблемы: «Бажов – мастер художественного слова», «Тургенев – новатор языка» и пр. Кроме того, следует помнить, что формулировка темы грамматически не является предложением, в ней не может быть сказуемого. По этой же причине после формулировки темы, а также после заголовков, расположенных в отдельной строке, не ставятся знаки конца предложения.

От темы научной работы следует отличать ее идею. Именно в идее отражается основное представлении автора об изучаемой проблеме. Таким образом, идея – это ключевой объект научного размышления. Ее представлению и оценке подчинен весь научный труд. Существенное различие между темой и идеей заключается в том, что первая сообщает адресату, чему посвящен текст, а вторая – для чего. В идее воплощается представление о научном замысле. Поэтому если тема определяет только содержание текста, то идея – и содержание, и цель, и композицию (состав и последовательность частей). Заметим, что, несмотря на содержательную близость темы и идеи, связь между этими категориями не абсолютна. Так, одна и та же идея может воплощаться сразу в нескольких работах, написанных на разные, но очень близкие темы. И наоборот – в рамках одной темы может быть развернуто несколько идей. Такое положение дел оставляет известную творческую свободу ученому. Взаимодействие темы и идеи проявляется в постановке цели и задач работы.

Опыт работы в составе предметного жюри городских научно-практических конференций школьников показывает, что неудачи при написании школьных научных работ часто связаны с неопределенностью самой цели работы, в то время как именно целью задаются особенности научного статуса работы. Слабое представление о цели и научном статусе собственного труда приводит к неизбежной сосредоточенности на сборе материала в ущерб его интерпретации, тогда как именно интерпретацией определяется ценность труда ученого. В этом отношении тем более несостоятельны работы, опирающиеся на материал, не собранный самостоятельно, а извлеченный из широко известных научно-учебных источников. Учителю, руководящему научной работой школьника, надлежит помнить, что пересказ не может и не должен быть основой ее содержания, поскольку это противоречит и принципам этикетных отношений в научной среде, и самим задачам науки как общественного явления. Такого рода этическая дезориентация учащихся, безусловно, обнаруживается и наказывается жюри конкурсов.

^ Цель, предлагаемая учащемуся руководителем, должна быть достижимой в рамках школьного научного труда. Так, в школьных работах вызывают недоумение цели, способные на долгое время определить деятельность серьёзных научных лабораторий – например, «выявить причины заимствований» или «произвести глубокий семантический анализ образов текста».

Итак, определение цели работы – первый и важнейший этап научного самоопределения школьника. При этом каковы бы ни были точные формулировки целей, все цели научных работ определяются одной из четырех интенций: либо описать те или иные факты и явления в их отношении к действительности, либо их исследовать (в отношении единиц языка – прежде всего изучить их семантику и / или функционирование), либо систематизировать (классифицировать и обобщить) научные знания, либо их репрезентовать (собрать и передать). В соответствии с каждой из этих целей определяется выбор научной стратегии, то есть принципов представления материала. Так, различают работы описательные, исследовательские, обзорные и реферативные.

^ Описательные работы предназначены для представления наблюдений, сделанных автором над материалом, собранным самостоятельно или извлеченным из сторонних источников. основная ценность таких работ состоит, во-первых, во введении в научный оборот новых массивов лингвистического материала, во-вторых, в определении круга новых научных проблем или фактов, нуждающихся в изучении (взрослые ученые часто сопровождают такие работы подзаголовком «К постановке вопроса» или «К проблеме»).

В отличие от описательных, исследовательские работы предполагают самостоятельный целевой сбор материала, самостоятельный выбор методики анализа и способов интерпретации его результатов. Их основная задача состоит не в ознакомлении адресата с теми или иными фактами и проблемами, а в их объяснении. Поэтому исследование – методически наиболее трудный вид научной деятельности. Исходя из сказанного, школьная научно-исследовательская работа тем успешнее, чем выше степень подробности анализа и интерпретации материала. Следовательно, не нужно вовлекать в школьный анализ большие информационные массивы или несколько видов материала одновременно: в рамках школьного исследования количество анализируемых единиц непременно отрицательно влияет на качестве самого анализа.

^ Обзорные работы предназначаются для обобщения сведений в той или иной научной области. Например, предметом обзорной работы может быть хронологическое или тематическое представление развития каких-либо научных направлений, идей, теорий либо обобщение научных достижений в разных, но взаимодействующих дисциплинах. Качественно выполненная обзорная работа обязательно отражает общность и различия существующих научных подходов, методов, гипотез по отношению к одним и тем же фактам. Ценность таких работ неоспорима: именно научные обзоры позволяют определить авторам учебников и пособий стратегии представления научно-учебного материала. В отношении развития научного сознания школьников опыт создания обзорной работы значительно нужнее, чем опыт работы над исследованием или описанием, поскольку в процессе создания обзора развиваются важнейшие научные навыки: дифференциации (разграничения), сопоставления, обобщения и компрессии (сжатия с выделением наиболее важного) информации.

^ Реферативные работы также имеют самостоятельную научную ценность: они позволяют комплексно представить научную проблему, передать некую сумму накопленных наукой знаний в той или иной области. Как и обзоры, рефераты становятся информационной основой учебной и научно-популярной литературы. Низкая оценка таких работ предметным жюри обычно связана не самим фактом реферативности (вторичности), а с ущербным пониманием и столь же ущербным воплощением принципов реферирования. Учителю, руководящему реферативной работой, надлежит помнить, что реферат не предполагает буквального воспроизведения источников. В основе реферирования лежит творческая деятельность, направленная не только на выявление основных мыслей источника, но и на их анализ и оценку. Поэтому любое реферирование всегда сопровождается формулированием и обоснованием собственного мнения, основанного на сопоставлении мнений других ученых. Научная состоятельность реферата без оценочно-сопоставительной информации невозможна. особое внимание следует обращать и на характер реферируемого материала. Так, авторы реферативных работ нередко не различают степень научности источников, совмещая информацию учебников, СМИ, предисловий к литературно-художественным изданиям (в том числе для младшей и средней школы) и академических работ.

Каждому стратегическому типу работ соответствует свой набор методов. Так, методы, используемые для написания рефератов, в основном малопригодны при исследовании и лишь отчасти воспроизводимы в обзоре. Например, для описательных работ более всего характерны методы констатирующие (позволяющие сообщать о том или ином факте или явлении – например, все методы, основанные на наблюдении и подсчете) и комментирующие (например, описательный метод или аксиоматический). Исследовательским работам свойственно применение методов аналитических (сравнения, эксперимента и др.) и дескриптивных (гипотетико-дедуктивный, дискурсный и пр.).

^ Неправильное определение стратегии работы приводит к неверному выбору ее методологии, что, в свою очередь, делает результаты работы недостоверными. Поэтому прежде чем писать текст работы, надлежит определить, какой научной стратегии целесообразно следовать с учетом заявленной темы, цели, идеи.

Таким образом, наиболее существенные дефекты научной речи оказываются связанными с неумением идентифицировать основные категории научного текста, что является следствием не столько научной, сколько собственно лингвистической неподготовленности учащихся.

15-obzornaya-konferenciya-po-soblyudeniyu-kbto-2006-god-pravila-eksportnogo-kontrolya-96-3-perspektivi-povisheniya.html
15-oktyabrya-2010-g-miasskij-gorodskoj-okrug-pervij-vopros.html
15-openwriter-svobodnoe-programmnoe-obespechenie-v-shkole.html
15-oplata-otpuskov-kursovaya-rabota-po-discipline-buhgalterskij-uchet-na-temu-buhgalterskij-uchet-v-kommercheskih-organizaciyah.html
15-organizacionnaya-struktura-predpriyatiya-issledovanie-trudovogo-kollektiva-harakteristika-issleduemogo-obekta.html
15-orlinoe-gnezdo-zhyul-vern.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-ozdorovitelnogo-detskogo-centra-magistr-v-2011-godu-programma-pokolenie-indigo-deviz-asegodnya-chto-dlya-zavtra-sdelal-ya.html
  • college.bystrickaya.ru/280201-ohrana-okruzhayushej-sredi-i-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnih-resursov-2-kurs.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-novoj-forme-po-russkomu-yaziku-v-2009-god-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-sozdaniyu-uslovij-dlya-organizacii-distancionnogo-obucheniya-detej-invalidov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sadovodstvo-i-vinogradarstvo-ukraini-chast-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/naznachenie-i-proizvodstvo-ekspertizi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipovaya-programma-konferencii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respubliki-tatarstan-gosudarstvennoe-avtonomnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-nurlatskij-agrarnij-tehnikum.html
  • student.bystrickaya.ru/22-problemi-psihologii-lichnosti-i-mezhlichnostnogo-obsheniya-v-trudah-rossijskih-uchenih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/okonskaya-n-b-istoriya-v-licah-ili-zakonomernosti-razvitiya-lichnostnoj-strukturi.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrol-za-rashodami-fond-socstraha-mordovii-zabotitsya-o-zdorove-lyudej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-6-avgusta-2004-g-n-20-e2-ob-utverzhdenii-metodicheskih-ukazanij-po-raschetu-reguliruemih-tarifov-i-cen-na-elektricheskuyu-teplovuyu-energiyu-na-roznichnom-stranica-19.html
  • education.bystrickaya.ru/35-bratya-tretyakovi-1-istoriya-rossijskogo-predprinimatelstva-9-20-vv.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/repressirovonie-zapiska-komissii-prezidiuma-ck-kpss-v-prezidium-ck-kpss-o-rezultatah-raboti-po-rassledovaniyu.html
  • books.bystrickaya.ru/doktor-filosof-n-professor-km-oganyan-k-tehn-nvya-prorok-i-p-volkov-zam-glavnogo-redaktora.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-avtobiograficheskomu-analizu-analiza-mediatekstov-na-zanyatiyah-v-studencheskoj-auditorii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rokeckij-lyu-reshenie-kvorum-est.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stilyoviya-asablvasc-lrichnaj-prozi-ul-karatkevcha.html
  • tasks.bystrickaya.ru/228-musterskaya-tehnika-plastin-v-arheologii-tak-zhe-izvestna-kak-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-arheologiya-kostanaj.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelstva-ob-ohrane-truda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-5-sroki-iskovaya-davnost-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-opd-f-07-grazhdanskoe-pravo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nobelevskie-laureati-v-oblasti-fiziki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-lekcionnogo-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-07-osnovi-teorii-upravleniya.html
  • education.bystrickaya.ru/-kniga-tretya-stranica-54.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tverskaya-obl-sandovskij-rajon-d-bolshoe-malinskoe-d43-svedeniya-o-municipalnih-doshkolnih-obrazovatelnih.html
  • writing.bystrickaya.ru/avarijnaya-situaciya-na-zheleznodorozhnom-transporte.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-18-dartanyan-ishet-portosa-a-nahodit-tolko-mushketona-vikont-de-brazhelon-ili-desyat-let-spustya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vedeniyu-otrasli-ovcevodstva-vvedenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/narusheniya-chuvstvitelnosti-yu-yu-eliseev-psihosomaticheskie-zabolevaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-potencial-nauchno-tehnicheskoj-i-proizvodstvennoj-sferi-respubliki-belarus-nauchno-tehnicheskij-progress-i-innovacionnaya-politika.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-municipalnoj-prirodoohrannoj-akcii-vstrechaj-pernatih-druzej.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-naimenovanie-konkursa-opredelenie-podryadchika-po-kapitalnomu-remontu-mnogokvartirnih-domov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mi-popov-zav-torakalnim-otdeleniem-mgob-62-docent-kmn-15-min-programma-devyatoj-moskovskoj-assamblei-zdorove-stolici.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotchiki-programmi-povisheniya-kvalifikacii-marusina-m-ya-d-t-n-prof-zav-kaf-shehonin-a-a-k-t-n-prof-prorektor-po-umr-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-napisana-prostim-yazikom-ponyatnim-rukovoditelyu-skol-ugodno-visokogo-ranga-i-prednaznachena-kak-shirokomu-krugu-chitatelej-tak-i-predprinimatelyam-upravlencam-ekonomistam-stranica-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.