3. Значение Вавилонского пленения - В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа
.RU

3. Значение Вавилонского пленения - В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа


3. Значение Вавилонского пленения


Что же было главным в Вавилонском пленении? Ради чего еврейский народ подвергся этой катастрофе?

Ради вторичного прохождения через Вавилоно-персидскую область Зороастрова посвящения на некоем тайном для нас уровне.

Евреи в лице праотца Авраама получили, как известно, первый Зороастров импульс из той же Вавилонии (Ур Халдейский). Затем путь их духовно-исторического странствования и развития лежал через Египет, через посвящение Гермеса, т.е. опять-таки через некое посвящение Зороастра.

Пройдя затем эпоху собственного национального развития, достигнув "ступени Давида", а затем пройдя и определенную государственную ступень эволюции - эпоху Царств, еврейский народ по высшему Божественно-духовному плану своего воспитания и развития был снова приведен к старому Зороастрову очагу посвящения - в Месопотамию, в Вавилон. Ради этого еврейское государство было разгромлено, как игрушечный домик, за несколько лет, и еврейский народ, вновь взяв на плечи котомку со священными скрижалями Моисея, снова поплелся пешком по пустыне на древнюю духовную родину, чтобы получить новый импульс для своей Христовой миссии на последний 500-летний этап ее завершения.

Вавилония (нынешний Ирак) входила в сферу влияния и наследия старой Зороастровой религии и являлась одним из ее очагов посвящения в древние познания Аура-Маздао, т.е. грядущего Христа (см. Введение).

Так, в Священной книге Зороастризма, Авесте, предсказано, что через 6 тысяч лет родится Спаситель от девы. Вспомним, что Зороастр, по греческим данным, жил за 6 тысяч лет до Христа.

В Зороастровом духовном очаге, в Вавилонии, получали посвящение, по-видимому, не только еврейские пророки и учители. Так, известно, что крупнейший греческий посвященный, Пифагор (590-500 гг.), прошедший сначала тайное обучение у египетских жрецов, затем одновременно с евреями прошел обучение или посвящение в Вавилоне (куда он попал, должно быть, не по своей воле). Вернувшись в Грецию, он возглавил Дельфийский храм и его мистерии посвящения. Тем самым он впервые, еще до массового проникновения греков на Восток в эпоху Александра Македонского, приобщил молодую греческую культуру к восточному Зороастровому посвящению, т.е. тому посвящению, которое получил уже иудаизм, а с ним и грядущее христианство.

В Вавилоне произошли важные изменения в еврейской Моисеевой религии. Она окунулась в этот центр мирового посвящения Зороастра и вошла в соприкосновение с парсизмом - зороастризмом (Авеста).

Коротко о видимых результатах Вавилонского плена можно сказать следующее:

1. Основа еврейской религии, всего иудаизма, и в дальнейшем христианства - ^ Библия Ветхого Завета, в первую очередь Тора (Пятикнижие Моисеево), была окончательно написана и отредактирована со включениями в нее священнического ритуального кодекса, частично заимствованного из Авесты и действовавшего затем в течение 500 лет до разрушения храма. Таким образом, религиозное законодательство (Закон Моисеев) было закончено и догматизировано как норма жизни народа (частично оно было составлено еще до Вавилонского плена). Тора стала непререкаемым законом жизни еврейского народа на тысячи лет.

Другие части священного писания - книги пророков, хроники (летописи) и так называемые агиографы (например, книга Псалмов, Руфь, Эсфирь, Притчи Соломоновы, Песнь песней и др.) - были закончены и канонизированы также в Вавилонскую и последующую эпохи, в течение примерно двух столетий (т.е. до эпохи эллинизации).

Так было закончено создание всей еврейской части Библии - Священного писания Ветхого Завета.

Книга эта в большей и главной своей части написана в повествовательной форме и доведена до конца Вавилонского пленения. Мы знаем (см. гл. II), что текст книги, особенно ее первой части - Торы, имеет двоякий смысл: во-первых, внешний, буквальный смысл - исторический (да и то не преследующий задачи точного /документального/ изложения событий) и, во-вторых, внутренний, аллегорический или символический - духовный, мистический смысл или шифр. Например, в первых книгах Торы изложена история порабощения древнейших евреев в Египте, выхода их оттуда с Божией помощью: чудесный переход через Красное море, 40-летнее странствование по пустыне, мятежи желающих вернуться в египетское рабство с его сытой жизнью, духовная борьба в пустыне за поход в Землю Обетованную, которую затем еще пришлось завоевывать.

Исход евреев из Египта под водительством Моисея действительно имел место. Но описанные события и подробности, несомненно, имеют еще и символический смысл. История исхода из Египта, по-видимому, отображает как бы генеральный восходящий путь развития человека (или народа, или человечества) от низшего духовного состояния к высокому совершенству (земля обетованная - аллегория позднейшего "Царства Небесного"). Тут и первоначальный роковой бросок из тьмы к свету (переход через Красное море и погоня египтян), после которого конечная цель оказывается еще далеко не достигнутой, и впереди еще длинная дорога по "пустыне". И иногда - усталость, отказ от борьбы и тоска по отдыху в старой рабской жизни. И неуклонно, с Божией помощью, продвигающееся вперед духовное развитие; это означает, что Бог помогает всякому духовному движению вперед, как бы "заинтересован" в нем, хотя возникает это движение по внутреннему свободному импульсу человека.

Таким двойным шифром написаны основные книги Ветхого Завета, а также Нового Завета. И это свойство Священного писания создает вокруг него как бы духовное свечение. В этом тайна его свежести и неувядаемости на протяжении более двух тысяч лет.

Однако именно в еврейском народе, вплоть до его духовной "аристократии", т.е. раввината, укоренилось буквальное, формальное "понимание" Священного писания. Такое, вполне суеверное, отношение к религиозным мистическим книгам у интеллигентов и полуинтеллигентов легко перешло затем в ироническое, а потом, в конце концов, в материалистическое атеистическое отношение и в то же время - к цепкой привязанности к ним. Именно такова картина еврейской религиозности и отношения евреев к их великим священным книгам в настоящее, вернее - в недавнее время.

В Вавилонских и персидских религиозных книгах и мифах содержатся такие же космогонические учения, как в Моисеевой книге Бытия (например, порядок сотворения мира, всемирный потоп и т.д.), что, по-видимому, свидетельствует об общих древнейших источниках этих религий в лоне Зороастрова посвящения.

2. В еврейской религии Вавилоно-персидский зороастризм оставил крупные, хорошо видимые историкам следы. Удивительным кажется, например, то, что еврейская религия в целом и ее священная книга - Библия, относившиеся отчужденно и прямо-таки брезгливо ко всякой другой религии, оказались чрезвычайно снисходительными к зороастризму и его книге Авесте. Так, священнический кодекс и обряды Пятикнижия Моисеева и основной его культ - ритуальной чистоты - оказываются в значительной степени заимствованными из Авесты или совпадающими в обеих книгах. Например, в обеих религиях и их священных книгах человеческий труп рассматривается как величайший источник ритуальной нечистоты, оскверняющий все вокруг себя. Правда, есть между ними различие: по еврейским законам, труп подлежит скорейшему захоронению в земле, а по законам Авесты, труп оскверняет землю и его полагается выбрасывать за стены города на съедение зверям, зарывание же мертвых в землю каралось смертной казнью. Труп, как и всякая человеческая (физиологическая) нечисть, осквернял все стихии: землю, воду и огонь, в связи с чем правила ритуального очищения и омовения живых людей были очень сложны.

3. Идолопоклонство, которое было главной темой проповедей и борьбы пророков, которым заражались даже цари, которое проникло даже во дворец царя Соломона через его жен, исчезло до конца за несколько десятков лет жизни в Вавилоне. Исчезло так, как будто никогда и не было у евреев служения чужим богам, этого кошмара ревнивого Иеговы и его пророков.

Нужно, впрочем, сказать, что читатели Библии, особенно евреи, усваивают слишком примитивный взгляд на идолослужение, точнее - на язычество, как на дикие, скотские религии, как на простое обожествление растений, животных и даже "богов" собственного изготовления (вспомним "блудодействия под каждым зеленым деревом" и т.п.). Между тем языческие религии в далекие дохристианские времена, когда человечество еще не утратило всеобщего элементарного ясновидения и непосредственно ощущало и "видело" богов как действующие в природе духовные силы и начала, но не умело мыслить о них, - эти религии Озириса, Адониса, Астарты, Митры и других богов были весьма утонченным и глубоким проникновением в сущность природы и космических сил и начали стареть и вырождаться ко времени появления и восхождения еврейской религии - примерно в начале 1-го тысячелетия до христианской эры. Окончательно они умерли после появления христианства. Величие и духовную реальность старых языческих религий можно себе представить по греческой религии, которая оставила после себя прекрасные следы, живые до нашего времени, и самому христианству уступила место с большим достоинством, принеся ему в дар многие свои культурные достижения - философию, пластические и другие искусства.

4. Вероучителям еврейским и народу стало открываться учение о бессмертии души, Последнем суде и Воскресении, которое совершенно отсутствовало в догматической части Библии (Торе и т.д.). В архаическую, Моисееву, библейскую эпоху религиозное сознание еврейского народа включало представление о бессмертной групповой, племенной душе, от которой отделяется, как ручеек, при рождении и в которую вливается, возвращаясь после смерти, душа каждого отдельного человека, как в свое лоно (см. Введение, 4). Такова была структура человеческой души, мышления, памяти и т.д. Чем глубже в древность, тем менее ясно выражена индивидуальность каждого человека и тем меньше можно было говорить о бессмертии индивидуальной души, вообще - о судьбе индивидуальной души после смерти тела. Обратите внимание на то, что даже о смерти великих патриархов, т.е. наиболее выдающихся личностей, сообщается, например, так: "И умер Авраам (или Иаков), и приложился (приобщился, присоединился) к своему народу". О смерти Давида, Соломона и других царей - так: "И почил он со своими предками". Это значит, что после смерти людские души возвращались в лоно своей бессмертной групповой души, в конечном счете - в "лоно Авраамово".

Но в эпоху Вавилонского плена, например, у пророка Иехезкеля появляются, как мы уже видели, указания об индивидуальной ответственности за грехи. Это уже и соответствовало началу развития идей индивидуального бессмертия и воскресения мертвых , перешедших потом в христианство.

5. В Вавилоне еврейская религия обрела и обширную мистическую часть - ангелологию и демонологию в виде большой иерархии добрых и злых индивидуальных духовных существ, в числе которых архангел Михаил, хранитель и водитель еврейского народа, его судеб ("Михаил - ваш князь" - Даниил, 10:21).

Вот что говорит пророк о Последнем суде и участии в нем Михаила:

"И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего. И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени. Но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

И разумные будут сиять как светила на тверди..." (Даниил, 12)

6. ^ Отсутствие храма с его внешним священническим культом не понизило, а, наоборот, подняло и усилило интенсивность и глубину духовной жизни народа. Вместо храма, по-видимому, именно здесь впервые появились в большом количестве синагоги - дома общей молитвы, а также чтения, проповеди и толкования слова Божия. Вспомним, что в храмах ни того, ни другого не было, было лишь молчаливое присутствие народа при священническом жертвенном ритуале.

И в дальнейшем центрами духовной жизни евреев стали навсегда многочисленные синагоги. Это особая характерная черта еврейской жизни. По некоторым утверждениям, и во времена Второго храма в Иерусалиме были сотни синагог, разрушенных потом вместе с этим храмом.

7. И, наконец, знаменитое еврейское мистическое учение - Каббала, сыгравшая большую роль в начальной и в последующей жизни иудаизма, также возникла, по-видимому, уже в Вавилоне.

Она содержит реальные знания о высших духовных мирах, вопреки широко распространенному обывательскому "мнению" о "каббалистике" как суеверии. С тех пор Каббала следовала рядом с Библией как параллельный, но более трудный и сокрытый, поток духовного знания вплоть до нашего времени, когда этот поток слился с общеевропейским большим течением духовного просвещения и духовно-научных откровений.


IX. Великий инициатор послевавилонской эпохи - Эзра


У истока последней предхристианской 500-летней эпохи стоит великий пророк Эзра. Небольшая библейская книга Эзры не дает ясного представления о его деятельности как духовного вождя и книжника (автора и редактора), по-видимому, большинства "классических" разделов Библии - этой величайшей книги человеческого рода. Но кроме ветхозаветной ("первой") книги Эзры еврейского канона имеются и другие книги Эзры, еврейские оригиналы которых были утеряны еще в древности, но от которых остались переводы на греческий и латинский языки. В русском переводе они значатся как II и III книги Ездры (т.е. Эзры). Последняя сохранилась с древних времен только в латинском переводе (так называемая Вульгата). Она-то и представляет огромный интерес, ибо сохранила для нас в более ясном, чем у предыдущих пророков, так сказать, в рассудочном изложении, более близком к научно-логическому методу мышления, мистические откровения о судьбах еврейского народа и всего человечества.

Впрочем, годы написания и появления этой книги точно не известны. Возможно также, что в ней имеются позднейшие приписки. Но это не уменьшает ее величия и мудрости.

Новым в III книге Эзры является, прежде всего, человеческое достоинство пророка, который беседует с Богом (или с Его посланцами) и требует от Него ответа и объяснений о неустроенности и несправедливостях в мире, главным образом, о тяжелой судьбе и необъяснимых страданиях еврейского народа. Книга волнует состраданием и чарует своей духовной красотой.

Эзра уже не классический еврейский "раб Божий", а богоподобный человек, богоборец, знающий свою бессмертную, неуничтожаемую божественную сущность и достоинство и могущий спорить с Иеговой. Тем самым его пророческий облик и деятельность обращены уже в грядущее христианство:

"Вам говорю, язычники, которые можете слышать и понимать: ожидайте Пастыря вашего...

Я открыто свидетельствую о Спасителе моем..." (III Эзры, 2).

Но главное содержание этой книги - участь еврейского народа. Бог подтверждает перед Эзрой избранничество этого народа, носителя имени Божия:

"Я избрал тебя, - говорит Господь. - И воскрешу мертвых от мест их и из гробов выведу их, потому что ^ Я познал имя Мое в Израиле...

И Я дам тебе первое место в Моем воскресении..." (Там же)

Обратите внимание на выделенные гордые слова. Это национальная гордость не только еврейского пророка, но и еврейского народа, в котором сам Бог Иегова познал Свое имя! Иначе говоря, человечество, в частности (или в то время - в особенности), еврейский народ - орудие познания и самопознания Божества!

Это представление кажется, конечно, странным, а для человека, наивно, непосредственно верующего, - кощунственным, но здесь таится глубочайшее познание сущности человеческого рода. Не будем на этом пока останавливаться.

Вот Эзра, исполненный страданиями своего народа, начинает вопрошать Бога:

"Ты предал город Твой в руки врагов Твоих.

Но неужели же лучше живут обитатели Вавилона и за это владеют Сионом?..

...Изныло сердце мое, ибо я видел, как Ты поддерживаешь этих грешников и щадишь нечестивцев, а народ Твой погубил...

Неужели Вавилон поступает лучше, нежели Сион?

Или иной народ познал Тебя, кроме Израиля?..

Взвесь на весах и наши беззакония, и дела живущих на Земле, и нигде не найдется имя Твое, как только у Израиля.

Какой народ так сохранил заповеди Твои?

Между этими хотя по имени найдешь хранящих заповеди Твои, а у других народов вовсе не найдешь" (III Эзры, 3).

"Тогда отвечал мне посланный ко мне ангел, которому имя Уриил, и сказал мне:

Сердце твое слишком далеко зашло в этом веке, что ты помышляешь постигнуть путь Всевышнего..." (III Эзры, 4).

Далее ангел доказывает Эзре его ничтожество перед Богом и невозможность его поэтому претендовать на познание божественных путей и судеб:

"Как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего?.." (Там же)

Тогда Эзра, первый из пророков нового века, столь страдающий от своего человеческого незнания путей Божиих, изнемогая от жажды познания, говорит:

"Лучше было бы нам вовсе не быть, нежели жить в несчастиях и страдать, не зная почему!" (Там же)

Воистину гордый ответ нового бога христианской эры - человека!

И дальше Эзра много раз страстно повторяет свой вопрос:

"...Молю Тебя, Господи, да дастся мне смысл разумения...

...Почему Израиль предан на поругание язычникам?..

…Что сделает Бог с именем Своим, Которое наречено на нас? Вот о чем я вопрошал" (Там же).

Божественный же собеседник отвечал:

"Чем больше будешь испытывать, тем больше будешь удивляться. Потому что быстро спешит век сей к своему исходу.

И не может вместить того, что обещано праведным в будущие времена. Потому что век сей исполнен неправдою и немощами.

А о том, о чем ты спрашивал меня, скажу тебе: посеяно зло, а еще не пришло время искоренения его..." (Там же)

И далее следуют многозначительные и мудрые рассуждения… Но Эзра настойчиво просит точного ответа:

"Тогда я умолял его и сказал: думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?..

На это отвечал он и сказал: О знамениях, о которых ты спрашиваешь меня, я отчасти могу сказать тебе, а о жизни твоей я не послан говорить с тобою, да и не знаю" (Там же).

Это единственно точный религиозно-научный ответ на человеческий вопрос о собственном будущем. Если человеку в точности показать его будущее, то тем самым он лишится свободы строить это будущее. Здесь реальное противоречие, логический порочный круг.

Но страстный Эзра весь горит, пылает состраданием и любовью к своему народу. Он допытывается у Бога: почему Тот предал Свой народ для наказания Своим же противникам - язычникам?

"И если уже Ты сильно возненавидел народ Твой, то пусть бы он Твоими руками наказывался...

Он сказал мне: ты слишком далеко зашел пытливостью ума твоего об Израиле. Неужели ты больше любишь его, нежели Тот, Который сотворил его?

- Нет, Господин мой, - отвечал я, - но говорил от великой скорби. Внутренность моя мучает меня всякий час, когда я стараюсь постигнуть путь Всевышнего и исследовать хотя часть суда Его.

Он отвечал: не можешь.

- Почему же. Господин мой? - спросил я. - Лучше бы я не родился и утроба материнская сделалась для меня гробом, нежели видеть угнетение Иакова и изнурение рода израильского" (III Эзры, 5).

Настойчивые расспросы Эзры самого Божества с требованием объяснить Свое управление миром, которое выглядит в глазах человека несправедливым, в частности по отношению к еврейскому народу, подвергнутому страданиям не по заслугам, сближают по своему богоборческому характеру поведение Эзры с поведением многострадального Иова. Праведный Иов, подвергнутый Богом страданиям и лишениям ради испытания его праведности, спорит с самим Богом. Он заявляет, что подчиняется лишь могуществу Бога, но гордо отказывается признать себя в чем-либо виноватым и считать свои страдания заслуженными, подчиняясь лишь авторитету якобы абсолютной справедливости Божества. Противопоставляя свое человеческое достоинство Божескому, Иов неизменно утверждает, что наказан несправедливо и что Бог как бы злоупотребляет Своей властью.

"Вот Он схватит, и кто возбранит Ему? Кто скажет Ему: что Ты делаешь?..

...Он губит и непорочного, и виновного... Смеется над пыткой невинного...

Земля отдана в руки нечестивых, лица судей Он закрывает...

..........................................................................................

Ведь Он не человек, как я, чтобы я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд!

^ Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на нас обоих.

Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня!

И тогда я буду говорить и не убоюсь Его, потому что я не таков сам по себе" (Иов, 9).

В заключение книги Иова Бог "сдается", признаёт Иова правым, снимает с него страдания и обильно вознаграждает его детьми и материальными благами (согласно древнейшему мировоззрению евреев).

Какая огромная разница между этими сильными, гордыми словами еврейского пророка - народного пастыря Эзры - за 500 лет до Христа или Иова - возможно, еще раньше - и унизительным раболепием перед Иеговой еврейского народа, оставшегося опустошенным после отделения от него христианства.

Вот стиль еврейских молитв нашей эпохи тому же Иегове: главный эпитет Бога - "раху́м" - милосердный. С Ним не спорят, у Него униженно, со слезами выпрашивают "рахами́м" - милосердия, и только милосердия. Ибо ведь заслуг у нас никаких нет, мы признаём, что кругом виноваты, и только виноваты!

В Судный день (йом-кипур) евреи каются так, бия себя в грудь на каждом слове:

"Мы грешили, изменяли, грабили, срамили, извращали, злобились, злоумышляли, злодействовали, лгали, дурно советовали, обманывали, издевались, бунтовали, гневались... (всего 25 покаянных слов).

А Ты прав, прав во всех наших злоключениях. Ты поступал всегда справедливо, а виноваты мы сами, мы, и только мы!"

В синагоге стоит всеобщий плач. Евреи потрясают руками, обращаясь к "Нему", к небу:

"Боже, Боже милосердный, да будет благословенно имя Твое! Взгляни на наши бедствия, пожалей нас, сынов Твоих нареченных, прости нас грешных, помилуй нас, спаси, спаси нас от гибели! Ведь мы - Твой избранный народ. Твои дети. Твои рабы, мы ничтожны, мы прах под ногами, а Ты наш Бог, отец, владыка и создатель, и нет у нас другой опоры, другой надежды, кроме Тебя!"

Так "разговаривают" евреи со своим Богом на протяжении уже 2000 лет.

И эту нечеловеческую жизнь евреев, подобную жизни насекомых, провидел уже Эзра своим пророческим взором. Вот, что он говорит ещё в цитированной выше четвертой главе:

"...Переходим из века сего, как саранча, жизнь наша проходит в страхе и ужасе, и мы сделались недостойными милосердия".

Таких страшных слов не было еще сказано никем, никогда, ни людьми, ни богами. Ни о людях, ни о скотах. Убивая хищного зверя-людоеда, человек все же не лишен милосердия к нему и не подвергает его без нужды лишним страданиям.

^ Лишенными милосердия бывали и теперь ещё бывают только евреи. Так было при всех многочисленных еврейских погромах почти во всех странах и во всех эпохах вплоть до нашей, до немецко-фашистского истребления евреев в 40-х годах XX столетия и в конце 40-х годов, во время зверской войны английского правительства с тысячами еврейских беглецов, спасавшихся в Палестину чуть ли не прямо из Освенцима. Так это есть и теперь во многих странах.

Еще теперь, после двадцати лет существования государства Израиль, после трех опасных войн за такой короткий срок, его руководители констатируют, что в этой тяжелой борьбе за физическое существование своего народа государство вынуждено опираться только на себя.

Никто не хотел пошевелить пальцем, чтобы существенно помочь Израилю в дни смертельной опасности. Зато теперь еще возможна безнаказанная травля и даже безнаказанные публичные казни евреев, и только евреев. Где уж тут до милосердия!

Настойчивые вопросы Эзры требуют всё более точных и глубоких ответов на все тайны судеб земных и особенно Израиля. Каждый раз он должен готовиться к беседе, очищаясь путём семидневного поста, иногда питаясь одними цветами полевыми.

После третьего поста Эзра снова вопрошает ангела о том же: почему Израиль, возлюбленный Божий народ, предан в руки народов, признанных Богом "за ничто"? "И доколе это?"

Дальше цитируем величавый, внутренне ритмичный и полный мудрости текст Эзры:

"Когда я окончил говорить эти слова, послан был ко мне ангел, который посылаем был ко мне в прежние ночи.

И сказал мне: встань, Эзра, и слушай слова, которые я пришел говорить тебе.

Я сказал: говори, господин мой.

И он сказал мне: море расположено в пространном месте, чтобы быть глубоким и безмерным.

Но вход в него находится в тесном месте, так что подобен рекам.

Кто пожелал бы войти в море и видеть его или господствовать над ним, тот, если не пройдет тесноты, как может дойти до широты?

Или иное подобие: город построен и расположен на равнине и наполнен всеми благами.

Но вход в него тесен и расположен на крутизне так, что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода.

Между ними, то есть между огнем и водою, лежит лишь одна стезя, на которой может поместиться не более как только ступня человека.

Если город этот будет дан в наследство человеку, то как он получит свое наследство, если никогда не перейдет лежащей на пути опасности?

Я сказал: так, Господи. И он сказал мне: такова и доля Израиля.

Для них Я сотворил век. Но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано.

И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда.

А входы будущего века пространны, безопасны и приносят плоды бессмертия.

Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это. тесное и бедственное, они не смогут получить, что уготовано" (III Эзры, 7).

Высказанная здесь кардинальная мудрость о том, что к обетованной цели ведет всегда тесный и тяжелый путь, выражена была позже в Евангелии еще резче:

"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Матфей, 7:13-14).

Это значит, что бессмертие не дается человеку даром, как, например, физическое тело, а должно быть завоевано им в тяжелой борьбе. Так прямо и сказано. Эзра скорбит о тех людях, которые утеряют бессмертие за свои дурные дела, за свою ошибку:

"Что пользы нам, если обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела?..

Показан будет рай... но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных...

Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать" (III Эзры, 7).

Это один из самых жизненных и больных вопросов человеческого рода: люди расплачиваются в будущей (да и в этой) жизни за грехи, совершённые по ошибке и, главное, - неумышленно, по неведению. Эзра получил божественное разъяснение:

"Он (ангел) отвечал и сказал: это помышление о борьбе, которую должен вести на Земле родившийся человек.

Чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты сказал, а если победит, получит то, о чем Я говорю.

Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил, к народу говоря: избери себе жизнь, чтобы жить.

Но они не поверили ему..." (Там же)

Итак, борьба включена в закон жизни. Бессмертие должно быть завоевано, сознательно

05-stepen-znaniya-inostrannih-yazikovi-yazikov-narodov-rossijskoj-federacii-obsherossijskij-klassifikator.html
050000-g-almati-ul-gogolya-39.html
050100-68-pedagogicheskoe-obrazovanie-magisterskaya-programma-literaturnoe-obrazovanie-annotacii.html
050146-prepodavanie-v-nachalnih-klassah.html
05022010vlastinet-kishinev-moldaviyarealnaya-zhizn-virtualnoj-torgovli-v-ukraine.html
05022010vlastinet-sankt-peterburgrealnaya-zhizn-virtualnoj-torgovli-v-ukraine.html
  • uchit.bystrickaya.ru/translyaciya-kulturi-i-obuchenie-g-p-shedrovickij-ob-ishodnih-principah-analiza-problemi-obucheniya-i-razvitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-vipolneniyu-raboti-ekzamenacionnaya-rabota-po-nemeckomu-yaziku-sostoit-iz-che-tireh-chastej-vklyuchayushih-46-zadanij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/musorgskij-tvorcheskij-portret-i-biografiya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/struktura-organizaciya-raboti-i-tehnologii-peregruzochno-skladskih-i-transportnih-kompleksov-pri-perevozke-trub.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mezhfirmennaya-kooperaciya-v-ramkah-innovacionnogo-menedzhmenta-venchurnie-fondi-konsorciumi-strat.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shpargalka-egor-veryuzhskij-1-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obshie-meri-po-osushestvleniyu-doklad-generalnogo-sekretarya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/55-kosvennaya-reklama-i-obshestvennie-svyazi-strahovoj-marketing.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervaya-gruppa-voprosov-sobranie-sochinenij-43-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-po-teme-vezdesushaya-matematika.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-stranica-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-kulturologiya-dlya-samostoyatelnoj-podgotovki-k-seminarskim-zanyatiyam-studentov-ugma-ekaterinburg-2010.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-oprovedenii-pervenstva-goroda-klimovska-po-kiokusinkaj-karate-disciplina-kyokusin-kod-vida-sporta-1730001411ya-po-kumite.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-i-uchashihsya-obsheobrazovatelnih-shkol-liceev-i-gimnazij-izdanie-2-e-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-zanyatie-medicinskoj-i-farmacevticheskoj-deyatelnostyu-zakon-respubliki-tadzhikistan.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-5-g-pavlodara.html
  • literatura.bystrickaya.ru/specialnost-28020265-inzhenernaya-zashita-okruzhayushej-sredi-prikazivayu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-organizaciya-i-metodi-obucheniya-sposobstvuyushie-formirovaniyu-klyuchevih-kompetentnostej.html
  • education.bystrickaya.ru/23-kuplya-prodazha-rezidentami-inostrannoj-valyuti-konspekt-lekcij-krasnoyarsk-2005-avtori-sostaviteli.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sintez-modificirovannih-seroj-i-fenolami-oligomerov-olefinov-i-dienov-i-ih-svojstva-02-00-06-visokomolekulyarnie-soedineniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-golosovaniya-11-chas-55-min-14-sek-s-m-mironov-predsedatelstvuyushij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoj-programmi-disciplini-kultura-rechi-informacionno-tehnologii-v-sfere-hudozhestvennogo-obrazovaniya-dlya-oop-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-pyataya-kniga-posvyashaetsya-tem-967-muzhchin-kotorie-ne-umeyut-znakomitsya-s-devushkami-nesmotrya-na-ochevidnie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oformlenie-zayavki-na-izobretenie-i-poleznuyu-model.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vo-mne-buntuet-duh-svobodi-royalty.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nastavlenie-po-pozharno-spasatelnoj-podgotovke-glava-obshie-polozheniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-obobshennie-priemi-resheniya-uravnenii-s-odnoj-peremennoj-v-shkolnom-kurse-algebri.html
  • letter.bystrickaya.ru/monitoring-smi-28-30.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekologo-fiziologicheskie-osobennosti-reakcij-organizma-cheloveka-pri-adaptacii-k-faktoram-morskoj-sredi-03-00-13-fiziologiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajnaya-doktrina-stranica-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladimir-solovev-stranica-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-detskoe-rechetvorchestvo-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/socialno-eticheskie-principi-biologicheskogo-poznaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-metodicheskie-rekomendacii-organizaciya-raboti-stacionara-dlya-netransportablnih-bolnih-g-nizhnij-novgorod-2010-g.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-shestaya-generiruyushaya-kompaniya-optovogo-rinka-elektroenergii-kod-emitenta-stranica-32.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.