.RU

3.4. Развитие малого бизнеса - Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации


^ 3.4. Развитие малого бизнеса

Ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации характеризуется системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевую структуру. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью: более 60% от общего числа малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.

Исправить данную ситуацию может только комплексный подход, который позволит снизить высокие издержки российского малого и среднего бизнеса. Принципом нашего законодательства должно стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, в первую очередь промышленно-производственной и инновационной сферы.

Только появление в России все большего количества предприятий малого и среднего бизнеса будет способствовать развитию эффективной конкуренции, что переориентирует бизнес на сокращение издержек и откроет дорогу для инноваций. ФАС России считает, что дальнейшее ужесточение антимонопольного законодательства и обеспечение прозрачных процедур доступа малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам и т.д. способно качественным образом повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса. Для этого предлагаются следующие меры:


^ 1. Снижение административных барьеров

Административная реформа в стране идет крайне медленно. ФАС России ежегодно выявляет более 1000 нарушений Закона о защите конкуренции со стороны органов власти, которые выражаются в реализации ими действий (бездействии), ограничивающих конкуренцию на локальных рынках в виде запретов на отдельные виды деятельности или входа новых игроков на товарные рынки и т.д. Должностные лица, от действий которых зависит исполнение контрактов (например, в строительной отрасли, при выдаче и согласовании всех необходимых разрешений для заключения и исполнения инвестиционного контракта), не несут никакой ответственности за несвоевременное оформление документов, выдачу технических условий, проведение экспертиз и т.д. За все отвечает только предприниматель.

Необходимым является:

- скорейшее принятие Федерального закона «О стандартах государственных услуг и административных регламентов»;

- активизация работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, отвечающих за развитие малого и среднего бизнеса путем включения задач по развитию конкуренции и демонополизации экономики в программы социально-экономического развития регионов;

- замена при открытии собственного дела (особенно инновационного) всех разрешительных процедур на уведомительные на федеральном и местных уровнях.

^ 2. Расширение доступа к кредитным ресурсам

Как показывает практика, финансирование малых компаний происходит, преимущественно, индивидуальными инвесторами или через механизм самофинансирования, что снижает прозрачность сделок, повышает их криминальность, снижает конкурентоспособность компаний. Отсутствие законодательства «О венчурном финансировании», «О микрофинансовых организациях» приводит к тому, что сегодня финансирование имеет точечный характер, ориентируется на крупные и средние компании (крупный размер реализуемых проектов) и не направлено в сферу высоких технологий. Пенсионные и страховые компании не участвуют в инвестировании в венчурные фонды, которые, как правило, являются высокорентабельными.

Необходимо:

- включать в обязательном порядке в региональные и муниципальные программы развития субъектов МСП мероприятия, предусматривающие формирование региональных фондов гарантий (поручительств) и муниципальных фондов для предоставления обеспечения по кредитам, привлеченным малыми и средними предприятиями (особенно для поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве);

- предоставлять средства господдержки посредством проведения аукциона, предусматривающего установление фиксированной цены размещения средств господдержки в кредитных организациях и проведение торгов на снижение ставки, по которой будет осуществляться кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом предоставление средств господдержки может обуславливаться обязательством кредитной организации предоставлять кредиты указанным субъектам за счет софинансирования (например, в соотношении 2:1);

- направлять часть средств, выделяемых на поддержку малого и среднего предпринимательства, на финансирование под уступку денежного требования (факторинг).


^ 3. Доступ к недвижимости и инженерной инфраструктуре

Недостаточная и неразвитая инфраструктура является естественным ограничением как для развития конкуренции, так и для экономического роста в различных секторах экономики и прихода в эти отрасли новых технологий.

Для обеспечения доступа к недвижимости необходимым является:

- передача имущества ГУПов и МУПов, не используемого для осуществления публичных функций, в госсобственность с последующей приватизацией либо формированием имущественного фонда для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса;

- разработка мероприятий, направленных на создание государственно-частных партнерств на федеральном и региональных уровнях по строительству технопарков и промышленных парков (отраслевой направленности), для развития малого и среднего бизнеса и внедрения новых технологий управления и ведения бизнеса.

Для развития инженерной инфраструктуры необходимо:

- разработать и принять нормативные акты, направленные на дальнейшие совершенствование порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;

- ликвидировать необоснованное двойное налогообложение потребителей при осуществлении технологического присоединения, что приводит к увеличению платы за технологическое присоединение. Сегодня налог на прибыль взимается дважды – как с потребителя, так как стоимость присоединения он относит в расходы, так и непосредственно с сетевой организации;

- разработать меры, направленные на удешевление и упрощение процедуры подключения к другим инженерным сетям (вода, тепло, газ) как было сделано с процедурой подключения к электросетям, в том числе публиковать информацию о технической возможности подключения, размере платы и о количестве фактических подключений.


^ 4. Доступ малого и среднего бизнеса к государственному заказу

Доступ к государственному заказу является одним из способов расширения спроса на продукцию малого и среднего бизнеса. Кроме того, сейчас малый бизнес впервые реально получает шансы расширить спрос на свою продукцию до 800 млрд. руб. в год, так как только по специальным торгам до 20% от общего объема государственных и муниципальных закупок заказчики будут обязаны размещать на специализированных торгах для МСП.

Большим достижением в 2009 г. будет внесение в российское законодательство поправок, касающихся распространения принципа закона о государственных закупках на естественные монополии и государственные корпорации.

Необходимо:

- перейти в размещении государственных и муниципальных заказов преимущественно на электронную форму посредством проведения электронных аукционов на ограниченном количестве электронных площадок;

- составить реестр «недобросовестных заказчиков» по принципу реестра «недобросовестных поставщиков» с возможностью дисквалификации чиновника за систематические нарушения законодательства;

- повысить качество финансового обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов.


^ 5. Развитие инновационного малого бизнеса

Мировой опыт показывает, что малые инновационные компании обычно развиваются вокруг образовательных и научных центров, однако в России этого не происходит. Причина такого положения дел – отсутствие окончательного урегулирования вопросов коммерциализации технологий, прав собственности на перспективные разработки, что сдерживает их эффективную реализацию. Сегодня в стоимости малых инновационных фирм учитываются, фактически, только их материальные активы. Однако, для малых инновационных фирм такие переменные расходы, как заработная плата, приобретение необходимых для производства услуг, напрямую накапливаются в виде нематериальных активов – опыте персонала, известности фирмы, ее репутации, приобретении новых клиентов и т.п. Эти нематериальные активы сегодня не находят отражение в оценке фирмы, чему препятствует в том числе и отсутствие эффективных механизмов их защиты.

Необходимо:

- внедрение инновационного образования. Высшее учебное заведение должно стать центром совмещения учебного и научного процесса.

- сделать российское патентное законодательство более гибким: а) упростить процедуры для мелких компаний (т.е. заявительный принцип регистрации патентов); расширить возможность их применения для защиты бизнес-идей, моделей и алгоритмов; б) сориентировать его на индивидуальных предпринимателей, эффективно защищать их от крупных компаний (вопросы судебной процедуры); в) ужесточить санкции за воровство или копирование интеллектуальной собственности (увеличить суммы, подлежащие выплате пострадавшему предпринимателю, соответствующие его реальным потерям).

- укрепить связь между наукой и бизнесом путем закрепления интеллектуальной собственности – включения в трудовые контракты положений о праве собственности в случае коммерциализации разработок. Целесообразно закрепить его за соответствующими научно-исследовательскими и высшими учебными заведениями, которые впоследствии могут переуступить эти права ученым. В случае получения результата, подлежащего коммерциализации, разработчик должен проинформировать о нем подразделения организации-работодателя, отвечающие за трансфер технологий, а не заключать нелегитимные сделки с третьими лицами.

- внести поправки в патентное и связанное с ним законодательство с целью усиления защиты нематериальных активов, недостаток которой сдерживает как развитие партнерских отношений между малыми фирмами, так и венчурное финансирование (венчурные фонды также нуждаются в гарантиях своей собственности на создаваемые активы, сохранения за собой уникальности продукта).

- вовлечение государственных корпораций в инновационную экономику, например, через наблюдательные или попечительские советы.


^ 6. Доработка законодательства о саморегулируемых организациях в целях недопущения создания дополнительных барьеров выхода на рынок

В настоящее время проявились тенденции ограничения конкуренции в интересах отдельных узких предпринимательских групп. Такие действия направлены на создание новых административных и финансовых барьеров доступа хозяйствующих субъектов на рынок.

Широко декларируется важность скорейшего внедрения механизмов саморегулирования профессионального и предпринимательского сообщества как одного из инструментов развития гражданского общества. Так, Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в его действующей редакции и, особенно, № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», налагают на СРО и их участников многочисленные и весьма серьезные обязанности, выполнение которых, тем не менее, не гарантирует ни существенного повышения ответственности строителей и проектировщиков перед конечными потребителями, ни повышения качества вновь создаваемых или реконструируемых объектов. Дело в том, что предметом саморегулирования являются правила предпринимательской деятельности на основе внутренних регламентов СРО, контроль же за исполнением технических регламентов участниками в функции таких организаций не входит, более того, СРО такая деятельность запрещена. Кроме того, совершенно непропорционально распределяется финансовая ответственность участников строительства за результаты работы: взносы в компенсационный фонд генеральных подрядчиков и исполнителей малых по объемам специализированных работ совершенно идентичны. Именно эти работы (их в общем объеме строительства от 40 до 70%, а при проведении реконструкции и капитального ремонта и того более) выполняют предприятия малого и среднего бизнеса.

Необходимо:

- провести анализ законодательства по СРО совместно с объединениями малого и среднего бизнеса на предмет оценки возможных негативных последствий для экономики страны. Необходимо также учесть зарубежный негативный опыт;

- привлечь профессиональные или отраслевые сообщества к разработке проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности участников строительного рынка, и учесть их аргументированные предложения, сосредоточить усилия отрасли, прежде всего на разработке технических регламентов в строительстве, выработке критериев качества и безопасности возводимых и реконструируемых объектов;

- перейти к обязательному саморегулированию в строительстве, если это будет признано необходимым, постепенно в течение нескольких лет.


^ 7. Совершенствование знаний и опыта предпринимателей

Когда предприниматель создает малый бизнес с «нуля» или открывает новое дело в другой сфере деятельности, перед ним встает проблема получения доступа к комплексной и обновляемой информации, касающейся планирования и управления финансовыми и товарными потоками, применения налогового и иного регулирующего предпринимательскую деятельность законодательства, маркетинга, разработки бизнес-проектов и т.д.

Целесообразно:

- организовать систему краткосрочного специального профессионального образования для руководителей малых предприятий и лиц, желающих открыть собственное дело;

- ввести в школьную программу дисциплину «Основы предпринимательской деятельности»;

- создать информационный портал в сети «Интернет» по оперативному консультированию предпринимателей по вопросам организации и работы малого бизнеса (или реализовать это на портале общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»);

- ввести в программу общероссийского государственного телеканала обучающую передачу, помогающую открыть собственное дело;

- организовать поддержку предпринимательства путем создания инфраструктуры, предполагающей работу предпринимателей-волонтеров («бизнес-кружки» с необходимой литературой, консультации предпринимателей уже создавших свое дело и т.п.).

2006-goda.html
2006-udk-bbk-o.html
20062011-g-s35-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol-stroitelni-materiali-arhitektura-imoti.html
2007-2008-uch-g-3-uchastie-uchitelej-shkoli-v-rmo-rajona-konkursah-konferenciyah-nacionalnih-proektah-uchastie.html
2007-g-torzhestvennaya-ceremoniya-posvyashennaya-prazdnovaniyu-dnya-rossijskoj-advokaturi.html
2007-god-doklad-o-polozhenii-detej-v-ivanovskoj-oblasti-ivanovo-2009.html
  • writing.bystrickaya.ru/bileti-za-kurs-srednej-shkoli-2003g-chast-5.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-prezidiuma-rossijskogo-soveta-profsoyuza-i-apparata-profsoyuza-na-iv-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/podsekciya-ekologiya-programma-xii-mezhregionalnoj-konferencii-festivalya-yunost-bolshoj-volgi.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-ii-harakteristika-istochnikov-rigveda-avesta-arheologiya-literatura-vvedenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/finni-zanyalis-ekologicheskim-planirovaniem-territorii-peterburgabaltinfro-ria-novosti-22.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-gde-mi-derzaem-klyanus-kompotom-detstva-moego.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/liki-pamyati-novejshie-tehnologii-sohraneniya-i-vosstanovleniya-rukopisnogo-i-pechatnogo-naslediya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soblyudenie-prav-osuzhdennih-nesovershennoletnih-v-processe-ih-socialnoj-adaptacii-i-reabilitacii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnaya-informaciya-ob-antropogennih-vibrosah-parnikovih-gazov-predislovie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soyuz-malih-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-07-sentyabrya-po-13-sentyabrya-2011-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nflyacya-prichini-viniknennya-ta-metodi-regulyuvannya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-veb-dizajn-razrabotchik-kovtanyuk-a-e-identifikacionnij-nomer-umkd-28101.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazi-scenki-nabroski-stranica-12.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-n-lebedeva-etnopedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-ekologicheskogo-soznaniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/letopisi-naselennih-punktov-belgorodskoj-oblasti-uspeshnij-bibliotechnij-kraevedcheskij-proekt.html
  • writing.bystrickaya.ru/kislorod-ego-svojstva-i-primenenie-chast-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/marketingovij-analiz-i-diagnostika-dohodov-i-prodazh-metodika-buhgalterskogo-ucheta-28-osnovnie-principi-vedeniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-informatika-maslyankin-v-i-rastyagaev-d-v.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postanovlenie-68-ob-utverzhdenii-sanitarnih-pravil-i-norm-1-12-9-2006-gigienicheskie-trebovaniya-k-ustrojstvu-i-soderzhaniyu-poligonov-dlya-tverdih-kommunalnih-othodov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-sfere-ekonomiki-v-sbornike-predstavleni-tezisi-dokladov-i-vistuplenij-uchastnikov-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fihte-nastavlenie-k-blazhennoj-zhizni-ili-uchenie-o-religii-uchenie-o-religii-v-novoj-filosofii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ponyatie-cennoj-bumagi-po-grazhdanskomu-zakonodatelstvu-rossijskoj-federacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/parashyutnij-sport-i-paraplanerizm.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrol-v-korrelyacionnih-issledovaniyah-kratkoe-izlozhenie-voprosi-statisticheskoe-prilozhenie-vichislenie-i-predstavlenie.html
  • control.bystrickaya.ru/boginya-na-kuhne-sofi-kinsella-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2kompleks-fizicheskih-uprazhnenij-lavrova-e-v-logopediya-osnovi-fonopedii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-24-anne-obrien-rice-the-tale-of-body-thief.html
  • student.bystrickaya.ru/3454-elektrooborudovanie-dlya-elektrovozov-i-elektropoezdov-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-uchitsya-peregovornomu-iskusstvu-bez-otriva-ot-raboti-pravila-slushaniya-37-nyuansi-tehniki-voprosov-51-tovarnaya-argumentaciya-52.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-teoreticheskim-osnovam-informatiki-na-temu-avtomatizirovannie-sistemi.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-obshestva-v-otrasli-otraslevaya-prinadlezhnostkratkaya-harakteristika-sostoyaniya-i-perspektiv-razvitiya-otrasli.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-hudozhestvennaya-obrabotka-drevesini-razrabotal-avdeev-v-m-uchitel-tehnologii-bijsk.html
  • lecture.bystrickaya.ru/armi--specializirovannie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-12-fevralya-2010-god.html
  • bukva.bystrickaya.ru/storiko-kulturna-spadshina-krimu-chasv-antichnost-serednovchchya-ta-vikoristannya-u-turizm.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchyot-akcionernogo-obshestva-sovet-direktorov-predstavlyaet-godovoj-otchyot.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.