.RU

2.2. Состояние, тенденции и проблемы развития системы образования и научной деятельности в Республики Саха (Якутия)


^ 2.2. Состояние, тенденции и проблемы развития системы образования и научной деятельности в Республики Саха (Якутия)
Сфера образования

Сфера профессионального образования Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе позиционируется как одна из развитых в регионе. Система профессионального образования республики включает в себя 67 образовательных учреждений: 27 учреждений начального, 33 – среднего и 7 – высшего профессионального образования. Всего обучаются 45175 учащихся и студентов (без учета филиальной сети негосударственных учреждений), в том числе в учреждениях начального профессионального образования – 5225; учащихся среднего профессионального образования 17500; студентов высшего профессионального образования – 22450 студентов.

Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям, в том числе по:

Северо-Восточный федеральный университет в перспективе должен стать научно-методическим, образовательным центром, генерирующим инновационные образовательные технологии для всей системы профессионального и общего образования Республики Саха и регионов Дальнего Востока.

В настоящее время в сфере профессионального образования республики наблюдается ряд процессов, обусловленных мировыми, российскими и региональными тенденциями:

К основным проблемам системы профессионального образования относятся:

^ Образование и рынок труда

В настоящее время наблюдается несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда. Региональный рынок образовательных услуг характеризуется структурными диспропорциями по отношению к реальному экономическому спросу на специалистов и квалификационно-профессиональным требованиям работодателей. Сегодня стоит задача приведения структуры подготовки специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями рынка труда с учетом реализующихся крупных инвестиционных проектов в республике и на северо-востоке страны.

По итогам 2009 года наблюдается достаточно высокий процент трудоустройства выпускников всех уровней профессионального образования – 70,2%. Востребованными являются специалисты по направлениям: «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых»; «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»; «Металлургия, машиностроение и материалообработка»; «Транспортные средства»; «Здравоохранение» и некоторые другие. Вместе с тем, низкий процент трудоустройства отмечается среди выпускников по ряду специальностей гуманитарного и социального направлений. Анализ данных по трудоустройству выпускников Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова по итогам за 2008 и 2009 год позволяет констатировать устойчивую тенденцию низкой востребованности выпускников по специальностям «филология», «история», «педагогика».

По отдельным группам специальностей, например, «Транспортные средства», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» при наличии спроса существует проблема недостаточного трудоустройства ввиду качественно новых требований работодателей к уровню подготовки. Это обусловлено несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений и уровня подготовки преподавательского состава.

В настоящее время для решения имеющихся диспропорций проводится работа по открытию в учебных заведениях республики новых специальностей и профессий и оптимизации существующих.

Начато строительство Арктического технологического техникума в п. Пеледуй Ленского района по нефтегазовым, деревообрабатывающим, воднотранспортным направлениям; Горно-геологического техникума в п. Хандыге Томпонского улуса; Транспортного техникума в п. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса.

Согласно плану мероприятий по перепрофилированию невостребованных и открытию новых профессий и специальностей, актуальных на рынке труда на 2009-2013 годы, до 2013 года будут открыты и перепрофилированы в учреждениях начального профессионального образования 55 профессий, в учреждениях среднего профессионального образования – 44 специальности. Перепрофилирование профессий и специальностей будет проведено в 23 учреждениях начального профессионального образования и 12 учреждениях среднего профессионального образования.

Одним их основных направлений деятельности Северо-Восточного федерального университета станет корректировка планов приема в части оптимизации гуманитарных специальностей с увеличением приема на востребованные инженерно-технические специальности.

Общая структурная динамика спроса на образовательные услуги высшего профессионального образования в ближайшие годы будет определяться реструктуризацией рынка образовательных услуг, диктуемой модернизационными процессами в экономике.

Демографическое сокращение численности населения в возрасте 17 лет, основной группы потенциальных потребителей образовательных услуг в Республике Саха (Якутия), не будет имеет негативных последствий – сокращение к 2020 году составит всего 5%, тогда как в среднем по ДФО численность абитуриентов снизится на 15%.

Перспективный спрос на выпускников будет определяться:

Северо-Восточный федеральный университет, ориентируя свою образовательную политику на структурные сдвиги на рынке труда специалистов, способен существенно сблизить предложение образовательных услуг с реальной потребностью в профессиональных кадрах.

^ Научно-исследовательская деятельность

Сегодня в Республике Саха (Якутия) действует 22 научно-исследовательских учреждения Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и Академии наук Республики Саха (Якутия), ведомственных и проектно-строительных институтов.

Некоторые из них имеют собственную уникальную научную школу, признанную во всем мире. Это Институт мерзлотоведения им.П.И. Мельникова СО РАН – лидер в мировой геокриологии, имеющий пять филиалов в других регионах России, в т.ч. в Магаданской области, Красноярском крае, Институт космофизических исследований им. Ю.Г. Шафера, Институт физико-технических проблем Севера им.В.П. Ларионова СО РАН, Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Институт горного дела Севера им.Н.В. Черского СО РАН. Эти научные учреждения, в связке с учреждениями образовательного комплекса, являются основой дальнейшего инновационного и научно-технологического развития Республики Саха (Якутия).

Всего в республике, включая Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, работают 415 докторов наук и 1094 кандидата наук.

В республике созданы признанные научные школы академиков Черского Н.В., Мельникова П.И., Ларионова В.П., Крымского Г.Ф., членов-корреспондентов АН СССР и РАН, Ковальского В.В., Уржумцева Ю.С., Балобаева В.Т., Соломонова Н.Г., Яковлева В.Л., Каширцева В.А., Новопашина М.Д., Сафронова А.Ф., Бережко Е.Г.

Научная деятельность Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова будет основана на тесном взаимодействии с институтами Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и другими научно-исследовательскими институтами с точки зрения использования и перспективного развития уже достигнутых позиций и приоритетных направлений развития науки региона.

32-paramagnetiki-konspekt-lekcij-sankt-peterburg-2009-udk-532-6075-8-bbk-v334ya73.html
32-pedagogicheskaya-deyatelnost-rezyume.html
32-personal-oao-tfk-kamaz-godovoj-otchet-oao-torgovo-finansovaya-kompaniya-kamaz-za-2010-god-2011-god.html
32-plan-metodicheskoj-raboti-plan-raboti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
32-podavlyajte-demonov-slozhnosti-kurs-lekcij-dlya-studentov-do-vmk-razrabotal-m-n-s-nii-pmk-vasin-d-yu.html
32-podgotovka-glubokogo-intervyu-programma-fokus-gruppovogo-issledovaniya-60-procedura-provedeniya-fokus-gruppi-71.html
  • student.bystrickaya.ru/2012-god-god-rossijskoj-istorii-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-pyatnicu-v-kurske-vklyuchat-vse-sireni-gazeta-rg-centr-rossii-internet-versiya-07122011.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-severnie-kurili-15-iyunya-1985-goda-istoriya-pervaya-glava-1-severnie-kurilskie-ostrova-maj-1944-goda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elistaorg-29042011-v-kalmikii-923-cheloveka-rasporyadilis-sredstvami-svoih-pensionnih-nakoplenij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovet-direktorov-ooo-ekaterinburgskij-myasokombinat-utverdil-strategiyu-razvitiya-napravleniya-proizvodstvo-myasoproduktov.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-gorodskih-kulturno-massovih-meropriyatij-provodimih-v-dni-novogodnih-i-rozhdestvenskih-prazdnikov-centrami-dopolnitelnogo-obrazovaniya-otrasli-molodezhnoj-politiki-2008-2009-g-g.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-osnovnih-tehniko-ekonomicheskih-pokazatelej-deyatelnosti-stroitelnoj-organizacii-chast-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obeshanaya-gimnastika-prigodna-dlya-suhoj-normalnoj-uvyadayushej-i-zhirnoj-poristoj-kozhi-okazivaet-osvezhayushee-ochishayushee.html
  • literatura.bystrickaya.ru/robert-monro-puteshestviya-vne-tela.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-osobennosti-predstavlenij-naseleniya-o-probleme-korrupcii-ot-sostavitelya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblis-km-b-b-atamlovti-2015-zhili-ataran-zhmistarini-eseb.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-strukturnogo-podrazdeleniya-upravlenie-kulturi-molodezhi-i-sporta-administracii-mo-yakshur-bodinskij-rajon.html
  • institut.bystrickaya.ru/testi-kakie-otnosheniya-reguliruet-grazhdanskoe-zakonodatelstvo-a-isklyuchitelno-imushestvennie-otnosheniya-b-isklyuchitelno-lichnie-neimushestvennie-otnosheniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyazatelstva-gosudarstv-chlenov-soveta-evropi-po-otnosheniyu-k-mestnoj-demokratii-ocenka-10-letnego-monitoringa-i-interpretacii-evropejskoj-hartii-mestnogo-samoupravleniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kti-np-so-ran-otchetnie-materiali-za-2006-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-v-klinicheskoj-ordinature-po-specialnosti-hirurgiya-stranica-14.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-yubilejnih-meropriyatij-posvyashennih-95-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-akademika-n-m-emanuelya.html
  • control.bystrickaya.ru/bujstvo-glaz-i-polovode-chuvstv-ili-proshanie-s-geroem-pobilis-ob-velik-zaklad.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kontekst-primeneniya-mezhdunarodnih-standartov-otchet-o-mezhdunarodnom-opite-primeneniya-msfo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/potencialnaya-opasnost-ot-izverzhenij-avachinskogo-vulkana.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhizn-v-interere-planeti-zemlya-kosmologiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-rolevih-kompyuternih-igr-na-formirovanie-psihologicheskoj-zavisimosti-cheloveka-ot-kompyutera-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozmozhnost-primeneniya-norm-zhilishnogo-kodeksa-rf-k-otnosheniyam-voznikayushim-pri-zaklyuchenii-dogovora-kupli-prodazhi-zhilogo-pomesheniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/an-gorbachev-i-n-kuklina-boyus-chto-moe-vistuplenie-posle-yarkogo-predidushego-mozhet-vas-razocharovat-ya-ne.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiyali-terminder-sillabus-pn-psihologiya-tarihi-kurs.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-prakticheskoj-grammatike-anglijskogo-yazika-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-moskva-2010.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-34.html
  • teacher.bystrickaya.ru/esli-b-ya-bil-kosmonavtom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primer-15-ispolzovanie-msfo-dlya-gruppi-kompanij-opredelenie-ponyatiya-gruppi-kompanij-po-ias-27-i-28-gruppa-kompanij-ptc.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-krneklg-lestrmel-tapsirmalar-formula-zhazilan-slajd-sabati-tr-aralas-saba.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ris-strukturno-logicheskaya-model-faktornoj-sistemi-obema-proizvodstva-produkcii-rastenievodstvaris-strukturno-logicheskaya-model-faktornoj-sistemi-o.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-ramki-evropejskogo-prostranstva-visshego-obrazovaniya-bolonskaya-rabochaya-gruppa-po-kvalifikacionnim-ramkam.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-skazuemogo-to-be-inf-before-starting-this-unit-let-us-revise-the-basics.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-o-soblyudenii-prava-na-svobodu-rasprostraneniya-informacii-byulleten-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-chajkin-bila-li-atlantida-i-gde-ee-iskat-stranica-66.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.