2.2. Состояние, тенденции и проблемы развития системы образования и научной деятельности в Республики Саха (Якутия)
.RU

2.2. Состояние, тенденции и проблемы развития системы образования и научной деятельности в Республики Саха (Якутия)


^ 2.2. Состояние, тенденции и проблемы развития системы образования и научной деятельности в Республики Саха (Якутия)
Сфера образования

Сфера профессионального образования Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе позиционируется как одна из развитых в регионе. Система профессионального образования республики включает в себя 67 образовательных учреждений: 27 учреждений начального, 33 – среднего и 7 – высшего профессионального образования. Всего обучаются 45175 учащихся и студентов (без учета филиальной сети негосударственных учреждений), в том числе в учреждениях начального профессионального образования – 5225; учащихся среднего профессионального образования 17500; студентов высшего профессионального образования – 22450 студентов.

Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям, в том числе по:

Северо-Восточный федеральный университет в перспективе должен стать научно-методическим, образовательным центром, генерирующим инновационные образовательные технологии для всей системы профессионального и общего образования Республики Саха и регионов Дальнего Востока.

В настоящее время в сфере профессионального образования республики наблюдается ряд процессов, обусловленных мировыми, российскими и региональными тенденциями:

К основным проблемам системы профессионального образования относятся:

^ Образование и рынок труда

В настоящее время наблюдается несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда. Региональный рынок образовательных услуг характеризуется структурными диспропорциями по отношению к реальному экономическому спросу на специалистов и квалификационно-профессиональным требованиям работодателей. Сегодня стоит задача приведения структуры подготовки специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями рынка труда с учетом реализующихся крупных инвестиционных проектов в республике и на северо-востоке страны.

По итогам 2009 года наблюдается достаточно высокий процент трудоустройства выпускников всех уровней профессионального образования – 70,2%. Востребованными являются специалисты по направлениям: «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых»; «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»; «Металлургия, машиностроение и материалообработка»; «Транспортные средства»; «Здравоохранение» и некоторые другие. Вместе с тем, низкий процент трудоустройства отмечается среди выпускников по ряду специальностей гуманитарного и социального направлений. Анализ данных по трудоустройству выпускников Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова по итогам за 2008 и 2009 год позволяет констатировать устойчивую тенденцию низкой востребованности выпускников по специальностям «филология», «история», «педагогика».

По отдельным группам специальностей, например, «Транспортные средства», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» при наличии спроса существует проблема недостаточного трудоустройства ввиду качественно новых требований работодателей к уровню подготовки. Это обусловлено несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений и уровня подготовки преподавательского состава.

В настоящее время для решения имеющихся диспропорций проводится работа по открытию в учебных заведениях республики новых специальностей и профессий и оптимизации существующих.

Начато строительство Арктического технологического техникума в п. Пеледуй Ленского района по нефтегазовым, деревообрабатывающим, воднотранспортным направлениям; Горно-геологического техникума в п. Хандыге Томпонского улуса; Транспортного техникума в п. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса.

Согласно плану мероприятий по перепрофилированию невостребованных и открытию новых профессий и специальностей, актуальных на рынке труда на 2009-2013 годы, до 2013 года будут открыты и перепрофилированы в учреждениях начального профессионального образования 55 профессий, в учреждениях среднего профессионального образования – 44 специальности. Перепрофилирование профессий и специальностей будет проведено в 23 учреждениях начального профессионального образования и 12 учреждениях среднего профессионального образования.

Одним их основных направлений деятельности Северо-Восточного федерального университета станет корректировка планов приема в части оптимизации гуманитарных специальностей с увеличением приема на востребованные инженерно-технические специальности.

Общая структурная динамика спроса на образовательные услуги высшего профессионального образования в ближайшие годы будет определяться реструктуризацией рынка образовательных услуг, диктуемой модернизационными процессами в экономике.

Демографическое сокращение численности населения в возрасте 17 лет, основной группы потенциальных потребителей образовательных услуг в Республике Саха (Якутия), не будет имеет негативных последствий – сокращение к 2020 году составит всего 5%, тогда как в среднем по ДФО численность абитуриентов снизится на 15%.

Перспективный спрос на выпускников будет определяться:

Северо-Восточный федеральный университет, ориентируя свою образовательную политику на структурные сдвиги на рынке труда специалистов, способен существенно сблизить предложение образовательных услуг с реальной потребностью в профессиональных кадрах.

^ Научно-исследовательская деятельность

Сегодня в Республике Саха (Якутия) действует 22 научно-исследовательских учреждения Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и Академии наук Республики Саха (Якутия), ведомственных и проектно-строительных институтов.

Некоторые из них имеют собственную уникальную научную школу, признанную во всем мире. Это Институт мерзлотоведения им.П.И. Мельникова СО РАН – лидер в мировой геокриологии, имеющий пять филиалов в других регионах России, в т.ч. в Магаданской области, Красноярском крае, Институт космофизических исследований им. Ю.Г. Шафера, Институт физико-технических проблем Севера им.В.П. Ларионова СО РАН, Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Институт горного дела Севера им.Н.В. Черского СО РАН. Эти научные учреждения, в связке с учреждениями образовательного комплекса, являются основой дальнейшего инновационного и научно-технологического развития Республики Саха (Якутия).

Всего в республике, включая Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, работают 415 докторов наук и 1094 кандидата наук.

В республике созданы признанные научные школы академиков Черского Н.В., Мельникова П.И., Ларионова В.П., Крымского Г.Ф., членов-корреспондентов АН СССР и РАН, Ковальского В.В., Уржумцева Ю.С., Балобаева В.Т., Соломонова Н.Г., Яковлева В.Л., Каширцева В.А., Новопашина М.Д., Сафронова А.Ф., Бережко Е.Г.

Научная деятельность Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова будет основана на тесном взаимодействии с институтами Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и другими научно-исследовательскими институтами с точки зрения использования и перспективного развития уже достигнутых позиций и приоритетных направлений развития науки региона.

32-paramagnetiki-konspekt-lekcij-sankt-peterburg-2009-udk-532-6075-8-bbk-v334ya73.html
32-pedagogicheskaya-deyatelnost-rezyume.html
32-personal-oao-tfk-kamaz-godovoj-otchet-oao-torgovo-finansovaya-kompaniya-kamaz-za-2010-god-2011-god.html
32-plan-metodicheskoj-raboti-plan-raboti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
32-podavlyajte-demonov-slozhnosti-kurs-lekcij-dlya-studentov-do-vmk-razrabotal-m-n-s-nii-pmk-vasin-d-yu.html
32-podgotovka-glubokogo-intervyu-programma-fokus-gruppovogo-issledovaniya-60-procedura-provedeniya-fokus-gruppi-71.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posleslovie-putevoditel-po-zhizni-i-smerti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sreda-prozhivaniya-lyudej.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xviii-o-nesovershenstve-vseh-rezhimov-rezhimi-kotorie-mi-vibiraem-ot-izdatelej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-respublika-uzbekistan-i-evrazijskoe-ekonomicheskoe-soobshestvo-evrazes-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-prepodavaniya-obshego-kursa-istorii-medicini-izuchenie-fakticheskih-dannih-iz-proshlogo-istorii-medicini.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-informatika-dlya-specialnosti-2201-vichislitelnie-mashini-kompleksi-sistemi-i-seti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ocenke-effektivnosti-investicionnih-proektov-obshie-polozheniya-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-8-problema-ponimaniya-kartini-mira-i-obraz-cheloveka-v-kulturah-raznogo-tipa.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-praktika-konstitucionnogo-suda-rf-yuridicheskij-fakultet-kafedra-konstitucionnogo-prava-kovalchuk-angelina.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-internet-tehnologiya-wiki-pomogaet-permskim-uchitelyam-luchshe-gotovitsya-k-urokam.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-i-nauchnoe-obosnovanie-kompleksnoj-reabilitacii-invalidov-v-psihonevrologicheskih-uchrezhdeniyah-sistemi-socialnoj-zashiti-teoreticheskie-pravovie-metodicheskie-osnovi.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhet-byurokratii-vremya-novostej-vorobev-mihail-17082006-147-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-17-avgusta-2006-g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-n-v-gogolya-vij-7klass-2-chasa.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-trude-trudolyubii-leni-prazdnosti-kniga-prinadlezhit-k-vesma-populyarnomu-zhanru-sbornikov-mudrih-mislej-umnih.html
  • university.bystrickaya.ru/generalnogo-shtaba-vooruzhennih-sil-o-merah-po-uluchsheniyu-organizatorskoj-raboti-komandirov-nachalnikov-v-povsednevnoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/bez-ssilok-na-ameriku-vremya-novostej-06042009-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-9-tv-9.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/deyatelnoe-raskaivanie.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravo-i-obshestvennoe-mnenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennie-nauki-v-celom-novie-medicinskie-izdaniya-ukazatel-knig-postupivshih-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2003-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sravnenie-kachestva-znanij-uchastnikov-probnogo-municipalnogo-testirovaniya-otnositelno.html
  • education.bystrickaya.ru/11-a-sinibini-apan-nauriz-ajlarini-biologiya-pnnen-emtihana-dajindiini-eseb.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-ekspansiya-zapada-rene-genon-krizis-sovremennogo-mira.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polyubit-svoyu-rabotu.html
  • school.bystrickaya.ru/fundamentalnie-issledovaniya-i-razrabotka-perspektivnih-tehnologij-ntp.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-prepodavaniya-russkoj-literaturi-rasschitan-na-5-let-avtorom-dannogo-kursa-yavlyaetsya-g-s-merkin-s-a-zinin-v-a-chalmaev-programma-postroena-v-sootvetstvii-s.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-inostrannij-yazik-ogse-03.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-3-ocenki-i-sopostavleniya-zayavok-na-uchastie-v-konkurse.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-m-bilina-1999.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/buhgalterskij-balans-kodi-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-pribaltijskij-sudostroitelnij.html
  • education.bystrickaya.ru/2-analiz-yuridicheskih-posledstvij-svyazannih-s-priobreteniem-gosudarstvennim-zakazchikom-isklyuchitelnih-imushestvennih-prav-na-obekti-intellektualnoj-sobstvennosti-a-takzhe-neisklyuchitelnih-prav-na-takie-obekti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-vvedenie-v-kurs-gidrotehnicheskie-melioracii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3dogovorno-pravovaya-dokumentaciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080106-51-finansi-po.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gustav-shpet-russkaya-filosofiya-kak-pokazatel-evropeizacii-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/eduard-a-ivanov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-10349-107-psihologiya-obshih-sposobnostej-izdanie-2-e-rasshirennoe-dopolnennoe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.