.RU

2.3. Перспективные и приоритетные виды культурно-познавательного туризма в Удмуртской Республики



^ 2.3. Перспективные и приоритетные виды культурно-познавательного туризма в Удмуртской Республики.

Классификация видов современного туризма проводится по различным параметрам: цели путешествия, способам передвижения и продолжительности поездки, по сезонности и уровню организации, по социальному и демографическому составу участников, по принципу оплаты и т.д.

^ Основной принцип классификации основан на цели путешествия. В зависимости от цели путешествия выделяются:

1.Познавательный или образовательный туризм.

Этот вид туризма связан с ознакомлением с природными, историко-культурными достопримечательностями, зрелищами, общественным строем, жизнью и традициями народов. Наряду с определенными знаниями этот вид туризма предоставляет возможности для отдыха. Культурный туризм является самым распространенным и массовым видом туризма, распространенным среди всех возрастных и социальных категорий путешественников.

Историко-культурное и природное наследие Удмуртии предоставляет возможность для разработки как отдельных, так и комплексных образовательных программ, связанных с историей населенных пунктов, отдельными фактами отечественной истории и истории края, судьбами народов и выдающихся людей.

Возможна разработка отдельных археологических, архитектурных, военно-исторических, этнографических, литературных, мемориальных программ. Особое значение этот вид имеет для школьного туризма, так как в настоящее время выбор маршрутов для школьников по республике скуден. При обязательном национально-региональный компоненте школьных курсов отсутствуют комплексные туристические краеведческие программы. Подобные программы могли бы включать в себя изучение языка, культурных и национальных традиций, декоративно-прикладного искусства и ремесел и даже этнических видов спорта.

Восполнить существующий сегодня пробел можно за счет разработки образовательной туристической программы «25 путешествий по родному краю» (название условное), которая включила бы путешествия в районы Удмуртии и знакомство с региональной историей (аналогичные программы существуют в Финляндии, Израиле и др. странах). Главным сдерживающим фактором развития школьного образовательного туризма может стать дороговизна транспорта. Поэтому маршруты могут быть или краткосрочными (один-два дня) или сочетаться с элементами спортивного туризма.

2. Рекреационный (отпускной) туризм.

Используется в целях отдыха, для восстановления физических и душевных сил. Это наиболее распространенный и массовый вид туризма. Среди различных форм отпускного туризма в Удмуртии предпочтительнее развивать сельский зеленый туризм, основанный на проживании в гостевых домах в сельской местности.

Этот вид туризма, как правило, развивается в территориях, обладающих значительным туристским потенциалом, препятствием для реализации которого является слабая туристская инфраструктура.

Использование потенциала гостевых домов (проживание в меблированной комнате в доме, где проживают хозяева с предоставлением некоторых дополнительных услуг) является альтернативой гостиницам, кемпингам, пансионатам и способствует повышению уровня доходов местного населения.

^ К дополнительным платным услугам, которые обычно оказываются местными жителями, относятся:

Координаторами этой деятельности в районах могут выступить сотрудники учреждений культуры, в первую очередь – музеев.

Музей способен взять на себя роль инициативно­го менеджера, который на своей территории может достаточно быс­тро провести первоначальную работу с местным населением: опрос-анкетирование жителей, инвентаризацию туристического потенциала, обучающие семинары для хозяев и т. п. Кроме этого, музеям будет гораздо проще наладить отношения с туристическими фирмами, ко­торые мог бы заинтересовать предложенный вариант отдыха. Основ­ной задачей музея на данном этапе должна стать не только работа в качестве менеджера, а разработка одной или не­скольких интересных познавательных интерактивных туристических программ для гостей, которые связаны с историей, традициями, бы­том и этнографией данной территории. Причем не обязательно сразу же включать в работу по этой программе хозяев, им будет достаточно для начала отработать механизм приема посетителей и азбуку гостеп­риимства. Хотя, если позволяют условия, у хозяина есть лошадь или он содержит пасеку, можно частично задействовать его в такой про­грамме. Это позволит в дальнейшем более легко переключить его на самостоятельную работу по такой культурной программе.

Не менее важной обязанностью музея на первом этапе должна стать работа с местными сельскими, районными и региональными органами власти и поиск механизмов, которые позволят им получать хотя бы минимальную помощь со стороны государства.

На втором этапе музею (или другому учреждению культуры) следует особое внимание обратить на со­здание структур, которые станут основой поддержки сельского зеле­ного туризма в регионе. В перспективе, через музеи проще создать сетевой механизм управления туристскими потоками и взаимодействия различных структур в сфере гостевого туризма. За время реализации комплексного проекта «Сибирский тракт» был накоплен опыт по созданию базы данных гостевых домов, проведению обучающих семинаров по гостевому туризму. Этот опыт перспективен и важен тем, что нацелен на создание рабочих мест в сельской местности и региональное развитие.

^ В сельских районах Удмуртии, сохранивших живую и самобытную этническую культуру, зеленый туризм может включить в себя все прочие разновидности туризма:

3. Деловой туризм.

В основе делового туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Его преимущество в том, что, как правило, он не зависит от сезонных факторов. Удмуртия все больше становится местом проведения всевозможных форумов, совещаний, конференций российского и международного уровня. Предложения по организации культурной программы и знакомство с местными достопримечательностями могут стать способом продвижения туристических программ и фактором развития туризма.

4. Событийный туризм.

В Удмуртии ежегодно происходит немало культурных событий, формирующих положительный имидж региона и отличающихся регулярностью проведения, устойчивой аудиторией. К ним относятся музыкальные и этнические фестивали. В первую очередь, фестиваль П.И.Чайковского, имеющий статус международного. В финно-угорском мире известны этнические фестивали: «Новые песни древней земли», «Воршуд», «Гербер» и др. Все большую популярность приобретает Рыжий фестиваль, связанный высоким индексом «рыжести» удмуртов. Хорошие перспективы у фестиваля юмора «Лопшо Педунь смеется» в Игринском районе. Каждый их них может стать программой специальных туров как для внутреннего, так и для въездного туризма.

По способу передвижения туристические маршруты Удмуртии можно разделить на

Последние, как правило, пользуются популярностью у молодежи, склонной к активным и даже экстремальным формам отдыха.

Разнообразие природных условий Удмуртии (леса, степи, расчлененный рельеф, луга, реки), идеально подходят для развития пока еще мало развитого в России экстремального туризма, связанного с охотой, рыбалкой и т. д.


По продолжительности поездки по Удмуртии будут носить скорее краткосрочный характер: от туров выходного дня до 1-2 недель проживания в гостевых домах.

По сезонности можно прогнозировать максимальную туристическую нагрузку в период активного туристического сезона (конец мая – середина сентября, в период летних отпусков и школьных каникул, в том числе зимних).

Межсезонье – осень, весна, связанные с распутицей, скорее всего, уменьшат туристические потоки. Хотя возможны экстремальные маршруты, связанные с «прелестями» российской дороги.

По уровню организации маршруты делятся на

Можно прогнозировать, что на начальных этапах развития туризма Удмуртии будут преобладать организованные, групповые туры. Но по мере «раскручивания» маршрутов и публикации карт, атласов, справочных и информационных материалов будет возрастать количество индивидуальных и самодеятельных туров.


^ 2.4. Структура и динамика туристских потоков.

Сегментирование потенциальных потребителей

культурно-познавательного туризма.


Ежегодно число жителей Удмуртии, отправляющихся на отдых по путевкам, увеличивается. Число выездов за рубеж в 2008 г. увеличилось на 27%, а по России – на 11%. В целом число туристов увеличилось на 30%. Но сам объем туристских услуг является незначительным, особенно если рассматривать туристические услуги в общем объеме платных услуг населению – всего 0,3% (таблица 1). На одного проживающего в Удмуртии затраты на туризм в год составляют всего 78 рублей (илл.21).

При этом надо учитывать, что в общей структуре туристского рынка подавляющая величина (30-50%) приходится на выездной туризм (в силу большей стоимости путевок), затем идет курортный отдых на территории России, потом экскурсионные программы по России, и лишь потом поездки по территории Удмуртии. Таким образом, внутренний туризм по территории Удмуртии развит крайне незначительно и не является значительным в общей структуре платных услуг. Структуру внутреннего туризма выявить сложно из-за отсутствия данных туристических фирм. В связи с этим был проведен анализ посещаемости музеев республики. Из приведенных диаграмм видно, что быстрее всего увеличивается прирост путешествующих по Удмуртии, в первую очередь, за счет школьного образовательного туризма. Рост числа российских и иностранных туристов незначителен (илл.22).

Вовлеченность жителей Удмуртии в путешествия представлена в диаграмме (илл.23), из которой видно, что активно вовлечены в туризм только 20,4 % опрошенных, а 45% вообще не совершают поездки с познавательными целями. Приведенные данные говорят о неохваченности большинства населения данным видом туризма.

Исследование показало, что большинство опрашиваемых (47,8%) тур (экскурсию) по Удмуртии совершали в годы учебы в средней школы. Поэтому нельзя недооценивать значение развития школьного туризма по Удмуртии в более глубоком ознакомлении населения с культурой и историей родного края.

27,3% респондентов ответили, что не помнят когда в последний раз совершали культурно-познавательный тур по Удмуртии, а вот 11,4% регулярно совершают такие поездки (илл.24).

Наиболее популярны экскурсии в гг. Ижевск и Воткинск. Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» оказался менее популярным по нескольким причинам – сложность в организации транспорта и низкая информированность населения (илл.25).

^ Однозначно, интерес к познавательному туризму существует – об этом говорят почти 73% опрошенных (илл.26).

Особый интерес все возрастные группы предъявляют к необычным, ярким экскурсиям и турам (57%); еще 30% высказываются за сочетание нескольких целей в поездке (илл.27). Таким образом, при формировании туров по Удмуртии надо обратить внимание на необычность, оригинальность и момента привлечения внимания – аттракции. Это привлекает внимание потребителей и вызывает желание получить более подробную информацию о туре.

Итак, население Удмуртии незначительно вовлечено в культурно-познавательный туризм, в то время как интерес к нему явно выражен. Сдерживающим фактором является отсутствие разработанных новых маршрутов и/или отсутствие информации о таких маршрутах. При разработке новых туров и создании соответствующей инфраструктуры необходимо обратить внимание на особый интерес к необычным турам с элемента анимации и аттракции.

^ По итогам проведенного исследования на рынке внутреннего и въездного туризма в Удмуртскую Республику можно выделить 5 наиболее перспективных сегментов:

1.Школьники средних и старших классов.

Предпочитают поездки на короткие расстояния, без ночевки. В качестве достоинств по работе с этим сегментом можно выделить:

Недостатки сегмента:

2.Студенты средне-специальных и высших учебных заведений.

Являются перспективным сегментом, так как практически не охвачены культурно-познавательным туризмом по Удмуртии. Так же проявляют большой интерес к данному виду туризма. Предпочитают поездки с одной – двумя ночевками или даже на неделю (илл.28).

Данный сегмент готов предложить от 500 до 1000 рублей за сутки тура – то есть порядка 3000 рублей за выходные (илл.29). При работе с этим сегментом необходимо обратить внимание на районы и города Удмуртии, имеющие возможность размещения достаточного количества туристов в комфортных номерах и обладающие «необычными» объектами показа. Приветствуют совмещение экскурсий с элементами активности на свежем воздухе.

^ Достоинства по работе с сегментом:

Недостатки:

3.Семейный туризм.

Один из перспективных и мало охваченных сегментов, емкость которого 88380 человек (люди в возрасте от 35 до 49 лет со среднедушевым доходом свыше 7000 рублей в месяц). Предпочитают отдыхать семьей, при этом в семье есть дети младшего и среднего школьного возраста. Готовы потратить на отдых значительную сумму (с учетом нескольких членов семьи) при условии достаточного комфорта проживания, питания, транспорта и проведения интересных, запоминающихся экскурсий. Предпочитают поездки на выходные (2-3 дня), могут выехать на собственном транспорте. Желательно совмещение с элементами активности на свежем воздухе или отдых.

Достоинства:

Недостатки:

4.Корпоративный отдых.

Достоинства:

Недостатки:

5.Население близлежащих регионов.

Может быть отнесено к описанным выше 4 сегментам, при условии близкого расположения к границам Удмуртии.

^ Резюмируя, можно сказать, что с позиции выделенных сегментов можно районировать районы Удмуртии на 2 группы:

1.Районы для школьников и студентов.

Эти районы (объекты) показа должны находиться недалеко от крупных городов Удмуртии, должны быть удобные подъездные пути. Предприятия питания должны быть готовы принять несколько крупных групп посетителей, быстро обслужить их; предприятия размещения готовы к принятию таких групп и обеспечить минимальный сервис. Экскурсии должны быть адаптированы к интересам прибывающих туристов, включать элементы аттракции (анимации), элементы активности на свежем воздухе (игры, спорт и т.д.). Соответственно, в этих районах надо обратить пристальное внимание на подготовку (строительство) вместительных и недорогих предприятий питания, объектов размещения на 50-100 человек, хорошую транспортную структуру. Вся структура должна быть способна разом принять большое количество туристов, персонал готов к обслуживанию потока туристов.

2.Районы для корпоративов и семейного отдыха.

В этих районах необходимо предусмотреть строительство (реконструкцию) предприятий размещения с более высоким уровнем комфорта и приспособленным для проживания семей (более просторные и комфортабельные номера), а так же которые могут использоваться при проведении корпоративных мероприятий. Надо обратить внимание на сервис и качество обслуживания. Экскурсии должны включать элементы аттракции, а также возможность подвижных игр.

Выводы.

1. В общей структуре туристского рынка Удмуртии подавляющая величина (30-50%) приходится на выездной туризм. Структура регионального туристского рынка смещена в сторону выездного туризма как направления, не требующего капиталовложений в туристскую инфраструктуру и создание туристского продукта. Область имеет отрицательное сальдо по туристским потокам; эта характеристика является общероссийской.

^ 2. В целом по итогам 2007 года объем оказанных туристско-экскурсионных услуг в 2 раза вырос по сравнению с показателями предыдущего года и составил 121 млн. рублей.

3. В последние годы туристская инфраструктура получила значительный импульс для своего развития, связанный с празднованием 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства. Проведен большой объем работ по благоустройству городской территории и реставрации объектов, формирующих архитектурный ансамбль исторического центра города; проведен большой объем работ по благоустройству городской территории.


Общие выводы по всей главе

Проведенный анализ современного состояния отрасли внутреннего туризма в Удмуртии позволяет констатировать, что при наличии богатого историко-культурного потенциала наблюдается недостаточное развитие культурно-познавательного туризма в республике.

Отсутствие инициативы на местах, непонимание значимости роли туризма в экономике и социальном развитии района и республики, крайне малое количество денежных средств, выделяемых на развитие туристской инфраструктуры, не позволяет подключить к реальному использованию богатейший потенциал городов и малых поселений республики.

Преодоление этих негативных тенденций предполагает разработку и продвижение новых экскурсионных маршрутов и программ в Удмуртской Республике. Такие проекты должны быть ориентированы на сохранение культурного наследия, создание и реконструкцию туристического хозяйства с целью повышения его роли в формировании доходной части бюджета республики.

Необходима интеграция природного и историко-культурного потенциала в социально-экономическую структуру региона, в том числе путем организации регулируемого доступа к ресурсам.

Развитие туризма является самостоятельной и весьма важной в ряде стран отраслью экономики со своими законами и традициями. Комплексное решение проблемы развития туризма в Удмуртской Республике требует привлечения внешних ресурсов (интеллектуальных, материальных, финансовых). Потребуется выстроить сеть партнерских отношений государственных и региональных органов власти и управления, туристических фирм, инвесторов, представителей частного бизнеса, местного населения и т.д.

К развитию внутреннего туризма необходимо относиться как к отдельной отрасли экономики, которая может принести значительный доход в республиканский бюджет и стать достаточно прибыльным бизнесом. Один турист, въезжающий на территорию Удмуртии, обеспечивает работой 7-10 человек как минимум. В мире этот показатель - 15-16 человек. В настоящее время туризм по доходности стоит на третьем месте в мире после нефтедобычи и автомобилестроения.

В Удмуртии давно назрела необходимость создания единого координационного органа по развитию туризма. Подобные Комитеты, Управления и другие организации образованы практически во всех субъектах Российской Федерации. Их функции заключаются в анализе имеющихся туристических ресурсов в регионе, формирование на их основе туристических программ, помощь в их целенаправленном продвижении, проведение практических семинаров и конференций предприятий туриндустрии. Государственный орган необходим для разработки инвестиционной политики и координации работы существующих туристских предприятий.

По неофициальным данным на 2007 год (то есть за пределами статистики) в республике действует 154 туристских предприятия, более 50 частных гостиниц и баз отдыха. По официальным данным в 2007 году Удмуртию посетили 11 122 иностранных гражданина, из них около 300 человек приехали с туристскими целями. Для большинства туристов из других регионов и из-за рубежа наиболее привлекательными в республике оказываются программы, знакомящие с живой природой и этнической культурой края.

Потенциал развития туризма в Удмуртии достаточно велик. Но главная сложность заключается в том, чтобы был предложен туристу не просто набор экскурсий, а анимационные интерактивные программы, разработанные сценарии путешествий, события, вокруг которых строится рассказ об объектах показа и вовлечение в процесс экскурсии самих туристов. Реализация большинства маршрутов возможна при наличии хорошего сервиса при реализации всех его у услуг.

В результате проведенного исследования выявлены следующие основные проблемы, задерживающие развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртии.

^ 1.Отсутствие в регионе государственной политики в области развития культурно-познавательного туризма.

2.. Недостаточно развитая туристическая инфраструктура:

– низкая конкурентоспособность коллективных средств размещения (практически полное их отсутствие в районах перспективного рекреационного освоения; недостаток гостиниц с современным уровнем обслуживания);

– значительный моральный и физический износ существующей материальной базы;

– неразвитость сети внутриреспубликанских автомобильных дорог и слабое развитие придорожного сервиса делает труднодоступными отдаленные от областного центра районы.

^ 3. Отсутствие широкого спектра конкурентоспособного турпродукта:

– Удмуртия располагает отдельными объектами туристского интереса и инфраструктуры, не связанными между собой в единый туристический комплекс;

– наблюдается несогласованность и слабое взаимодействие участников туристического рынка и смежных отраслей;

– недостаточный уровень взаимодействия регионов Урала и Поволжья по вопросам развития туризма и формирования межрегионального турпродукта; сегодня регионы продолжают оставаться скорее конкурентами, нежели партнерами

4. Несформированный имидж Удмуртии как региона, благоприятного для туризма; отсутствие маркетинговой стратегии продвижения регионального туристического продукта на внешние туристские рынки.

^ 5. Недостаток квалифицированных кадров обеспечивающего отрасль персонала, в том числе:

– несоответствие долей выпуска руководящего персонала и специалистов туристической индустрии современным потребностям рынка;

– отсутствие системы подготовки обслуживающего персонала гостинично-ресторанного комплекса;

– недостаток квалифицированных специалистов сектора экскурсионной деятельности: переводчиков-синхронистов, гидов-переводчиков и экскурсоводов


^ 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


3.1. Цели и задачи


Основной целью развития культурно-познавательного туризма в Удмуртской Республике является удовлетворение потребностей жителей региона, страны, а также иностранных граждан в качественных туристических услугах.

^ Государственное регулирование в сфере туризма и туристической деятельности в Удмуртии должно быть направлено на:

Приоритетными направлениями для региона должны стать - развитие внутреннего, въездного и социального туризма.

^ Для достижения поставленных целей в сфере культурно-познавательного туризма и туристической деятельности должны быть решены следующие задачи:

  1. Создание благоприятных правовых и экономических условий для развития приоритетных направлений культурно-познавательного туризма.

  2. Формирование представления об Удмуртии как о регионе, благоприятном для туризма, формирование маркетинговой стратегии продвижения на региональном, российском и международных рынках.

  3. Проведение инвентаризации ресурсов культурно-познавательного туризма региона и оценка туристическо-рекреационного потенциала городов и районов края.

  4. Обеспечение резервирования и сохранения ценных туристическо-рекреационных земель в документах территориального планирования.

  5. Разработка комплекса программных мероприятий, направленных на подготовку объектов наследия и учреждений культуры к включению в программы культурно-познавательного туризма (реставрация и ремонт зданий, подготовка экспозиций и интерактивных программ).

  6. Совершенствование инфраструктуры учреждений культуры и создание в системе культуры новых институций (например, визит-центры, координационные советы, некоммерческие организации), направленных на развитие рынка услуг культурно-познавательного туризма.

  7. Повышение качества туристических продуктов и культурных программ, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров сферы культуры.



^ 3.2. Меры по развитию рынка культурно-познавательного туризма.



Несмотря на то, что концепция направлена на развитие культурно-познавательного туризма, необходимо отметить общие для отрасли туризма меры государственного регулирования, без которых культурно-познавательный комплекс не сможет работать полноценно.

1.Комплекс системообразующих мероприятий по развитию регионального туризма.

^ 1.1. Создание и работа государственного органа по развитию и координации туризма в регионе, в функции которого должны входить:


-5-ierarhiya-tipov-realnosti-spirkin-a-g-filosofiya-uchebnik-2-e-izd.html
-5-kaspijskij-pohod-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
-5-konfliktnaya-situaciya-monografiya-posvyashena-novomu-napravleniyu-v-nauke-lezhashemu-na-stike-sociologii-psihologii.html
-5-krestovij-pohod-v-step-1111-g-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah-kniga-i.html
-5-kultura-zapadnoj-evropi-v-rannee-srednevekove-donskoj-g-m-istoriya-srednih-vekov-6-klass-uchebnik-dlya.html
-5-metodika-slovarnoj-raboti-v-vozrastnih-gruppah-yashina-b-i-metodika-razvitiya-rechi-i-obucheniya-rodnomu-yaziku.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-4-cerkovnoe-poprishe-dose-bez-retushi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/443099-g-samara-ul-pionerskaya-100-ofis-22-tel-846-245-91-39-telfaks-846-310-86-22.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-planirovanie-na-predpriyatii-dlya-specialnosti-050501-18-professionalnoe-obuchenie-ekonomika-i-upravlenie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-vsyo-eshyo-hotite-bolshego-nekotorie-soveti-k-dejstviyu-obrazec-denezhnogo-techeniya-aktiva.html
  • reading.bystrickaya.ru/lica-imeyushie-srednee-professionalnoe-obrazovanie-obuchayutsya-ochno-po-sleduyushim-specialnostyam-srok-obucheniya-3-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/novogodnyaya-yolochka-professor-doktor-ekonomicheskih-nauk-prezident-akademii-razvitiya-rodovih-pomestij-deputat.html
  • literature.bystrickaya.ru/britkov-vb-dubovskii-sv-informacionnie-tehnologii-v-nacionalnom-i-mirovom-razvitii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pismo-glavam-municipalnih-obrazovanijob-organizacii-profilakticheskih-meropriyatij-v-svyazi-s-ugrozoj-rasprostraneniya-grippa-ptic-na-territorii-subekta-sibirskogo-federalnogo-okruga.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metod-marshaka-danilin-a-danilina-i-d17-kak-spasti-detej-ot-narkotikov-vrachi-preduprezhdayut.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-gruppovih-turov-2007-goda-sredizemnomorskaya-skazka-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/112-ocenivaemie-prava-kuba-sahar.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bajka-ne-konechnaya-v-g-radchenko-bajki-deda-ignata.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-stranica-18.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-sledstvie-v-drugih-stranah-kniga-anglijskogo-uchenogo-m-barbsra-posvyashena-odnomu-iz-samih-skandalnih-sobitij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ugrozi-i-vozmozhnie-kanali-utechki-konfidencialnoj-informacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-shemi-territorialnogo-planirovaniya-municipalnogo-rajona-borovskij-rajon-v-kaluzhskoj-oblasti-tom-vtoroj-kaluga.html
  • klass.bystrickaya.ru/amosova-n-n-etimologicheskie-osnovi-slovarnogo-sostava-sovremennogo-anglijskogo-yazika-m-1956.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-nemesiyu-svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-2-2000.html
  • studies.bystrickaya.ru/7-6-golovki-gromkogovoritelej-polimya.html
  • books.bystrickaya.ru/dinamika-potrebitelskih-rashodov-na-dushu-naseleniya-v-postoyannihcenah-199596-goda-.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rus-i-zolotaya-orda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-135-ot-31-09-2010g-upravlyayushij-sovetom-mou-oosh-1-protokol-2-ot-28-08-2009-g-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-literatura-dlya-8-h-klassov-bazovij-uroven.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predmet-tamozhennogo-prava-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razlichnie-podhodi-k-krizisu-razvitiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-innovacionnij-process-kak-obekt-innovacionnogo-menedzhmenta.html
  • writing.bystrickaya.ru/busigin-av-zakonodatelnoe-sobranie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nekommercheskij-fond-pushkinskaya-biblioteka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-centra-razvitiya-kareri-talapti-za-2010-2011-uchebnij-god-almati-2011-g-stranica-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/investment-proposals-glavnoe-upravlenie-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-i-evropejskoj-integracii-odesskoj-oblastnoj-gosudarstvennoj-administracii-stranica-22.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-rassmotret-informacionnie-tehnologii-shiroko-primenyaemie-v-obuchenii-podtverdit-effektivnost-ispolzovaniya-kompyuterov-v-pedagogicheskom-processe-na-primere-razrabotki-urokov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultativnost-ocenivaetsya-kak-stepen-dostizheniya-zaplanirovannih-nefinansovih-rezultatov-realizacii-osnovnih-meropriyatij-podprogrammi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-meri-po-ohrane-i-ukrepleniyu-zdorovya-obespechenie-bezopasnosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-lichnaya-bezopasnost-uchastnikov-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-prakticheskim-zanyatiyam-seminaram.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/likvidaciya-yuridicheskogo-lica-dogovora-postavki-i-kupli-prodazhi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-konsolidirana-baza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.