.RU

2.1.5. Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях - Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин....


^ 2.1.5. Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях
При обсуждении перспективных направлений прикладной акмеологии обязательно следует упомянуть еще одно весьма важное, которое связано с разработкой проблем профессионализма специалистов и руководителей, осуществляющих свою деятельность в особых и экстремальных условиях или затрудненных управленческих ситуациях.

Название этого направления пока еще не стало строгим операциональным, хотя научное содержание концептуально определилось – это акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях1.

Проблематика этого направления весьма обширна и связана в первую очередь с профессионализмом специалистов и руководителей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в затрудненных условиях, предъявляющих повышенные требования к субъекту деятельности. Актуальность возникновения, формирования и становления данного направления прикладной акмеологии обусловлена рядом причин и в первую очередь значительным расширением сферы профессиональной деятельности, осуществляемой в затрудненных условиях (особых, экстремальных и сверхэкстремальных). Такая работа сопряжена с большими нервно-психическими и энергетическими затратами, наличием значительного числа непредвиденных ситуаций, с опасностями и высоким риском. Прогнозировать, описывать и алгоритмизировать возможные исходы в таких условиях не представляется возможным, поэтому особые требования предъявляются к профессионализму тех, кто осуществляет там свою профессиональную деятельность. Если не принимать специальных мер, то в силу очень высокой психологической «цены» у субъектов такой деятельности происходит преждевременная потеря работоспособности и даже трудоспособности.

Отличительной особенностью данного направления прикладной акмеологии является повышенное внимание к анализу:

♦ специфических условий удеятельности;

♦ изучению действующих экстремальных факторов, их видов;

♦ характера действия на субъекта и саму систему.

Уже разработаны классификации и типологии таких факторов и их системные описания, на этой основе сформулированы требования к психическим свойствам и личностно-профессиональным качествам субъектов деятельности, описаны их функциональные состояния в процессе деятельности, пути их оптимизации.

В концепции профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях было показано, что для формирования профессионализма необходимо создавать резерв функциональных возможностей (знаний, умений, качеств, креативности и пр.), которые последовательно и произвольно включаются субъектом при осложнении деятельности. Особая роль при этом принадлежит общим и специальным акмеологическим инвариантам профессионализма, последние же определяются в процессе акмеологического анализа. Формирование резерва функциональных возможностей является главной задачей на всех этапах становления профессионализма. Разработанная акмеологичес-кая концепция является методологическим ориентиром, так как специфика деятельности и конкретные виды экстремальных факторов сильно влияют на содержание специфических акмеологических инвариантов профессионализма, профессионально важных качеств, специальных умений и навыков. Поэтому проблематика данного направления акмеологии весьма обширна, здесь имеется много пока еще не решенных задач, особенно когда деятельность осуществляется в условиях угроз, сильного риска, неопределенности, целенаправленных ма-нипулятивных воздействий.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте данное направление прикладной акмеологии.

2. Каково общее содержание концепции профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях?

3. Что такое резервные функциональные возможности и как они формируются?
^ 2.1.6. О других направлениях прикладной акмеологии
В прикладной акмеологии начата разработка и других направлений. На этом пути имеется немало трудностей, о которых речь шла выше, однако можно уже с уверенностью говорить о некоторых направлениях как заявивших о себе.

Среди них в первую очередь следует назвать медицинскую акмео-логию. Она находится на стыке акмеологии и тех направлений медицины, которые связаны с повышением профессионального мастерства медицинских работников. Медицинская акмеология в настоящее время рассматривается как направление акмеологии, связанное с разработкой проблем профессионализма медицинских работников и обеспечением их личностно -профессионального развития.

Кроме того, в рамках данного направления решаются задачи профессионального здоровья, повышения психической устойчивости, снижения или компенсации негативного действия психологической профессиональной деформации личности медицинских работников. Сформирована понятийная система этого направления и его проблематика, проводятся теоретические и прикладные исследования.

Весьма перспективным направлением прикладной акмеологии является юридическая акмеология. Юридическая акмеология рассматривается как отрасль акмеологии, объектом которой является профессионализм деятельности юристов и работников правоохранительных органов, а предметом – закономерности, условия и факторы, способствующие совершенствованию их профессионального мастерства и профессионализма личности. Основными ее задачами являются:

♦ построение, разработка и совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки юридических кадров высшей квалификации;

♦ разработка программ личностно-профессионального саморазвития и самосовершенствования с целью повышения продуктивности их деятельности до уровня профессионализма.

В акмеологическом аспекте данные задачи решаются через:

♦ формирование у специалистов системы профессиональных установок и эталонов;

♦ профессиональную мотивацию достижений;

♦ формирование продуктивной Я-концепции профессионала;

♦ развитие когнитивной, регулятивной и нормативной подструктур профессионализма.

Практическое приложение – выход на акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития конкретных специалистов. В настоящее время юридическая акмеология находится в стадии своего формирования, но ее научно-практические перспективы представляются очевидными.

В прикладной акмеологии заложены основы и других перспективных направлений. Они базируются на акмеологических исследованиях профессионализма в сфере экономики и предпринимательства профессионализма в межнациональных отношениях, политики, информационной деятельности и др. Перечислить все направления прикладной акмеологии и дать им обстоятельный анализ представляется на сегодняшний день затруднительным ввиду их интенсивного развития и недостатка исследований обобщающего характера. Но не это главное, важно подчеркнуть очевидный факт – прикладная акмеология прочно становится на ноги.
^ 2.2. Акмеологический подход в решении практических задач
Значимость акмеологии, ее притязания на одно из ведущих мест в системе человекознания будут обоснованными лишь в том случае, если на основе этого общего и особенного акмеологического знания можно будет решать актуальные практические задачи, если именно данное знание даст наиболее конструктивный научно-практический результат. Поэтому вопросы практического применения акмеологического знания на сегодняшний день являются одними из самых важных.

Как в настоящее время акмеологическое знание применяется на практике?

Это можно проследить на примерах решения конкретных акмеоло-гических задач, отражающих проблемы личностно-профессионально-го развития, достижения высокого уровня профессионализма в конкретных областях деятельности. В них прогрессивное развитие зрелой личности осуществляется преимущественно сквозь призму ее рассмотрения как субъекта труда. С их помощью определяются тенденции, динамика, противоречия развития профессионализма, а также особенности их становления в определенных видах профессиональной деятельности. Поэтому наше описание акмеологии как науки хотелось бы дополнить обзором научных исследований, объединенных одной общей идеей – поиском того, что способствует развитию профессионализма и становлению профессионала. Анализ проведенных работ может помочь также ознакомиться с их научной спецификой и актуальной акмеологической проблематикой.

Исследования проблем профессионализма и профессионала проводятся по различным направлениям, но наиболее разработанными являются те, которые связаны с изучением роли профессиональной компетентности, профессионализма личности, продуктивной Я-концепции, рефлексивной культурой и др. Объектами в них являются специалисты и руководители из разных сфер профессиональной деятельности, ориентированные на высокие достижения в сфере государственной службы, образования, медицины, управления, военного дела. Все они объединены рамками акмеологического подхода. При этом, согласно методологии акмеологического подхода, нас в первую очередь будут интересовать субъективные условия и факторы, детерминанты развития профессионала, профессионализма личности и продуктивного личностно-профессионального развития. Здесь будут представлены далеко не все исследования по прикладной акмеологии, а прежде всего те работы, которые хорошо иллюстрируют теоретические концепции акмеологии и имеют несомненное практическое значение. Они специально сгруппированы в соответствии с содержанием концепции развития профессионала.

27-sentyabrya-v-1400-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-37-688-27-sentyabrya-2010-g.html
27-sistema-uslovnogo-osvobozhdeniya-parole-predotvrashenie-pitok-v-zakritih-uchrezhdeniyah-stran-centralnoj-i-vostochnoj-evropi.html
27-stacionarnie-peredvizhnie-komplektnie-perenosnie-ispitatelnie-ustanovki.html
27-tehnologiya-vipolneniya-prostoj-medicinskoj-uslugi-tehnologii-vipolneniya-prostih-medicinskih-uslug-manipulyacii.html
27-teorema-etiki-stranica-27.html
27-teoriya-i-metodika-ekologicheskogo-vospitaniya-shkolnikov-zahlebnij-an.html
  • lesson.bystrickaya.ru/my-hobby.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gazprom-i-transneft-vooruzhayutsya-zakon-prinyat-gosudarstvennoj-dumoj-14-fevralya-2007-goda-odobren-sovetom.html
  • student.bystrickaya.ru/2-osnovnoj-razdel-rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-federalnogo-komponenta-cikla-gse-f-01-gos-vpo-po-specialnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/klad-stervyatnika-aleksandr-zorich.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-glavi-poseleniya-za-2011-god-voprosi-otveti.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-organizacii-obrazovatelnogo-obrazovatelnaya-programmamunicipalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-kryukovskaya.html
  • control.bystrickaya.ru/dannij-sbornik-yavlyaetsya-kompilyaciej-lekcij-izvestnogo-rossijskogo-astrologa-s-v-shestopalova-prochitannih-im-v-raznih-auditoriyah-na-promezhutke-ot-1989-do-1999-g-astrologiya-dlya-nachinayushih-stranica-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sredstva-prosmotra-www-stranic.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-obrazovatelnogo-processa-rasporyazhenie-ministerstva-obrazovaniya-omskoj-oblasti-o-gosudarstvennoj-akkreditacii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aprel-noyabr-organizacionno-tehnicheskie-meropriyatiya-po-vipolneniyu-prikaza.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-420094-rossiya-respublika-tatarstan-g-kazan-chujkova-2-korp-b-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-raschyot-cifrovih-kih-i-bih-filtrov.html
  • letter.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-stranica-13.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovmestnoe-predpriyatie-analiz-motivacii-sozdaniya-i-osobennostej-upravleniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-zabajkalskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu-federaciyu-sootechestvennikov-prozhivayushih-za-rubezhom-na-2010-2012-godi.html
  • college.bystrickaya.ru/2-formirovanie-idei-socialnogo-zakona-lekciya-vtoraya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-17-rinok-zemli-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080102-mirovaya-ekonomika-080105-finansi-i-kredit.html
  • tests.bystrickaya.ru/kventin-dorvard-quentin-durward-edgar-allan-po-edgar-allan-roe-1809-1849.html
  • university.bystrickaya.ru/etiket-delovoj-zhenshini-chast-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-specialnosti-yurisprudenciya-normativnie-sroki-obucheniya-ochnoj-formi-bakalavriat.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f4-upravlenie-kachestvom-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/ogromnoe-mesto-zanimala-filosofiya-v-kulturnom-obihode-rimskoj-imperii-ona-dolzhna-bila-kak-bi-zamenit-tu-drevnyuyu-doblest-kotoraya-schitalas-dostoyaniem.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-voprosov-mestnogo-samoupravleniya-v-sfere-kulturi-gorodskih.html
  • desk.bystrickaya.ru/odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-yuridicheskogo-fakulteta-finansovoe-pravo-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080503-antikrizisnoe-upravlenie-moskva-2009-stranica-11.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-4-4-kniga-pervaya-vneshnee-povestvovanie-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mesto-i-rol-ekonomicheskoj-infrastrukturi-vo-vsemirnom-hozyajstve.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-dokumenti-po-pravam-cheloveka-pri-podderzhke-programmi-perehodnih-iniciativ-v-kirgizskoj-respublike.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-2-specialnost-01-06-01-matematika-i-mehanika-2-specialnost-09-06-01-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-18-ispitanie-porshnevogo-kompressora.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sokrovennoe-istinnoe-stranstvuyushij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-obezbolivanie-hirurgicheskih-vmeshatelstv-u-detej-v-usloviyah-polikliniki-mikrolekciya-rabota-na-fantome-1-chas.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-galereya-slavi-yuga-rossii-issledovatelskaya-rabota-generali-nashego-sela.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-novejshej-istorii-stran-azii-i-afriki-dlya-fakulteta-bashkirskoj-filologii-sostavitel-k-i-n-docent.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-bioraznoobrazii-arktiki-podgotovlennij-mezhdunarodnim-sekretariatom-rabochej-gruppi-arkticheskogo-soveta-po-sohraneniyu-arkticheskoj-flori-i-fauni.html
  • education.bystrickaya.ru/11-12-aprelya-2012-centr-mezhdunarodnoj-torgovli-ekaterinburg.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.