.RU

3. Учение о бытии: Парменид, Зенон - Учебное пособие для аспирантов и студентов всех специальностей Новосибирск 2006


^ 3. Учение о бытии: Парменид, Зенон.
Вторым крупным шагом в развитии греческой философии раннего периода была элейская школа. Ее представители следующие греческие философы: Парменид, Зенон, Ксенофан. Философия элеатов – это еще один этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафо­рических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты в истолковании субстанции перешли от конкретных природ­ных стихий – воды, воздуха, земли, огня – к бытию как таковому. Центральное понятие их философии – бытие. По мнению Парменида, единственно истинным является положение что “бытие есть, небы­тия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать”. С этим положением связано утверждение Парменида, что “мыс­лимо только сущее”, так как “нельзя отыскать мысль без бытия, в кото­ром осуществлена эта мысль”. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, так как неоткуда ему возникнуть: из ничего ничего не мо­жет возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и из небытия, так как небытия нет. Если бытие есть, о нем нельзя ска­зать, что его не было раньше, то есть что оно возникает. Если оно есть, то нельзя сказать также, что оно будет, что оно останется бытием. Следовательно, бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожа­ется, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе.

Бытия не может быть ни чуточку больше, ни чуточку меньше. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого пространст­ва. Все наполнено бытием. Поэтому все непрерывно. Бытие бесконечно во времени (посколь­ку оно не возникло и не уничтожалось), бытие не ограничено в прост­ранстве, оно шарообразно, оно однородно, оно повсюду одинаково, всюду равно отстоит от центра. Ксенофан это единое, вечное, несотворенное и неуничтожаемое начало на­зывает Богом. Бог – субстанция мира. У Ксенофана отчетливо прослеживается пантеистическая тенденция отождествления Бога с природой. Бог тождествен Космосу.

Вселенная представляется Парменидом как состоящая из концентрированных кругов или венцов, которые лежат слоями вокруг Земли, расположен­ной в центре Вселенной. Всех их окружает небесная твердь. Промежу­точные круги состоят из смеси огня и земли. В самом центре всех сфер царствует великая Богиня Правды и необходимости, которая управ­ляет всеми происходящими в мире явлениями.

Это противоречие между метафизикой (философией) и физи­кой (учением о Природе) у элеатов отчасти объясняет их учение о познании. Элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние, считают они, – знакомят людей лишь с види­мостью вещей. Знание их истинной сущности дает философское уче­ние о бытии, а то, как предстает мир нашим чувствам, описывается в учении о Природе. Чувственное многообразие мира, с точки зрения элеатов, иллюзорно.

Доказательству иллюзорности многообразия мира и движе­ния посвящены трактаты Зенона Элейского.

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий (“апория” в переводе с греческого означает “затруднение”, “безвыходное положение”). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не суть бытия. Первая из апорий – “Дихотомия” (в переводе с греческого означает “деление пополам”) доказывает невозможность мыслить движение. Зенон рассуждает так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину и т. д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности. И в самом деле, если непрерывная величина (в данном случае – отрезок линии) мыслится как актуально данное бесконечное множество точек, то “пройти”, “просчитать” все эти точки ни в какой конечный отрезок времени невозможно.

На том же допущении актуальной бесконечности элементов непрерывной величины основана и другая апория Зенона – “Ахиллес и черепаха”. Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного, и так всякий раз до бесконечности.

В третьей апории – “Стрела” Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения на самом деле нет. Он разлагает непрерывность времени на сумму дискретных (неделимых) моментов, отдельных “теперь”, а непрерывность пространства – на сумму отдельных неделимых отрезков. В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать. Таков результат, вытекающий из допущения, что протяженность состоит из суммы неделимых “мест”, а время – из суммы неделимых мгновений.

Итак, в понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо (его нет для разума, а значит, оно не существует).

Бытие не имеет ни степеней сравнения, размеров (не может быть маленьким, большим, средним), ни качественных показателей (не может быть зеленым или холодным). Не очевидно ли это? Философия элеатов подтолкнула к тому, чтобы рядом с очевидностями повседневного чувственно-предметного опыта поставить и очевидности интеллектуального рассуждения и усмотрения. Она стала защищать право ученых и философов на работу с абстрактными “мирами”, которые, с точки зрения обыденного сознания, могут представляться странными, причудливыми, ирреальными, фантастическими. Но работа эта чем дальше, тем больше превращалась в важнейшую составляющую человеческой культуры, а причудливые “вечные миры” религии, математики и самой философии неожиданно оказались для множества людей не менее нужными и близкими, чем мир вещей природы или общественных институтов. Общие и всеобщие идеи (единство, движение, место и время, делимость сущего, бытия) – вот над чем вслед за предшественниками и в остром, ярком споре с ними начинают трудиться элеаты.

^ 4. Учение о числах: Пифагор.
Античная философия стоит на той точке зрения, что все позна­ваемое познается в таком единстве, в котором различимы все возможные его последующие членения, – то есть вместе с принципом различения его внутренней структуры. Таким принципом различения, то есть видения изначального подлинного облика, прообраза выступает число. Число понимается и принимается многими античными мыслите­лями как первая сущность, определяющая все многообразные внутрикосмические связи мира, основанного на мере и числе, со­размерного, симметричного и гармоничного.

Греческие мыслители, прежде всего пифагорейцы, а вслед за ними и академики обращали особое внимание на роль числа в познании и конституировании мира: “Числу все вещи подобны”, – утверждает Пифагор.

Пифагор является в интел­лектуальном отношении одним из наиболее значительных людей, когда-либо живших на земле. Математика в смысле дока­зательного дедуктивного обоснования начинается именно с Пифагора. У него она оказалась тесно связанной с особой формой мис­тицизма. Влияние математики на философию тоже отчасти связано с именем этого философа.

Пифагор полагал, что душа – бессмертна, что она переселяется в другие виды животных, что все, что некогда произошло, через определенные пе­риоды времени происходит снова: что нет абсолютно ничего нового и что все живые существа родст­венны друг другу.

В философии выделяют две стороны деятельности его: религиозного пророка и чистого мате­матика. Его влияние на развитии как религии, так и науки. Причем эти деятельности не были столь самостоятельны, как это может представляться современному сознанию. При своем возникновении большинство наук оказывались связанными не­которыми формами ложных верований, которые придавали наукам фиктивную ценность. Астрономия, например, была связана с астрологией, хи­мия – с алхимией. Математика же оказалась связана с более утонченным типом заблуждений. Математическое знание казалось определенным, точным и применимым к реальному миру. Более того, считалось, что это знание можно получить, исходя из чистого размышления, не прибегая к наблюдению. Поэтому утвердилось мнение, что размышление дает людям идеал знания, по сравнению с которым будничное эмпирическое (опытное) знание несостоя­тельно. На основе математики было сделано предположение, что мысль выше чувства, интуиция - выше наблюдения. Если же чувственный мир не укладывается в математические рамки, то тем хуже для этого чувственного мира.

Как известно, Пифагор говорил, что “все вещи суть числа”. Если это положение истолковать в современном духе, то в логическом отношении оно кажется бессмыслицей. Но то, что понимал под этим положением Пифагор, не бессмысленно. Философ открыл, что число имеет большое значение в музыке. Об установленной им связи между музыкой и арифметикой напоминают до сих пор такие математические выражения, как “гармоническое среднее” и “гармо­ническая прогрессия”. В представлении Пифагора числа, наподобие чисел на игральных костях или картах, обладают формой. Философ говорил о продолговатых, треуголь­ных, пирамидальных числах и так далее. Это были числа горстей гальки (или более естественно для нас, числа горстей дроби), требуемые для образования формы. Пифагор, очевидно, полагал, что мир состоит из атомов, что тела построены из молекул, состоящих в свою очередь из атомов, упорядоченных в различные формы. Таким образом, он надеялся сделать математику научной основой в физике, а так же и в эстетике.

Основная цель научного поиска Пифагора была сосредоточена на проблемах математики и конкретно – на категориях числа и отношения. При этом Пифагор настолько увлёкся анализом математических величин, что абсолютизировал роль числа и проблемы математики на понимание общества и природы. Увлекаясь поиском гармонии, симметрии в математике, он понял, что эти же проблемы интересны для общества в целом. Он где-то находил аналогичные вещи, а где-то просто стал приписывать природе и обществу функции математических начал. Мир был назван космосом как раз потому, что в нём определился порядок, “впервые найденный” Пифагором.

Начавшееся с Пифагора сочетание математики и теологии харак­терно для религиозной философии Греции, средневековья и Нового времени, вплоть до Канта. До Пифагора орфизм был аналогичен азиатским мистическим религиям. Но для Платона, св. Августина, Фомы Аквинского, Декарта, Спинозы и Канта характерно тесное сочетание религии и научного суждения, морального вдохновения и логиче­ского восхищения тем, что является вневременным. Это сочетание начинается с Пифагора и отличает интеллектуализированную теологию Европы от более откровенного мистицизма Азии. С Пифагора начи­нается вся концепция вечного мира, доступного интеллекту и недо­ступного чувствам. Если бы не он, то христиане не говорили бы в учении о Христе как о Слове; если бы не он, теологи не искали бы логических доказательств бытия Бога и бессмертия. У Пифагора все эти идеи представлены, но еще в скрытой форме.

-glava-1-kriminalistika-kak-oblast-nauchnogo-znaniya-stranica-22.html
-glava-1-kriminalistika-kak-oblast-nauchnogo-znaniya-stranica-54.html
-glava-13--samizdat-yurij-lucenko-dashenko.html
-glava-administracii-vstretilsya-so-starshimi-po-domam-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
-glava-goroda-pyotr-pimashkov-napravil-oficialnoe-obrashenie-na-imya-glavnogo-gosudarstvennogo-sanitarnogo-vracha-rf-gennadiya-onishenko-s-prosboj-vmeshatsya-v-situaciyu-s-vozmozhnim-stroitelstvom-zavoda-ferrosplavov-vblizi-goroda.html
-glava-imenata-na-izvestni-lichnostti-i-teoriyata-za-trgovskite-marki-sdrzhanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/konsaltingovaya-firma-termo-inzhiniring.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/test-kak-odna-iz-form-proverki-znanij-uchashihsya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-postroeniya-trenirovochnogo-processa-v-vostochnih-edinoborstvah-anatomo-fiziologicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-detej-srednego-shkolnogo-vozrasta-vivodi-po-iglave.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-16-onemevshij-v-okruzhenii-komforta-nikolas-sheffner-blyudce-polnoe-sekretov-odisseya-pink-flojd-izdatelstvo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-i-praktika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/38-soderzhanie-psihologo-pedagogicheskoj-raboti-po-osvoeniyu-obrazovatelnoj-oblasti.html
  • credit.bystrickaya.ru/poezdka-na-dneprovskie-porogi-i-na-zaporozhe.html
  • college.bystrickaya.ru/-4-lyubov-brak-semya-filosofiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-obrazovatelnie-tehnologii-rabochaya-programma-disciplini-materialovedenie-i-tehnologii-konstrukcionnih-materialov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-referativno-issledovatelskih-rabot-filosofiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obshaya-i-specialnaya-gigiena-naimenovanie-disciplini.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/russkaya-filologiya-23.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodologiya-ocenki-kachestva-uchetnoj-informacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/boldinskaya-osen-v-tvorchestve-as-pushkina.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-9-nauchnoe-obespechenie-ekonomicheskogo-razvitiya-ribnogo-hozyajstva-v-period-2010-2014-gg.html
  • control.bystrickaya.ru/ctatistika-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-teoreticheskoj-chasti-vibirayutsya-studentom-iz-sootvetstvuyushih-variantov-vibiraetsya-odin-varianti-kontrolnih-rabot.html
  • exam.bystrickaya.ru/viii-pravila-provedeniya-konkursov-resheniem-prezidiuma-rkf.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritie-pervenstva-i-turniri-sredi-shkolnikov-na-prizi-yuzhnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-prakticheskie-voprosi-obrabotki-navoza-i-komposta-prakticheskie-voprosi-obrabotki-navoza-i-komposta-46.html
  • spur.bystrickaya.ru/lets-relax-gosudarstvo-v-yugo-vostochnoj-azii-na-severe-i-zapade-granichit-s-birmoj-myanma-na-severo-vostoke.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-sebestoimosti-chast-5.html
  • school.bystrickaya.ru/aleksandr-nevskij-voin-politik-diplomat.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-10-avgusta-1998-g-n-919-o-federalnoj-celevoj-programme-mirovoj-okean-stranica-10.html
  • crib.bystrickaya.ru/kn-jrme-ataui-aindar-lppes-sheberlk-sinipti-tairibi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soglashenie-po-subsidiyam-i-kompensacionnim-meram-stranica-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bitovaya-radioapparatura-brodskij-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-nasledstvennoe-i-pravo-sobstvennosti-po-sudebnikam-1497-i-1550-gg-razlichiya-etih-sudebnikov-v-drugih-otraslyah-prava-krome-grazhdanskogo-nasledstvennogo-i-prava-sobstvennosti-chast-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-mbdou-detskogo-sada-solnishko.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-no-razvertivaetsya-eta-intuiciya-imenno-tak-kak-vi-opisali-dvizhenie-vladislav-lebedko.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novoe-obshestvo-i-m-kaspe-aspirantka-rggu-konflikt-uchitelej.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-13-preduprezhdenie-14-mediko-biologicheskie-i-paraklinicheskie-disciplini-16-anatomiya-cheloveka-16-stranica-13.html
  • letter.bystrickaya.ru/nezavisimaya-gazeta-moskva-n041-232009-sarkisov-konstantin-epoha-sozidatelnogo-razrusheniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nezavershennij-traktat-rossiya-i-zapad-stranica-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-na-rabotu-tematicheskoe-planirovanie-malm-doshanov-m-g-uchitel-doshanov-m-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.