.RU

§4. Функции символа в художественном тексте - Курсовая работа


^ §4. Функции символа в художественном тексте
В качестве показательного примера проявления символа в художественном тексте нами был выбран материал Г.Ш. Нугмановой из статьи «Фольклорные образы-символы в творчестве А. Башлачёва». Безусловно, важно, что здесь рассматривается именно песенный текст. Кроме того, он исследуется в контексте фольклорной традиции. Такой подход наиболее близок при работе над выявлением спектра семантических значений древнерусских и общекультурных символов в текстах песен группы «Калинов Мост».

Особую роль играют образы, связанные со стихиями огня и зимы, а также образ-символ колоса.

Мотивы огня и зимы - главные в творчестве Башлачева. Они проходят через большинство песен, начиная с самых ранних («Осень»). Часто им сопутствует образ - символ колоса (например, в песнях «Тесто», «Мельница»). Данные элементы по своей семантике тесно связаны с соответствующими образами и мотивами в фольклоре.

Образ колоса широко представлен в устном народном поэтическом творчестве, так как хлеб - главный источник жизни земледельца. Он занимает центральное место в календарно-обрядовом цикле (колядках, троицко-семицких и жнивных песнях). Для фольклорной традиции свойственно отождествление колоса с жизнью. Не случайно слова «жить» и «жито» одного корня. Здесь это именно образ-символ, потому что колос здесь одушевляется, в функциональном плане приобретает статус образа, сохраняя за собой и функции символа.

У Башлачева же символическое начало преобладает; колос, зерно, семя прежде всего знаки. Хотя элемент одушевленности также присутствует, правда, уже в переносном значении данного образа

А. Башлачев сохраняет традиционное значение образа - символа колоса, перенося его на человека, на поэта. Например, в песне «Сядем рядом...» жизнь человеческая сопоставляется с жизнью колоса, по которому молотят цепами: «Нить, как волос. / Жить, как колос / Размолотит колос в дух и прах один цепной удар. / Я все знаю. Дай мне голос - / И я любой удар приму, как твой великий дар».

Единственное, что может помочь человеку выстоять под «ударами», - голос, способность творения, творчество, символом которого выступает зерно. Причем «зерно» человеческое соотносится с «зерном» божественным - звездами: «Ведь подать рукою - / И погладишь в небе свою заново рожденную звезду. / Ту, что рядом. Ту, что выше, / Чем на колокольне звонкий звон. / Да где он? Все темно. / Ясным взглядом / Ближе, ближе... / Глянь в окно - да вот оно рассыпано твое зерно».

Сопоставление поэта и колоса было свойственно и мифопоэтическому взгляду на мир: поэт «в так называемом «основном мифе» славянской традиции соотносится с образом младшего сына Громовержца , который воскрес в форме удвоенного плода (колоса), несущего плодородие...» (А.В. Юдин).

С образом колоса у Башлачева тесно связан мотив огня. Например, в песне «Мельница», используя традиционную фольклорную символику, поэт показывает вечную борьбу добра и зла, вечную смену жизни и смерти. Огонь, с одной стороны, разрушительное начало, он уничтожает зерно: «Где зерно мое? Где мельница? / Сгорело к черту все. И мыши греются в золе».

В конце песни огонь выступает как созидающее, наиболее сильное, начало: «Пуст карман. Да за подкладкою / Найду я три своих последних зернышка. / Брошу в землю, брошу в борозду - / К полудню срежу три высоких колоса. / Разотру зерно ладонями / да разведу огонь / да испеку хлеба.

Стихии огня в песнях Башлачева противопоставляется образ зимы, несущий явно негативную семантику. Понятия Огня и Зимы здесь являются членами более широких оппозиций «тепло - холод»; «добро - зло»; «жизнь - смерть», что сближает их с мифопоэтической моделью мира. Главная мысль, лежащая в основе русских народных календарных обрядов, - смерть природы зимой и воскресение ее весной.

В песнях Башлачева «зимние» мотивы представлены очень разнообразно. Это, во-первых, образы стихий (стужа, вьюга, метель) в песнях «Посошок», «Вишня», «Тесто». Часто они сопровождаются эпитетами с негативной семантикой: «люта стужа», «злая метель». Образы стихий также могут персонифицироваться: Снежна Бабушка, старуха-Зима, зима «в роли моей вдовы».

Через анализ фрагментов конкретных песенных текстов А. Башлачёва происходит выявление спектра семантических значений символов. Кроме того, символы трактуются с точки зрения фольклорной традиции. Где это возможно, даны параллели из народно-поэтических песен. Таким образом, представлен и сопоставительный анализ материала. В ходе исследования были выявлены связи между определёнными символами, их взаимовлияние.

В работе С.Г.Коровиной «Особенности употребления символа в творчестве американской писательницы китайского происхождения Эмми Тань» выясняется, что символ нельзя разъяснить, сводя к однозначной формулировке, а можно лишь пояснить, соотнеся с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут его к большей рациональной ясности, но не дойдут до чистых понятий. Через опосредствующие смысловые сцепления символ в итоге соотносится с цельностью человеческого мира.

Э. Тань не дает прямого авторского объяснения изображаемым ею явлениям и событиям. Оно следует из самого контекста произведения, из его логики, из закономерностей развития сюжета, из раздумий героев. Выполнив свою функцию, символ обычно отступает на задний план вместе с описанной ситуацией и чаще всего больше не появляется. А в архитектонике произведения возникают новые ситуации, новые персонажи и новые символы.

Зеркало:

Следует отметить, что зеркало является одним из ключевых символов даосской традиции: «Наилучшая метафора недвойственности абсолютного и обыденного сознания: оно собирает холодную росу, но само не холодно; с его помощью извлекают огонь, но оно не горячо. Даосизм разделяет две универсальные в человеческой культуре тенденции осмысления символики зеркала. Одна из них связана с представлением о зеркале как средстве опознания подлинного образа вещей и отличается дидактической направленностью. Другая исходит из роли зеркала как силы трансформации и тесно соприкасается с магией зеркала» (9;с.200).

Такой образ мышления мы наблюдаем и у одной из матерей «Клуба радости и удачи». Во вставной новелле «Американский перевод», предваряющей третью часть романа китайская женщина двояко использует образ-символ зеркала: во-первых, неправильное положение зеркала может повлиять на возможность зачатия детей, то есть здесь ему приписываются магические свойства. Во-вторых, мы встречаемся со способностью Ин-ин Ст. Клэар “увидеть мир в зеркале”, предполагающей «осознание символической равноценности всех данный опыта – того простого факта, что все образы как внешнего, так и внутреннего мира располагаются в нашем восприятии на одной плоскости» (9;с.204). Так, в рассматриваемой вставной новелле в зеркале отражается воспринимаемый китайской матерью и недоступный для американской дочери иллюзорный, внутренний мир: «Это внутри…. Посмотри вовнутрь, скажи мне, разве я не права? В этом зеркале мой будущий внук, уже следующей весной сидящий на моих коленях» (1;с.159).

В даосской философии «зеркало рассматривалось в его способности не столько отражения, сколько выявления всего, что происходит в мире человека; выявления, которое делает все образы символически равноценными.

В главе «Красная свеча» образ-символ зеркала используется в качестве магического кристалла, с помощью которого можно видеть то, что скрыто от человеческих глаз. Так, в решающий момент своей жизни, перед свадьбой с нелюбимым человеком Линдо думает о своей несчастливой доле, и в это время налетает сильный ветер, который изменяет её отношение к жизни: «Я вытерла глаза и взглянула в зеркало. Я удивилась тому, что увидела. На мне было великолепное красное платье, но то, что я увидела, было ещё более ценное. Я была сильная. Я была настоящая. Мои истинные мысли никто не мог увидеть, никто не мог забрать их у меня. Я была, как ветер. Я откинула голову назад и гордо улыбнулась своему отражению. И затем я надела на лицо большой вышитый красный шарф, закрыв им и свои мысли. Но даже под шарфом я знала, кто я. Я дала обещание себе: я всегда буду помнить пожелания моих родителей, но и не забуду о себе» (11;с.2931).

Итак, рассмотрев особенности употребления одного символа в произведениях американской писательницы, справедливо будет утверждать, что, в основном, здесь сохраняется понимание этих образов в китайской традиции. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о неоспоримом влиянии этнической культуры на творчество не только Э. Тань, но и каждого автора.
^ Выводы по главе
Понятию символ не так уж легко найти точное определение. Неверно будет рассматривать эту категорию односторонне, не учитывая факт его живой органичности как самого по себе, так и в отношении с различными областями знаний. Символ наделён широким спектром характеристик, совмещающим в себе свойства таких категорий как аллегория, олицетворение, художественной образ, метафора, сравнение и даже мифа. При этом символ един и неделим. Его можно только пояснить с помощью других символов-слов. Однако следует помнить, что символ как таковой не имеет предела семантического объяснения, иначе он перестаёт быть символом.

Информация о древнерусской символике дошла до нас через культурную традицию, воплотившуюся в национальном искусстве в заговорах, песнях, вышивке, орнаменте. Именно так люди наглядно выражали своё миропонимание. Языческие представления древних людей тесно связывали человека с природой. Здесь же нашла своё отражение идея о дуальности всех вещей и явлений.

Песня представляет собой сложный и не всегда однозначный синтез слова и музыки. Изначально песня являлась продуктом массового сознания, но впоследствии она приобретает определённого автора. Современную песню часто считают формой реализации фольклорного жанра: при исполнении здесь реализуется двусторонняя связь воспринимающего и исполнителя. Исходя из того, что песенные тексты группы «Калинов Мост» используют стилистические приёмы, символы, образы, мотивы, сходные именно с лирической песней, истоки их творчества следует искать именно в этом жанре.

В качестве показательного примера проявления символа в художественном тексте нами был выбран материал Г.Ш. Нугмановой из статьи «Фольклорные образы-символы в творчестве А. Башлачёва» (рассматривается песенный текст с точки зрения фольклорной традиции), а также фрагмент из работы С.Г.Коровиной «Особенности употребления символа в творчестве американской писательницы китайского происхождения Эмми Тань» (раскрывается китайская традиция восприятия символа в художественном тексте).

36-pravovoe-regulirovanie-v-oblasti-informacionnih-resursov-uchebnoe-posobie-dlya-visshej-shkoli.html
36-prekrashenie-bitvi-prakticheskij-kurs-transerfinga-za-78-dnej-transerfing-realnosti.html
36-proceduri-standartnie-funkcii-i-moduli-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-151001-tehnologiya-mash.html
36-programmnoe-obespechenie-abis-uchastnikov-kspbm-n-a-zabelina-oktyabrya-2000-g-utverzhdayu.html
36-raschet-chislennosti-rabotnikov-proizvodstva-i-zala-uchebniki-i-uchebnie-posobiya-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
36-razvitie-infrastrukturi-neproizvodstvennih-otraslej-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-ot-24-iyulya-1998-g-n-124-fz-ob-osnovnih-garantiyah-prav-rebenka-v-rossijskoj-federacii.html
  • school.bystrickaya.ru/kak-nachat-biznes-i-kakoj-otrezvlyayushij-vzglyad-na-biznes-referat.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-matematicheskoe-modelirovanie-032100-00-matematika-s-dopolnitelnoj-specialnostyu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-delovaya-igra-trening-kontaud-razrabotka-novoj-programmi-treninga-rukovoditelej-30-problema-motivacii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-i-interpretaciya-rezultatov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-prepodavatelej-i-studentov-fakultetov-psihologii.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-primernie-voprosi-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-formi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-16-tipovaya-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-vojskovom-pravlenii-vojskovogo-kazachego-obshestva-vnesennogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/kreditnaya-sistema-rf-chast-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respublikanskaya-konferenciya-festival-tvorchestva-obuchayushihsya-excelsior-sekciya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chislo-kreditovchasov-normativnij-srok-osvoeniya-programmi-4-goda-obshaya-trudoemkost-osvoeniya-oop-9112-chasov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/katalog-ral-poroshkovaya-kraska-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-priglashenie-k-uchastiyu-v-otkritom-aukcione.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-tretya-sheron-rona-korolevskaya-krov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/52-kadrovoe-razvitie-koncepciya-razvitiya-gosudarstvennogo-universiteta-visshej-shkoli-ekonomiki-na-period-do-2010.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sozvezdie-pleyadi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aza-len-asar-bel-ain-zhban-moldaaliev-shiarmashiliina-bajlanisti.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennaya-ekologicheskaya-ekspertiza-i-ekologicheskij-kontrol.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-programmi-povisheniya-kvalifikacii-sovremennie-problemi-vospitatelnogo-processa-v-visshej-shkole.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/patogennie-prostejshie.html
  • essay.bystrickaya.ru/enciklopediya-magicheskih-terminov-tom-1-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mehanizm-dejstviya-zakonov-m-a-sergeev-yavlyaetsya-vidnim-specialistom-v-oblasti-regionalnoj-ekonomiki-hozyajstvennogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evrosoyuz-blokiruet-rossijskuyu-pomosh-kosovskim-serbam-gazeta-izvestiya-obshefederalnij-vipusk-16122011.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kulture-obsheniya-dlya-5-klassa-razrabotana-na-osnove-zakona-rf-ob-obrazovanii-ot-29-12-2012-n-273-fz-red-ot-23-07-2013.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tairibi-zheltosan-izari.html
  • grade.bystrickaya.ru/nastoyashee-elektronnoe-posobie-kompleksnie-zanyatiya-vipusk-2-serii-obrazovatelnoe-prostranstvo-dou-prednaznacheno-rukovoditelyam-metodistam-vospitatelyam-mu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ad-chistilishe-i-raj-v-katolicheskoj-teologii-kontrolnie-voprosi-139.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stanki-shlifovalnoj-gruppi-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov-vseh-form.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-fizicheskaya-himiya-dlya-specialnostej-280201-ohrana-okruzhayushej-sredi-i-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnih-resursov-280202-inzhenernaya-zashita-okruzhayushej-sredi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/talleman-de-reo-zanimatelnie-istorii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-3-704-31-yanvarya-2011-g-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiticheskaya-zapiska-ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-moshkovskogo-rajona-za-1-polugodie-2010-goda-selskoe-hozyajstvo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-raschet-soprotivleniya-paropronicaniyu-ograzhdayushih-konstrukcij-zashita-ot-vlagi-sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/risunok-svyashennij-ili-egipetskij-treugolnik.html
  • institute.bystrickaya.ru/glavnim-obrazom-po-prichine-neumeniya-vodit-mashini-andrej-andreevich-ulanovdmitrij-vladimirovich-shein-poryadok-v.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-sozdavaya-shkolubudushego-kniga-kotoruyu-vi-derzhite-v-rukah-mozhet-sigrat-v-toj-ili-inoj-mere-vse-chetire-etih-roli.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-46-i-v-vachkov-osnovi-tehnologii-gruppovogo-treninga.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.