2.2. Письмо Меланхтона к патриарху Иоасафу II - Дипломная работа
.RU

2.2. Письмо Меланхтона к патриарху Иоасафу II - Дипломная работа


^ 2.2. Письмо Меланхтона к патриарху Иоасафу II
При отъезде Димитрия из Виттенберга 25 сентября 1559 года Меланхтон вручил ему письмо на греческом языке и греческий текст Аугсбургского исповедания для передачи Константинопольскому патриарху. Предположительно, идея вступить в переписку с патриархом Иоасафом возникла у Меланхтона ещё раньше, в 1556 году, когда приехавший в Виттенберг греческий авантюрист Якоб Гераклид, утверждавший о себе, что он родственник патриарха, сообщил Меланхтону, что Иоасаф II – «муж учёный».60 О своём письме к патриарху Меланхтон в тот же день, 25 сентября, сообщил в письмах Маттезиусу, Краковиусу и Баумгартнеру.61 О том, что вместе с письмом был отправлен греческий перевод Confessio Augustana, Меланхтон написал Преториусу 18 октября и Бордингусу 26 октября 1559 г.62

Копия письма патриарху сохранилась. Текст гласит:

Святейшему патриарху Церкви Христовой в городе Константинополе, досточтимому господину Иоасафу – всех благ!

Уже с давних времён Церковь Христова в этом мире подвергается многим скорбям, как корабль ударам волн. Но теперь, в это время, когда мир стал старым и больным, она потрясается еще более чем раньше. Ввиду такого положения дел мы весьма воздыхаем и молим Сына Божия, Судию всех людей, чтобы он поскорее явился во славе и ввёл всю Церковь в видимое единение с вечным Отцом, когда один Бог будет во всех блаженных.

В сетования о наших общих невзгодах рассказ Димитрия внёс хотя бы некоторое утешение. Он сообщил, что Бог доселе сохранил чудесным образом немалую Церковь во Фракии, Азии и Греции, как Он в древности спас трёх мужей в огненной печи халдеев. Потому мы благодарим истинного Бога, Отца Иисуса Христа, что Он крепкой рукой сохранил Себе среди такого множества безбожников и богоненавистников малое стадо, право почитающее и призывающее Его Сына Иисуса Христа. И мы всегда желаем, чтобы на всяком месте святые Церкви были соединены.

Димитрий сам посещал наши церковные собрания и был слушателем нашего учения. Таким образом, он в состоянии сообщить, что мы богобоязненно храним Священные Писания пророков и апостолов, догматические постановления Святых Соборов и учение ваших Отцов: Афанасия, Василия, Григория, Епифания, Феодорита, Иринея и всех отцов, единомысленных с ними. От древних ересей – самосатской, манихейской и Мохаммедовой и всех врагов Божиих, которые отвергает святая Церковь, мы также явно отвращаемся и учим, что чистая религия состоит в истинной вере и возложенном на нас послушании уставам Божиим, а не в послушании правилам идолопоклоннического или самоизмышленного культа, изобретённого невежественными латинскими монахами в противность всем заповедям Божиим.

Поэтому мы просим вас, мудрых мужей, не верить клевете, которую распространили про нас некоторые враги истины, но просим вас, как повелевает и естественный, и божественный закон, равно выслушать обе стороны и встать на защиту правды и Закона Божия, ведь вы знаете, что это является службой, наиболее угодной Богу. Всех вам благ, досточтимые отцы!

Дано в Саксонии в 1559 году по Воплощении Господа нашего

Иисуса Христа. Филипп Меланхтон.

Какую цель мог преследовать Меланхтон этим письмом? Во-первых, как следует из текста письма, он пытается противостоять клевете, распространяемой врагами Реформации. Упоминание «необразованных латинских монахов» указывает, что распространителями негативного мнения автор считает римокатоликов. Возможно, Меланхтон рассчитывал на то, что греков может объединить с протестантами ненависть к Риму.63 В противовес слухам о еретичности Реформации Меланхтон подчёркивает доброкачественность протестантского учения и его соответствие Православию. Выраженное в письме пожелание, «чтобы на всяком месте святые Церкви были соединены» наводит на мысль о попытке протестантов объединиться с православными. В какой форме Меланхтон мог представлять себе это объединение? А.П. Лебедев предполагает, что речь могла идти о некоей конфедерации.

Это была эпоха протестантского синкретизма и протестантской унии. Причем, у некоторых синкретистов такое стремление простиралось так далеко, что они желали привлечь к унии даже и греков: они рассчитывали, что, пожалуй, и греки, из вражды к папству, примкнут к указанному движению. Имелось в виду образовать род религиозной конфедерации, присоединяясь к которой, объединенные известным принципом Церкви или общества (в рассматриваемом случае таким объединяющим принципом долженствовали быть: оппозиция папству и свобода верований) оставались бы при своих конфессиональных особенностях.64

И. Кармирис предполагает, что Меланхтон на самом деле думал об истинном воссоединении протестантов с Православной Церковью.65 Э. Бенц замечает на это, что реальная возможность какого бы то ни было соглашения между Константинополем и лютеранской церковью (даже при взаимной доброй воле) была в XVI веке совершенно незначительной.66

Из текста письма видно, что Димитрий вовсе не является простым курьером. Он выполняет в этих переговорах двоякую роль. Во-первых, как представитель Константинопольского патриархата он сообщает Меланхтону сведения о вероучении, богослужении и современном положении Православной Церкви. Во-вторых, он должен не только передать письмо Меланхтона, но как свидетель и участник церковных собраний лютеран и слушатель их учения подтвердить перед патриархом соответствие вероучения и богослужебной практики Реформации Священному Писанию и Священному Преданию Церкви. (Э.Бенц предположил, основываясь на способе датировки письма, что Димитрий также исполнял роль секретаря Меланхтона и что письмо написано им, т.к. для других писем Меланхтона такая датировка не характерна.)

Излишне напоминать, что утверждение письма о совпадении в главных чертах учения и практики Реформации с учением и практикой Православной Церкви не соответствовало действительности. Поэтому ни в то время, ни позднее никакая «уния» Православия и протестантизма не была возможной.

Итак, изучение источников показывает, что посредническая миссия в переговорах между лютеранами и православными была возложена на Димитрия Мизоса протестантской стороной. Имел ли он также поручение со стороны патриарха? Единственным источником, в котором утверждается, что Димитрий приехал в протестантские страны с миссией от Константинопольского патриарха, является сообщение Хеммингсена.67 Но мы уже видели выше, что это сообщение во многом противоречит другим источникам и поэтому содержащуюся в нём информацию необходимо проверять. Кроме того, данный источник может относиться к другому человеку, т.к. в нём не упоминается о связи между Димитрием и Меланхтоном. Ни в каком другом документе нет речи о какой-либо официальной миссии, возложенной на Димитрия Константинопольским патриархом. Димитрий приехал в Виттенберг из Эпериеса как податель рекомендательного письма от Сигизмунда Тордаи. В само́м этом письме причиной приезда названо горячее желание Димитрия и его интерес к делу Реформации, а не поручение Церкви. Меланхтон, рассказывая своим друзьям в письмах о приезде Димитрия, ни словом не упоминает о каком–либо письменном или устном послании патриарха. Да и письмо Меланхтона патриарху не содержит ничего, что позволило бы счесть его ответом на более раннее обращение. Тем не менее, все исследователи до Эрнста Бенца относились к сообщению Хеммингсена с полным доверием. О предполагаемой миссии как об установленном факте писали Гейнеций, Лебедев, Кармирис и другие. Эрнст Бенц первым усомнился, на основании вышеприведённых доводов, в том, что существовала официальная миссия, возложенная на Димитрия патриархом. При этом Бенц допустил, что Димитрий мог иметь тайное (негласное) поручение – разведать религиозную ситуацию в протестантских странах. Но такое поручение, если бы оно имело место, скорее всего, было бы дано устно, а из письма Тордаи, оставшегося Бенцу неизвестным, следует, что Димитрий покинул Византию ещё в 1554 году, когда патриарший престол в Константинополе занимал не Иоасаф II, а его предшественник Дионисий, и уезжал Димитрий Мизос не в протестантскую Германию, а в православную Валахию. Таким образом, гипотезу о тайном задании можно исключить как маловероятную. Почти наверняка, инициатива в деле изучения немецкой Реформации принадлежала не патриарху, а самому диакону Димитрию, который, номинально будучи православным, склонялся ещё до своего приезда в Виттенберг к протестантскому учению. Таким образом, подтверждается наблюдение Д. Бенга о том, что в XVI веке при православно-протестантских контактах инициаторами, как правило, были протестанты.68


3-trudovaya-migraciya-v-rossiyu-iz-stran-sng-po-rezultatam-oprosa-migrantov-zh-a-zajonchkovskoj-e-v-tyuryukanovoj.html
3-tyaga-nizhnego-bloka-na-trenazhere-sidya-styuart-makrobert.html
3-u-vrat-tashbaana-1-pobeg.html
3-uchastie-shkolnikov-v-rajonnom-ture-predmetnoj-olimpiadi-soglasno-podannim-zayavkam-stranica-3.html
3-uchastniki-konkursa-predislovie-4-sharov-a-v-ob-osnovnih-elementah-administrativnoj-reformi-5.html
3-uchebnij-poligon-2-a-orlov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-sroki-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-vipusknika-po-specialnosti-020800-istoriko-arhivovedenie.html
  • books.bystrickaya.ru/domostroj-ryazan-24062009zastrojshiki-poluchat-zemli-pochti-darom-monitoring-smi-iyun-2009-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekonomika-stranica-9.html
  • books.bystrickaya.ru/departament-obrazovaniya-upravlenie-gibdd-rekomendacii-po-organizacii-profilakticheskoj-raboti-napravlennoj.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-shirini-zapreshennoj-zoni-poluprovodnika-i-temperaturnogo-koefficienta-soprotivleniya-metalla.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-kursovoj-raboti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-prikladnoj-turoperejting.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-vidi-i-sushnost-viseleniya-bez-predostavleniya-drugogo-zhilogo-pomesheniya-5-glava-osnovaniya-viseleniya-bez-predostavleniya-drugogo-zhilogo-pomeshen.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vstrecha-cherez-tisyacheletiya-vladimir-megre.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pol-valeri-ob-iskusstve-stranica-31.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-geometricheskie-preobrazovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/ratura-97-imennoj-ukazatel-109-izbrannaya-bibliografiya-rabot-e-giddensa-111-izdaniya-e-giddensa-i-literatura-o-nem-na-russkom-yazike-115-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-i-upravlenie-passazhirskimi-perevozkami-chast-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/prichina-neblagopoluchiya-mat-zloupotreblyaet-alkogolem-ne-zanimaetsya-vospitaniem-svoih-detej.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkij-terminologicheskij-slovar-socialnoe-prostranstvo-i-vremya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-1a-klassa-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • student.bystrickaya.ru/21-poryadok-rassmotreniya-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-rekonstrukciya-kompleksa-obektov-biofabriki-dlya-obespecheniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-razvitiyu-gorno-metallurgicheskoj-otrasli-respubliki-kazahstan-na-2010-2014-godi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-avtorskie-prava-i-internet.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-elektronnie-sredstva-i-sistemi-upravleniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-buhgalterskoe-delo-dlya-specialnosti-060500-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-programma-rassmotrena-na-zasedanii-kafedri-ekonomiki-i-menedzhmenta.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/usta-vgosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-9-osobie-usloviya-tendernaya-dokumentaciya-po-zakupke-podryadnih-stroitelno-montazhnih-rabot-po-proektu-stroitelstvo.html
  • education.bystrickaya.ru/22-sistema-oplati-truda-uchitelej-3-zakon-ob-obrazovanii-rf-10.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/linux.html
  • reading.bystrickaya.ru/malboro-chital-kursi-po-vsem-razdelam-matematiki-po-istorii-i-filosofii-matematicheskih-nauk-avtor-knigi-evklid-v-dzhunglyah-poznanie-absolyutnoj-istini-v-log-stranica-18.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naglyadnost-i-eyo-rol-na-urokah-marijskogo-yazika.html
  • learn.bystrickaya.ru/fst-razrabotala-standarti-raskritiya-informacii-novosti-otrasli-2.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2010-goda-stranica-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplom-o-srednem-professionalnom-obrazovanii-bazovogo-urovnya-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-32-6-trebovaniya-k-tekstovomu-dokumentu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-64-1-struktura-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-pravila-napisaniya-osnovnih-razdelov-64.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchastniki-sorevnovanij-polozhenie-o-turiade-2011-sredi-obuchayushihsya-shkolnikov-i-pedagogicheskih-rabotnikov-pskovskoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-8-sociologiya-nauki-v-rossii-lekciya-vvedenie-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-v-gorode-prinimayut-kommunalnie-platezhi-cherez-set-terminalov-samoobsluzhivaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-strahovaniya-v-kommercheskoj-deyatelnosti-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.