.RU

2.2. Состояние, тенденции и проблемы развития системы образования и научной деятельности в Республики Саха (Якутия)


^ 2.2. Состояние, тенденции и проблемы развития системы образования и научной деятельности в Республики Саха (Якутия)
Сфера образования

Сфера профессионального образования Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе позиционируется как одна из развитых в регионе. Система профессионального образования республики включает в себя 67 образовательных учреждений: 27 учреждений начального, 33 – среднего и 7 – высшего профессионального образования. Всего обучаются 45175 учащихся и студентов (без учета филиальной сети негосударственных учреждений), в том числе в учреждениях начального профессионального образования – 5225; учащихся среднего профессионального образования 17500; студентов высшего профессионального образования – 22450 студентов.

Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям, в том числе по:

Северо-Восточный федеральный университет в перспективе должен стать научно-методическим, образовательным центром, генерирующим инновационные образовательные технологии для всей системы профессионального и общего образования Республики Саха и регионов Дальнего Востока.

В настоящее время в сфере профессионального образования республики наблюдается ряд процессов, обусловленных мировыми, российскими и региональными тенденциями:

К основным проблемам системы профессионального образования относятся:

^ Образование и рынок труда

В настоящее время наблюдается несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда. Региональный рынок образовательных услуг характеризуется структурными диспропорциями по отношению к реальному экономическому спросу на специалистов и квалификационно-профессиональным требованиям работодателей. Сегодня стоит задача приведения структуры подготовки специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями рынка труда с учетом реализующихся крупных инвестиционных проектов в республике и на северо-востоке страны.

По итогам 2009 года наблюдается достаточно высокий процент трудоустройства выпускников всех уровней профессионального образования – 70,2%. Востребованными являются специалисты по направлениям: «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых»; «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»; «Металлургия, машиностроение и материалообработка»; «Транспортные средства»; «Здравоохранение» и некоторые другие. Вместе с тем, низкий процент трудоустройства отмечается среди выпускников по ряду специальностей гуманитарного и социального направлений. Анализ данных по трудоустройству выпускников Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова по итогам за 2008 и 2009 год позволяет констатировать устойчивую тенденцию низкой востребованности выпускников по специальностям «филология», «история», «педагогика».

По отдельным группам специальностей, например, «Транспортные средства», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» при наличии спроса существует проблема недостаточного трудоустройства ввиду качественно новых требований работодателей к уровню подготовки. Это обусловлено несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений и уровня подготовки преподавательского состава.

В настоящее время для решения имеющихся диспропорций проводится работа по открытию в учебных заведениях республики новых специальностей и профессий и оптимизации существующих.

Начато строительство Арктического технологического техникума в п. Пеледуй Ленского района по нефтегазовым, деревообрабатывающим, воднотранспортным направлениям; Горно-геологического техникума в п. Хандыге Томпонского улуса; Транспортного техникума в п. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса.

Согласно плану мероприятий по перепрофилированию невостребованных и открытию новых профессий и специальностей, актуальных на рынке труда на 2009-2013 годы, до 2013 года будут открыты и перепрофилированы в учреждениях начального профессионального образования 55 профессий, в учреждениях среднего профессионального образования – 44 специальности. Перепрофилирование профессий и специальностей будет проведено в 23 учреждениях начального профессионального образования и 12 учреждениях среднего профессионального образования.

Одним их основных направлений деятельности Северо-Восточного федерального университета станет корректировка планов приема в части оптимизации гуманитарных специальностей с увеличением приема на востребованные инженерно-технические специальности.

Общая структурная динамика спроса на образовательные услуги высшего профессионального образования в ближайшие годы будет определяться реструктуризацией рынка образовательных услуг, диктуемой модернизационными процессами в экономике.

Демографическое сокращение численности населения в возрасте 17 лет, основной группы потенциальных потребителей образовательных услуг в Республике Саха (Якутия), не будет имеет негативных последствий – сокращение к 2020 году составит всего 5%, тогда как в среднем по ДФО численность абитуриентов снизится на 15%.

Перспективный спрос на выпускников будет определяться:

Северо-Восточный федеральный университет, ориентируя свою образовательную политику на структурные сдвиги на рынке труда специалистов, способен существенно сблизить предложение образовательных услуг с реальной потребностью в профессиональных кадрах.

^ Научно-исследовательская деятельность

Сегодня в Республике Саха (Якутия) действует 22 научно-исследовательских учреждения Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и Академии наук Республики Саха (Якутия), ведомственных и проектно-строительных институтов.

Некоторые из них имеют собственную уникальную научную школу, признанную во всем мире. Это Институт мерзлотоведения им.П.И. Мельникова СО РАН – лидер в мировой геокриологии, имеющий пять филиалов в других регионах России, в т.ч. в Магаданской области, Красноярском крае, Институт космофизических исследований им. Ю.Г. Шафера, Институт физико-технических проблем Севера им.В.П. Ларионова СО РАН, Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Институт горного дела Севера им.Н.В. Черского СО РАН. Эти научные учреждения, в связке с учреждениями образовательного комплекса, являются основой дальнейшего инновационного и научно-технологического развития Республики Саха (Якутия).

Всего в республике, включая Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, работают 415 докторов наук и 1094 кандидата наук.

В республике созданы признанные научные школы академиков Черского Н.В., Мельникова П.И., Ларионова В.П., Крымского Г.Ф., членов-корреспондентов АН СССР и РАН, Ковальского В.В., Уржумцева Ю.С., Балобаева В.Т., Соломонова Н.Г., Яковлева В.Л., Каширцева В.А., Новопашина М.Д., Сафронова А.Ф., Бережко Е.Г.

Научная деятельность Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова будет основана на тесном взаимодействии с институтами Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и другими научно-исследовательскими институтами с точки зрения использования и перспективного развития уже достигнутых позиций и приоритетных направлений развития науки региона.

32-paramagnetiki-konspekt-lekcij-sankt-peterburg-2009-udk-532-6075-8-bbk-v334ya73.html
32-pedagogicheskaya-deyatelnost-rezyume.html
32-personal-oao-tfk-kamaz-godovoj-otchet-oao-torgovo-finansovaya-kompaniya-kamaz-za-2010-god-2011-god.html
32-plan-metodicheskoj-raboti-plan-raboti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
32-podavlyajte-demonov-slozhnosti-kurs-lekcij-dlya-studentov-do-vmk-razrabotal-m-n-s-nii-pmk-vasin-d-yu.html
32-podgotovka-glubokogo-intervyu-programma-fokus-gruppovogo-issledovaniya-60-procedura-provedeniya-fokus-gruppi-71.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tematika-lekcij-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-pravoohranitelnie-organi-opd-f-23.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vr-dolnik-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-2306000-domovedenie-novosibirsk-2003.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-konferencii-professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yaziku.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-ekspluatacionno-tehnicheskie-dannie-kompleksa-dnepr-2-nauchno-proizvodstvennoe-obedinenie-elektronmash.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zerthanali-zhmis-10.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-sev-osnovnie-ponyatiya-akti-sposobnosti-problema-potrebnostej-e-v-ilenkov-chto-zhe-takoe-lichnost1-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-rajona-nerchinsko-zavodskij-rajona-zabajkalskogo-kraya-stranica-20.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-strategii-proizvodstvennih-predpriyatij-rossii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-inostrannih-i-latinskogo-yazikov-regionalnaya-innovacionnaya-konferenciya-samara-20.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozniknovenie-domennoj-pechi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-reglamente-pravitelstva-moskvi-stranica-17.html
  • credit.bystrickaya.ru/otdel-obrazovaniya-administracii-r-p-kolcovo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podprogramma-152-uslugi-v-oblasti-informacionnih-tehnologij-otchet-o-realizacii-programmi-v-2002-g-dokument.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelnij-fakultet-sekciyasistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-sovremennie-otraslevie-rinki-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment-podgotovki-bakalavra.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obraz-fausta-v-odnoimennoj-tragedii-gete-ekzamenacionnie-voprosi-po-iskusstvu-i-literature.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursa-specialnaya-psihologiya-dannij-kurs-realizuetsya-v-ramkah-specialnosti-020400-psihologiya-iotnositsya-k-razdelu-obsheprofessionalnih-disciplin-federalnaya-komponenta.html
  • composition.bystrickaya.ru/okonchaniya-imyon-sushestvitelnih-v-datelnom-padezhe-raamatus-on-piltlikul-kujul-eelkige-tabelites-grammatiline.html
  • exam.bystrickaya.ru/vnutrifirmenoe-planirovanie.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-4-41-morskie-perevozki-polozhenie-o-licenzirovanii-perevozok-morskim-transportom-gruzov-polozhenie-o.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-uchebnoe-posobie-obobshaet-opit-raboti-so-studentami-po-akterskomu-i-rezhisserskomu-masterstvu-v-teatralnom.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechanie-o-transliteracii-sanskritskih-slov-stranica-42.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-p-kruglyakov-otv-redaktor.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-vidi-innovacij-i-organizacionnie-strukturi-innovacionnogo-menedzhmenta.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skerilendrlgen-temr-zhol-kzet-a-filialdarini-atishtar-komandalarina-zhmisa-abildanan-kezde-azamattardi-tapsiratin-zhattarini-tzbes.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenno-no-semanticheski-otkrita-vtoraya-redakciya-v-polnoj-versii.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-r-y-shendrik-e-a-radzhabov-primenenie-scintillyatora-baf.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchetnij-doklad-stranica-5.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnoe-i-pr-soprovozhdenie-politicheskih-reshenij-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-realizacii-programmi-5-programmi-treningov-shkoli-prodazh-6.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-tovarnaya-politika-na-temu-upakovka-tovara-v-sisteme-tovarnoj-politiki-promishlennogo-predpriyatiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primenenie-informacionnih-tehnologij-v-sisteme-obrazovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-konkursi-rezultati.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sam-sebe-kulinar-gazeta-tvoj-den-21032012-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-21-marta-2012-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.